Рабочая программа по праву, 10 класс
рабочая программа по праву (10 класс)

Нигматуллина Гульсум Сагадатовна

Для углубленного изучения права

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_10_klass_pravo.doc101.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса «Право» составлена на основе: примерной программы среднего (полного) образования по праву) // Сборник нормативных документов. Право. Примерные программы по истории / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2008; авторской программы Никитина А.Ф. «Право. 10 класс». - М.:"Просвещение", 2008 год, приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089   «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Используемый учебно-методический комплект:

учебник  «Право» 10-11 кл. А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2015г.;

методическое пособие «Основы государства и права» 10-11 кл. А.Ф.Никитин.-  М.: Дрофа, 2006.

юридический словарь. – М.: Дрофа,  2009 г.

Общая характеристика учебного предмета

В старшей школе право, будучи важным компонентом, социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся. В нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Цели:

            - развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;

формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Место учебного предмета

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений на преподавание права на базовом уровне отводится 35 учебных часов за два года обучения (по 0,5 часа в неделю из вариативной части федерального компонента) в 10 и в 11 классах. Распределение часов на изучение права в учебном плане МАОУ СОШ № 2 выглядят следующим образом: экономика преподаётся в качестве самостоятельного предмета по 1 часу в неделю в 10  и 11 классах за счёт добавления по 0,5 часа в неделю из компонента образовательного учреждения. Таким. образом., общее количество часов, отведенных на изучение предмета в 10 и 11 классах, доведено до 70 за два года обучения. Основание: усиление содержательной линии «Права» в материалах ЕГЭ по обществознанию и выбор подавляющим большинством учащихся данного экзамена вызывают к жизни социальный заказ на повышение качества правовой подготовки выпускников школ.

Общеучебные умения, навыки и  способы деятельности

В области познавательной деятельности:

-        умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности:

-  предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;

- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график),

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение

основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности:

- обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

- учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

- постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

Тематическое планирование предмета

Тема

Количество часов

1

Из истории государства и права

9

2

Вопросы теории государства и права

6

3

Конституционное право

11

4

Права человека

9

5

Избирательное право и избирательный процесс

2

Итого

35

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

-анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

-выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

-изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

-решения правовых задач(на примерах конкретных ситуаций).

Виды деятельности:

работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Учебно-методическое обеспечение

Азаров А. Я., Болотина  Т. В. Права человека:  Пособие для учителя.— М.,2002.

Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002;

Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2004.

Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2007.

Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2000.

Коваленко А. Я. Правоведение: 10—11 кл.— М., 2003.

Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2004.

Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2003.

Митинский В. О. Обществознание: 10 кл.— М., 2002.

Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2004.

Никитин А. Ф. Обществознание:  10—11 кл.— М., 2003.

Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2003.

Основы российского права.— М., 2007.

Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.— М.,2002.

Права человека. История, теория, практика.— М.,  2005.

Сборник кодексов РФ.— М., 2008.

Человек  и   общество.   Обществознание:   11   кл./Под  ред.   Л.Н.Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой,— Ч. 2.— М., 2006.

Шилобод М. И., Петрухин А. С, Кривомеев В. Ф. Политика и право:  10 —11 кл.— М., 2005:

Юридическая энциклопедия.— М., 2004.

Поурочные презентации

Интернет-ресурсы

Календарно-тематическое планирование курса «Право» 10 класс (35 часов)

Тема урока

Дата план

Дата факт

1

Введение. Основы права,   его структура    и особенность

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (9 часов)

2

Происхождение  государства и права

3

Право   Древнего мира

4

Право   Европы в Средние века и Новое время

5

Становление права Нового времени в США

6

Развитие права в России. IX - начало XIX в.

7

Российское право в XIX -начале XX в.

8

Советское право в 1917 -1953 г.г.

9

Советское право в 1954 -1991 г.

10

Современное российское право

РАЗДЕЛ 2. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (5часов)

11

Государство, его  признаки и формы

12

Понятие права. Правовая норма. Источники права

13

Понятие и признаки правового государства

14

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

15

Право и другие сферы общества. О философии права в России

РАЗДЕЛ 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО (11 часов)

16

Понятие конституции, ее виды

17

Конституции в России

18

История принятия и общая характеристика Конституции Российской Федерации

19

Основы конституционного строя

20

Гражданство в Российской Федерации

21

Федеративное устройство

22

Президент Российской Федерации

23

Федеральное Собрание. Совет  Федерации.   Государственная Дума

24

Законотворческий    процесс в Российской Федерации

25

Правительство Российской Федерации.

26

Судебная власть в Российской Федерации. Прокуратура. Местное самоуправление

РАЗДЕЛ 4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (9 часов)

27

Права и свободы человека и гражданина

28

Международные договоры о правах человека

29

Гражданские права. Политические права

30

Экономические, социальные      и культурные права

31

Право на благоприятную окружающую среду

32

Права ребенка

33

Нарушения прав человека. Защита  прав человека     в мирное и военное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени

34

Избирательное право. Избирательные системы и избирательный процесс

35

Итоговый урок


Лист корректировки

календарно-тематического планирования

№ п/п

Причина корректировки

Тема урока

Дата по плану

Дата по

факту

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по праву в 10 классе

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....

Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.

Рабочая программа по курсу  "Право" в 11 классе....

Рабочая программа по праву для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...

Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)

Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....

рабочая программа по праву 10 класс

Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...

Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....

рабочая программа по праву 10 класс

Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....