Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_k_6_kl_1.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | ||||||||
№ | Этап урока | Слайд | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Вре мя | Познавательные УУД | Регулятивные УУД // Личностные УУД | Коммуникативные, личностные УУД |
1 | Этап 1. Организация начала урока Создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Слайд 1 | Психологический настрой на урок. -Сегодня замечательное утро. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок! | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | 1 мин | Саморегуляция // Внимание, уважение к окружающим. | Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. | |
2 | Этап 2. Мотивация к учебной деятельности Вхождение в тему урока . Вводная беседа Сообщение темы урока. Постановка учебных задач Актуализация знаний | Слайд 1 Слайд 2 | Учитель предлагает обратить внимание на слайд презентации, прочитать строки стихотворения Ф.И.Тютчева про себя, позже вслух: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Проблемный вопрос 1.А теперь подумайте, о чём или о ком размышляет Ф.И.Тютчев в этом отрывке? 2..Какой показана природа? (Природа живое существо) 3.К кому обращается Ф.И.Тютчев в стихотворении? ( К человеку) 4.Как вы думаете , о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О природе и человеке) Целеполагание. Я надеюсь, что на уроке мы продуктивно поработаем, анализируя текст, и ответим на вопрос: Как связаны человек и природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». | Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников. Отвечают на вопросы. Определяют тему урока: «Человек и природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок: чтобы ответить на вопрос, надо проанализировать текст. | 3 мин | Выбор критериев для классификации материала: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Целеполагание. | Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3 | Этап 3. Организация обратной связи. 1.Проверка домашнего задания: (работа с литературоведческими понятиями) | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 | Учитель организует проверку домашнего задания на повторение изобразительно-выразительных средств. (Работа с карточками) Задания разноуровневые. 1 группа - 6 заданий, а 2 и 3 по четыре. Предлагается сверить ответы и правописание терминов олицетворение, эпитет, метафора, сравнение по слайдам № 4.5 | Работа в группах по карточкам. Определяют изобразительно-выразительные средства на карточках: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, проверяют правильность ответа и точность записи термина, сверяясь со слайдами. | 3 мин | поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной | Прогнозирование и получение конкретного результата. // Умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? | Соблюдение правил общения. |
4 | Этап 4. Практикум. Работа с текстом. 1)Анализ эпизода 2)Мини-исследование 3)Аналитическая работа с текстом 4)Чтение наизусть | Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 | Учитель сообщает ,что все эти средства используются при описании картин природы. В рассказе «Бежин луг» таких описаний довольно много. Для чего это делает Тургенев, мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке. Утренний пейзаж. Учитель предлагает прослушать описание эпизода под музыку Грига «Утро», выявить в тексте изобразительно-выразительные средства. Обратить внимание на метафору «кроткий румянец» -словарная работа. Дневной пейзаж Учитель предлагает восстановить таблицу с описанием дня - цвет, краски, запахи. Вопросы: 1.Каким изображает писатель день? 2.Как связаны человек и природа? 3.Где и почему использованы предложения вопросительно-восклицательные? О чем говорит сравнение «ночь росла, как грозовая туча…»?
Ночной пейзаж Вопросы: Как показана ночная природа? (Слайды ) 1. Какие чувства испытывает автор? 2. С какой целью автор столь подробно описывает ночные блуждания? 3.Какой видят природу деревенские дети? Все страшные истории гармонируют с ночным пейзажем. Дети ждут чего-то необычного. 4.Какие волшебные персонажи возникают в рассказе? (Леший, русалки, домовой, водяной…). Учитель предлагает прочитать наизусть отрывок о солнечном затмении. | Ученики настраиваются на анализ эпизодов текста, опираясь на термины, которые повторили. Учащиеся находят в тексте примеры эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. оценивают точность ответа одноклассников. Работают в группах совместно обсуждая и предлагая ответ для заполнения таблицы. Предполагаемые ответы на вопросы: 2.Природа живет отдельной жизнью, человек смотрит на нее снизу вверх. Человек зависит от ее расположения.3. Гроза несёт страх, жуткое состояние, становится темно. Учащиеся рассматривают слайды с иллюстрациями, отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Предполагаемые ответы: 1.«Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую»). 2. Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, становится фантастическим 3.Природа - это их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил. 4. (Леший, русалки, домовой, водяной…) Выразительное чтение эпизода о солнечном затмении. | 10 мин | Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, выполнение логических операций, извлечение необходимой информации из текста, умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. | Контроль и оценка достигнутых на данном этапе результатов, внесение коррекции в деятельность. //Формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. | планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осуществлять речевой контроль. |
5 | Физминутка | Слайд 16 | Физкультминутку проводит физорг класса. Учащиеся выполняют движения по его команде. | 2 мин | / / Работа в команде одноклассников под руководством учителя. | Умение работать в команде, взаимодействуя с товарищами. | ||
6 | Этап 5. Закрепление и контроль полученных знаний (Творческая работа) . | Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. Учитель приводит учащихся к мысли, что природа живая, что мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно, показать тесную связь человека и природы. (Эпизод текста, цитата И.С.Тургенева) Учитель предлагает выполнить (разноуровневую) творческую работу. Звучит музыка Эдв. Грига «Песня Сольвейг». . | Учащиеся объясняют значение олицетворения в финальной сцене рассказа (природа живая), указывают на мастерство писателя, приходят к выводу, что природа и человек понятия взаимосвязанные. Учащиеся выполняют творческую работу в тетради: 1 группа. Ответить на вопрос: Чему удивился я, читая рассказ «Бежин луг»? 2 группа. Создать свои словесные пейзажные зарисовки утра. 3-4 предложения. 3 группа. Продолжите предложение: « В рассказе «Бежин луг» мне запомнилось…» | 6 мин | Проявление активности в решении творческой задачи. | Адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников, планирование творческой деятельности //Формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. | Умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач. |
7 | Этап 6. Подведение итогов урока 1) Чтение творческих работ учащихся
2)Итог урока, оценивание работы на уроке 3) Задание на дом 4)Рефлексия | Слайд 20 Слайд 21 | Анализ работы учащихся. Тургенев писал: «Природа - единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек- таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы?» Дифференцированное домашнее задание. Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Природа» 1 группа. Чем отличаются законы человеческой жизни от жизни Природы? 2 группа. Как связаны человек и Природа в стихотворении? 3 группа. Какой показана Природа в стихотворении? Итоговый комментарий. | Учащиеся читают творческие работы. Восприятие итогов урока. Запись задания в дневники Дают развернутый ответ на вопрос. Я научился… Было интересно… Было трудно… Мои ощущения от урока… | 4 мин | Умение анализировать и обобщать. | Умение самостоятельно и рационально работать . рефлексия. //Соотношение своей части работы с общим замыслом. | Умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.
Урок: ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...
Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»
Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....
Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока географии 7 класс по теме Особенности природы Африки
Системно- деятельностный подход...