Рабочая программа по природоведению - 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Данная программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений» под редакцией А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_prirodovedeniyu_v_5_klasse.doc | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Природоведение» для учащихся 5 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений» под редакцией А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.
Программа рассчитана на 68 часов, при нагрузке 2 часа в неделю, в соответствии с требованиями к результатам основ общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Важными формами деятельности учащихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах (2-5 человек);
проектная работа;
подготовка сообщений/ рефератов;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Структура программы
Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Практические работы | Проверочные работы |
Тема 1. Изучение природы | 4 | 1 | 2 |
Тема 2. Вселенная | 12 | 1 | 5 |
Тема 3. Земля | 15 | 8 | 6 |
Тема 4. Жизнь на Земле | 16 | 4 | 7 |
Тема 5. Человек на Земле | 17 | 1 | 9 |
ИТОГО | 64 + 4ч резерв | 15 | 29 |
Требования к уровню подготовки
учащихся, заканчивающих 5 класс.
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/ понимать:
многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Промежуточная контрольная работа по природоведению, 5 класс
1 вариант.
Выберите правильный вариант ответа из четырех предложенных:
Наука о небесных телах – это:
а). физика б). химия в). астрономия г). биология
Первую систему мира, центром которой было Солнце, предложил:
а). Птолемей б). Пифагор в). Аристотель г).А. Самосский
Какое из перечисленных тел не входит в состав Солнечной системы:
а). Солнце б). Земля в). Луна г). Полярная звезда
К планетам земной группы относятся:
а). Марс б). Уран в). Юпитер г). Сатурн
Ближе всех к Солнцу расположена планета:
а). Юпитер б). Венера в). Меркурий г). Марс
Небесные тела, образующие при приближении к Солнцу «хвост» называют:
а). кометами б). метеорами в). планетами г). метеоритами
Какие явления относятся к физическим?
а). рост растения б). раскат грома в). растворение сахара в воде
г). появление гусеницы из яйца
К химическим явлениям не относится:
а). соединение кислорода и водорода с образованием воды
б). обугливание сахара при нагревании
в). таяние снежинки
г). гниение листьев
Между ядром Земли и земной корой находится:
а). литосфера б). мантия в). гидросфера г). атмосфера
Водная оболочка нашей планеты называется:
а). литосферой б). атмосферой в). гидросферой г). биосферой
Самый маленький материк – это:
а). Антарктида б). Австралия в). Африка г). Южная Америка
Восточно – Европейская равнина находится на материке:
а). Африка б). Евразия в). Северная Америка г). Австралия
Самая длинная река на планете – Нил находится в
а). Евразии б). Северной Америке в). Южной Америке г). Африке
Самый влажный материк Земли – это:
а). Южная Америка б). Северная Америка в). Австралия г). Евразия
Из чего состоит земная кора:
а). горных пород б). полезных ископаемых в). минералов г). почвы
Промежуточная контрольная работа по природоведению, 5 класс 2 вариант.
Выберите правильный вариант ответа из четырех предложенных:
Живую природу изучает:
а). химия б).биология в).физика г).география
В чем заслуга Н. Коперника:
а).считал, что вокруг Земли движутся Солнце и планеты
б). создал и обосновал систему мира, в центре которой находится Солнце
в). предположил, что Земля – плоская
г). предположил, что Земля – шар
Главное отличие звезд от планет состоит в том, что они:
а). имеют шарообразную форму
б). излучают свет
в). движутся
г). расположены близко к Земле
К планетам – гигантам относятся:
а). Меркурий б).Марс в).Венера г).Юпитер
Самая большая планета Солнечной системы:
а). Юпитер б). Сатурн в). Уран г). Нептун
Небесные тела, излучающие свет и тепло, называют:
а).планетами б). звездами в). кометами г). метеоритами
Какое явление относится к электрическим?
а). раскат грома б). вспышка молнии в). горение свечи г). таяние снега
К химическим явлениям относится:
а). появление ржавчины на поверхности гвоздя
б). испарение воды
в). засахаривание варенья
г). изменение формы облаков
В центре нашей планеты находится:
а).мантия б). ядро в). земная кора г). литосфера
Воздушная оболочка Земли – это:
а). гидросфера б). атмосфера в). литосфера г). биосфера
Самый большой материк – это:
а). Африка б). Северная Америка в). Южная Америка г). Евразия
В Евразии находится река:
а). Амазонка б). Волга в). Нил г). Миссисипи
Величайшая пустыня мира – Сахара находится в
а). Африке б). Евразии в). Австралии г). Южной Америке
Самая большая река Северной Америки – это:
а). Нил б). Миссисипи в). Волга г). Амазонка
Самый засушливый материк нашей планеты – это
а). Африка б). Австралия в). Южная Америка г). Евразия
Итоговая контрольная работа по природоведению, 5 класс
Задание: Прочитайте внимательно вопрос и выберите правильный вариант ответа из четырех предложенных.
Накопление в атмосфере избытка углекислого газа приводит к:
а).выпадению кислотных дождей б). проявлению «парникового эффекта» в). накоплению нитратов в почве г). разрушению почвы
Кислотные дожди приводят к:
а). гибели растений б). «парниковому эффекту» в). заболачиванию почвы г).накоплению в почве нитратов
Растения изучает:
а). экология б). ботаника в). зоология г). микробиология
Многоклеточные организмы отличаются от одноклеточных тем, что они:
а). состоят из множества клеток б). растут в). питаются г). размножаются
У одноклеточных организмов, в отличие от многоклеточных организмов нет:
а). движения б). питания в). размножения г). органов и тканей
Функции клеточного ядра:
а). защита клетки б). передача наследственных признаков
в). питание клетки г). дыхание клетки
К организмам, не имеющим настоящего ядра, относятся:
а). простейшие б). растения в). бактерии г). грибы
Растения в отличие от других организмов:
а). размножаются
б). состоят из множества клеток
в). питаются готовыми органическими веществами
г). создают органические вещества из неорганических
К позвоночным животным относится:
а). речной рак б). дождевой червь в). речной окунь г). майский жук
Корнями, стеблями и листьями размножаются:
а). цветковые растения б). грибы в). мхи г). простейшие
Делением клетки размножаются:
а). простейшие б). цветковые растения в). млекопитающие г). папоротники
Морской путь в Индию открыл:
а). Ф.Магеллан б). Х.Колумб в). Васко да Гама г). А.Никитин
Первое кругосветное путешествие совершил:
а). Ф.Магеллан б). Х.Колумб в). А.Никитин г). Васко да Гама
К организмам, живущим на дне океана, относятся:
а). морские звезды б). медузы в). акулы г). дельфины
Только в Австралии обитают:
а). волки б). обезьяны в). утконос и ехидна г). Змеи
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: природоведение
Класс: 5
Количество часов: 68 (2 часа в неделю)
Раз- дел | Тема урока | Часы | Форма занятия | Домашняя работа | Виды контроля | Учебная неделя |
Изучение природы (4 часа) | 1. Введение. Науки о природе | 1 | Беседа | С.14 Задание 1 Подумайте! | 03.09 – 07.09 |
2. Методы изучения природы | 1 | Урок – эксперимент, практ. работа | С.11-14 (проч) С.6-8 (1-4) в раб.тетр |
|
3. Методы изучения природы | 1 | Урок – эксперимент | С.15 – 20 отв.на вопросы,с.8-9 (1-3) – р.т. | Выполнение заданий | 10.09 – 14.09 |
4. Обобщающий урок по теме «Изучение природы» | 1 | Обобщение | С.22, выучить понятия | Тест |
Вселенная (12 часов) | 5. Как древние греки представляли себе Вселенную | 1 | Беседа | С.24 – 28(проч) С.16-18 (1-5)-р.т. | 17.09 – 21.09 |
6. От Коперника до наших дней | 1 | Урок изучения новых знаний | С.29-33(проч), отв.на вопросы, Сообщ о Н Копернике, Д.Бруно, Г.Галилее – на выбор | Утверждения, |
7. Соседи Солнца | 1 | Комбинированный урок | С.34 -36 С.18-20 – р.т.,зарисовать | 24.09 – 28.09 |
8. Планеты земной группы | 1 | Комбинированный урок | Составить сравнительную характеристику планет с.21-22-р.т. | тест |
9. Планеты-гиганты | 1 | Комбинированный урок | С.39-40(выучить) С.22-23 (1-4) | Конспект, рисунки | 01.10 - 05.10 |
10. Планеты – гиганты и маленький Плутон | 1 | Комбинированный урок | Закончить сравнительную хар-ку планет, подг.сообщение о спутниках | Рабочая тетрадь |
11. Спутники планет | 1 | Комбинированный урок | С.24 №6 | Выполнение заданий | 08.10 – 12.10 |
12. Астероиды. Кометы | 1 | Комбинированный урок | С.43-44 (ответить на вопр) С.25-р.т. |
13. Метеоры. Метеориты | 1 | Комбинированный урок | С.45-47, найти исторические факты о кометах | Тест | 15.10 – 19.10 |
14. Мир звезд | 1 | Практич.раб | Подг.к обобщ.ур С.27 -28 – раб.тетр |
15. Обобщающий урок по теме «Вселенная» | 1 | Урок закрепления знаний | Тренировочные задания с.32 – р.т. | Тест | 22.10 – 26.10 |
16. Контрольная работа по теме: «Вселенная» | 1 | Урок контроля и коррекции знаний и умений | Не задано | МОНИТОРИНГ |
Земля (15 часов) | 17. Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли | 1 | Урок усвоения нов.знаний | С.54-59, зарисовать С.34-36-р.т | конспект | 05.11 – 09.11 |
18. Что у Земли внутри. | 1 | Беседа | С.59-60, отв.на вопр №3(п) | конспект |
19. Горные породы и минералы, полезные ископаемые | 1 | Практ. работа | С.62-63.Какие ученые изучают состав земной коры | Проверочная работа | 12.11 – 17.11 |
20. Вещества и явления в окружающем мире | 1 | Прослушивание рассказов учащихся | С.64-67 проч, ответить на вопр (у) С.38-р.т. | Самостоятельная работа с текстом |
21. Многообразие явлений природы | 1 | Практ.работа | С.67-71(проч) С.39-40(выполн.задан) | 19.11 – 23.11 |
22. Землетрясения и вулканы | 1 | Урок – презентация | С.72-77, обозначить части вулкана | Тестовые задания |
23. Суша | 1 | Беседа | С.79-81, составить хар-ку о поверхности материков | 26.11 – 30.11 |
24. Суша | 1 | Работа с картой. Практ.работа | С.43- р.т.(Задание 1-2) | Выполнение упражнений |
25. Суша | 1 | Работа с картой. Практ. работа | Найти вопросы на тему: «Самый….»(по материкам) | тест | 03.12 – 07.12 |
26. Воздушная оболочка Земли | 1 | С.85-86(проч) С.45-47 (1-5)-р.т. | Фронтальный опрос |
27. Климат. Погода. Беспокойная атмосфера | 1 | Конкурс пословиц, загадок, муз. произвед. о воздухе, ветре. Практич. раб. | С.87-90 Чем опасны ураганы и смерчи?(отв.письмен) | 10.12 – 14.12 |
28. Вода на Земле | 1 | Беседа | С.91-93, выучитьт термины | Устный опрос |
29. Вода на Земле | 1 | Беседа. Практ. работа | С.47-49 –раб.тетр. Какие моря омывают берега нашей страны? | 17.12 – 21.12 |
30. Неповторимая планета | 1 | Урок закрепления | Подг.к обобщ.уроку Выучить термины с.100 | кроссворд |
31. Контрольно – обобщающий урок по теме «Земля» | 1 | Контрольный урок Урок проверки знаний | С.49-57-р.т. | МОНИТОРИНГ | 24.12 – 28.12 |
Жизнь на Земле (16 часов) | 32. Как развивалась жизнь на Земле | 1 | Беседа | С.102-106, подг.сообщение о динозаврах |
33. Как развивалась жизнь на Земле | 1 | Презентация | С.58-59 (проч.) | Биодиктант | 14.01 – 18.01 |
34. Живые клетки | 1 | Практич. работа | Выучить строение микроскопа | Устный опрос |
35. Большой мир маленьких клеток | 1 | Лаборатор. работа | С.110-112, сделать рисунки | 21.01 – 25.01 |
36. И еще раз о клетке | 1 | Практич. работа | С.112, объяснить значение слов (задание 3) С.60-62 – р.т. | тест |
37. Разнообразие живого | 1 | Презентация | С.113(прочит.) С.62-63 – р.т. | конспект | 28.01 – 01.02 |
38. Одноклеточные организмы | 1 | Комбинированный урок | Ответить на вопрос: Общие признаки бактерий и простейших | сообщения |
39. Многоклеточные: грибы и растения | 1 | Беседа | Подгот.сообщение об одном животном С.115-117, отв на вопр | опрос | 04.02 – 08.02 |
40. Животные | 1 | Комбинированный урок | С.64-67 – р.т. | Тестовые задания |
41. Среды обитания животных | 1 | Самостоятельная работа по карточкам с программированным заданием | С.118-120(проч) | конспект | 11.02 – 15.02 |
42. Среда обитания животных | 1 | Комбинированный урок | С.121-122 Почему в океане на больших глубинах обитают только животные? | сообщения |
43. Жизнь на разных материках | 1 | Сообщения учащихся | С.123-128 Живут ли тигры в Африке? С.69 -71 – р.т. | 18.02 –22.02 |
44. Природные зоны Земли | 1 | Комбинированный урок | С.129-134 (отв.на вопр) С.72-75 – заполнить таблицу Сообщ.о животных морей и океанов(желающ) | Тестовые задания |
45. Жизнь в морях и океанах | 1 | Комбинированный урок | С.140 – повторить основные термины | 25.02 – 01.03 |
46. Что мы узнали о живой природе. Жизнь на Земле | 1 | Обобщение | Подготовиться к к/р С.102-140 | Контрольная работа |
47. Контрольная работа по теме «Жизнь на Земле» | 1 | Проверка УУД | Составить кроссворд(15 слов) | МОНИТОРИНГ | 04.03 – 08.03 |
Человек на Земле (17 часов) | 48. Происхождение человека. Древние предки человека | 1 | Беседа | С.142-144 (проч) С.82-83-р.т. | конспект |
49. Первые люди. Жизнь наших предков | 1 | Комбинированный урок | С.145-148 , сообщ. - Отличия кроманьонцев и неандертальцев | 11.03 – 15.03 |
50. Как человек открывал Землю | 1 | Сообщения | С.86-87, сообщ.об одном из великих путешественников | Провер. работа |
51. Открытие Австралии и Антарктиды | 1 | Комбинированный урок (Сообщения) | С.150-152 –ответить на вопр. | Кроссворд | 18.03 – 22.03 |
52. Десять великих путешественников | 1 | Комбинированный урок | Закончить таблицу в тетради | Тест |
53. Как человек изменил Землю | 1 | Комбинированный урок | С.155-157, проч С.89-90-придумать эскизы | опрос | 01.04 – 05.04 |
54. Три подарка человека самому себе и своей планете | 1 | Лекция с элементами беседы | С.157-159 Подумать о своем собственном участии в решении экологических проблем | сообщения |
55. Жизнь под угрозой | 1 | Комбинированный урок | Сообщ.о вымерших животных С.160-162 | доклады | 08.04 – 12.04 |
56. Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания | 1 | Комбинированный урок | С.163-165, прочитать и ответить на вопросы рубрики «Подумай!» | Проверочная работа |
57, 58, 59. Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в нашем крае (области, республике, районе)?» | 3 | Подготовка проекта. Защита | Подумать над темой своего проекта, принести материал по теме. Оформить проект. Подготовиться к защите | Работа с проектами | 15.04 – 26.04 |
60. Здоровье человека и безопасность жизни | 1 | Беседа | Принести вопросы и загадки по теме «Здоровье» | конспект |
61. Здоровье человека и безопасность жизни | 1 | Беседа | Нарисовать эскиз о вредном влиянии никотина, алкоголя курения на здоровье человека | тест | 29.04 – 03.05 |
62. Здоровье человека и безопасность жизни | 1 | Практич. занятие | Сообщение о здоровом питании | сообщения |
63. Что мы узнали о жизни человека на Земле | 1 | Повторение. игра | Подготовиться к к/р по теме «Человек на Земле» | вопросы | 06.05 – 10.05 |
64. Контрольный урок по теме «Человек на Земле» | 1 | Проверка знаний | Не задано | МОНИТОРИНГ |
Резерв(4 часа) | Значение изучения клеток и тканей животных и человека для решения актуальных проблем биологии и медицины | 1 | Урок закрепления Урок -игра | Составить вопросы по курсу «Природоведение» Составить кроссворд по курсу «Природоведение» | Опрос, тесты, Игровые задания | 13.05 – 24.05 |
1 |
1 |
1 |
ЛИТЕРАТУРА
Программы для образовательных учреждений под редакцией А.А.Плешакова
Природоведение. 5 класс: методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина/ В.Н.Кириленкова, В.И.Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007. – 185 с.
Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику А.А. Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение»
Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение» - М.: Дрофа, 2010
Тесты по природоведению:5 класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение». Изд «Экзамен»,2006
Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение» Изд «Экзамен»,2006
Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(68 часов)
Изучение природы (4 ч)
Науки о природе. Методы изучения природы. Методы изучения природы
Вселенная (12ч)
Как древние греки представляли себе Вселенную. От Коперника до наших дней. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты – гиганты и маленький Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд
Земля (15ч)
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Что у Земли внутри. Горные породы и минералы, полезные ископаемые. Вещества и явления в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Землетрясения и вулканы. Суша. Воздушная оболочка Земли. Климат. Погода. Беспокойная атмосфера. Вода на Земле.
Жизнь на Земле (16 ч)
Как развивалась жизнь на Земле. Живые клетки. Большой мир маленьких клеток. Разнообразие живого. Одноклеточные организмы. Многоклеточные: грибы и растения. Животные. Среды обитания животных. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах
Человек на Земле (17 ч)
Происхождение человека. Древние предки человека. Первые люди. Жизнь наших предков. Как человек открывал Землю. Открытие Австралии и Антарктиды. Десять великих путешественников. Как человек изменил Землю. Три подарка человека самому себе и своей планете. Жизнь под угрозой. Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Что мы узнали о жизни человека на Земле
Резерв (4 ч)
Значение изучения клеток и тканей животных и человека для решения актуальных проблем биологии и медицины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...