Технологическая карта урока по теме "Права человека", 10 класс
план-конспект урока по праву (10 класс)
Данный материал рассчитан на учеников среднего общего образования и подготовлен для помощи учителю истории и обществознания в разработке урока на тему "Права человека". При адаптации данного материла, его можно использовать для учеников основной средней школы на уроках обществознания. Урок разработан и представлен в виде технологической карты урока как формы наиболее удобной и одобренной ФГОС. Данный урок включает в себя работу с документами, работу с ЭОС, задания на развитие креативного мышления и коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_pravo.docx | 20.02 КБ |
prava_cheloveka_1.pptx | 1.39 МБ |
ekpch_dokument.docx | 21.59 КБ |
vseobshchaya_deklaratsiya.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: право__________________________ Класс: 10А______________________________
Тема: «Права человека» ___________________________________________________________________________________________
Цель: сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их, а также закрепить знания об основных видах и понятиях международных прав
Задачи:
- объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
- сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией;
- выработать навык групповой командной работы;
- научиться внимательно слушать и уважительно относится к другой точке зрения или мнению по каким-либо вопросам;
- развивать навык быстрого креативного мышления;
- проанализировать свою работу на уроке и оценить себя.
Тип урока: открытие нового знания______________________________________________________________________________
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
|
Виды контроля: контроль со стороны учителя/самооценка _____________________________
Дидактические средства (УМК, раздаточный материал, дополнительный материал): Право. 10 класс. Учебник. Углубленный уровень 2022/Боголюбов Л.Н., документы «Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (сокращенный и полный варианты), презентация по теме «Права человека», листы для творческой работы, фломастеры, листы самооценки.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
Этап урока с указанием времени | Вид работы: формы, методы, приемы | Действия учителя | Действия ученика | Планируемый результат этапа/ Вид контроля |
Организационный 2 мин. | - | Приветствие | Подготовка к уроку | - |
Актуализация знаний/мотивационный 2 мин. | Беседа | Вступительное слово. Вопрос о теме урока | Ответ о предполагаемой теме | Постановка темы |
Ознакомление с новым материалом 17 мин. | Беседа, фронтальный опрос, групповая работа | Рассказ об истории Декларации. Вопросы с отсылкой на историю. Вопросы по формированию принципов прав человека. После этого распределяю детей по группам и выдаю документы для изучения задания для каждой группы (4 группы: личные, политические, соц.-экономические права и ограничение прав). На работу в группах выделено 7 минут. | Ответы по вопросам, рассуждения о принципах прав человека, фиксирование информации в тетради. Получают раздаточный материал для работы в группах, работают, фиксируют информацию себе в тетрадях, готовятся к выступлению | Запись в тетрадь определений, принципов, выводов по проделанной групповой работе |
Применение полученных в ходе занятия знаний на практике 10 мин. | Мини-конференция, дискуссия | Создание условий для дискуссии, распределение вопросов и регламентация выступлений по времени | Выступление участников с докладами на конференции, обсуждение, вопросы к другим группам, ответы | Оценка устных выступлений |
Закрепление 7 мин. | Творческое задание | Раздача бумаги и фломастеров, выдача инструкции по работе с эмблемами для каждой категории прав, группы меняются местами | Творческая работа на время, рисуют эмблему/символ каждой из категории прав. Представляют его публике | Оценка творческих рисунков |
Обобщение и систематизация 2 мин. | Беседа | Заключительное слово учителя, выводы | Слушают учителя, осознают результаты проделанной работы | - |
Рефлексия 3 мин. | Самооценка | Выдача листов для самоконтроля и самооценки | Заполнение листов для самоконтроля и самооценки | Самооценка |
Д/з, подведение итогов 2 мин | Беседа | Подведение итогов, выставление оценок, озвучивание д/з: пар. 20, эссе по цитате в конце параграфа на выбор | Запись д/з в дневник | Выставление оценок за урок с учетом самооценки ученика |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Права человека Подготовила: учитель истории и обществознания Сивакова А.Е.
История создания Всеобщей Декларации прав человека 1945 г. – создание ООН 1948 – Комиссия по правам человека в ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, начинает разработку международного документа о правах человека 10 декабря1948 г. – принятие Всеобщей декларации прав человека, с тех пор ежегодно отмечается международный день прав и свобод человека Э. Рузвельт, США Д.П.Хампрей , Франция Ч.Малик , Ливан П.Ч. Чэнг , Китай А.Богомолов и А.Павлов , СССР
Принципы формирования прав человека: Прирожденность Неделимость Неотчуждаемость Естественность Универсальность Неотъемлемость Законность
Виды прав человека Гражданские/личные Политические Экономические Социальные Культурные
Работа в группах 1 группа: - Определить сущность и значимость правовой защиты гражданских прав; - Систематизировать гражданские права человека, обозначить основания для систематизации. 2 группа: - Определить сущность и значимость правовой защиты политических прав; - Систематизировать политические права человека, обозначить основания для систематизации . 3 группа: - Определить сущность и значимость правовой защиты экономических прав; - Систематизировать экономические права человека, обозначить основания для систематизации . 4 группа: - Определить сущность и значимость правовой защиты социальных прав; - Систематизировать социальные права человека, обозначить основания для систематизации.
Гражданские/личные права
Политические права
Экономические права
Социальные права
Подготовка к ЕГЭ Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры , под которыми они указаны. Ответ: право на свободу и личную неприкосновенность право быть избранным в органы государственной власти право участвовать в отправлении правосудия право на личную и семейную тайну право на тайну переписки, телефонных переговоров право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни
Подготовка к ЕГЭ Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры , под которыми они указаны. Ответ: защищать Отечество избирать и быть избранным исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой проводить шествия и пикетирования свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
Предварительный просмотр:
КОНВЕНЦИЯ
о защите прав человека и основных свобод*
(с изменениями на 24 июня 2013 года)
(редакция, действующая с 1 февраля 2022 года)
Информация об изменяющих документах
Статья 1
Обязательство соблюдать права человека
Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции.
РАЗДЕЛ I
ПРАВА И СВОБОДЫ
Cтатья 2
Право на жизнь
1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:
a) для защиты любого лица от противоправного насилия;
b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;
c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
Статья 3
Запрещение пыток
Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статья 4
Запрещение рабства и принудительного труда
1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.
3. Для целей настоящей статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает в себя:
a) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;
b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;
c) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;
d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.
Статья 5
Право на свободу и личную неприкосновенность
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;
b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;
c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
2. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение.
3. Каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом "с" пункта 1 настоящей статьи незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.
4. Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.
5. Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.
Статья 6
Право на справедливое судебное разбирательство
1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия. *6.1)
2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.
3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:
a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;
b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;
c) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;
d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;
e) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.
Статья 7
Наказание исключительно на основании закона
1. Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.
2. Настоящая статья не препятствует осуждению и наказанию любого лица за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое в момент его совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.
Статья 8
Право на уважение частной и семейной жизни
1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 9
Свобода мысли, совести и религии
1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
Статья 10
Свобода выражения мнения
1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Статья 11
Свобода собраний и объединений
1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.
Статья 12
Право на вступление в брак
Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.
Статья 13
Право на эффективное средство правовой защиты
Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Статья 14
Запрещение дискриминации
Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.
Статья 15
Отступление от соблюдения обязательств
в чрезвычайных ситуациях
1. В случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву.
2. Это положение не может служить основанием для какого бы то ни было отступления от положений статьи 2, за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, или от положений статьи 3, пункта 1 статьи 4 и статьи 7.
3. Любая из Высоких Договаривающихся Сторон, использующая это право отступления, исчерпывающим образом информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также ставит в известность Генерального секретаря Совета Европы о дате прекращения действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме.
Статья 16
Ограничение на политическую деятельность
иностранцев
Ничто в статьях 10, 11 и 14 не может рассматриваться как препятствие для Высоких Договаривающихся Сторон вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев.
Статья 17
Запрещение злоупотреблений правами
Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции.
Статья 18
Пределы использования ограничений в отношении прав
Ограничения, допускаемые в настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены.
РАЗДЕЛ II
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Статья 19
Учреждение Суда
В целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней, учреждается Европейский суд по правам человека, далее именуемый "Суд". Он работает на постоянной основе.
Статья 20
Число судей
Число судей, входящих в состав Суда, равно числу Высоких Договаривающихся Сторон.
Статья 21
Предъявляемые к судьям требования
1. Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом.
2. Возраст кандидатов не должен превышать 65 лет на дату, к которой в соответствии со статьей 22 Парламентской ассамблеей был запрошен список, включающий трех кандидатов.
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2021 года международным протоколом от 24 июня 2013 года N 15)
____________________________________________________________________
Пункты 2 и 3 предыдущей редакции с 1 августа 2021 года становятся соответственно пунктами 3 и 4 настоящей редакции - международный протокол от 24 июня 2013 года N 15.
____________________________________________________________________
3. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.
4. На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. Все вопросы, возникающие в связи с применением положений настоящего пункта, решаются Судом.
Предварительный просмотр:
ДЕКЛАРАЦИЯ
прав и свобод человека и гражданина
Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства,
отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека,
Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию.
Статья 1.
(1) Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.
(2) Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР.
Статья 2.
(1) Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.
(2) Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.
Статья 3.
(1) Все равны перед законом и судом.
(2) Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
(3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.
(4) Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона.
Статья 4.
(1) Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.
(2) Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Статья 5.
(1) Каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом РСФСР.
Статья 6.
Лица, не являющиеся гражданами РСФСР и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан РСФСР, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами РСФСР или СССР. Лицо не может быть лишено почетного гражданства либо предоставленного политического убежища на территории РСФСР без согласия Верховного Совета РСФСР.
Статья 7.
Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Государство стремится к полной отмене смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления только по приговору суда с участием присяжных.
Статья 8.
(1) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
(2) Задержание может быть обжаловано в судебном порядке.
(3) Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законом.
Статья 9.
(1) Каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения.
(2) Каждый имеет право на уважение и защиту его чести и достоинства.
Статья 10.
(1) Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
(2) Государство поощряет жилищное строительство, содействует реализации права на жилище.
(3) Жилье малоимущим гражданам предоставляется бесплатно или на льготных условиях из государственных и муниципальных жилищных фондов.
Статья 11.
(1) Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.
(2) Обыск и иные действия, совершаемые с проникновением в жилище, допускаются на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательств, возможен иной, установленный законом порядок, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности этих действий.
Статья 12.
(1) Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
(2) Гражданин РСФСР имеет право свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться.
(3) Ограничение этих прав допускается только на основании закона.
Статья 13.
(1) Каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений.
(2) Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.
Статья 14.
Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.
Статья 15.
Каждый гражданин РСФСР, убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом.
Статья 16.
(1) Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.
(2) Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.
(3) Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.
Статья 17.
Граждане РСФСР имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании.
Статья 18.
Граждане РСФСР имеют равное право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей.
Статья 19.
Граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.
Статья 20.
Граждане РСФСР имеют право на объединение. Ограничение этого права может быть установлено только решением суда на основании закона.
Статья 22.
(1) Каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом.
(2) Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.
Статья 23.
(1) Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.
(2) Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.
(3) Каждый имеет право на защиту от безработицы.
(4) Принудительный труд запрещен.
Статья 24.
(1) Каждый работник имеет право на отдых.
(2) Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.
Статья 25.
(1) Каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование; поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта.
(2) Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону.
Статья 26.
(1) Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях.
(2) Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
(3) Государство развивает систему социального страхования и обеспечения.
(4) Поощряется создание общественных фондов социального обеспечения и благотворительность.
Статья 27.
(1) Каждый имеет право на образование.
(2) Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Основное образование обязательно.
Статья 28.
Государство обеспечивает защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, а также граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке.
Статья 29.
(1) Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом.
(2) Признается право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
Статья 30.
Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.
Статья 31.
Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 32.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и деяния должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Статья 33.
Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и скорейшую компенсацию за причиненный ущерб.
Статья 34.
(1) Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором компетентного, независимого и беспристрастного суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
(2) Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
(3) Никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение.
(4) Признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона.
Статья 35.
(1) Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
(2) Закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке.
Статья 36.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания.
Статья 37.
(1) Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно.
(2) Каждое задержанное, заключенное под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 38.
Каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.
Статья 39.
Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом РСФСР.
Статья 40.
(1) Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека.
(2) Парламентский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР.
(3) Полномочия Парламентского уполномоченного по правам человека и порядок их осуществления устанавливаются законом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 6 классе по ФГОС по теме "Человек - часть биосферы"
Данная разработка урока демонстрирует возможности современных педагогических технологий и применения школьных цифровых лабораторий на уроках географии....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока географии в 7 классе на тему: «Хозяйственная деятельность человека»
Урок помогает сформировать понятия «первичный, вторичный, третичный сектор экономики»....
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
Технологическая карта урока биологии в 7 классе на тему "Роль насекомых в природе и в жизни человека"
"Табигатьтә һәм кеше тормышында бөҗәкләрнең роле" темасына 7 класста үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Технологическая карта урока для учащихся 5 класса по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Данная разработка предназначена в помощь учителю биологии при подготовке к уроку по теме "Царство Бактерии. Царство Грибы". Это второй урок в изучаемом разделе, тип урока - урок получения но...
- Мне нравится (2)