Сценарий интеллектуальной игры по праву для 8-11 классов "Основной закон жизни"
методическая разработка по праву (8, 9, 10, 11 класс)
Интеллектуальная игра, посвященная Конституции Российской Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra_osnovnoy_zakon_zhizni_.docx | 38.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Афанасьев Роман Владимирович учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 2" г. Малая Вишера
Сценарий интеллектуальной игры по праву «Основной закон жизни» для учащихся 8-11 класса.
Пояснительная записка
Одним из условий нормальной жизнедеятельности и уверенного развития России является построение правового государства, а неотъемлемым условием достижения данной цели представляется высокий уровень правовой культуры граждан. Однако, все мы, к сожалению, весьма часто сталкиваемся с различными проявлениями правового нигилизма. И многие учащиеся школ в этом отношении подвержены негативному влиянию социума. Это подразумевает необходимость для каждого педагога внести свой посильный вклад в борьбу с правовым бескультурьем.
Правовая культура, как всем известно, формируется в процессе правового воспитания, которое представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. И так же, как Конституция является базой для всего российского законодательства, так и знание ее основных положений и умение их применить на практике служит фундаментом для становления правосознания юного гражданина.
Определяющую роль в формировании правовой культуры школьников, естественно, играют такие учебные дисциплины как обществознание, право, экономика, история. Однако система работы по формированию правовой культуры эффективна , если в образовательных учреждениях существует тесная взаимосвязь между урочной и внеклассной деятельностью, ибо только тогда сами учащиеся способны ощутить себя полноценно включенными в социально-значимую деятельность.
В нашей школе уделяется значительное внимание работе по решению данной проблемы. Естественно, что наиболее широкий охват учащихся мероприятиями, которые были бы интересны прежде всего им самим, достигается при проведении предметных недель или декад общественных наук. Предлагаемая вашему вниманию разработка была создана для подобного мероприятия, приуроченного к декаде права. Это сценарий интеллектуальной игры для учащихся 8-11 классов, посвященной Конституции, основному закону нашего государства.
Его целью было: закрепление информации об основах конституционного права Российской Федерации жизни, развитие познавательной активности и выработка собственной гражданской позиции по отношению к проблеме соблюдения прав человека в нашей стране.
При этом планируется получение конкретных результатов:
Формирование отношения к праву как к социальной ценности и понимания необходимости знания Конституции как условия полноценного участия в жизни гражданского общества.
Воспитание уважения к закону, бережного отношения к духу и букве основного закона России.
Формирование готовности и способности строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей.
Отметим также, что от участников игры требуется знание не только собственно текста Конституции, но и наличие определенного запаса знаний по русскому языку, географии и истории, что позволяет говорить о реализации межпредметных связей в самой структуре игры.
Оборудование: мультимедийный проектор с экраном для презентации, ноутбук; часы, жетоны с баллами.
Содержание презентации, предваряющей игру, следует оставить на усмотрение педагога, проводящего мероприятие. Он может подготовить ее самостоятельно либо воспользоваться готовыми презентациями, в изобилии представленными на различных ресурсах. Наиболее уместны, естественно, те из них, которые посвящены истории принятия Конституции, государственной символике России и т.п. В значительной степени данная презентация будет полезна не столько для самих участников игры, а для ее зрителей. На усмотрение тех, кто будет проводить данное мероприятие, оставим и моменты, связанные со словесным сопровождением конкурсов и подведением итогов, поскольку все это очень сильно зависит от личностных характеристик самих ведущих и собравшейся аудитории.
Продолжительность мероприятия: в пределах 2 учебных часов.
Содержательная часть.
Конкурс 1.«Я имею право воспользоваться услугами переводчика»: 2 балла за правильный ответ.
Необходимо определить то, от какого иностранного слова происходит привычный для нас юридический термин. Участникам предложены сами термины, указана их «языковая родина» и дано несколько вариантов перевода на выбор.
1. Суверенитет (французский язык): а) полномочие; б) верховная власть; в) покровительство; г) господство; д) народовластие.
2. Гарантировать (французский язык): а) предотвратить; б) признать; в) установить; г) закрепить; д) обеспечить.
3. Прокурор (латинский язык): а) нападать; б) хранить; в) заботиться; г) бороться; д) предостерегать.
4. Арест (латинский язык): а) иск; б) судебное постановление; в) проверка; г) казнь; д) ответственность.
5. Компетенция (латинский язык): а) соответствовать; б) предпринимать; в) владеть; г) опровергать; д) присутствовать.
6. Амнистия (греческий язык): а) доброта; б) справедливость; в) прощение; г) человечность; д) попустительство.
7. Статус (латинский язык): а) престиж; б) богатство; в) значение; г) власть; д) положение.
8. Демократия (греческий язык): а) власть народа; б) справедливость; в) власть лучших; г) законность; д) правосудие.
9. Эмиссия (латинский язык): а) потребность; б) производство; в) услуга; г) выпуск; д) распределение
10. Арбитраж (французский язык): а) возмещение ущерба; б) деловой спор; в) вмешательство; г) посягательство; д) справедливое решение.
Ключ:
1 | Верховная власть |
2 | Обеспечить |
3 | Заботиться |
4 | Судебное постановление |
5 | Соответствовать |
6 | Прощение |
7 | Положение |
8 | Власть народа |
9 | Выпуск |
10 | Справедливое решение |
Конкурс 2. «Древние, вы не правы!»: 3 балла за правильный ответ.
Сущность его такова. Некий пример из жизни прошлых поколений достается участникам по жребию, а они должны указать, наличие каких именно прав человека, зафиксированных в Конституции РФ, спасает граждан России от подобной участи. Правильные ответы приведены в скобках.
1. Александр Сергеевич Пушкин письма предпочитал сортировать сам. Безобидные: можно услугами почты воспользоваться. Сокровенные мысли высказываешь: лучше через друзей передать. А в иное письмо лучше вставить фразу, в которой императора хвалишь и российскими порядками восхищаешься. Ибо не было тогда Конституции, не ввели тогда право…
(на тайну переписки)
2. Доклад «О сокращении гимназического образования» («Циркуляр о кухаркиных детях») был издан 1 июля 1887 года министром просвещения Российской империи графом И. Д. Деляновым. Доклад вводил денежный ценз на высшее образование, а «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». Теперь такой циркуляр невозможен…
(каждый имеет право на образование)
3.Римский император Деций издал указ, в котором объявил, что все жители Римской империи должны приносить жертвы языческим богам и присягу императору. Христиане упорствовали в своём нежелании приносить императору присягу, отказываясь признать его власть божественной, в результате чего их подвергали пыткам и казням. Не знали римляне о содержании статьи 28 нашей конституции.
(свобода совести, свобода вероисповедания)
4.Чужеземцев неохотно допускали в Спарту. И самим спартанцам их правители запрещали поездки в другие города Эллады. Заботились об их нравственном облике, чтобы не нахватались там дурных привычек, не соблазнились афинской распущенностью и коринфской изнеженностью. А мы же располагаем…
(свободой передвижения, правом на выбор места жительства, свободный выезд за пределы страны)
5. Около 5-10 процентов жителей Болгарии являются этническими турками. Однако, когда у власти был в этой стране коммунистический лидер Тодор Живков, турки куда-то исчезли. Потеряли власть коммунисты, провели новую перепись населения: снова турки появились в стране. И никуда они не девались, просто нарушалось их право…
(самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность)
6. В средние века во многих странах действовало «право мертвой руки». Согласно «Праву мёртвой руки» феодал имел право изъять после смерти крестьянина часть его имущества (обычно — лучшую голову скота, лучшую одежду) или её стоимость в деньгах. Зато в Конституции РФ…
( право наследования гарантируется)
7. В одном маленьком германском государстве под влиянием идей Кальвина введены были весьма строгие порядки. Специальные блюстители нравственности из числа самих верующих в любое время дня и ночи могли прийти к любому жителя города с проверкой. Не хранится ли у него развлекательная литература? Не играют ли в доме в азартные игры, не завелись ли там дорогие украшения и яркая одежда? Не пьют ли в доме вино и не курят ли табак? Нарушалось право на…
( неприкосновенность жилища)
8. В 1736 году императрица Анна Иоанновна издала указ. По нему на мануфактурах были оставлены навечно работавшие на них наемные работники, а также их семьи. Также к мануфактурам были приписаны жившие в их окрестностях нищие и бродяги. Теперь так поступить властям невозможно, ибо…
( труд свободен)
Конкурс 3. «Доверяй, но проверяй!»: 2 балла за правильный ответ.
Участникам игры предлагается набор утверждений, а они должны определить являются ли те истинными или же искажают положения основного закона нашей страны. Ответы учащихся сопровождаются комментариями ведущего, если они дали неверный ответ, или же участники игры не могут в достаточной степени обосновать свой верный ответ.
№ | Набор утверждений № 1 | Ключ | № | Набор утверждений № 2 | Ключ |
1 | Республики вправе устанавливать свои государственные языки | Да | 1 | Заключение под стражу допускается только с санкции прокурора | Нет |
2 | Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно | Нет | 2 | В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ | Да |
3 | Цензура запрещается | Да | 3 | Президент РФ издает указы и распоряжения | Да |
4 | В РФ признается идеологическое многообразие | Да | 4 | Не допускается экономическая деятельность, направленная на чрезмерное обогащение. | Нет |
5 | Каждый обязан платить законно установленные налоги и поборы | Нет | 5 | В условиях чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод | Да |
6 | При вступлении в должность Президент РФ приносит клятву на Библии | Нет | 6 | Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом | Да |
№ | Набор утверждений № 3 | № | Набор утверждений № 4 | ||
1 | РФ – светское государство. | Да | 1 | Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 18 лет. | Нет |
2 | Каждый может свободно выезжать за пределы РФ | Да | 2 | Гражданин РФ может быть выдан другому государству, если он совершил преступление на его территории | Нет |
3 | Граждане РФ обязаны участвовать в отправлении правосудия | Нет | 3 | Принудительное отчуждение имущества не допускается. | Нет |
4 | Закон, смягчающий ответственность, обратной силы не имеет | Нет | 4 | Не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы. | Да |
5 | Депутаты Государственной Думы работают на общественных началах | Нет | 5 | РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с нормами международного права. | Да |
6 | Судьями могут быть граждане РФ, достигшие возраста 25 лет. | Да | 6 | Президент РФ не может быть отрешен от должности. | Нет |
Конкурс 4 «Символика России»:
1 этап. Текст гимна России перед вами, но исчезли окончания 3 и 4 строки в каждом куплете и припеве. По 1 баллу за каждое возвращенное на его законное место слово. Желательно в качестве эталона правильного ответа воспроизвести перед участниками гимн нашей страны.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая ______ —
Твоё достоянье на все _______!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость ________!
Славься, страна! Мы гордимся _______!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты ________ —
Хранимая Богом родная _________!
Славься…
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность __________.
Так было, так есть и так будет __________!
Славься…
2 этап. Предлагается описание российского герба, содержащее целый ряд существенных неточностей. Их необходимо найти и устранить. Можно сообщить участникам, что всего таковых неточностей пять. Каждое исправление приносит еще по одному баллу.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности зеленый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой шапкой Мономаха, соединёнными лентой. В правой лапе орла — спикер, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным мечом чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём василиска.
Эталон:
1. Текст гимна (пропущенные слова выделены шрифтом)
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься…
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься…
2. Описание герба (шрифтом выделены слова, заменяющие те, которые искажали реальное описание герба).
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Конкурс 5. Биатлон:
Командам дается 2 минуты, в течение которых они должны вспомнить как можно больше названий субъектов Российской Федерации. Затем представители команд по очереди называют их. Та команда, список которой исчерпан или же был допущен повтор, выбывает из конкурса, получив 1 балл. Далее баллы выставляются по нарастающей, в зависимости от количества участников конкурса. То есть, в случае участия в игре 4-х команд, победитель данного конкурса наберет 4 балла.
Конкурс 6. Блиц - турнир: 1 балл за верный ответ.
Разумнее всего во избежание споров о том, кто первым поднял руку, задавать вопросы командам по очереди. В случае неправильного ответа правом ответить могут воспользоваться другие команды.
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Единственный источник власти в Российской Федерации | Народ |
2 | Гражданин Российской Федерации не может быть лишен этого или права изменить это? | Гражданство |
3 | Верхняя палата Федерального Собрания. | Совет Федерации |
4 | До судебного решения можно задержать человека на этот срок. | 48 часов |
5 | Граждане РФ имеют право собираться мирно без оружия, проводить… | Митинги и т.п. |
6 | Статья 37, пункт 2: такой труд в России запрещен | принудительный |
7 | Единственный субъект в Российской Федерации с таким статусом: Еврейская АО. Что значит АО? | Автономная область |
8 | Статус русского языка по конституции. | Государственный язык |
9 | Какая организация осуществляет эмиссию денежных средств в РФ? | Центральный Банк |
10 | На какой срок избирается президент РФ? | 6 лет |
11 | Возрастное ограничение для занятия должности президента. | 35 лет, не моложе |
12 | Президент России в установленном законом порядке может своим указом вводить чрезвычайное положение и еще какое-то положение… | Военное |
13 | С какой просьбой обращаются к президенту лица, находящиеся в местах лишения свободы? | О помиловании |
14 | Численность депутатов Государственной Думы | 450 |
15 | С какого возраста можно баллотироваться в депутаты ГД? | 21 год |
16 | Кто из депутатов открывает первое заседание Думы, пока еще не избран председатель? | Старейший по возрасту |
17 | Президент может помиловать, а Дума может объявить… | Амнистию |
18 | В течение какого срока президент подписывает или отклоняет принятый Федеральным Собранием закон? | 14 дней |
19 | В отношении судей действует принцип трех «не»: они независимы, несменяемы и… | Неприкосновенны |
20 | Высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам | Верховный Суд |
21 | В случае нарушения ваших гражданских и иных прав и свобод можно обратиться в такой суд… | Конституционный |
22 | Что подробно описывается в конституции, а в специальной литературе часто сокращается как МСУ? | Местное самоуправление |
23 | Точная дата принятия Конституции | 12 декабря 1993 года |
24 | Какой способ народного волеизъявления был выбран для ее принятия? | Референдум |
Заключение.
В заключение, хотелось бы отметить, что внесение в деятельность по воспитанию правовой культуры игрового элемента, даже если речь идет об интеллектуальных играх, не должно быть самоцелью. Подобные мероприятия уместны только в комплексе со всей совокупностью методов и средств, которые есть в арсенале учителей (и предметников, и классных руководителей). Многие из них лишены яркой обертки и наполнены, прежде всего, повседневным кропотливым трудом, который часто остается вне поля зрения тех, кто не включен в эту деятельность непосредственно.
Игра такого рода как представленная выше может послужить своеобразной витриной этой деятельности и позволит подвести некие промежуточные итоги в атмосфере праздника и дружеского соревнования.
Ее же структура может быть полезна как скелет мероприятия и вовсе не связанного с воспитанием правовой культуры. Допустим, учителя географии могут оставить конкурсы «Биатлон» и «Символика России» без изменений, а другие конкурсы переработать: с «научного на русский» можно переводить географические термины, можно «разоблачать» наивные представления средневековых путешественников о территориях, которые сейчас занимает Россия и т.д.
Использованная литература:
Нормативные правовые акты.
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Литература.
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни: в 2ч. Ч.2. М.:ООО "Русское слово - учебник", 2014. - 240с.- (Инновационная школа).
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни: в 2ч. Ч.2. М.:ООО "Русское слово - учебник", 2014. - 264с.- (Инновационная школа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Знаем правила движения, как таблицу умножения"
Игра "Знаем правила движения, как таблицу умножения" разработана для учеников 2-3 классовЦель:- обобщить знания детей в поведении на дорогах, в умении ориентироваться по знакам, в умении применять сво...
Интеллектуальная игра "Имею право и обязан"
Когда заходит разговор о правах человека, то большинство людей непременно понимают выражение: «Раз я — человек, то и право имею! Причем полное и без всяких оговорок. Но может ли быть так на само...
Презентация к интеллектуальной игре "О правах человека в шутку и всерьёз"
Презентация служит основой для разработки внеклассного мероприятия для старшеклассников....
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
Внеклассное мероприятие по МХК с презентацией, 10-11 класс Сценарий интеллектуальной игры по МХК «Своя игра»
Внеклассное мероприятие по МХК с презентацией, 10-11 классСценарий интеллектуальной игры по МХК «Своя игра»...
Интеллектуальная игра по праву "Своя игра"
Методическая разработка интеллектуальной игры по праву...
Игра по праву для учащихся 7 класса "Закон и в лесу закон"
Сценарий интелллектуальной игры, посвященной основам природоохранного законодательства...