Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Денисова Светлана Викторовна

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_k_6_kl_1.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Этап урока

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вре

мя

Познавательные УУД

Регулятивные УУД //

Личностные УУД

Коммуникативные, личностные УУД

1

Этап 1. Организация начала урока   Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Слайд 1

Психологический настрой на урок.

-Сегодня замечательное утро. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

1 мин

Саморегуляция    //

Внимание, уважение к окружающим.

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

2

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности Вхождение в тему урока . Вводная беседа

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

Актуализация знаний

Слайд 1

Слайд 2

Учитель предлагает обратить внимание на слайд презентации,  прочитать строки стихотворения Ф.И.Тютчева про себя, позже вслух:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Проблемный вопрос 

1.А теперь  подумайте, о чём  или о ком размышляет Ф.И.Тютчев в этом отрывке?

2..Какой   показана природа?  (Природа живое существо)

3.К кому обращается Ф.И.Тютчев в стихотворении? (

 К человеку)

4.Как вы думаете , о чём мы будем говорить  сегодня на уроке?

(О природе и человеке)

Целеполагание. Я надеюсь, что на уроке мы продуктивно поработаем, анализируя текст, и ответим на вопрос:

Как связаны человек и природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.

Отвечают на вопросы. Определяют тему урока: «Человек и природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»,  записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок: чтобы ответить на вопрос, надо проанализировать текст.

3 мин

Выбор критериев для классификации материала: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Целеполагание.

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3

Этап 3. Организация обратной связи. 1.Проверка домашнего задания:

(работа с литературоведческими понятиями)

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Учитель организует проверку домашнего задания на повторение изобразительно-выразительных средств. (Работа с карточками)

 Задания разноуровневые.

1  группа - 6 заданий, а 2 и 3 по четыре.

Предлагается сверить ответы  и правописание терминов олицетворение, эпитет, метафора, сравнение по слайдам № 4.5

Работа в группах

по карточкам. Определяют изобразительно-выразительные средства на карточках: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, проверяют правильность ответа и точность записи термина,  сверяясь со слайдами.

3 мин

поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной

Прогнозирование и  получение конкретного результата.

//  Умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение?

Соблюдение правил общения.

4

Этап 4. Практикум. Работа  с текстом.

1)Анализ эпизода

2)Мини-исследование

3)Аналитическая работа с текстом

4)Чтение наизусть

Слайд 6 Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд  15

Учитель сообщает ,что все эти средства используются при описании картин природы. В рассказе «Бежин луг» таких описаний довольно много. Для чего это делает Тургенев, мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке.

Утренний пейзаж.

Учитель предлагает прослушать описание эпизода под музыку Грига «Утро», выявить в тексте изобразительно-выразительные средства. Обратить внимание на метафору «кроткий румянец» -словарная работа.  

Дневной пейзаж

 Учитель предлагает восстановить таблицу с описанием дня  - цвет, краски, запахи.

 Вопросы: 

1.Каким изображает писатель день?

2.Как связаны человек и природа?

3.Где и почему использованы предложения вопросительно-восклицательные? О чем говорит  сравнение «ночь росла, как грозовая туча…»?

     

    Ночной пейзаж

Вопросы: Как показана ночная природа? (Слайды )

1. Какие чувства испытывает автор?  2. С какой целью автор столь подробно описывает ночные блуждания?

 3.Какой видят природу деревенские дети?

Все страшные истории гармонируют с ночным пейзажем. Дети ждут чего-то необычного.

 4.Какие волшебные персонажи возникают в рассказе? (Леший, русалки, домовой, водяной…).

Учитель предлагает прочитать наизусть отрывок  о солнечном затмении.

Ученики настраиваются на анализ эпизодов текста, опираясь на термины, которые повторили.

Учащиеся  находят в тексте примеры эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. оценивают точность ответа одноклассников.

Работают в группах совместно обсуждая и предлагая ответ для заполнения таблицы.

Предполагаемые ответы на вопросы: 2.Природа живет отдельной жизнью, человек смотрит на нее снизу вверх. Человек зависит от ее расположения.3. Гроза несёт страх, жуткое состояние, становится темно.

Учащиеся рассматривают слайды с иллюстрациями, отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Предполагаемые ответы:

1.«Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам – наудалую»). 2. Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, становится фантастическим 3.Природа - это их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил.

4. (Леший, русалки, домовой, водяной…)

Выразительное чтение эпизода о солнечном затмении.

 10 мин

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, выполнение логических операций, извлечение необходимой информации из текста,  умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Контроль и оценка достигнутых на данном этапе результатов, внесение коррекции в деятельность.

//Формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение  достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осуществлять речевой контроль.

5

Физминутка

Слайд 16

Физкультминутку проводит физорг класса.

Учащиеся выполняют движения по его команде.

2 мин

/ / Работа в команде одноклассников под руководством учителя.

Умение работать в команде, взаимодействуя с товарищами.

6

Этап  5. Закрепление и контроль полученных знаний (Творческая работа)

.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Учитель приводит учащихся к мысли, что природа живая, что мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно, показать тесную связь человека и природы. (Эпизод текста, цитата И.С.Тургенева)

Учитель предлагает  выполнить (разноуровневую)

творческую работу.  Звучит музыка Эдв. Грига «Песня Сольвейг».

.

Учащиеся объясняют значение олицетворения в финальной сцене рассказа (природа живая), указывают на мастерство писателя, приходят к выводу, что природа и человек понятия взаимосвязанные.

Учащиеся выполняют творческую работу в тетради:

1 группа. Ответить на вопрос:  Чему удивился я, читая рассказ «Бежин луг»?

2 группа. Создать свои словесные пейзажные зарисовки утра. 3-4 предложения.

3 группа.  Продолжите предложение: « В рассказе «Бежин луг» мне запомнилось…»  

6 мин

Проявление активности в решении творческой задачи.

 Адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников, планирование творческой деятельности

  //Формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

Умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач.

7

Этап 6. Подведение итогов урока

1) Чтение творческих работ учащихся

 

2)Итог урока, оценивание работы на уроке

3) Задание на дом

4)Рефлексия

Слайд 20

Слайд 21

Анализ работы учащихся.

Тургенев писал: «Природа - единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек- таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы?»

Дифференцированное  домашнее задание.

Прочитайте стихотворение в прозе      И. С. Тургенева «Природа»

 1 группа. Чем отличаются законы человеческой жизни от жизни Природы?

   2 группа. Как связаны человек и Природа в стихотворении?

   3 группа. Какой показана Природа в стихотворении?

Итоговый комментарий.

Учащиеся читают творческие работы.

Восприятие итогов урока.

Запись задания в дневники

Дают развернутый ответ на вопрос.

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Мои ощущения от урока…

4 мин

Умение анализировать и обобщать.

Умение самостоятельно и рационально работать . рефлексия.

//Соотношение своей части работы с общим замыслом.

Умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»

Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....