Учебник обществознания как средство гражданско-правового образования и воспитания.
опыты и эксперименты по обществознанию на тему

Белёва Галина Николаевна

В работе "Учебник обществознания как средство гражданско-правового образования и воспитания", обобщен опыт работы с учебником обществознания. Тема актуальна, так как в ней рассматриваются проблемы учебника, изложения в нем материала, при переходе на ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnik_obshchestvoznaniya.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя истории МКОУ СОШ с.Гордино

Белёвой Галины Николаевны

Учебник обществознания

как средство гражданско-правового образования и воспитания.

      Под гражданско- правовым обучением мы понимаем процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности, которые позволяют применять эти знания в практической деятельности. Под правовым воспитанием  в школе понимается система воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у учащихся уважения к праву; формирование  правовой культуры.

     В настоящее время, в соответствии с задачами модернизации образования, происходит значительное обновление содержания курса «Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта, структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

   Таким образом, обществознание призвано познакомить учащихся с тем, что такое общество, по каким законам оно живет и развивается.

 Тем более, что современное развитие, социальные и политические процессы,  глобализация всех сфер жизни  предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности.

Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Следует сказать, что главной целью гражданского образования становится воспитание цивилизованного человека - гражданина и патриота своей Родины. В практическом плане – это подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве.

Гражданско-правовое образование и воспитание включает в себя такие компоненты, как учебно-методическое, информационное и психологическое сопровождение.

     Задача учебно-методического сопровождения – обеспечение учащихся необходимой информацией, усвоение и формирование навыков работы с ней, развитие творческих способностей и возможностей учащихся.  

Функция сопровождения в первую очередь падает на  школьный учебник « Обществознания».

УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  

Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая.( При линейной модели история изучается последовательно, а при концентрической модели предполагается, что сначала курс изучается целиком вплоть до девятого класса, а затем углубленно повторяется в двух старших классах.) 

Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов.

Анализируя учебники  обществознания , на каждом из этапов изучения обществознания

реализуются межпредметные связи с курсом истории, экономики, право, экологии и другими учебными дисциплинами.

Давайте поближе остановимся на каждом из учебников основной школы, выполняет ли он в необходимом объеме функцию носителя гражданско-правового образования и воспитания.

Учебник «Обществознания»   для 5   классов  носит пропедевтический характер.

Согласно  учебному  плану  нашей школы  на  2013  –  2014  учебный  год  на  изучение  предмета «Обществознание»  в  5  классе  отводится  1  учебный  час  в  неделю, итого 34 часа в год.  

По программе «Обществознание» автора Л.Н. Боголюбова на изучение предмета «Обществознание» отводится  25 часов в год.

В  связи  с  этим,  в    примерную  программу  были  внесены  следующие  изменения в  5 классе:  

№ п/п

Главы

По программе (часов)

Планируемое количество часов

1

Человек

6

7

2

Семья

4

5

3

Школа

5

6

4

Труд

4

4

5

Родина

6

7

6

Итоговое повторение по курсу

0

1

7

Резерв

0

3

Итого

25

34

Учебник для 5 класса обеспечивает преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир».

Он расширяет элементарные представления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством. С первых параграфов учебника можно педагогу найти возможность через материал учебника, дополнительный материал, иллюстрации оказывать воспитательное  воздействие на личность юного гражданина. Материал учебника изложен доступно.  Учебное пособие, разработанное коллективом ученых под руководством Л.Н.Боголюбова, выполнено в цветном варианте, что является несомненным достоинством. В то же время, на мой взгляд, это скорее не учебник, а книга для чтения. Достаточно посмотреть на соотношение основного и дополнительного материала, огромное количество рубрик в тексте. Методический аппарат слишком перегружен, учитывая возраст детей.

С самого начала каждого параграфа на ребенка буквально обрушивается вал вопросов и заданий: «Вспомни», «Обсудим вместе».  

Глава  « Родина»  является самой насыщенной по содержанию материала, дополнительной информации и заданиям.

Учебник Боголюбова за 6 класс носит так же пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.

В 6 классе основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.

Пропедевтический характер курса способствует успешной социализации младших школьников в ходе изучения предмета, освоить основные обществоведческие понятия: «общество», «человек», «гражданин», «гуманизм» и др. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.  

темы курса «Семья», «Школа», «Труд»,  « Родина»  вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (Родина и государство). Учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся: верность, стойкость в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга; патриотизм  - любовь к Родине; свободолюбие; стремление к независимости.
   Каждая тема программы 6 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

     Теме « Родина», в отличии от учебника 5 класса внимание уделено незначительно, специальных параграфов нет, но благодаря резервным часам и практикумам  учитель сможет лавировать   материалом и обеспечить в нужном объеме правовое образование учащихся за счёт увеличения практических работ и работой учащихся с дополнительными источниками информации.

.

В процессе изучения данного курса у школьников формируются  основы нравственной, экономической, политической, экологической культуры, создаются условия социализации личности.  Данный курс содействует умению ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуаций, формируется умение нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

Учебники «Обществознания» для 5 и 6 классов ,   как  я считаю, выполняют главную задачу  по воспитанию человека, гражданина и патриота.

В 7 классе Материал значительно расширен и учащиеся знакомятся со спецификой отношений в близком социальном окружении, с правовыми нормами, получают представление об основных явлениях экономики, о нравственных и правовых аспектах отношения человека к природе.

Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок.

Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Учащиеся приходят к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами. Учащиеся учатся анализировать типичные модели этических и правовых ситуаций, рассматривать социально приемлемые способы поведения в различных ситуациях. Воспитанники получают опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно - правовых позиций.

   В ходе работы с учебником и дополнительным материалом, под руководством педагога  ученик познакомиться с множеством нормативных документов страны, что говорит об усложнении материала, его практической значимости .

Нормативные документы:

Декларация прав ребёнка;

Конвенция о правах ребёнка;

Конституция РФ;

Гражданский кодекс РФ.

 Кодекс об административных правонарушениях.

 Конституция РФ.

 Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

  В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

 ·         знания и представления о нормах российского законодательства;

 ·         знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

 ·         коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданными результатами.

На мой взгляд  учебник 7 класса отвечает  поставленным перед ним целями и задачами в рамках гражданско-правового образования .

( слайд № 25)

Учебник для 8 класса даёт представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. Он освещает проблемы морали, углубляет знания школьников об экономике, знакомит их с функционированием системы образования, рассказывает о науке и религии.

Принципы отбора основного и дополнительного материала содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями развития учащихся.

 Раздел «Личность и общество» – опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включённом в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включён.

В теме «Сфера духовной культуры» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п. Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.

В теме «Экономика» учащиеся знакомятся с одной из основных сфер общественной жизни (экономической), изучают многообразные общественные связи и отношения человека в сфере экономики, получают представление о процессах, происходящих в современном мире в данной сфере. При этом они осознают, что благополучие человека зависит не только от состояния экономики в целом, но и от собственной активности. Целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.

Тема «Социальная сфера» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь даётся взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а даёт возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности даёт эта тема и для обсуждения актуальных молодёжных проблем – моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.

( слайд № 26)

В ходе обучения в 8 классе у ребенка появляются знания и умения, которые в жизни ему обязательно пригодятся. Учебник составлен грамотно, с учетом возрастных особенностей  подростков и необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Заключительная тема вводит учащихся в сложный мир теории и отраслей права.

Курс включает изучение 2 тем.

Первая « Политика»- дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

Заключительная  тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени , вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ , федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизмов реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

Учебник завершает курс обществознания для основной школы, созданный авторским коллективом в соответствии с требованиями, предъявляемыми к преподаванию общественных дисциплин на данной ступени образования.

 Учебник 9 класса решает проблему не только процесса социализации, но и способствует предпрофильной подготовки учащихся. При изучении вопросов реализуются межпредметные связи. Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу, которая поможет приобрести учащимся опыт познавательной и практической деятельности.

Учебник  « Обществознание» 9 класса  способствует:

развитию личности в период ранней юности, позволяет закончить процесс формирования   духовно-нравственной, политической и правовой культуры подростка, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;

воспитанию  гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,  ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Таким образом: Гражданско-правовое образование и  воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Поэтому, главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Учебный комплекс авторского коллектива под руководством Боголюбова, на мой взгляд, разработал  хорошую законченную линию учебников, позволяющую справиться с этой сложной задачей.

По этапам изучения материала идет постоянное усложнение и расширение понятийного аппарата .

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника ...) , школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско- правовое воспитание младших школьников

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школ...

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

Выступление «Роль педагога в гражданско-правовом воспитании учащихся»

Выступление подготовлено на районную августовскую конференцию по теме "Среда ОУ как поле профессионального развития учителя" Изменение компетенций ведет и к изменению роли учителя. Он становится не п...

Учебно-методическая разработка по гражданско-правовому воспитанию "Права ребенка- твои права".

Данная методическая разработка поможет в доступной форме познакомить учащихся младших классов  с основным законом государства - Конституцией России, сформировать у учащихся представления о правах...

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

Фрегин И.Н. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся гражданско-правового аспекта общеинтеллектуального направления с использование технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего о...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...