Рабочая программа курса по выбору "Право", 8-9 класс
рабочая программа по праву (8, 9 класс)

Захарьина Лариса Анатольевна

Предназначена для расширения и углубления знаний в области права, а также для профильного выбора обучения в старшей школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП право 8-9 класс113 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа-гимназия»

г. Ярцева Смоленской области

Рассмотрено на заседании

МО учителей истории, обществознания

Руководитель МО

_________       Головенкова Л.С.

подпись                          Ф.И.О.

Протокол  заседания МО

№ 1 от « 29 » августа 2019г.

Согласовано

Заместитель директора

___________  Тимофеенкова Г.А.

подпись                      Ф.И.О.

«____»____________2019 г.

Утверждено

Приказ № ________

от «___»_______2019__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  курса  «Право»

для 8-9 классов

основного общего образования

Учитель:  Захарьина Л.А.

Квалификационная категория:  высшая

2019/21

 Рабочая программа разработана на основе   авторской программы В.В. Спасской, С.И. Володиной, Е.А. Певцовой, 8 класс в сб. Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы Российского фонда правовых реформ. – НО «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания»., Авторы-составители В.В. Спасская, С.И. Володина, Е.А. Певцова, 2004 год, с.43-45 и  образовательной программы гимназии.

Предназначена для расширения области социально-гуманитарных знаний, ориентации учащихся при выборе траектории дальнейшего обучения в старшей профильной школе.

.

Для реализации данной программы используется УМК по курсу  «Основы правовых знаний» для 8-9-х  классов:

  • Основы правовых знаний.: Учеб. для 8-9 кл./С.И. Володина, A.M. Полиевктова, В.В. Спасская и др. В 2-х кн. — М., 2014.
  • Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Учеб. пособие для 8-9 кл./ Ловягин С.Н. и др. — М.: «Вита». 2144.
  • Суворова И. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2004.
  • Хрестоматия по курсу «Основы правых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. - М.: «Вита». 2004.

Режим занятий:  1 час в неделю, всего 34 часа в год

Формы контроля: текущий контроль( тесты, правовые задачи ),                         итоговый контроль (тестирование)

Цель крса «Право»  в основной школе состоит в том,  чтобы средствами учебного курса активно содействовать:

  • Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,  приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Развитию личности на исключительно важном этапе её социализации – подростковом возрасте, повышению уровня её духовно – нравственной, политической  и правовой культуры, становлению  поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к наукоемкой трудовой деятельности;
  • Освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • Овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • Формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;  для решения типичных задач  в области социальных отношений;  для осуществления  гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений;  для соотнесения  собственного  поведения        и поступков  других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми  способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задача курса: познакомить учащихся  с субъектами правоотношений, способствовать успешной социализации  учащихся, развивать способность решать  элементарные юридические задачи, отстаивать свои права и не нарушать прав других людей, воспитывать в уважении к праву, формировать гражданские  качества личности и правовую культуру  в целом

Планируемые результаты

Личностными результатами,  формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • Мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур.

Метапредметные результаты изучения курсапроявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания.

Предметными результатами являются:

  • Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
  • Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
  • установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
  • разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя, собственника, потребителя, работника, налогоплательщика;
  • формулирование и защита собственной точки зрения с использованием правовых норм;
  • применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

  • Содержание учебного курса, предмета 8-9 классы

8 класс  Тема 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО (5 ч)

Понятие и признаки права. Социальные нормы и их роль в регулировании общественных отношений. Общее и особенное в видовом многообразии социальных норм: религиозные, моральные, политические, экономические, эстетические и другие нормы.

Формы права. Юридическая характеристика основных источников права. Система законодательства. Законы и подзаконные акты

(указы Президента РФ, постановления правительства и т. д.). Конституция как основной закон государства. Ее отличительные признаки. Договор как форма права. Индивидуальные и нормативные договоры. Элементы содержания нормативно-правовых актов. Правовая норма.Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Способы изложения нормы права в статьях закона. Техника работы с источником права.

Как найти нужный закон. Порядок официального опубликования закона «<Российская газета», «Собрание законодательства РФ,». Основные реквизиты закона. Компьютерные информационные правовые системы. Кодексы и их структура.

Тема 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ (8 ч)

Юридические факты как основания возникновения правоотношений. События и действия. Правомерные действия. Противоправные действия. Юридический (фактический) состав. Понятие правоотношения и его структура.

Субъекты права: юридический смысл понятия. Виды субъектов права. Физические лица как индивидуальные субъекты права. Коллективные субъекты права: юридические лица, муниципальные образования, государство. Правоспособность и дееспособность субъек-

та права. Виды правоотношений: гражданские, административные, уголовные, трудовые, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные.

Правонарушения: понятия и виды. Юридические признаки проступка и преступления. Состав право нарушения. Вина и ее формы (умысел, неосторожность). Виды преступлений, Виды проступков: гражданский, административный, дисциплинарный.

Юридическая ответственность: понятие, признаки. Цели и принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Гражданско-правовая, уголовная, административная ответственность.

Тема З. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК (5 ч)

Основы правового статуса человека и гражданина. Правовой статус как совокупность прав и обязанностей личности. Права человека в историческом контексте. Всеобщая Декларация прав человека. Международные документы по правам человека. Правовое положение человека. Гражданство. Принципы гражданства. Принципы единого гражданства, равного гражданства. Основания приобретения гражданства. Признание гражданства. Приобретение гражданства по регистрации, рождению. Прием в гражданство. Восстановление в гражданстве. Выбор гражданства. Основания прекращения гражданства. Выход из гражданства. Права и обязанности, которые принадлежат только гражданину государства. Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положений международного права о правах детей в российском национальном законодательстве.

Гражданство. Принципы гражданства. Принципы единого гражданства, равного гражданства. Основания приобретения гражданства. Признание гражданства. Приобретение гражданства по регистрации, рождению. Прием в гражданство. Восстановление в гражданстве. Выбор гражданства. Основания прекращения гражданства. Выход из гражданства. Права и обязанности, которые принадлежат только гражданину государства.

Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положений международного права о правах детей в российском национальном законодательстве.

 Тема 4. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО (10 ч)

Демократическое право вое государство. Основные признаки и сущность правового государства.

Международные нормы и принципы в правовой системе России. Понятие и сущность международного права. Особенности международного права. Организация Объединенных наций как международное объединение государств. Международные договоры. Их виды межгосударственные, межправительственные, межведомственные). Порядок заключения международных договоров. Нормы международного права как составная часть правовой системы России. Общепризнанные принципы норм международного права (суверенитет, неприменение силы и угрозы и др.).

Конституция как Основной закон государства. Признаки и особенности Конституции как важного закона страны. Понятие основ конституционного строя. Формы правления, государственного устройства. Виды политического режима.

Как принимаются законы. Особенности процесса законотворчества. Органы государственной власти. Принцип разделения властей.

Государственный аппарат. Президент государства как глава страны. Федеральное собрание как представитель законодательной власти в стране. Совет Федерации и Государственная Дума как палаты российского парламента. Исполнительная власть. Роль правительства страны в системе исполнительных органов государства.

Судебная власть. Органы государственной власти субъектов Федерации. Представительные законодательные органы субъектов РФ.

Исполнительные органы субъектов РФ. Органы местного самоуправления. Местное самоуправление и его роль в жизни общества. История местного самоуправления в России. Принципы местного самоуправления (организационная обособленность, самостоятельность в решении вопросов местного значения). Основные вопросы местного значения и механизм их правового решения. Органы местного самоуправления и их компетенция.

Правоохранительные органы государства. Понятие правоохранительных органов. Судебные органы страны. Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд, Верховный суд РФ. Роль суда присяжных в системе правосудия. Судебные приставы и их компетенция. Органы прокуратуры, их компетенция и назначение. Органы внутренних дел. Милиция криминальная и общественной безопасности. Нотариат. Адвокатура и ее функции.

Тема 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО (12 ч)

Правовое государство и гражданское общество. Проблемы взаимоотношений. Общественные отношения. Их роль в жизни людей. Формы общественных объединений. Общественные организации, общественные движения, общественные фонды. Органы общественной самодеятельности. Молодежные и детские общественные объединения. Профессиональные союзы и их значение. Политические партии в общественной жизни страны. Избирательное право. Право избирать и быть избранным.

9 класс  

Тема 5. Человек и государство (8)

Налоги и их роль в государстве. Особенности налоговой системы России. Прямые и косвенные налоги. Налоговые органы. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Воинская обязанность и ее сущность. Понятие воинского учета. Призыв на военную службу. Освобождение и отсрочка от военной службы. Порядок поступления на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Правовые основы взаимоотношения граждан и органов государственного управления. Понятие государственного управления. Органы исполнительной власти. Правовое положение граждан в сфере государственного управления. Право граждан на судебную защиту. Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Порядок обжалования акта или действия любого органа или должностного лица.

Административная ответственность. Понятие административного право нарушения как основания административной ответственности. Административное наказание как мера ответственности. Административная ответственность несовершеннолетних.

Уголовная ответственность. Понятие уголовной ответственности. Характеристика обстоятельств, исключающих уголовную ответственность. Возраст уголовной ответственности. Вина и ее формы. Понятие вменяемости и невменяемости субъекта права. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Предупреждение. Возложение обязанности загладить причиненный вред. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних. Передача под надзор родителей или государственных органов. Порядок назначения наказания. Виды наказания. Штраф. Запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение специального воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград. Обязательные работы. Исправительные работы. Ограничение по военной службе. Конфискация имущества. Ограничение свободы. Арест. Содержание в дисциплинарной воинской части. Лишение свободы. Пожизненное лишение свободы. Смертная казнь. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Условное осуждение. Освобождение от наказания.

Тема 6. СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (3ч)

Брак как юридическое понятие. Порядок заключения брака. Права и обязанности супругов. Личные и имущественные права супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор .Порядок расторжения брака. Права и обязанности родителей и детей. Имущественные права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских

прав. Права ребенка. Имущественные права детей. Опека и попечительство. Усыновление. Приемная семья.

Тема. 7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ (5 ч)

Понятие гражданского правоотношения и его структура. Характеристика объектов гражданского правоотношения: нематериальные и материальные объекты. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Виды гражданских правоотношений.

Юридическая характеристика субъектов гражданского права. Признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физическое лицо как субъект права. Его право- и дееспособность. Право вой статус малолетних. Права и обязанности лиц от 14 до 18 лет.

Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы защиты гражданских прав.

Тема 8. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ (3 ч)

Понятие права собственности. Основные правомочия собственника: владеть, пользоваться и распоряжаться. Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Виды общей собственности: долевая и совместная, особенности правового положения сособственников. Прекращение права собственности.

Основные формы собственности в России. Частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим.

Защита права собственности. Порядок защиты права собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности). Истребование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от недобросовестного приобретателя.

Тема 9. ДОГОВОР (6 ч)

Сделки и их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная, письменная, нотариальная). Виды сделок (односторонние, многосторонние, двусторонние). Договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки (отлагательные и отменительные).

Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные условия договора. Обычные и случайные условия договора. Виды договоров. Возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные, реальные и консенсуальные, односторонние обязывающие и взаимные. Особые виды договоров. Публичный договор. Предварительный договор. Договор присоединения. Договор в пользу третьего лица.

Соблюдение договоров. Юридическая ответственность за неисполнение обязательства по договору. Порядок изменения и расторжения договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств. Неустойка. Удержание имущества. Банковская гарантия. Залог. Поручительство. Задаток.

Тема 10. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ (3 ч)

Наследование. Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Время и место открытия наследства. Особенности наследования по закону. Наследники 1-8-й очереди. Наследование по завещанию. Завещание и порядок его оформления. Принятие наследства. Отказ от наследства.

Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных товариществах.

Приобретение жилья в собственность. Порядок использования жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров. Приватизация жилья.

Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителя на качество, безопасность, информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещение в области защиты прав потребителей.

Тема 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (4 ч)

Трудовой договор. Трудовые отношения и их характеристика.

Наемный работник и его правовой статус. Права и обязанности работника. Социальное партнерство. Коллективные соглашения и их особенности. Трудовой договор работника и работодателя. Существенные условия трудового договора. Дополнительные условия. Условие об испытательном сроке. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка как документ о трудовой деятельности. Основания прекращения трудового договора. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Особенности правового положения несовершеннолетних по современному трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда несовершеннолетних. Условия труда несовершеннолетних: время отдыха и рабочее время. Полная материальная ответственность несовершеннолетних. Расторжение трудового договора с несовершеннолетними. Льготы несовершеннолетним работникам.

Итоговое повторение

.

Календарно - тематический план

№п/п

Темы уроков

Кол.

часов

Контроль

План

Факт.

1

2

3

4

5

Тема 1. Право

Что такое право?

Формы (источники) права.

Система законодательства.

Элементы содержания нормативно-правовых актов. Правовая норма.

Как найти нужный закон.

Практическое занятие

5

1

1

1

1

1

Решение задач по теме

6

7-8

9

10-11

12

13

Тема 2. Правоотношения

Как возникают правовые отношения.

Субъект права. Правоспособность.

Дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних.

Виды правоотношений: гражданские, административные, уголовные и др.

Правонарушения: понятия, виды.

Юридическая ответственность

Практическое занятие.

8

1

2

1

2

1

1

Решение задач по теме

14

15-16

17

18

Тема 3. Право и человек.

Права человека.

Основы правового статуса гражданина РФ.

Права несовершеннолетних.

Практическое занятие.

5

1

2

1

1

Решение задач по теме

19

20

21

22

23

24

25

26-27

28

Тема 4. Право и государство.

Демократическое правовое государство.

Международные нормы и принципы в правовой системе России.

Конституция – Основной закон государства.

Основы конституционного строя.

Как принимаются законы.

Органы государственной власти.

Органы местного самоуправления.

Какие органы называются правоохранительными.

Практическое занятие.

10

1

1

1

1

1

1

1

2

1

Решение задач по теме

Работа по статьям КРФ

29

30

31

32

Тема 5. Человек и государство.

Правовое государство и гражданское общество.

Общественные объединения.

Право избирать и быть избранным.

Практическое занятие.

4

1

1

1

1

Решение задач по теме

33-34

Повторительно-обобщающий урок

2

Тестирование

9 класс

1.

2.

3.

4.

5

6.

7.

8

Тема 1. Человек и государство

Налоги

Права и обязанности налогоплательщиков.

Воинская обязанность.

Правовые основы взаимоотношения граждан и органов государственного  управления.

Административная и дисциплинарная

ответственность.

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Назначение наказания.

8

1

1

1

1

1

1

1

1

Эссе

Решение задач

Работа в программе

«Консультант+»

Решение задач

Тестирование

9

10-11

Тема 2.  Семья, родители, дети.

Понятие брака. Права и обязанности супругов.

Права и обязанности родителей и детей

3

1

2

Диспут

Эссе

12

13-14

15-16

Тема 3. Общая характеристика гражданских правоотношений.

Какие правоотношения называются

гражданскими.

Субъекты гражданского права.(2)

Осуществление и защита гражданских

прав. (2)

5

1

2

2

Решение задач

Работа в программе

«Консультант+»

17

18

19

Тема 4. Право собственности.

Что такое собственность.

Кто может стать собственником.

Защита прав собственности.

3

20

21-22

23-24

25

Тема 5. Договор.

Что такое сделка.

Виды гражданско-правовых договоров.

Соблюдение договоров.Ответственность за неисполнение обязательств по договору.

Практическое занятие.  

6

1

2

2

1

26-27

28

29-30

Тема 6. Отдельные виды гражданских правоотношений.

Наследование.

Жилищные правоотношения.

Права потребителя.

4

2

1

2

31

32

33

34

Тема 7. Правовое регулирование трудовых  отношений.

Трудовой контракт.

Права несовершеннолетних по трудовому законодательству.

Практическое занятие.

Итоговое повторение.

3

1

1

1

1

Требования к уровню подготовки учащихся

  • самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации;
  • разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя, собственника, потребителя, работника, налогоплательщика;
  • формулирование и защита собственной точки зрения с использованием правовых норм;
  • применение полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения соответствия их действующему законодательству.

Учебно-методическая литература для учителя и учащихся

  • Основы правовых знаний.: Учеб. для 8-9 кл./С.И. Володина, A.M. Полиевктова, В.В. Спасская и др. В 2-х кн. — М., 2004.
  • Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Учеб. пособие для 8-9 кл./ Ловягин С.Н. и др. — М.: «Вита». 2004.
  • Суворова И. Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». 8—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2004.
  • Хрестоматия по курсу «Основы правых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. - М.:  «Вита». 2004.

Дополнительная литература:

  • Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. — М., 2002.
  • Комментарий к Трудовому кодексу. — М., 2008.
  • Комментарий к Уголовному кодексу РФ. — М., 2006.
  • Комментарий к Административному кодексу РФ. — М., 2002.
  • Комментарий к Семейному кодексу РФ. — М., 2002.
  • Вакуленко В.А., Уколова Е.А., Королъкова Е.С. Инновационные методы преподавания права в школе. — М., 2006.
  • Теоретические и методические основы преподавания права в школе. — М., 2004.
  • Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. — М., 2005.
  • Организация внеурочной работы по праву/Н.Н. Михайлова, А.Н. Иоффе, Е.С. Королькова и др. — М., 2005.
  • Правовое образование в школе. Региональный опыт. Вып. 2. — М., 2004.
  • Правовое образование в школе. Региональный опыт. Вып. 2. — М., 2004
  • Основы потребительских знаний. Учеб. для старших кл. — М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс

Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Пр...

рабочая программа курса ОБЖ для 5-10 классов

на основании ФГОС 2004 года разработана рабочая программа курса ОБЖ для 5-10 классов по комплексной программе А.Т. Смирнова....

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса

Название курса "Способы и методы решения уравнении и неравенств"...