основы финансовой грамотности
рабочая программа по праву (9 класс)

Элективный курс по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_finansovoy_gramotnosti_9.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Бархатовская средняя общеобразовательная школа

филиал Муниципального общеобразовательного учреждения

Исетской средней общеобразовательной школы № 2

Исетского района Тюменской области

       

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета Бархатовской СОШ

протокол № ____

от ___________ 2020 г

СОГЛАСОВАНО

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми

____________________

Е.А. Артемьева

УТВЕРЖДАЮ

заведующий филиалом Бархатовской СОШ

____________________

Д.В. Мадиев

приказ № ___ от ____2020 г

Рабочая программа

 внеурочной занятости

кружка в 9 классе

элективный курс

«Основы финансовой грамотности»

на 2020-2021 учебный год

Направление - общеинтеллектуальное

Составила: С.В. Карпова

учитель истории, обществознания

высшей квалификационной категории Бархатовской СОШ, филиала МАОУ Исетской СОШ № 2

С. Бархатово, 2020 г.

Пояснительная записка

В современных условиях финансовая грамотность становится необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность. Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – ключ к финансовому благополучию граждан и повышению производительности труда и залог здорового развития экономики России в целом.

С вопросами управления денежными средствами семьи каждый человек сталкивается в повседневной жизни. И от того, насколько рационально он умеет ими распорядиться, во многом зависит его благополучие. Именно поэтому цель изучения этого курса — подключить каждого учащегося к участию в финансовой жизни своей семьи, помочь ему сформировать модель будущей семейной жизни, подготовить его к успешному решению финансовых проблем будущей семьи.

Нормативная –правовая документация.

Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Липсиц И.В. «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,

позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый

орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи курса: привить учащимся критическую оценку финансовых предложений с учетом их преимуществ и недостатков и умение делать осознанный выбор, чтобы добиваться защиты, сохранения и приумножения личного финансового благополучия.

Программа курса рассчитана на 17 часов. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам модернизации образования и организации предпрофильного обучения. В 9 классе дети обучаются в возрасте 15–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 9 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека.

Содержание элективного курса  

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Право собственности

Что такое собственность. Понятие собственности. Права собственника (право владеть, право пользоваться, право распоряжаться). Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Виды обшей собственности (долевая, совместная). Прекращение права собственности.

Кто может быть собственником. Субъекты права собственности (граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим.

Защита права собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности). Истребование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от недобросовестного приобретателя.

3

Сбережения и кредит как условия для поддержки семейного бюджета

Мотивация для формирования накоплений. Способы хранения денег, их преимущества и недостатки. Что такое инфляция. Что такое банк, клад и кредит. Основные характеристики депозита: срок и процентная ставка. Основные преимущества и недостатки депозита. Роль депозита в личном финансовом плане. Содержание депозитного договора. Условия депозита: срок и процентная ставка, периодичность начисления процентов. Выбор наиболее подходящего депозита. Основные риски по депозиту. И способы управления ими. Принципы работы системы страхования вкладов. Особенности банковского кредита. Основные виды кредита. Потребительский кредит. Платность, срочность и возвратность. Специфика автокредита и ипотечного кредита. Учёт кредита в личном финансовом плане. Кредитный договор. Сравнение различных видов кредитования на примере экспресс-кредита и потребительского кредита. Сбор и анализ информации об условиях кредитования в разных банках. Сравнение кредитных предложений. Способы уменьшения процентной ставки по кредиту. Рефинансирование кредита. Необходимость изучения условий кредитного договора. Опасность завышения доходов и неинформирование банка об изменении своего финансового положения.

6

Страхование

Роль страхования в личном финансовом плане. Схема работы страховой компании. Участники страхования. Личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности. Особенности страхования жизни. Виды страхования от несчастных случаев и болезней. Особенности обязательного и добровольного медицинского страхования. Использование имущественного страхования (например, КАСКО) и страхования гражданской ответственности (например, ОСАГО).Ключевые риски, угрожающие финансовому благосостоянию семьи. Наиболее важные условия страхового полиса и правил страхования. Действия в случае недобросовестного поведения страховой кампании. Типичные ошибки при страховании.

4

Пенсии

Что такое пенсия, Виды пенсии: государственная, корпоративная, частная. Особенности солидарной и накопительной государственной пенсионной системы. Виды государственной пенсии: страховая (трудовая или социальная) и накопительная. Особенности пенсионных схем с установленными выплатами и схем с установленными взносами. Расчет размера пенсии. Инструменты для получения пенсии: пожизненная пенсия в страховой компании или негосударственном пенсионном фонде. Факторы, влияющие на размер пожизненной пенсии. Способы накопления и приумножения пенсионных сбережений.

2

Семья в мире экономики

Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование.

1

Итоговый урок

Основные понятия по теме курса

1

Планируемые результаты изучения элективного курса

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Для всего курса

Обучающийся научится: понимать основные риски, угрожающие финансовому благополучию семьи; видеть предназначение базовых финансовых услуг: банковских депозитов и кредитов, страховых программ; представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг; критически оценивать и сравнивать финансовые предложения с учётом их преимуществ и недостатков; представлять суть работы государственной пенсионной системы и корпоративных пенсионных программ.

Обучающийся получит возможность научиться: рассчитывать стоимость использования банковских, страховых, инвестиционных продуктов; находить и анализировать информацию, необходимую при выборе финансовых услуг; подбирать инвестиционные инструменты для формирования частной пенсии; знать и защищать свои права как потребителя финансовых услуг

Право собственности

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

Сбережения и кредит как условия для поддержки семейного бюджета

 Формирование навыков критического анализа различных финансовых предложений с учетом их преимуществ и недостатков;

Формирование навыков принятия финансовых решений в типичных жизненных ситуациях;

Получение мотивации к самостоятельному изучению личных финансов на более глубоком уровне.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

Страхование

формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Пенсии

развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Семья в мире экономики

освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Итоговый урок

освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Календарно-тематическое планирование элективного курса

п/п

Название разделов

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Право собственности

3

1

Что такое собственность

1

2

Кто может быть собственником

1

3

Защита права собственности

1

Сбережения и кредит как условия для поддержки семейного бюджета

6

4

Накопления семьи и инфляция

1

5

Что такое депозит и какова его природа

1

6

Условия депозита

1

7

Преимущества и недостатки депозита

1

8

Как работает кредит

1

9

Характеристики кредита

1

Страхование

4

10

Способы защиты от рисков

1

11

Виды страхования

1

12

Принятие решения о покупке страхования

1

13

Как использовать страхование в повседневной жизни семьи

1

Пенсии

2

14

Пенсионная система

1

15

Частная пенсия

1

Семья в мире экономики

1

16

Семейная экономика

1

17

Итоговый урок

Зачет по теме курса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по основам финансовой грамотности

Проведение меропрятий по основам финансовой грамотности....

Проценты как основа финансовой грамотности будущих выпускников.

Научно-исследовательская работа, посвящена  актуальному, на данный момент, вопросу  - финансовой грамотности. Самые разнообразные жизненные ситуации, связанные с финансами: планирование семе...

Программа предпрофильного курса "Основы финансовой грамотности"

Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предл...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Функциональная грамотность. Основы финансовой грамотности: прожиточный минимум

Занятие для закрепления основ финансовой грамотности.Мероприятие для детей 4-5 классов....