Гражданско – правовое образование (из опыта работы) (ГБОУ школа № 691)
статья по праву

 

Гражданско – правовое образование – это одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом, так как формирование гражданского общества немыслимо без обеспечения в стране прав и свобод личности, а юридическая грамотность всего населения является необходимым условием существования правового государства.

 

 Для того, чтобы школьники комфортно чувствовали себя в правовом поле, научились использовать свои знания для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем сейчас и в будущем необходимо продолжить обучение на внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях. В нашей школе для достижения этих задач возникла идея Марафона правовых знаний. Что же это такое и как это происходит?

Об этом данная статья

Скачать:


Предварительный просмотр:


Гражданско – правовое образование (из опыта работы)

(ГБОУ школа № 691)

Григорьева Светлана Валентиновна

Гражданско – правовое образование – это одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом, так как формирование гражданского общества немыслимо без обеспечения в стране прав и свобод личности, а юридическая грамотность всего населения является необходимым условием существования правового государства.

Аспекты гражданско – правового образования в школе связаны с предметом «Обществознание». Обратившись к программе этого предмета, мы видим, что интересующие нас темы охватывают только 7, 9 и 10 классы. Отведенных часов на изучение правовых вопросов мало для того, чтобы ученик освоил нормы права, свои права, обязанности, основные положения о труде, семье, браке, здравоохранении, соблюдении правопорядка и законности, смог свободно ориентировался в правовом пространстве.

Для того, чтобы школьники комфортно чувствовали себя в правовом поле, научились использовать свои знания для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем сейчас и в будущем необходимо продолжить обучение на внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях. В нашей школе для достижения этих задач возникла идея Марафона правовых знаний. Что же это такое и как это происходит?

Марафон правовых знаний - это совокупность игр, викторин, конкурсов, дебатов, дискуссий, направленных на усвоение и закрепление учащимися правовых знаний, формирование навыков правомерного поведения, формирование активной гражданской правовой позиции, отрицательного отношения к противоправным действиям, умения пользоваться правовыми знаниями в конкретных жизненных ситуациях.

В начале учебного года на протяжении уже трех лет обучающиеся информируются о сроках и формах мероприятий в рамках «Марафона». В течение года, учащиеся каждой параллели с 6-11кл. могут поучаствовать в 3-х играх: 2-х командных и в одной игре, где, предполагается индивидуальное участие. В сентябре на внеурочной деятельности с классным руководителем «В мире профессий» (в рамках знакомства с профессией юриста) проходит отборочный тур (викторины, конкурсы) для участия в «Марафоне» по параллелям: 6-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы.

Так, например, 6 - 7 классам предлагаются такие игровые формы, как «Риск – версия», «Правовой лабиринт». Участие в этих играх помогают приобрести общие представления (знания) о праве, обществе, российском государстве, правах и свободах человека и гражданина РФ, правонарушениях, юридической ответственности.

В 8-9 классах - это «Брйн-ринг», «Что? Где? Когда?», дискуссии. Задания позволяют приобрести базовые навыки, обеспечивающие успешное действие подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. Формирование способности к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.

10-11 классы участвуют в играх «Что? Где? Когда?», «Правовой турнир», дискуссиях, дебаты, круглых столах. Задания усложняются - это задания с текстом, его анализом, правовые задачи, требующие выработки тактики грамотного с точки зрения права поведения, в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей, выработки рекомендаций по правомерному поведению, навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Участникам марафона в каждой игре предлагается 3 уровня сложности вопросов:

- 1 уровень предполагает владение уже имеющейся информацией (актуализация уже полученных знаний);

- на 2 уровне участники получают вопрос, на который они не знают ответа и должны его найти в различных источниках за определенное время (умение пользоваться правовыми источниками);

- 3 уровень предполагает анализ информации, умение делать выводы, решать проблемы, задачи, вырабатывать рекомендации по правомерному поведению.

Важно отметить, что мероприятия «Марафона» помогают подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, оказывают помощь в выборе будущей профессии.

Особенностью данного «Интеллектуального марафона» является то, что все мероприятия готовят творческие группы педагогов (классные руководители, учителя истории и обществознания) и учащиеся школы (по принципу – старшие для младших).

Таким образом, гражданско-правовое образование помогает подготовить школьников к изучению особенностей правовых знаний, развитие у них необходимого умения и навыка, по осуществлению сознательных и юридически верных моделей поведения в обществе; формирование чувства уважения к реализуемым в нашей стране правам, свободам, а также обязанностям каждого гражданина в социуме; осуществление воспитания чувств ответственности за поведение в обществе; воспитание чувства внутренней необходимости в осуществлении защиты законности и правопорядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...

Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В РАМКАХ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Выступление на международном семинаре "Инновационное образование" в г. Вильнюс, Литва, 24 января 2014 года.В статье рассказывается об интерактивном расследовании по событиям войны 1812 года. Инновацио...

Учебник обществознания как средство гражданско-правового образования и воспитания.

В работе "Учебник обществознания как средство гражданско-правового образования и воспитания", обобщен опыт работы с учебником обществознания. Тема актуальна, так как в ней рассматриваются проблем...

«Делай мир Светлее!» (из опыта работы ГБОУ СОШ № 200 с углубленным изучением финского языка Красносельского района Санкт-Петербурга)

Статья освещает опыт одного из аспектов воспитательной деятельности ГБОУ СОШ № 200 с углубленным изучением финского языка Санкт-Петербурга, в центре которого - праздник День святой Люсии, который ежег...

"Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"

quot;Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"...