Рабочая программа по праву, 10 класс
рабочая программа по праву (10 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Право» составлена на основе: примерной программы среднего (полного) образования по праву) // Сборник нормативных документов. Право. Примерные программы по истории / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2008; авторской программы Никитина А.Ф. «Право. 10 класс». - М.:"Просвещение", 2008 год, приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Используемый учебно-методический комплект:
учебник «Право» 10-11 кл. А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2015г.;
методическое пособие «Основы государства и права» 10-11 кл. А.Ф.Никитин.- М.: Дрофа, 2006.
юридический словарь. – М.: Дрофа, 2009 г.
Общая характеристика учебного предмета
В старшей школе право, будучи важным компонентом, социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся. В нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Цели:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Место учебного предмета
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений на преподавание права на базовом уровне отводится 35 учебных часов за два года обучения (по 0,5 часа в неделю из вариативной части федерального компонента) в 10 и в 11 классах. Распределение часов на изучение права в учебном плане МАОУ СОШ № 2 выглядят следующим образом: экономика преподаётся в качестве самостоятельного предмета по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах за счёт добавления по 0,5 часа в неделю из компонента образовательного учреждения. Таким. образом., общее количество часов, отведенных на изучение предмета в 10 и 11 классах, доведено до 70 за два года обучения. Основание: усиление содержательной линии «Права» в материалах ЕГЭ по обществознанию и выбор подавляющим большинством учащихся данного экзамена вызывают к жизни социальный заказ на повышение качества правовой подготовки выпускников школ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности:
- предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график),
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение
основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности:
- обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
- учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
- постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
Тематическое планирование предмета
№ | Тема | Количество часов |
1 | Из истории государства и права | 9 |
2 | Вопросы теории государства и права | 6 |
3 | Конституционное право | 11 |
4 | Права человека | 9 |
5 | Избирательное право и избирательный процесс | 2 |
Итого | 35 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
-анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
-выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
-изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
-решения правовых задач(на примерах конкретных ситуаций).
Виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Учебно-методическое обеспечение
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.— М.,2002.
Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002;
Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2004.
Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2007.
Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2000.
Коваленко А. Я. Правоведение: 10—11 кл.— М., 2003.
Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2004.
Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2003.
Митинский В. О. Обществознание: 10 кл.— М., 2002.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2004.
Никитин А. Ф. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2003.
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2003.
Основы российского права.— М., 2007.
Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.— М.,2002.
Права человека. История, теория, практика.— М., 2005.
Сборник кодексов РФ.— М., 2008.
Человек и общество. Обществознание: 11 кл./Под ред. Л.Н.Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой,— Ч. 2.— М., 2006.
Шилобод М. И., Петрухин А. С, Кривомеев В. Ф. Политика и право: 10 —11 кл.— М., 2005:
Юридическая энциклопедия.— М., 2004.
Поурочные презентации
Интернет-ресурсы
Календарно-тематическое планирование курса «Право» 10 класс (35 часов)
№ | Тема урока | Дата план | Дата факт | ||||||||
1 | Введение. Основы права, его структура и особенность | ||||||||||
РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (9 часов) | |||||||||||
2 | Происхождение государства и права | ||||||||||
3 | Право Древнего мира | ||||||||||
4 | Право Европы в Средние века и Новое время | ||||||||||
5 | Становление права Нового времени в США | ||||||||||
6 | Развитие права в России. IX - начало XIX в. | ||||||||||
7 | Российское право в XIX -начале XX в. | ||||||||||
8 | Советское право в 1917 -1953 г.г. | ||||||||||
9 | Советское право в 1954 -1991 г. | ||||||||||
10 | Современное российское право | ||||||||||
РАЗДЕЛ 2. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (5часов) | |||||||||||
11 | Государство, его признаки и формы | ||||||||||
12 | Понятие права. Правовая норма. Источники права | ||||||||||
13 | Понятие и признаки правового государства | ||||||||||
14 | Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей | ||||||||||
15 | Право и другие сферы общества. О философии права в России | ||||||||||
РАЗДЕЛ 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО (11 часов) | |||||||||||
16 | Понятие конституции, ее виды | ||||||||||
17 | Конституции в России | ||||||||||
18 | История принятия и общая характеристика Конституции Российской Федерации | ||||||||||
19 | Основы конституционного строя | ||||||||||
20 | Гражданство в Российской Федерации | ||||||||||
21 | Федеративное устройство | ||||||||||
22 | Президент Российской Федерации | ||||||||||
23 | Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума | ||||||||||
24 | Законотворческий процесс в Российской Федерации | ||||||||||
25 | Правительство Российской Федерации. | ||||||||||
26 | Судебная власть в Российской Федерации. Прокуратура. Местное самоуправление | ||||||||||
РАЗДЕЛ 4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (9 часов) | |||||||||||
27 | Права и свободы человека и гражданина | ||||||||||
28 | Международные договоры о правах человека | ||||||||||
29 | Гражданские права. Политические права | ||||||||||
30 | Экономические, социальные и культурные права | ||||||||||
31 | Право на благоприятную окружающую среду | ||||||||||
32 | Права ребенка | ||||||||||
33 | Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное и военное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени | ||||||||||
34 | Избирательное право. Избирательные системы и избирательный процесс | ||||||||||
35 | Итоговый урок |
Лист корректировки
календарно-тематического планирования
№ п/п | Причина корректировки | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по праву в 10 классе
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....
Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.
Рабочая программа по курсу "Право" в 11 классе....
Рабочая программа по праву для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...
Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....
рабочая программа по праву 10 класс
Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...
Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....
рабочая программа по праву 10 класс
Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....