обобщающий урок на тему "Многообразие и значение грибов"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Методическая разработка урока биологии в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_mnogoobrazie_gribov.docx609.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Тема урока: "Многообразие грибов"

Цель урока:

познакомить с многообразием грибов, их значением в природе и для человека, объяснить, как можно обезопасить себя от отравления грибами.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые результаты:

Личностные:   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к биологии  как науки

Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные:  развитие умений работать с учебником, овладение понятиями грибы-симбионты, грибы-паразиты, грибы-сапрофиты, антибиотики.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки  с заданием для самостоятельной работы.

Основные понятия  изучаемые  на уроке: шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик, дрожжи, съедобные грибы, несъедобные грибы.

Закрепить понятия: грибы-симбионты, грибы-паразиты, грибы-сапрофиты.

Ход урока.

1.Организационный момент (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку).

2. Проверка домашнего задания  (Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах).

3.Актуализация знаний 

Учитель: На экране изображено строение гриба, назвать и показать плодовое тело, грибницу. Почему о грибе говорят: «это не растение и не животное – это и то и другое»?

Ученики: Называют признаки грибов: грибница представлена гифами, гифы образуют плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки;

составляют предложения с понятиями автотрофы и гетеротрофы,  сапротрофы, паразиты, записывая в тетрадь.

Сравнивают результат, работая в парах

4. Создание проблемной ситуации

Учитель: Многое мы узнали о царстве грибов. Их строение, питание, размножение. Что еще вы хотели бы узнать о грибах?

Ученики: Где живут? Как отличить ядовитые от съедобных? Значение в природе и для человека.

Учитель:Послушайте стихотворение и подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Что ни шаг, деревья чаще, и, сойдя с лесной тропы,

В сонных зарослях молчащих собираем мы грибы.

Боровик тугой и яркий пригодится для поджарки.

Встали рыжики под елку - их, конечно, на засолку.

А лисички так неброски, не видать из-под листа.

Плутоваты, как их тезки, хоть и нет у них хвоста.

Вечереет. Чутким лосем, хрустнув веткой на ходу,

Мимо нас проходит осень с влажным ветром в поводу.

Что ни шаг, деревья гуще, не видать лесной тропы,

Колдовством своим хитрющим закружили нас грибы.

(Роза Гуревич )

Учащиеся: в стихотворении говорится о разнообразии грибов.

Учитель: Грибы на столе люди всегда уважали, но всегда относились к ним с величайшей осторожностью. Это сейчас, когда появилась наука микология, мы кое-что о них узнали и даже по исконно человеческой привычке принялись приручать да одомашнивать. Еще в начале прошлого столетия и подумать никто не мог, что шампиньоны или – как их там? – вешенки можно выращивать в теплицах, словно редиску какую-нибудь.

 А наши далекие предки насочиняли о грибах сотни легенд и суеверий. Больше всего их сбивала с толку способность грибов вырастать «ниоткуда». Ее пытались объяснить действием росы, ударов молнии, испарений гниющей органики, игрой природы.

 Не обошлось без легенд о божественном происхождении. В одном немецком травнике XVI века так и было написано: «Грибы называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие».

Какова же  тема данного урока? (учащиеся формулируют тему и цели урока вместе с учителем)

5.Изучение нового материала.

Тема: «Многообразие грибов»

5.1

Учитель: Вспомним строение шляпочного гриба (самостоятельная работа – слад 3,4), что такое микориза (слад 5,6), как питаются грибы (слайд 7,8).

Чем же различаются шляпочные грибы?

Учащиеся: они очень разнообразны по форме и окраске.

Учитель: Все правильно. И еще они отличаются  по строению нижней поверхности шляпки (слайд 9)

                                     Шляпочные грибы

Трубчатые                                                                    Пластинчатые

Учитель: Нижний слой трубчатых грибов состоит из узких трубочек, а у пластинчатых грибов он покрыт  тонкими пластинками. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры, с помощью которых грибы размножаются.

5.2 

Учитель: А знаете ли вы, что плесень – это тоже грибы? (слайд 10). Изучите информацию о плесневых грибах на странице 61и заполните в тетради таблицу.

Учитель: Что вы знаете о плесени?

Учащиеся: поселяется на продуктах, там где сыро, есть сыр с плесенью.

Учитель: Плесневые грибы появились на нашей планете около 200 миллионов лет назад. Плесень способна как лишить жизни, так и спасти от смерти. Плесень выглядит красиво, но при этом других чувств, кроме отвращения, не вызывает.
В 1928 году английский микробиолог Александр Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зелёной плесени. Эта плесень способна убивать бактерии, но безвредна для человека и животных. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине».


5.3

Учитель: А что же собой представляют дрожжи ?

Ответ на этот вопрос вы сможете дать, прочитав первый абзац текста учебника на стр. 62 и рассмотрев рис. 54  на стр.62 . Зарисуйте, как выглядят дрожжи в тетрадь, сделайте вывод об их строении.
Учащиеся:  Дрожжи – это одноклеточные грибы, грибницу не образуют.

Ну что ж, ребята, вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.

5.4

Физкультминутка

По грибы все пойдём,

Их в лукошко соберём.

Под берёзкой, под осинкой

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать.

Это - красный, всем стоять.

Сыроежки собираем

И в корзинки отправляем.

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Полезай и ты в лукошко.

5.5

Учитель: Посмотрите на рисунок 55 страница 63. На какие группы делятся грибы?

 Учащиеся: На съедобные и ядовитые.

Учитель: Правильно! Отгадайте, о каких грибах идет речь? (слайды 13-18)

  1. Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
    Расту я обычно в берёзовой роще. (подберезовик)
  2. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
    Меня увидишь за версту - зовусь я – (подосиновик)
  3. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
    В шляпках разноцветных, издали приметных.
    Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
    Ты их бери, не мешкай, ведь это – (сыроежки)
  4. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
    Очень дружные сестрички – золотистые  (лисички)
  5. В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
    В блестящей темной шляпке растет грибок  (масленок)
  6. На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
    Эти дружные ребята называются  (опята)

Учитель: Все эти грибы относятся…

Учащиеся: К съедобным.

Учитель: Часто ядовитые грибы бывают похожи на широко распространенные съедобные грибы, и неопытный грибник может их легко спутать. В одних случаях это сходство довольно поверхностно, а в других настолько сильно, что при определении грибов ошибиться может даже сборщик с большим стажем. Такие грибы называют грибами-двойниками. Известно много их видов, причем особенно опасно, что двойники есть и у смертельно ядовитых грибов. Это приводит нередко к роковым ошибкам при сборе грибов и служит одной из наиболее частых причин грибных отравлений. Познакомимся с некоторыми из них (слады 19-21)

(приложение 1)

Учитель: Скажите, ребята, кто из вас знает, какие правила необходимо соблюдать, чтобы предупредить отравление грибами?

Учащиеся: Собирать знакомые грибы, правильно готовить.

Учитель: Запишите 5 основных правил (слайд 22)

А знаете ли вы, как оказать первую помощь, если человек отравился грибами?

1.Сделать промывание желудка: выпить 5-6 стаканов кипяченой воды, или бледно-розового раствора марганцовки, или одну столовую ложку поваренной соли размешать в стакане воды. Затем нажать пальцами на корень языка и вызвать рвоту.

2.Желательно принять активированный уголь, или белую глину, или аптечные взвеси.

3.Необходимо положить грелки или любое тепло к ногами и на живот больного.

4.Обеспечить полный покой на время лечения.

5.Остатки грибов уничтожать не стоит. Всегда хорошая идея – сохранить их для анализов. Ведь адекватное лечение отравления грибами становится возможным только при понимании того, какими именно грибами отравился пострадавший.

6. Первичное применение новых знаний.

Задание «Пятый лишний» - среди пяти грибов найти лишний и объяснить почему.

1.Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик (мухомор ядовитый0

2.Подосиновик, мукор, опенок, волнушка, шампиньон (мукор -  плесень)

3. Подберезовик, сыроежка, шампиньон, трутовик, белый гриб (трутовик – паразит)

6. Закрепление знаний – кратковременная тестовая работа (приложение 2)


7. Подведение итогов и домашнее задание

Рефлексия:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Мне понравилось…
  3. Мне пригодится в жизни..
  4. Мне хочется узнать…

Инструктаж домашнего задания:

Параграф 14, стр. 60 – 65

Подготовить сообщения по темам :

  • Грибы в народных приметах, пословицах или поговорках
  • Грибы в загадках
  • Значение грибов для человека
  • Значение грибов в природе
  • Грибы Джабык-Карагайского бора

Приложение 1

C:\Users\Позитроника\Desktop\65.png

Приложение 2


1.Среди перечисленных грибов шляпочными  являются:

1) груздь и трутовик
2) мукор и пеницилл
3) белый и груздь
4) мухомор и дрожжи

2.Группы, на которые подразделяют шляпочные грибы по строению нижнего слоя шляпки:
1) низшие и высшие,
2) однослойные и многослойные,
3) трубчатые и пластинчатые,
4) сапрофиты и паразиты

3.Антибиотики получают из клеток
1) дрожжей
2) пеницилла
3) спорыньи
4) мукора

4.К одноклеточным грибам относится
1) мукор
2) пеницилл
3) дрожжи
4) шампиньоны

5. К паразитическим грибам относится
1) мукор
2) пеницилл
3) дрожжи
4)трутовик

7.К шляпочным ядовитым грибам относят:
1) бледная поганка и мухомор
2) пеницилл и мукор
3) гриб трутовик и головня
4) шампиньоны и вешенки





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к обобщающему уроку по разделу "Растения, бактерии, грибы"

Тест разработан для проверки знаний по естествознанию у учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида...

Конспект урока обобщающего урока по теме Грибы

Урок путешествия по теме Царство Грибы...

Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека.

Конспект урока по теме: Высшие грибы, значение грибов в природе и жизни человека....

Обобщающий урок по курсу "Биология. Бактерии, грибы, растения". 6 класс

Обобщающий урок по курсу "Биология. Бактерии, грибы, растения". 6 класс...

Обобщающий урок по теме "Приближенные значения чисел. Округление чисел"

Закрепление правил математического округления, умение применять их с учетом метода "прикидки"....

Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.

Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...

Урок по окружающему природному миру на тему: «Съедобные грибы». «Значение грибов в жизни человека».

Материал предназначен для работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....