Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.
рабочая программа (история, 5 класс) по теме

Плотников Павел Иванович
Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Примерной программы курса «История» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Учебник Вигасин А.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 9-е изд. – М: Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma-5-klass.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса

Пояснительная записка.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:  «Всеобщая история. 5 класс»; видеофильмы; Интернет-ресурсы.

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 5 классе.

Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий  истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей; изученные виды исторических источников.

Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.

Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.

Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

Сравнивать оценки исторических событий, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.

Владеть компетенциями:

● коммуникативной компетенцией;

● смыслопоисковой компетенцией;

● компетенцией личностного саморазвития;

● информационно-поисковой;

● рефлексивной компетенцией;

● учебно-познавательной компетенцией.

Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Программа разделена на два раздела: «Пропедевтический модуль» (10 ч.), «История Древнего мира» (56+2 ч.).

Учебно-тематическое планирование   по истории

Класс        5

Учитель   Плотников Павел Иванович

Количество часов:

- всего  68 часов;  

- в неделю  2 час.

Плановых контрольных уроков -  2  ч.;

Планирование составлено на основе  Примерной программы курса «История» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Учебник  

Вигасин А.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: Просвещение, 2006.

Дополнительная литература

- История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004

- История Древнего мира. 5 кл.: атлас. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

Учебно-тематическое планирование. История. 5 класс.

Тема урока

Кол-во часов

Характ-ка деят-сти учащихся или виды учебной деят-сти

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Введение (пропедевтический модуль) – 10 ч.

1.

Что и как изучает история

1 ч.

История, раскопки, Древний мир, история России, древнейшие люди, исторические источники

Объяснение смысла терминов урока. Рассказ об истории родного края. Работа с картой

Рисунки о родном крае

4.09.

4.09

2.

Лента времени

1 ч.

Лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н.э., до н.э. Рождество Христово, исторический факт

Объяснение смысла терминов. Объяснение, как велся счет лет в истории. Определение века и подсчета исторического времени

Составить исторические задачи на счет исторического времени; учебник,Глава 3 «Счёт лет в истории» стр. 28-31

7.09.

7.09

3.

Моя родословная. Я и мое имя

1 ч.

Родословная, генеалогическое древо, род, поколения, предки, семья, отчество, прозвище, фамилия

Объяснение смысла терминов урока, возникновения имен, отчества и фамилий

Составить генеалогиче-скую таблицу своей семьи

10.09.

4.

История на карте

1 ч.

Историческая карта, стороны света, условные знаки

Ориентироваться по карте. Показывать необходимые объекты на карте. Объяснять карту, используя условные знаки

Общее и различие исторической и географиче-ской карты

12.09.

5.

История в архитектурных памятниках

1 ч.

Архитектурный памятник, сфинкс, фараон, саркофаг, бальзамирование, барельеф, портал, фреска, изба, арка, купол, акведук, портик

Объяснить предназначение: а) пирамиды; б) саркофага; в) акрополя; г) амфитеатра. Доказать, что город – архитектурный памятник

Описать дом или село. перечислить архитектурные памятники города

17.09.

6.

История вещей и одежда в разные времена

1 ч.

Трапеза, керамика, сундук, буфет, гардероб, хитон, туника, тога, порты, кафтан

Описать и объяснить предназначение, изменение шкафа, стула. Определить назначение различных видов одежды, кому принадлежала, почему?

Описать одежду разных народов, используя дополнитель-ную литературу

19.09.

7.

История письменности

1 ч.

Иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты

Определять различие и общее между разными видами письменности. Рассказывать о появлении алфавита

Сравнить различные виды письменности

24.09.

8.

Гербы, флаги, гимны государств

1 ч.

Герб, флаг, гимн, штандарт

Дать определения государственным символам

Составить герб своей семьи

26.09.

9-10.

Россия – многонациональное государство

2 ч.

Государство, страна, народ, конституция

Знать отличие государства и страны

Работа с картой

1.10.

3.10.

Раздел 1. История Древнего мира – 58 ч.

Часть  1. Жизнь первобытных людей и их открытия – 6 ч.

11.

Древнейшие люди.

1 ч.

Предки человека. Древние орудия труда. Покорение огня

Рассказать о расселении древнего человека. Описать портрет древнего человека. Объяснять, чем занимался, какими орудиями труда пользовался

Учебник, § 1

8.10.

12.

Родовые общины охотников и собирателей

1 ч.

Неандертальцы и кроманьонцы. Родовые общины

Описывать портрет человека разумного

Учебник, § 2

10.10.

13.

Возникновение искусства и религиозных верований

1 ч.

Возникновение искусства и религиозных верований

Объяснять причину появления верований, религии. Рассказать о возникновении первобытного искусства

Учебник, § 3

15.10.

14.

Возникновения земледелия и скотоводства

1 ч.

Переход от собирательства к земледелию и от охоты к скотоводству

Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. Объяснять смысл исторических понятий: оседлый образ, ремесло, гончарный круг, ткацкий станок

Учебник, § 4

17.10.

15.

Появление неравенства и знати.

1 ч.

Древние города. Переход к цивилизации. От бронзового века к железному

Рассказать о древнейших городах. Указывать признаки первых цивилизаций

Учебник, § 5

22.10.

16.

Повторение по разделу 2 “Первобытный мир”

1 ч.

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации

Определять необходимый ответ из ряда предложенных

24.10.

Часть 2. Древний Восток – 14 ч.

17.

Государство на берегах Нила

1 ч.

Древний Египет. Местоположение и природные условия, население, труд, быт, письменность

Показывать на карте положение Древнего Египта. Объяснять смысл терминов: фараон, дельта, оазис, иероглифы

Учебник, § 6

29.10.

18.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1 ч.

Население, труд, быт, жилище ремесленников и земледельцев

Объяснять назначение предметов быта и труда. Описывать условия жизни и занятия египтян

Учебник, § 7

21.11.

19.

Жизнь египетского вельможи

1 ч.

Фараон. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Храмы и пирамиды

Объяснять смысл терминов: фараон, вельможа, колесницы, саркофаг. Нарисовать характерные черты политического строя.

Учебник, § 8

19.11.

20.

Военные походы фараонов

1 ч.

Управление государством, фараон, военные походы

Показывать на карте положение Древнего Египта и завоеваний фараонов.

Учебник, §9

26.11.

21.

Культура Древнего Египта

1 ч.

Религия и культура Древнего Египта

Объяснять назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов

Учебник, § 10-12

28.11.

22.

Древнее Двуречье

1 ч.

Древнее Двуречье: природные условия, местоположение, климат, население, его занятость. Шумер – древнейшая цивилизация

Показывать на карте положение древнего Двуречья. Знать понятия: Двуречье, Мессопотамия, Ур, зиккурат.

Учебник, § 13

31.10.

23.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1 ч.

Древний Вавилон. Хаммурапи и его законы. Общество Древнего Вавилона. Боги и храмы

Уметь работать с историческим документом. Называть хронологические рамки. Знать понятия: Вавилон, законы, храмы, боги

Учебник, § 14

12.11.

24.

Финикийские мореплаватели

1 ч.

Финикия, население и его занятость; ремесла, торговля, религия

Образ жизни и занятия жителей стран Средиземноморья. Знать понятия: колонии, алфавит, буква, пурпур

Учебник, § 15

3.12.

25.

Библейские сказания

1 ч.

Палестина, население и его занятость; ремесла, торговля, религия

Образ жизни и занятия жителей стран Средиземноморья. Знать понятия: Библия, Ветхий Завет, Яхве

Учебник, § 16,17

5.12.

26.

Ассирийская  держава

1 ч.

Ассирийская армия. Ассирийские завоевания. Управление Ассирийской державой. Ниневия – «логовище львов».

Определять хронологические рамки. Знать понятия: империя, таран, деспотия

Учебник, §18

10.12.

27.

Персидская держава

“царя царей”

1 ч.

Создание Нововавилонской державы. Город Вавилон в 7-6 веках до н.э. Научные знания вавилонян. Мидийцы и персы.

Определять хронологические рамки; знать понятия: битва при Кархемише, Навуходоносор, висячие сады  Семирамиды

Учебник, § 19

12.12.

28.

Индия и Китай в древности. Индия.

1 ч.

Природные условия. Занятия населения, религиозные верования, касты в Индии.

Называть хронологические рамки. Объяснять понятия: джунгли, веды, индуизм, касты.

Учебник, § 20,21

14.11.

29.

Индия и Китай в древности. Китай

1 ч.

Начало железного века в Китае. «Первый властелин Цинь». Великая китайская стена. Изобретения древних китайцев.

Называть хронологические рамки, показывать по карте, рассказывать об особенностях природных условиях. Знать понятия: император, иероглифы, Великая Китайская стена

Учебник, § 22,23

19.12.

30.

Повторение по разделу 3 “Древний Восток”

1 ч.

Тестирование; компьютерное тестирование

Проверка знаний учащихся по разделу «Древний Восток»

26.12.

Часть 3. Древняя Греция – 19 ч.

31.

Греки и критяте.

1 ч.

Страна греков. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите. Ахейская Греция

Рассказывать о природных условиях Древней Греции, о населении и их занятиях

Учебник, § 24

14.01.

32.

Микены и Троя

1ч.

Троянская война

Объяснять причины Троянской войны и излагать основные события.

Учебник , § 25

33.

Поэмы Гомера. “Илиада”

1 ч.

«Тёмные века» в истории Греции и слепой поэт. Поэма о Троянской войне. Приключения Одиссея.

Излагать миф о причинах Троянской войны. «Илиада» и «Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни

Учебник, § 26

16.01.

34.

Поэмы Гомера. “Одиссея”

1 ч.

«Тёмные века» в истории Греции и слепой поэт. Поэма о Троянской войне. Приключения Одиссея.

Излагать миф о причинах Троянской войны.  «Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни

Учебник, § 27

16.01.

35.

Религия древних греков.

1 ч.

Олимпийские боги. Боги земледелия. Подвиги Геракла.

Излагать мифы Древней Эллады

Учебник, § 28

21.01.

36.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1 ч.

«Греческое чудо». Образование полисов.

Объяснять как образовались полисы, причины деления полисов по роду занятий

Учебник, § 29

23.01.

37.

Зарождение демократии в Афинах

1 ч.

Древняя Аттика. Аристократы и демос. Кем был Солон. Законы Солона. Победа демоса в Афинах

Характеризовать политическую власть в Афинах. Раскрывать суть реформ Солона

Учебник, § 30

28.01.

38.

Древняя Спарта

1 ч.

Спартанские завоеватели. «Община равных». Спартанское воспитание.

Рассказывать о Спарте, характеризовать ее политическое устройство

Учебник, § 31

30.01.

39

Греческие колонии на берегах Средиземного моря

1ч.

Греческая колонизация

Знать причины, по которым греки покидали Элладу

Учебник § 32

40.

Победа греков над персами в Марафонской битве

1 ч.

Восстание в Милете. Персы идут на Афины. Полководец Мильтиад. Марафонская битва.

Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях

Учебник, § 34

4.02.

41.

Нашествие персидских войск на Элладу

1 ч.

Фемистокл – руководитель Афинского государства. Великое вторжение. Фермопилы. Саламинское сражение.

Раскрывать причины греко-персидских войн. Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях

Учебник, § 35

6.02.

42.

В гаванях афинского порта Пирей.

1 ч.

Рост рабства в Греции. Рабский труд в хозяйстве. Положение рабов. Торговля.

Характеризовать особенности хозяйственного развития Греции

Учебник, § 36

13.02.

43.

В городе богини Афины

1 ч.

Греческий храм. Афинский акрополь. Греческие скульптуры. Греческий театр.

Описывать и выявлять особенности греческой архитектуры

Учебник, § 37,39

25.02.

44.

Олимпийские игры

1 ч.

Воспитание гражданина. Греческая наука. Олимпийские игры.

Знать понятия Парфенон, театр, орхестра, комедия, трагедия, Олимпийские игры, школа

Учебник, § 33,38

20.02.

45.

Афинская демократия при Перикле

1 ч.

Путь Афин к демократии. Народное собрание в Афинах. «Век Перикла». Афинская морская держава.

Описывать город Афины. Характеризовать черты, присущие афинской демократии

Учебник, § 40

11.02.

46.

Города Эллады подчиняются Македонии

1 ч.

Филипп, царь Македонии. Демосфен – оратор и патриот. Битва при Херонее и Коринфский съезд. Загадочная гибель Филиппа II и приход к власти Александра.

Объяснять причины возникновения македонского царства. Объяснять причины потери Грецией независимости.

Учебник, § 41

27.02.

47.

Поход Александра Македонского на Восток

1 ч.

Первые победы. Осада Тира и основание Александрии. Битва при Гавгамеллах. Поход на край земли.

Рассказывать о завоеваниях и создании державы Александра Македонского.

Учебник, § 42

3.03.

48.

В Александрии Египетской

1 ч.

Смерть Александра Македонского и распад его державы. Новая карта мира: от Греции до Индии. Александрия Египетская. Александрийская библиотека.

Объяснять причины распада его державы. Рассказывать об Александрии Египетской

Учебник, § 43

5.03.

49.

Повторение по разделу 4

1 ч.

Тестирование; компьютерное тестирование

Проверка знаний по разделу «Древняя Греция»

10.03.

Часть 4. Древний Рим – 20 ч.

50.

Древнейший Рим

1 ч.

Легенда об основании Рима. Римские цари. Первые римляне.

Излагать легенду основания Рима

Учебник, § 44

17.03.

51.

Завоевание Римом Италии

1 ч.

Как «гуси Рим спасли». «Пиррова победа».

Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях

Учебник, § 45

3.04.

52.

Устройство римской республики

1 ч.

Римские консулы. Народные трибуны – защитники плебеев. Римский сенат. Римская армия. Жрецы римских богов

Объяснять причину разделения населения на патрициев и плебеев

Учебник, § 46

19.03.

53.

Вторая война Рима с Карфагеном

1 ч.

Вторжение в Италию.. Битва при Каннах. Окончание войны.

Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия

Учебник, § 47

10.04.

54.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье

1 ч.

«Освободители Греции». Гибель великих царств. «Карфаген должен быть разрушен!». Римские провинции.

Характеризовать войны Рима с Карфагеном и Грецией: причины, ход, последствия

Учебник, § 48

14.04.

55.

Рабство в Древнем Риме

1ч.

Рабский труд, гладиаторы.

Знать положение рабов в Древнем Риме

Учебник, § 49

56.

Земельный закон братьев Гракхов.

1 ч.

Разорение крестьян. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия Гракха. Борьба и гибель Гая Гракха.

Рассказывать суть земельного закона братьев Гракхов

Учебник, § 50

17.04.

57.

Восстание Спартака

1 ч.

Рабство в Риме. Гладиаторы. Начало восстания. Поход к Альпам. Последние походы.

Знать основные события восстания рабов под предводительством Спартака

Учебник, § 51

24.04.

58.

Единовластие Цезаря

1 ч.

Полководцы и легионы. Союз трех полководцев. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Цезарь против Помпея. Мартовские иды.

Рассказывать о диктатуре Цезаря, объяснять суть

Учебник, § 52

28.04.

59.

Установление империи

1 ч.

Последние республиканцы. Наследники Цезаря. Жребий вновь брошен. Антоний и Октавиан.

«Восстановление республики». Власть Августа. Правление Августа. Золотой век поэзии. «Божественный Август».

Триумвират, соправительство Антония и Октавиана

Рассказывать о правлении Октавиана Августа

Учебник, § 53,

1.05.

60

Соседи Римской империи

1ч.

Мир с Парфией, Отношения с Германией, предки славян.

Давать характеристику отношениям Рима с другими странами

Учебник, §54

61.

В Риме при императоре Нейроне

1 ч.

Императоры после Августа. «Наихудший император» (император Нерон). Император Траян («наилучший император») и его завоевания.

Давать характеристику римским императорам

Учебник, § 55

8.05.

62.

Первые христиане и их учение

1 ч.

Христианство – мировая религия. В каких условиях возникло христианство. Жизнь и учение Иисуса Христа. Христианская церковь.

Рассказывать о зарождении христианства

Учебник, § 56

22.05.

63-64.

Жизнь в Римской империи

2 ч.

Рим – столица империи. Дворцы, особняки, многоэтажные дома Рима. В цирке и в термах. В провинциях империи. Жизнь в деревне.

Рассказывать о труде и досуге римлян. Описывать основные архитектурные сооружения и скульптурные памятники

Учебник, §57-58

12.05.

15.05.

65.

Римская империя при Константине

1 ч.

 Приход к власти Константина. Реформы  Константина. Победа христианства. Основание «Нового Рима».

Давать характеристику правлению  Константина

Учебник, § 55

26.05.

66.

Взятие Рима варварами

1 ч.

Римляне и варвары. Великое переселение народов. Феодосий I и раздел империи. Взятие Рима готами. «Битва народов» и конец Западной Римской империи.

Объяснять причины распада Римской империи

Учебник, § 56

29.05.

67

Повторение по разделу 5

1 ч.

Тестирование; компьютерное тестирование

Проверка знаний учащихся по разделу «Древний Рим»

30.05.

68

Контрольное занятие за курс 5 класса

1 ч.

Тестирование

Проверка знаний учащихся за курс истории 5 класса

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса «История» для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...

Программа курса «История» для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...

Программа курса «История» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...

Рабочая программа курса "История" предназначена для учащихся 5 класса (ФГОС).

Рабочая программа по истории древнего мира для основной школы предназначена для учащихся 5-х классовПрограмма включает четыре раздела:• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика у...

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

Рабочая программа курса «История» для 7 класса основной школы на основе ФГОС

АННОТАЦИЯ Рабочая программа по истории составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы ...

Рабочая программа курса истории в 11 классе "Россия в мире. С древнейших времён до начала ХХ века"

Предложенная программа курса истории в 11 классе содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программу можно использовать при обучении на базовом уровне, т.к. он не требует ...