Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.
рабочая программа (история, 5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma-5-klass.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса
Пояснительная записка.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Всеобщая история. 5 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 5 классе.
Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей; изученные виды исторических источников.
Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.
Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
Сравнивать оценки исторических событий, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями:
● коммуникативной компетенцией;
● смыслопоисковой компетенцией;
● компетенцией личностного саморазвития;
● информационно-поисковой;
● рефлексивной компетенцией;
● учебно-познавательной компетенцией.
Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Программа разделена на два раздела: «Пропедевтический модуль» (10 ч.), «История Древнего мира» (56+2 ч.).
Учебно-тематическое планирование по истории
Класс 5
Учитель Плотников Павел Иванович
Количество часов:
- всего 68 часов;
- в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков - 2 ч.;
Планирование составлено на основе Примерной программы курса «История» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Учебник
Вигасин А.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: Просвещение, 2006.
Дополнительная литература
- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004
- История Древнего мира. 5 кл.: атлас. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011
Учебно-тематическое планирование. История. 5 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характ-ка деят-сти учащихся или виды учебной деят-сти | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт |
Раздел 1. Введение (пропедевтический модуль) – 10 ч.
1. | Что и как изучает история | 1 ч. | История, раскопки, Древний мир, история России, древнейшие люди, исторические источники | Объяснение смысла терминов урока. Рассказ об истории родного края. Работа с картой | Рисунки о родном крае | 4.09. | 4.09 |
2. | Лента времени | 1 ч. | Лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н.э., до н.э. Рождество Христово, исторический факт | Объяснение смысла терминов. Объяснение, как велся счет лет в истории. Определение века и подсчета исторического времени | Составить исторические задачи на счет исторического времени; учебник,Глава 3 «Счёт лет в истории» стр. 28-31 | 7.09. | 7.09 |
3. | Моя родословная. Я и мое имя | 1 ч. | Родословная, генеалогическое древо, род, поколения, предки, семья, отчество, прозвище, фамилия | Объяснение смысла терминов урока, возникновения имен, отчества и фамилий | Составить генеалогиче-скую таблицу своей семьи | 10.09. | |
4. | История на карте | 1 ч. | Историческая карта, стороны света, условные знаки | Ориентироваться по карте. Показывать необходимые объекты на карте. Объяснять карту, используя условные знаки | Общее и различие исторической и географиче-ской карты | 12.09. | |
5. | История в архитектурных памятниках | 1 ч. | Архитектурный памятник, сфинкс, фараон, саркофаг, бальзамирование, барельеф, портал, фреска, изба, арка, купол, акведук, портик | Объяснить предназначение: а) пирамиды; б) саркофага; в) акрополя; г) амфитеатра. Доказать, что город – архитектурный памятник | Описать дом или село. перечислить архитектурные памятники города | 17.09. | |
6. | История вещей и одежда в разные времена | 1 ч. | Трапеза, керамика, сундук, буфет, гардероб, хитон, туника, тога, порты, кафтан | Описать и объяснить предназначение, изменение шкафа, стула. Определить назначение различных видов одежды, кому принадлежала, почему? | Описать одежду разных народов, используя дополнитель-ную литературу | 19.09. | |
7. | История письменности | 1 ч. | Иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты | Определять различие и общее между разными видами письменности. Рассказывать о появлении алфавита | Сравнить различные виды письменности | 24.09. | |
8. | Гербы, флаги, гимны государств | 1 ч. | Герб, флаг, гимн, штандарт | Дать определения государственным символам | Составить герб своей семьи | 26.09. | |
9-10. | Россия – многонациональное государство | 2 ч. | Государство, страна, народ, конституция | Знать отличие государства и страны | Работа с картой | 1.10. 3.10. |
Раздел 1. История Древнего мира – 58 ч.
Часть 1. Жизнь первобытных людей и их открытия – 6 ч.
11. | Древнейшие люди. | 1 ч. | Предки человека. Древние орудия труда. Покорение огня | Рассказать о расселении древнего человека. Описать портрет древнего человека. Объяснять, чем занимался, какими орудиями труда пользовался | Учебник, § 1 | 8.10. | |
12. | Родовые общины охотников и собирателей | 1 ч. | Неандертальцы и кроманьонцы. Родовые общины | Описывать портрет человека разумного | Учебник, § 2 | 10.10. | |
13. | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 ч. | Возникновение искусства и религиозных верований | Объяснять причину появления верований, религии. Рассказать о возникновении первобытного искусства | Учебник, § 3 | 15.10. | |
14. | Возникновения земледелия и скотоводства | 1 ч. | Переход от собирательства к земледелию и от охоты к скотоводству | Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. Объяснять смысл исторических понятий: оседлый образ, ремесло, гончарный круг, ткацкий станок | Учебник, § 4 | 17.10. | |
15. | Появление неравенства и знати. | 1 ч. | Древние города. Переход к цивилизации. От бронзового века к железному | Рассказать о древнейших городах. Указывать признаки первых цивилизаций | Учебник, § 5 | 22.10. | |
16. | Повторение по разделу 2 “Первобытный мир” | 1 ч. | Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации | Определять необходимый ответ из ряда предложенных | 24.10. |
Часть 2. Древний Восток – 14 ч.
17. | Государство на берегах Нила | 1 ч. | Древний Египет. Местоположение и природные условия, население, труд, быт, письменность | Показывать на карте положение Древнего Египта. Объяснять смысл терминов: фараон, дельта, оазис, иероглифы | Учебник, § 6 | 29.10. | |
18. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 ч. | Население, труд, быт, жилище ремесленников и земледельцев | Объяснять назначение предметов быта и труда. Описывать условия жизни и занятия египтян | Учебник, § 7 | 21.11. | |
19. | Жизнь египетского вельможи | 1 ч. | Фараон. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Храмы и пирамиды | Объяснять смысл терминов: фараон, вельможа, колесницы, саркофаг. Нарисовать характерные черты политического строя. | Учебник, § 8 | 19.11. | |
20. | Военные походы фараонов | 1 ч. | Управление государством, фараон, военные походы | Показывать на карте положение Древнего Египта и завоеваний фараонов. | Учебник, §9 | 26.11. | |
21. | Культура Древнего Египта | 1 ч. | Религия и культура Древнего Египта | Объяснять назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов | Учебник, § 10-12 | 28.11. | |
22. | Древнее Двуречье | 1 ч. | Древнее Двуречье: природные условия, местоположение, климат, население, его занятость. Шумер – древнейшая цивилизация | Показывать на карте положение древнего Двуречья. Знать понятия: Двуречье, Мессопотамия, Ур, зиккурат. | Учебник, § 13 | 31.10. | |
23. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 ч. | Древний Вавилон. Хаммурапи и его законы. Общество Древнего Вавилона. Боги и храмы | Уметь работать с историческим документом. Называть хронологические рамки. Знать понятия: Вавилон, законы, храмы, боги | Учебник, § 14 | 12.11. | |
24. | Финикийские мореплаватели | 1 ч. | Финикия, население и его занятость; ремесла, торговля, религия | Образ жизни и занятия жителей стран Средиземноморья. Знать понятия: колонии, алфавит, буква, пурпур | Учебник, § 15 | 3.12. | |
25. | Библейские сказания | 1 ч. | Палестина, население и его занятость; ремесла, торговля, религия | Образ жизни и занятия жителей стран Средиземноморья. Знать понятия: Библия, Ветхий Завет, Яхве | Учебник, § 16,17 | 5.12. | |
26. | Ассирийская держава | 1 ч. | Ассирийская армия. Ассирийские завоевания. Управление Ассирийской державой. Ниневия – «логовище львов». | Определять хронологические рамки. Знать понятия: империя, таран, деспотия | Учебник, §18 | 10.12. | |
27. | Персидская держава “царя царей” | 1 ч. | Создание Нововавилонской державы. Город Вавилон в 7-6 веках до н.э. Научные знания вавилонян. Мидийцы и персы. | Определять хронологические рамки; знать понятия: битва при Кархемише, Навуходоносор, висячие сады Семирамиды | Учебник, § 19 | 12.12. | |
28. | Индия и Китай в древности. Индия. | 1 ч. | Природные условия. Занятия населения, религиозные верования, касты в Индии. | Называть хронологические рамки. Объяснять понятия: джунгли, веды, индуизм, касты. | Учебник, § 20,21 | 14.11. | |
29. | Индия и Китай в древности. Китай | 1 ч. | Начало железного века в Китае. «Первый властелин Цинь». Великая китайская стена. Изобретения древних китайцев. | Называть хронологические рамки, показывать по карте, рассказывать об особенностях природных условиях. Знать понятия: император, иероглифы, Великая Китайская стена | Учебник, § 22,23 | 19.12. | |
30. | Повторение по разделу 3 “Древний Восток” | 1 ч. | Тестирование; компьютерное тестирование | Проверка знаний учащихся по разделу «Древний Восток» | 26.12. |
Часть 3. Древняя Греция – 19 ч.
31. | Греки и критяте. | 1 ч. | Страна греков. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите. Ахейская Греция | Рассказывать о природных условиях Древней Греции, о населении и их занятиях | Учебник, § 24 | 14.01. | |
32. | Микены и Троя | 1ч. | Троянская война | Объяснять причины Троянской войны и излагать основные события. | Учебник , § 25 | ||
33. | Поэмы Гомера. “Илиада” | 1 ч. | «Тёмные века» в истории Греции и слепой поэт. Поэма о Троянской войне. Приключения Одиссея. | Излагать миф о причинах Троянской войны. «Илиада» и «Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни | Учебник, § 26 | 16.01. | |
34. | Поэмы Гомера. “Одиссея” | 1 ч. | «Тёмные века» в истории Греции и слепой поэт. Поэма о Троянской войне. Приключения Одиссея. | Излагать миф о причинах Троянской войны. «Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни | Учебник, § 27 | 16.01. | |
35. | Религия древних греков. | 1 ч. | Олимпийские боги. Боги земледелия. Подвиги Геракла. | Излагать мифы Древней Эллады | Учебник, § 28 | 21.01. | |
36. | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 ч. | «Греческое чудо». Образование полисов. | Объяснять как образовались полисы, причины деления полисов по роду занятий | Учебник, § 29 | 23.01. | |
37. | Зарождение демократии в Афинах | 1 ч. | Древняя Аттика. Аристократы и демос. Кем был Солон. Законы Солона. Победа демоса в Афинах | Характеризовать политическую власть в Афинах. Раскрывать суть реформ Солона | Учебник, § 30 | 28.01. | |
38. | Древняя Спарта | 1 ч. | Спартанские завоеватели. «Община равных». Спартанское воспитание. | Рассказывать о Спарте, характеризовать ее политическое устройство | Учебник, § 31 | 30.01. | |
39 | Греческие колонии на берегах Средиземного моря | 1ч. | Греческая колонизация | Знать причины, по которым греки покидали Элладу | Учебник § 32 | ||
40. | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 ч. | Восстание в Милете. Персы идут на Афины. Полководец Мильтиад. Марафонская битва. | Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях | Учебник, § 34 | 4.02. | |
41. | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 ч. | Фемистокл – руководитель Афинского государства. Великое вторжение. Фермопилы. Саламинское сражение. | Раскрывать причины греко-персидских войн. Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях | Учебник, § 35 | 6.02. | |
42. | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 ч. | Рост рабства в Греции. Рабский труд в хозяйстве. Положение рабов. Торговля. | Характеризовать особенности хозяйственного развития Греции | Учебник, § 36 | 13.02. | |
43. | В городе богини Афины | 1 ч. | Греческий храм. Афинский акрополь. Греческие скульптуры. Греческий театр. | Описывать и выявлять особенности греческой архитектуры | Учебник, § 37,39 | 25.02. | |
44. | Олимпийские игры | 1 ч. | Воспитание гражданина. Греческая наука. Олимпийские игры. | Знать понятия Парфенон, театр, орхестра, комедия, трагедия, Олимпийские игры, школа | Учебник, § 33,38 | 20.02. | |
45. | Афинская демократия при Перикле | 1 ч. | Путь Афин к демократии. Народное собрание в Афинах. «Век Перикла». Афинская морская держава. | Описывать город Афины. Характеризовать черты, присущие афинской демократии | Учебник, § 40 | 11.02. | |
46. | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 ч. | Филипп, царь Македонии. Демосфен – оратор и патриот. Битва при Херонее и Коринфский съезд. Загадочная гибель Филиппа II и приход к власти Александра. | Объяснять причины возникновения македонского царства. Объяснять причины потери Грецией независимости. | Учебник, § 41 | 27.02. | |
47. | Поход Александра Македонского на Восток | 1 ч. | Первые победы. Осада Тира и основание Александрии. Битва при Гавгамеллах. Поход на край земли. | Рассказывать о завоеваниях и создании державы Александра Македонского. | Учебник, § 42 | 3.03. | |
48. | В Александрии Египетской | 1 ч. | Смерть Александра Македонского и распад его державы. Новая карта мира: от Греции до Индии. Александрия Египетская. Александрийская библиотека. | Объяснять причины распада его державы. Рассказывать об Александрии Египетской | Учебник, § 43 | 5.03. | |
49. | Повторение по разделу 4 | 1 ч. | Тестирование; компьютерное тестирование | Проверка знаний по разделу «Древняя Греция» | 10.03. |
Часть 4. Древний Рим – 20 ч.
50. | Древнейший Рим | 1 ч. | Легенда об основании Рима. Римские цари. Первые римляне. | Излагать легенду основания Рима | Учебник, § 44 | 17.03. | |
51. | Завоевание Римом Италии | 1 ч. | Как «гуси Рим спасли». «Пиррова победа». | Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях | Учебник, § 45 | 3.04. | |
52. | Устройство римской республики | 1 ч. | Римские консулы. Народные трибуны – защитники плебеев. Римский сенат. Римская армия. Жрецы римских богов | Объяснять причину разделения населения на патрициев и плебеев | Учебник, § 46 | 19.03. | |
53. | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 ч. | Вторжение в Италию.. Битва при Каннах. Окончание войны. | Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия | Учебник, § 47 | 10.04. | |
54. | Установление господства Рима во всём Средиземноморье | 1 ч. | «Освободители Греции». Гибель великих царств. «Карфаген должен быть разрушен!». Римские провинции. | Характеризовать войны Рима с Карфагеном и Грецией: причины, ход, последствия | Учебник, § 48 | 14.04. | |
55. | Рабство в Древнем Риме | 1ч. | Рабский труд, гладиаторы. | Знать положение рабов в Древнем Риме | Учебник, § 49 | ||
56. | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 ч. | Разорение крестьян. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия Гракха. Борьба и гибель Гая Гракха. | Рассказывать суть земельного закона братьев Гракхов | Учебник, § 50 | 17.04. | |
57. | Восстание Спартака | 1 ч. | Рабство в Риме. Гладиаторы. Начало восстания. Поход к Альпам. Последние походы. | Знать основные события восстания рабов под предводительством Спартака | Учебник, § 51 | 24.04. | |
58. | Единовластие Цезаря | 1 ч. | Полководцы и легионы. Союз трех полководцев. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Цезарь против Помпея. Мартовские иды. | Рассказывать о диктатуре Цезаря, объяснять суть | Учебник, § 52 | 28.04. | |
59. | Установление империи | 1 ч. | Последние республиканцы. Наследники Цезаря. Жребий вновь брошен. Антоний и Октавиан. «Восстановление республики». Власть Августа. Правление Августа. Золотой век поэзии. «Божественный Август». | Триумвират, соправительство Антония и Октавиана Рассказывать о правлении Октавиана Августа | Учебник, § 53, | 1.05. | |
60 | Соседи Римской империи | 1ч. | Мир с Парфией, Отношения с Германией, предки славян. | Давать характеристику отношениям Рима с другими странами | Учебник, §54 | ||
61. | В Риме при императоре Нейроне | 1 ч. | Императоры после Августа. «Наихудший император» (император Нерон). Император Траян («наилучший император») и его завоевания. | Давать характеристику римским императорам | Учебник, § 55 | 8.05. | |
62. | Первые христиане и их учение | 1 ч. | Христианство – мировая религия. В каких условиях возникло христианство. Жизнь и учение Иисуса Христа. Христианская церковь. | Рассказывать о зарождении христианства | Учебник, § 56 | 22.05. | |
63-64. | Жизнь в Римской империи | 2 ч. | Рим – столица империи. Дворцы, особняки, многоэтажные дома Рима. В цирке и в термах. В провинциях империи. Жизнь в деревне. | Рассказывать о труде и досуге римлян. Описывать основные архитектурные сооружения и скульптурные памятники | Учебник, §57-58 | 12.05. 15.05. | |
65. | Римская империя при Константине | 1 ч. | Приход к власти Константина. Реформы Константина. Победа христианства. Основание «Нового Рима». | Давать характеристику правлению Константина | Учебник, § 55 | 26.05. | |
66. | Взятие Рима варварами | 1 ч. | Римляне и варвары. Великое переселение народов. Феодосий I и раздел империи. Взятие Рима готами. «Битва народов» и конец Западной Римской империи. | Объяснять причины распада Римской империи | Учебник, § 56 | 29.05. | |
67 | Повторение по разделу 5 | 1 ч. | Тестирование; компьютерное тестирование | Проверка знаний учащихся по разделу «Древний Рим» | 30.05. | ||
68 | Контрольное занятие за курс 5 класса | 1 ч. | Тестирование | Проверка знаний учащихся за курс истории 5 класса | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса «История» для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...
Программа курса «История» для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...
Программа курса «История» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...
Рабочая программа курса "История" предназначена для учащихся 5 класса (ФГОС).
Рабочая программа по истории древнего мира для основной школы предназначена для учащихся 5-х классовПрограмма включает четыре раздела:• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика у...
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
Рабочая программа курса «История» для 7 класса основной школы на основе ФГОС
АННОТАЦИЯ Рабочая программа по истории составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы ...
Рабочая программа курса истории в 11 классе "Россия в мире. С древнейших времён до начала ХХ века"
Предложенная программа курса истории в 11 классе содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программу можно использовать при обучении на базовом уровне, т.к. он не требует ...