Урок-практикум "Административное право" 11 класс
методическая разработка по праву (11 класс)
Урок-практикум позволяет обобщить у учащихся представления об основах административного права. Углубить знания об основах административного права
- Продолжать формировать навыки работы с текстом.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях помогает выполнение практических заданий.
- Решение различных задач и заданий по теме урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_administrativnoe_pravo._11_klass.docx | 214.91 КБ |
2._rabochiy_list_.docx | 125.51 КБ |
3._vidy_administrativnyh_nakazaniy.docx | 15.26 КБ |
4._administrativnoe_pravo_1_variant_kontrol.docx | 30.08 КБ |
5._administrativnoe_pravo_2_variant_kontrol_.docx | 30.51 КБ |
6.administrativnoe_pravo-_obobshchenie.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет: право
Класс: 11 Дата: 01.04.2021 г.
Тема урока: Административное право
Тип урока: Урок - практикум
Оборудование: раздаточный материал для работы, дополнительный материал ЕГЭ (задание №28)
Образовательные технологии: технология смешанного обучения (элементы «Перевёрнутого урока), технология развивающего обучения
Цели урока: практическая подготовка к успешному решению заданий в формате ЕГЭ по теме «Административное право»
Задачи:
Образовательные
- Обобщить у учащихся представления об основах административного права.
- Углубить знания об основах административного права
Развивающие
- Продолжать формировать навыки работы с текстом.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий).
Воспитательные
- Продолжать формировать навыки индивидуальной работы в малой группе.
- Умение общаться со сверстниками.
- Продолжать формировать чувство гражданской ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.
- Продолжать формирование правовой культуры обучающихся.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Задачи этапа | Технологии, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Организационный момент. | Приветствие, проверка отсутствующих, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Фронтальная. | Приветствие учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Воспринимают на слух, визуально проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми. | |
2. Актуализация знаний | Организация формулировки темы и постановка целей урока учащимися с учётом подготовки материала по ряду вопросов дома. | Технология развития смешанного обучения. Прием «толстые и тонкие вопросы». | Фронтальная. | Беседа по теме «Административное право» - «Каково твоё деяние, таково и воздаяние», - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду? | Учащиеся анализирую высказывание, приводят свои примеры, и аргументируют свои ответы с учётом материалов учебника, содержания, имеющегося в интернете, литературе, собственного опыта. | Личностные: осознание своих возможностей; Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе; Познавательные: умение выделять главное и анализировать,; умение осознанно строить речевые высказывания. |
3. Поисково-исследовательский этап. | Отработка учебного, дополнительного содержания по теме урока | Технология развития смешанного обучения. Технология развития критического мышления. | Групповая, индивидуальная. | Вопросы:
| Используя различные источники: учебник, материал тетради (информация зафиксирована до урока дома), давать обоснованные ответы на вопросы, приводя обоснованные аргументы. | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, находить материал и фиксировать его в рабочем листе. Познавательные: умение рационально использовать имеющуюся информацию; умение анализировать свою деятельность с учётом имеющегося содержания. |
4. Практический этап. | Умение анализировать полученную информацию и применять на практике умение сотрудничать на уроке с учителем и одноклассниками для решения заданий в формате ЕГЭ | Практическая работа по обобщению и систематизации имеющихся знаний по теме урока | Индивидуально | Организует индивидуальную работу, и заполняет сводную схему на доске по плану:
| Учащиеся работаю индивидуально, используя свой рабочий лист, по ходу в который записываются уточняющие и дополнительные сведения по отрабатываемой теме. Работа строится с опорой на заполняемый лист урока, на доске появляется схема-план к вопросу ЕГЭ №28
| Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в источниках, фиксировать информацию в схеме (таблице). |
| Отработка полученных знаний при выполнении вариантов ЕГЭ | Технология оценивания учебных достижений школьников | Индивидуальная | Практическое закрепление материала | Решают задачи и выполняют задания по теме урока. | Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: умение применять полученные знания Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение применять |
5. Рефлексионно-оценочный этап. | Умение построить алгоритм оценки деятельности себя и одноклассников. | Технология оценивания учебных достижений школьников. | Фронтальная. | Сравнивают работы с шаблоном, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают выводы о значимости, сложности и трудоемкости операций; необходимости декорирования изделия. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении распила, отмечая возникшие трудности при этом и их причины. | Личностные: умение провести и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия по оценочному листу, выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. | |
6. Итог урока. | Провести анализ выполненной работы. | Технология оценивания учебных достижений школьников. | Фронтальная. Индивидуальная. | Подводит итог урока. Совместно с учащимися оценивает работу каждого ученика. Акцентирует внимание на содержание всех вопросов, зафиксированных в схеме на доске: схема конспект- варианта плана на ЕГЭ вопрос 28.Задает задание на дом: повторить основные определения , быть готовыми к контрольной работе. | Оценивают работу на уроке, выделяют основные ошибки при решении задач и выполнении заданий по теме урока | Личностные: повышение качества отношений в классе. Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими. Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками и навыками общения со взрослыми. |
Приложение 1.
- Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления.
- Решение заданий ЕГЭ по теме
1. Принципы А.П
2.Источники административного права:
3.Предмет регулирования А.П.
4.Виды субъектов административного права:
Основные понятия:
- субъект
- объект
- предмет
5.Функции административного права:
- Регулирование деятельности органов государственной власти
- Защита а) прав и свобод; б) здоровья граждан; в) общественного порядка; г) окружающей среды; д)собственности
6. Особенности административных правоотношений:
1.Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления.
2.Положение участников административных правоотношений не является равным. Этим они отличаются, например, от гражданско-правовых отношений
Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям.
3.Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений Граждане имеют право обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов.
Привести конкретные примеры рассматриваемых отношений.
Особенность:
Права и обязанности сторон административных правоотношений всегда связаны с деятельностью исполнительной власти. Одной из сторон этих отношений всегда является орган или должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями, что предполагает неравенство сторон. Именно поэтому административное право относится к системе публичного права.
Административные правоотношения в зависимости от условий возникновения можно разделить. Они возникают:
1) в связи с реализацией гражданами их законных прав (право на медицинскую помощь и т.п.) или выполнением гражданских обязанностей (платить законно установленные налоги и сборы и т.п.);
2) в связи с нарушением органами исполнительной власти, их должностными лицами прав и законных интересов граждан (отношение по жалобе);
3) в связи с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административное правонарушение).
Первые две группы административных правоотношений связаны с понятием государственной службы. Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти [надпись]. В органах государственной власти устанавливаются государственные должности с определенным кругом обязанностей и ответственностью за их исполнение.
Вторую группу административных правоотношений составляют отношения по жалобе. Согласно Конституции РФ, гражданин вправе обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями и жалобами, а также за получением информации, справок и других документов.
Жалоба – это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав и законных интересов гражданина. Общее право жалобы имеют все граждане; оно подразделяется на право на административное обжалование и право на судебное обжалование.
Жалоба может быть подана в вышестоящий орган с указанием фамилии, имени, отчества и адреса жалобщика (анонимные жалобы не рассматриваются). Она должна быть рассмотрена в течение одного месяца. Не рассматриваются анонимные обращения, обращения, не поддающиеся прочтению, содержащие нецензурные выражения, а также повторяющие текст предыдущего обращения, на которое уже дан ответ. После этого гражданин вправе обратиться в суд, но не позже чем через 3 месяца после того, как он узнал о нарушении своего права и не позже чем через 1 месяц после отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы.
Третья группа административных правоотношений – это совершение административного правонарушения и возложение административной ответственности. Административная ответственность физических лиц установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), принятым 20 декабря 2001 года. Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, не кодифицировано.
- Административным правонарушением, согласно определению Кодекса, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
1. Признаки административных правонарушений
2.Виды административных правонарушений:
Фактически административным проступком является нарушение специальных правил. Список таких правонарушений приведен в Кодексе.
№ | Виды | Примеры |
1 | посягающие на права граждан (против личности) | в процессе выборов, трудовых отношений и т. д. |
2 | посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность | потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д. |
3 | в области охраны окружающей природной среды и природопользования | порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д. |
4 | на транспорте | действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д |
5 | в области дорожного движения | превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д. |
6 | в области предпринимательской деятельности | незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д. |
7 | в области таможенного дела | нарушение таможенных правил |
8 | в области воинского учета | неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д |
Решение заданий ЕГЭ 8,9,10,11
III. Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности. Она выражается в административном наказании, применяемом к тому, кто совершил административное правонарушение.
А.О.- это применение уполномоченным органом административного наказания за совершение административного правонарушения.
- Признаки административной ответственности:
- Вид юридической ответственности
- Наступление неблагоприятных последствий за правонарушение в виде административного наказания
- Государственное порицание поведения правонарушителя
- Негативный характер
- Наступает за посягательство на общественные отношения, охраняемые нормами административного права
- Применяется широким кругом субъектов административной юрисдикции(судьи, административные органы)
- Применяется в особом процессуальном порядке
2.Цели административной ответственности:
- Предупредительная (частная и общая превенция)
- Восстановительная (компенсаторная)
3.Принципы административного права (основополагающие начала, чем руководствуется правоприменительный орган)
- Законности
- Соразмерности
- Гарантированности судебной защиты
- Равенства всех перед законом
- Виновности
- Презумпция невиновности
- Неотвратимости административной ответственности
- Индивидуализации
- Обратной силы закона
- Недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона
- Гуманизма
IV. Административные наказания – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами
А.Н.- установленная законом мера ответственности (административного принуждения) за совершённое административное правонарушение.
1. Признаки административных наказаний:
- Мера юридической ответственности и вид административного принуждения
- Применяется за совершение административных правонарушений
- Устанавливается и применяется органами государственной администрации
- Имеет качественно-количественные пределы, устанавливаемые законом
- Применяется в установленном процессуальном порядке
2.Цели административного наказания:
- Частная превенция – предупреждение совершения новых правонарушений данным правонарушителем
- Общая превенция - предупреждение совершения новых правонарушений другими правонарушителями
3.Виды административных наказаний
№ | Виды | Сущность |
1 | Предупреждение Ст. 3.4 | выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме. |
2 | административный штраф Ст. 3.5 | может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета административного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов и сборов, либо сумме незаконной валютной операции |
3 | возмездное (т. е. с возмещением его стоимости) изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения | Принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Назначается судьей. |
4 | конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения Ст. 3.7 | Принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. |
5 | лишение специального права, предоставленного физическому лицу Ст. 3.8 | в виде права управления транспортным средством, права охоты и т. д.; срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет |
6 | административный арест Ст. 3.9 | на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток |
7 | административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; Ст. 3.10 | Принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ . контролируемый самостоятельный выезд иностранного гражданина из РФ |
8. | дисквалификация | заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом |
9 | Обязательные работы Ст. 3.13 | Выполняется физлицом… в свободное от работу или учёбы время . От 20-200 ч. До 4 ч. в день |
10 | Административный запрет на посещение публичных мест Ст. 3.17 | От 6-7 лет |
Решение задания ЕГЭ-12
4.Органы, которым подведомственны дела об административных правонарушениях
Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ:
• судьи;
• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• органы внутренних дел;
• органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
• налоговые органы;
• таможенные органы;
• военные комиссары;
• органы рыбоохраны
• и многие другие органы и должностные лица.
5.Обстоятельства
–смягчающие наказания
- отменяющие наказания
- отягощающие наказания
Общий перечень смягчающих факторов
- Беременность женщины-правонарушительницы.
- Наличие у женщины-правонарушительницы малолетних детей на иждивении.
- Возраст нарушителя – до 18 лет.
- Предотвращение возможных негативных последствий совершенных противоправных действий.
- Влияние состояния аффекта, тяжелые личностные или семейные обстоятельства, эмоциональная нестабильность.
- Раскаяние в совершенном правонарушении, полное осознание своей вины.
- Явка с повинной (добровольное информирование органов власти о совершенных действиях, противоречащих закону
V.Практическое закрепление материала
1 вариант (по времени)
Статья 3.2 КоАП РФ
Виды административных наказаний
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Задание 1. Соотнесите вид административного наказания с его примером.
Примеры:
1. Принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
2. Содержание нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток.
3. Лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.
4. Денежные взыскание, выражается в рублях и устанавливается для граждан.
5. Выполнение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
6. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
7. Мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме.
8. Временный запрет гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований, устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.
9. Принудительное и контролируемое перемещение граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
10. Временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
V.Практическое закрепление материала
2 вариант (по времени)
Класс делится на три группы. (Работает с раздаточным материалом)
Решение задач. 1 группа.
Задача № 1
Гречко обратился в районную администрацию с просьбой разрешить ему как инвалиду построить гараж возле дома. Администрация отказала в удовлетворении данной просьбы, о чем официально уведомила 22 марта. 12 мая отнес жалобу на решение администрации в суд. Судом жалоба к рассмотрению не была принята, так как 22 апреля истек месячный срок со дня получения Гречко отказа администрации, и не были представлены уважительные причины пропуска срока.
Оценить правомерность позиции суда.
Решение: На основании ст. 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1 следует, что позиция суда правомерна, т.к. данная статья устанавливает следующие сроки для обращения в суд с жалобой: один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона.
Задача № 2
Попов совершил мелкое хищение государственного имущества, за что судья назначил ему административное наказание в виде штрафа. Дело было рассмотрено в отсутствии Попова, так как он по повестке не явился.
Дайте юридический анализ ситуации.
Решение: Статья 7.27 КОАП РФ "Мелкое хищение" предусматривает возможность назначения наказания в виде наложения административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. В соответствии с ч.3 ст.25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, присутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Таким образом, судья не могла рассмотреть дело без присутствия Попова.
2 группа
Задача № 1
В отношении ООО «Ладога» было возбуждено дело об административном правонарушении. В рамках проведения процедуры привлечения к административной ответственности ООО «Ладога» в результате слияния присоединилось к ООО «Лесстрой». На этом основании дело в отношении ООО «Ладога» было прекращено и возбуждено в отношении ООО «Лесстрой». Защитник ООО «Лесстрой» обжаловал в суд факт возбуждения дела об административном правонарушении.
Какое решение должен вынести суд.
Решение: На основании ст. 2.10 КоАП РФ суд примет решение об отказе защитнику ООО «Лесстрой» в обжаловании факта возбуждения дела об административном правонарушении. Т.к. указанная статья гласит, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
Задача 2
Глава районной администрации своим постановлением установил административную ответственность филиалов и представительств юридических лиц, находящихся на территории района, за нарушение трудового законодательства в виде штрафа в размере пятисот рублей.
Допустил ли глава районной администрации нарушения? Если вы считаете постановление незаконным, укажите основания и порядок его обжалования (оспаривания).
Ответ.
Глава районной администрации допустил нарушение действующего законодательства, так как ответственность за нарушение трудового законодательства регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а значит выходят за переделы компетенции Главы районной администрации установленной статьей 36 пункта 4. Глава администрации района в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г Об общих принципах организации местного самоуправления гласит следующее:
Группа 3
ЗАДАЧА 1
Районная административная комиссия рассмотрела дело о мелком хулиганстве, совершенном военнослужащим Костровым, и вынесла постановление об его аресте на 15 суток с использованием на физических работах по благоустройству села.
Законно ли постановление административной комиссии?
Ответ.
Постановление об аресте на 15 суток с использованием на физических работах по благоустройству села, вынесенное районной административной комиссией, в отношении военнослужащего Кострова, является незаконным, т. к. согласно статье 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях к военнослужащим не могут быть применены меры в виде административного ареста и исправительных работ. В данном случае районная административная комиссия должна была передать материалы по факту совершенного правонарушения в часть военнослужащего, и уже там, на основании дисциплинарных уставов командование части должно вынести решение о мерах ответственности, и в зависимости от тяжести совершенного проступка принять решение.
ЗАДАЧА 2
Комендант одного из корпусов университета взыскивал штраф в размере ста рублей со студентов за курение в не отведенных для этого местах. На возражения студентов он отвечал, что это мера установлена в краевом законе, и, согласно приказу ректора, комендант уполномочен «применять все необходимые меры».
Прокомментируйте ситуацию. Можно ли обжаловать (оспорить) приказ ректора и действия коменданта?
Ответ.
Ректор имеет право издать приказ о запрещении курения в зданиях корпусов университета, который будет предусматривать дисциплинарную ответственность к нарушителям, и возложить контроль за его исполнением на коменданта. Но при этом администрация учебного заведения не имеет права взимать штраф. Налагать на штраф, т. е. привлекать к административной ответственности за курение в образовательных учреждениях могут лишь уполномоченные государственные органы. Администрация учебного заведения таких прав не имеет.
Приложение№2
Глоссарий по теме:
Административное право-это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Государственное принуждение – внешнее силовое воздействие государства на людей.
Административное принуждение состоит в психическом, физическом, экономическом воздействии на сознание и поведение людей, применяемом в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения правонарушений.
Административные правоотношения – правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «власть – подчинение».
Государственный служащий – гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы.
Гражданский служащий – гражданин РФ, взявший на себя обязательства по происхождению гражданской службы, получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Административное правонарушение – противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Административная ответственность – применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания.
Приложение №3
Ситуационные задачи по теме «Административная ответственность»
1. Ознакомьтесь, с предложенной вам ситуацией.
2. Используя Кодекс об административных правонарушениях, определите вид правонарушения, его субъект и предполагаемое наказание.
Критерии оценивания:
- точность формулировок,
- полнота выявленных признаков
- наличие вывода
Ситуация № 1
Крупные речные и озёрные суда, как правило, имеют большую длину корпуса и при погрузке груза, особенно навалочного, может возникать опасный изгиб корпуса. Поэтому технология погрузки таких судов предусматривает засыпку груза в два слоя. Иногда от нарушения технологии или значительного перегруза корпус судна переламывается. Например, на р. Енисей при строительстве плотины Красноярской ГЭС несколько грузовых судов (самоходок) грузоподъёмностью 1000 тонн были закреплены на перевозке высококачественного гравия для постройки плотины. Эти суда постепенно увеличивали количество груза, и одно из таких судов, взяв гравия 1350 тонн вместо положенных 1000, выйдя из ковша карьера, переломилось. Обломилась кормовая часть с машинным отделением и жилыми надстройками и осталась на плаву. Часть корпуса с грузом гравия затонула.
Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов.
Ситуация № 2
На реке Иртыш полностью сгорел почти новый двухпалубный пассажирский теплоход. Сгорел он на стоянке у причала. Пожар возник от брошенного пассажиром окурка сигареты с верхней палубы, который попал в открытое окно каюты этажом ниже на главной палубе. В каюте никого не было, поэтому возникновение огня своевременно не обнаружили. Пожар быстро распространился по вентиляционной системе и никакими мерами остановить его не удалось.
Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте.
Ситуация № 3
Перед выходом в водохранилище на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. На пассажирском теплоходе «Булгария» эти требования выполнены не были. По ходу движения теплохода был осуществлён маневр влево без учета особенностей остойчивости судна, уже имевшего крен в 4 градуса на правый борт. При этом манёвре иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15 градусов влево. В результате крен увеличился, и суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. Судно быстро затонуло.
Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности.
Ситуация № 4
В Красноярском судоремонтном заводе Енисейского пароходства пароход зашёл в затон приварить деталь к буксирной арке. Капитан ушёл к пожарникам за разрешением на сварку. В это время пришёл на судно сварщик и протянул сварочный провод. Рулевой попросил сварщика приварить рым (кольцо) к люку ахтерпика. Сварщик только начал варить, как раздался мощный взрыв в ахтерпике. В нём, оказывается, стояла небольшая ёмкость с бензином для лодочного мотора. Взрывом выбило переборку кормового кубрика, где в своих каютах находились два кочегара. Они погибли, а сварщика и рулевого выбросило на несколько метров за борт с летальным исходом.
Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.
Предварительный просмотр:
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
1.Административное право - это --------------------------------------------------------
2.Виды субъектов административного права:
Коллективные (юридические лица) Индивидуальные(физические лица)
3.Источники административного права:
Уровни источников административного права
4.Особенности административных правоотношений:
А)
Б)
В)
5. Признаки административных правонарушений
6.Виды административных правонарушений:
№ | Виды | Примеры |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 |
7.Административная ответственность – это-------------------------
Административные наказания – это----------------------------
8.Виды административных наказаний
№ | Виды | Примеры |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8. |
9.Органы, которым подведомственны дела об административных правонарушениях?
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
1.Административное право - это --------------------------------------------------------
2.Виды субъектов административного права:
Коллективные (юридические лица) Индивидуальные(физические лица)
3.Источники административного права:
Уровни источников административного права
4.Особенности административных правоотношений:
А)
Б)
В)
5. Признаки административных правонарушений
6.Виды административных правонарушений:
№ | Виды | Примеры |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 |
7.Административная ответственность – это-------------------------
Административные наказания – это----------------------------
8.Виды административных наказаний
№ | Виды | Примеры |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8. |
9.Органы, которым подведомственны дела об административных правонарушениях?
ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
1.Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления.
2.Виды субъектов административного права:
3.Источники административного права:
4.Особенности административных правоотношений:
1.Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления.
2.Положение участников административных правоотношений не является равным. Этим они отличаются, например, от гражданско-правовых отношений
Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям.
3.Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений Граждане имеют право обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов.
5. Признаки административных правонарушений
6.Виды административных правонарушений:
№ | Виды | Примеры |
1 | посягающие на права граждан | в процессе выборов, трудовых отношений и т. д. |
2 | посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность | потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д. |
3 | в области охраны окружающей природной среды и природопользования | порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д. |
4 | на транспорте | действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д |
5 | в области дорожного движения | превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д. |
6 | в области предпринимательской деятельности | незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д. |
7 | в области таможенного дела | нарушение таможенных правил |
8 | в области воинского учета | неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д |
7.Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности. Она выражается в административном наказании, применяемом к тому, кто совершил административное правонарушение.
Административные наказания – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами
8.Виды административных наказаний
№ | Виды | Сущность |
1 | предупреждение | выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме. |
2 | административный штраф | может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета административного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов и сборов, либо сумме незаконной валютной операции |
3 | возмездное (т. е. с возмещением его стоимости) изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения | Принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Назначается судьей. |
4 | конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения | Принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. |
5 | лишение специального права, предоставленного физическому лицу | в виде права управления транспортным средством, права охоты и т. д.; срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет |
6 | административный арест | на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток |
7 | административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; | Принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ . контролируемый самостоятельный выезд иностранного гражданина из РФ |
8. | дисквалификация | заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом |
9.Органы, которым подведомственны дела об административных правонарушениях
• судьи;
• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• органы внутренних дел;
• органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
• налоговые органы;
• таможенные органы;
• военные комиссары;
• органы рыбоохраны
• и многие другие органы и должностные лица.
Предварительный просмотр:
Виды административных наказаний
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Виды административных наказаний
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Предварительный просмотр:
Административное право.
Вариант №1
- Задание 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ | ОСОБЕННОСТЬ |
Уголовная | Налагается за совершение (а также подготовку и покушение) преступления, предусмотренного нормами уголовного права |
... | Основана на принципе возмещения ущерба, причинённого правонарушением; заключается в наложении судом на правонарушителя установленных законом обязанностей имущественного характера |
- Задание 2
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Публичное право, финансовое право, административное право, уголовное право, конституционное право.
- Задание 3
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают отрасли публичного права.
1) административное право; 2) семейное право; 3) уголовное право; 4) процессуальное право; 5) гражданское право; 6) конституционное право
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Задание 17
Найдите в приведенном ниже списке отрасли частного права и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) финансовое
2) трудовое
3) конституционное
4) предпринимательское
5) уголовное
6) административное
- Задание 17
Выберите верные суждения об отраслях права. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Гражданское право относится к совокупности отраслей публичного права.
2) Составные части системы права, сгруппированные по предмету своего регулирования, составляют отрасль права.
3) Конституционное право закрепляет и регулирует наиболее важные, фундаментальные и исходные государственные отношения.
4) Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц.
5) Гражданское право регулирует отношения по осуществлению правосудия при разрешении споров по семейным, трудовым и иным делам.
- Задание 17
Выберите верные суждения об отрасли гражданского права. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Гражданское право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
2) Одной из функций гражданского права является правоисполнительная функция.
3) Объектами гражданского права являются имущество, работа и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.
4) К принципам гражданского права относится равенство правового режима субъектов.
5) К подотраслям гражданского права относятся вещное право, обязательственное право.
- Задание 17
Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отношения министерств и ведомств
2) отношения паспортно-визовой службы с гражданами
3) отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека
4) отношения фирмы-производителя и магазина
5) отношения драматурга-сценариста с киностудией
6) отношения управления образования с гимназией
- Задание 17
Выберите верные суждения об имущественных и неимущественных правах и способах их защиты. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Имущественными правами являются правомочия собственника, право оперативного управления и обязательственные права.
2) В качестве объектов гражданских правоотношений выступают вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
3) Вещи могут быть делимыми и неделимыми, движимыми и недвижимыми.
4) Предоставив имущество в аренду, арендодатель лишается права собственности на него.
5) Защита неимущественных прав регулируется кодексом об административных правонарушениях.
- Задание 18
Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ |
| ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) возмещение ущерба за вред, причинённый имуществу физического лица Б) взыскание штрафа за безбилетный проезд в автобусе В) установление наследников Г) подача жалобы на должностное лицо его руководителю Д) получение водительского удостоверения |
| 1) административное право 2) гражданское право |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Задание 18
Установите соответствие между конкретными ситуациями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИИ |
| ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) Родители подарили дочери квартиру. Б) Супруги открыли семейный отель. В) Супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака. Г) Отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора. Д) Семья болельщиков отмечала победу своей команды и разгромила остановку общественного транспорта. |
| 1) административное 2) гражданское 3) семейное 4) уголовное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Задание 18
Установите соответствие между примерами и видами правонарушений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР |
| ПРАВОНАРУШЕНИЕ |
А) нарушение требований пожарной безопасности Б) нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований В) уход с рабочего места без разрешения начальства Г) неисполнение правил внутреннего трудового распорядка Д) нарушение пропускного режима охраняемого объекта |
| 1) административное 2) дисциплинарное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Задание 18
Установите соответствие между отраслью права и сферой, к которой она относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТРАСЛЬ ПРАВА |
| СФЕРА |
А) гражданское Б) уголовное В) административное Г) трудовое Д) экологическое |
| 1) публичное 2) частное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Задание 19
Индивидуальный предприниматель Петров и кооператив «Сияние» заключили договор о сотрудничестве, однако Петров не выполнил свои обязательства в срок. Найдите в приведённом ниже списке позиции, которые характеризуют правовую ситуацию. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) частное право
2) гражданско-правовые отношения
3) установление продолжительности рабочей недели не более 35 часов
4) административная ответственность
5) истец и ответчик
6) выплата штрафа
- Задание 19
Гражданин Р. постоянно оставляет свой легковой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники правоохранительных органов предупредили его о неправомерности таких действий. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) трудовое право
2) административный проступок
3) дисциплинарная ответственность
4) штраф
5) конституционное право
6) судимость
- Задание 28
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Административная юрисдикция в Российской Федерации». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Предварительный просмотр:
Административное право.
Вариант №2
- Задание 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ | ОСОБЕННОСТЬ |
Уголовная | Налагается за совершение (а также подготовку и покушение) преступления, предусмотренного нормами уголовного права |
... | Основана на принципе возмещения ущерба, причинённого правонарушением; заключается в наложении судом на правонарушителя установленных законом обязанностей имущественного характера |
- Задание 2
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Публичное право; финансовое право; административное право; уголовное право; конституционное право.
- Задание 3
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к видам административных наказаний.
1) предупреждение; 2) выговор; 3) дисквалификация; 4) лишение свободы; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) обязательные работы.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- Задание 17
Выберите верные суждения об отрасли административного права. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Методом административного права является закрепление равенства сторон.
2) В качестве субъектов административного правоотношения выступают, с одной стороны, работники, с другой – предприятия и организации.
3) В предмет административного права входят организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти.
4) Административное право устанавливает в качестве наказаний за административные проступки штраф, обязательные работы, дисквалификацию и т.д.
5) Административное право является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами.
- Задание 17
Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.
2) Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.
3) Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
4) Гражданское право относят к частному праву.
5) Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.
- Задание 17
Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отношения министерств и ведомств
2) отношения паспортно-визовой службы с гражданами
3) отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека
4) отношения фирмы-производителя и магазина
5) отношения драматурга-сценариста с киностудией
6) отношения управления образования с гимназией
- Задание 17
Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) невыполнение издательством условий договора с автором романа
2) захват заложников в здании школы
3) курение студентами в здании университета
4) нарушение правил пожарной безопасности
5) сброс отходов производства в реку
6) невыплата кредита банку
- Задание 18
Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ |
| ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) возмещение ущерба за вред, причинённый имуществу физического лица Б) взыскание штрафа за безбилетный проезд в автобусе В) установление наследников Г) подача жалобы на должностное лицо его руководителю Д) сдача офиса в аренду частной фирме Е) получение водительского удостоверения |
| 1) административное право 2) гражданское право |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
- Задание 18
Установите соответствие между конкретными ситуациями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИИ |
| ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) Родители подарили дочери квартиру. Б) Супруги открыли семейный отель. В) Супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака. Г) Отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора. Д) Семья болельщиков отмечала победу своей команды и разгромила остановку общественного транспорта. |
| 1) административное 2) гражданское 3) семейное 4) уголовное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Задание 18
Установите соответствие между примерами и видами судопроизводства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ВИДЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА |
A) Судья назначил судебное слушание по делу о разбойном нападении на инкассаторов. Б) Марфа и Касьян подали в суд заявление о расторжении брака. B) Полина была оштрафована и лишена права управления транспортным средством на два года за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Г) Павел подал заявление в суд по вопросу установления отцовства. Д) Судья объявил решение о прекращении деятельности еженедельного журнала. |
| 1) уголовное 2) гражданское 3) административное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Задание 18
Установите соответствие между отраслью права и сферой, к которой она относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТРАСЛЬ ПРАВА |
| СФЕРА |
А) гражданское Б) уголовное В) административное Г) трудовое Д) экологическое |
| 1) публичное 2) частное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Задание 18
Установите соответствие между примерами правонарушений и видами юридической ответственности, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР ПРАВОНАРУШЕНИЯ |
| ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
А) мошенничество Б) нарушение требований пожарной безопасности В) угроза причинением тяжкого вреда здоровью Г) оставление в опасности Д) нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации |
| 1) административная 2) уголовная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
- Задание 19
Индивидуальный предприниматель Сидоров и кооператив «Жестянка» заключили договор о сотрудничестве, однако кооператив не выполнил свои обязательства в срок. Найдите в приведённом ниже списке позиции, которые характеризуют правовую ситуацию. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) административная ответственность
2) административный штраф
3) субъекты гражданского права
4) частное право
5) уголовно-процессуальное право
6) истец и ответчик
- Задание 19
Гражданин К. припарковал свой автомобиль на детской площадке. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовой оценке этих действий и их возможных последствий, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) истец
2) нарушитель
3) гражданское право
4) прокуратура
5) Кодекс об административных правонарушениях
6) штраф
- Задание 28
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Административная юрисдикция в Российской Федерации». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления государственного управления, так называемые административные правоотношения.
1 . Задание 2 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание ). Публичное право , финансовое право , административное право , уголовное право , конституционное право .
2. Задание 17 Выберите верные суждения об отрасли административного права . Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Методом административного права является закрепление равенства сторон. 2) В качестве субъектов административного правоотношения выступают, с одной стороны, работники, с другой – предприятия и организации. 3) В предмет административного права входят организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти. 4) Административное право устанавливает в качестве наказаний за административные проступки штраф, обязательные работы, дисквалификацию и т.д. 5) Административное право является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами.
3. Задание 17 Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отношения министерств и ведомств 2) отношения паспортно-визовой службы с гражданами 3) отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека 4) отношения фирмы-производителя и магазина 5) отношения драматурга-сценариста с киностудией 6) отношения управления образования с гимназией
4. Задания Д19 Гражданин К. подал заявление в отдел внутренних дел об утере паспорта. Какой из отраслей права будет регулироваться возникшее правоотношение? 1) гражданским правом 2) государственным правом 3) уголовным правом 4) административным правом
5. Задания Д18 Какая ситуация регулируется нормами административного права ? 1) супруги Б. расторгли брак в органах загса, не обращаясь в суд 2) гражданин А. обратился в суд с иском о признании заключенного с комитетом по образованию договора недействительным 3) сотрудники милиции составили протокол по факту о нарушении гражданином В. правил охоты 4) суд восстановил гражданина Г. в должности, с которой он был уволен администрацией предприятия
6. Задания Д19 Жильцы дома 12 Северного района Москвы обратились в отделение полиции с жалобой на гражданина А., который выгуливает свою собаку без намордника во дворе жилого дома. Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения? 1) жилищного кодекса г. Москвы 2) административного кодекса г. Москвы 3) уголовного кодекса РФ 4) гражданского кодекса РФ
7. Задания Д17 Порядок взаимодействия муниципальных органов управления образованием со средней общеобразовательной школой регулируется правом 1) гражданским 2) государственным 3) административным 4) трудовым
Принципы административного права Законности Соразмерности Гарантированности судебной защиты Равенства всех перед законом Виновности Презумпция невиновности Неотвратимости административной ответственности Индивидуализации Обратной силы закона Недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона Гуманизма
Уровни источников административного права Федеральный уровень Источники этого уровня принимаются федеральными государственными органами и действуют на всей территории Российской Федерации Региональный уровень Данные источники принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действуют на территории этого субъекта Муниципальный (или местный) уровень Источники данного уровня принимаются и действуют на ограниченной территории
Предмет регулирования административного права Отношения между гражданами и государством Отношения, связанные с реализацией государственной власти Управленческие отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти Правила жизни в обществе
Административное право Регулирует общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц в ходе исполнения ими их непосредственных функций Порядок организации государственных органов, разъясняет обязанности и права этих органов и их служащих Охрана общественного порядка Защита личности, прав и свобод человека и гражданина Охрана здоровья граждан Защита окружающей среды Защита прав собственности Функции административного права Регулирование Защита
Субъекты административных правоотношений – органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например, федеральное министерство и областной департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения.
Нормы административного права Действуют в отношении органов государственного управления, несоподчинённых между собой Регулируют отношения между органами управления и государственными предприятиями Регулируют отношения между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Регулируют отношения между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями Регулируют отношения между органами исполнительной власти и общественными объединениями Регулируют отношения между органами исполнительной власти и гражданами
1.Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний , исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. 2.Положение участников административных правоотношений не является равным . Этим они отличаются, например, от гражданско-правовых отношений Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. 3.Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Граждане имеют право обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов . Привести конкретные примеры рассматриваемых отношений. Особенности административных правоотношений :
Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
№ Виды Примеры 1 посягающие на права граждан (против личности) в процессе выборов, трудовых отношений и т. д. 2 посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д. 3 в области охраны окружающей природной среды и природопользования порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д. 4 на транспорте действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д 5 в области дорожного движения превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д. 6 в области предпринимательской деятельности незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д. 7 в области таможенного дела нарушение таможенных правил 8 в области воинского учета неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д Виды административных правонарушений
ПРИМЕР ПРАВОНАРУШЕНИЕ А) нарушение требований пожарной безопасности Б) нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований В) уход с рабочего места без разрешения начальства Г) неисполнение правил внутреннего трудового распорядка Д) нарушение пропускного режима охраняемого объекта 1) административное 2) дисциплинарное 8. Установите соответствие между примерами и видами правонарушений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А Б В Г Д
9. Задание 19 Водитель с 15-летним стажем превысил ограничение скорости на трассе и был привлечён к юридической ответственности сотрудниками ДПС. Найдите в приведённом ниже списке позиции, которые отражают правовую оценку данной ситуации. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) частное право 2) административное правонарушение 3) штраф 4) уголовное преступление 5) возмещение ущерба
10. Задания Д19 Спортсмен, занимающийся стрельбой из арбалета, решил на отдыхе поохотиться на уток. После очередного выстрела из арбалета и поражения утки к нему подошел егерь и потребовал разрешение на охоту. У спортсмена подобного разрешения не оказалось. К какому виду юридической ответственности он может быть привлечен? 1) дисциплинарному 2) гражданскому 3) административному 4) материальному
11. Задания Д17 За какое из перечисленных правонарушений наступит ответственность по нормам административного права? 1) Гражданин Ш. регулярно изымал из почтового ящика и прочитывал личную корреспонденцию соседа. 2) Гражданка О. разорила лесной муравейник в заповеднике, где она регулярно выгуливала собаку. 3) Выступая на суде в качестве свидетеля, гражданин Р. отказался сообщить известные ему факты о лицах, причастных к ограблению. 4) На школьном вечере гражданка К. спела песню на стихи малоизвестного поэта, объявив при этом, что стихи принадлежат ей.
Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Признаки административной ответственности Вид юридической ответственности Наступление неблагоприятных последствий за правонарушение в виде административного наказания Государственное порицание поведения правонарушителя Негативный характер Наступает за посягательство на общественные отношения, охраняемые нормами административного права Применяется широким кругом субъектов административной юрисдикции(судьи, административные органы) Применяется в особом процессуальном порядке Цели административной ответственности: Предупредительная (частная и общая превенция) Восстановительная (компенсаторная)
Особенности административной ответственности К административной ответственности могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане с 16 лет) Граждане Российской Федерации Иностранцы Лица без гражданства Должностные лица Индивидуальные предприниматели Военнослужащие Беженцы Вынужденные переселенцы Инвалиды К административной ответственности могут привлекаться коллективные субъекты Организации Предприятия Учреждения Трудовые коллективы
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) – это кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к ответственности за совершение административного правонарушения, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к ответственности и порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях.
Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
КоАП РФ Статья 3.1. Цели административного наказания Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административные наказания Предупреждение Административный штраф Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения Лишение специального права, предоставленного физическому лицу Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства Дисквалификация Административное приостановление деятельности Обязательные работы Административный арест Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
12. Задание 3 Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к видам административных наказаний . 1 ) предупреждение; 2) выговор; 3) дисквалификация; 4 ) лишение свободы; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) обязательные работы.
Органы, которым подведомственны дела об административных правонарушениях Судьи Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Органы внутренних дел Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Налоговые органы Таможенные органы Военные комиссары Органы рыбоохраны Другие органы и должностные лица
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение Добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершённом административном правонарушении Оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность Добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причинённого ущерба или добровольное устранение причинённого вреда Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжёлых личных или семейных обстоятельств Совершение административного правонарушения несовершеннолетним Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребёнка
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его Повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения Совершение административного правонарушения группой лиц Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения
Решение задач (работа в группах – вариант №1)
1. Принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. 2. Содержание нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Задание1. Соотнесите вид административного наказания с его примером
3. Лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. 4. Денежные взыскание, выражается в рублях и устанавливается для граждан. 5. Выполнение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ . Задание1. Соотнесите вид административного наказания с его примером
6. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. 7. Мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме. 8. Временный запрет гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований, устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет. Задание1. Соотнесите вид административного наказания с его примером
9. Принудительное и контролируемое перемещение граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации. 10. Временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг . Задание1. Соотнесите вид административного наказания с его примером
Домашнее задание ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.
Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...