Игра по праву для учащихся 7 класса "Закон и в лесу закон"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Афанасьев Роман Владимирович

Сценарий интелллектуальной игры, посвященной основам природоохранного законодательства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakon_i_v_lesu_zakon.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной игры по праву для учащихся 7 класса

«Закон и в лесу закон»

Пояснительная записка.

   Экологическое право - одна из важных отраслей в системе российского права. Иногда эту отрасль называют правом окружающей среды. Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физических, биологических, радиационных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности (оказывающей названное вредное воздействие на природную среду), а также по рациональному использованию природных ресурсов. Совокупность правовых норм, составляющих экологическое право, лежит в основе экологической политики, проводимой федеральными, региональными и местными властями.

   Еще в  резолюции Всероссийского съезда по охране природы, принятой в 1995 году, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено "создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания." Представляется неоспоримым, что полноценное экологическое образование невозможно без изучения учащимися основ экологического права.

   Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу.Ученики, получившие определенные экологические представления во взаимосвязи со знанием основ природоохранного законодательства, будут бережнее относиться к природе. Мною разработан сценарий интеллектуальной игры «Закон и в лесу закон», участие в которой позволит школьникам добиться именно этого результата.

   Целью мероприятия укажем следующее: закрепление информации об основах экологического права Российской Федерации , развитие познавательной активности и выработка собственной гражданской позиции по отношению к проблеме соблюдения природоохранного законодательства в нашей стране.

   При этом были поставлены следующие задачи:

-формирование отношения к праву как  к социальной ценности и понимания необходимости  знания основ экологического права как условия полноценного участия в жизни гражданского общества;

-формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения к  действиям людей, наносящих вред природе;

-воспитание уважения к закону, бережного отношения к духу и букве российского законодательства;

-формирование готовности и способности строить собственное  поведение в  рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей.

   Оборудование: мультимедийный проектор с экраном для презентации, ноутбук; часы, жетоны с баллами.

   Продолжительность мероприятия: в пределах 2 учебных часов.

   Данная игра может быть проведена в школе как в рамках недели общественных наук, так и в рамках недели биологии(экологии). В любом случае, она будет содействовать подлинной реализации межпредметных связей между общественными и естественными учебными дисциплинами.

   Оптимальное количество команд, принимающих участие в игре, - 4, и они могут выбрать названия таким образом:«Дубы-колдуны», «Подберезовики», «Кленовые листья», «Рябинники». Соответственно, получаемые ими в ходе игры баллы могут быть материализованы в виде вырезанных из бумаги желудей, грибов, кленовых листьев и рябиновых веточек.

   Включенные в сценарий игры небольшие сценки не являются ее обязательным элементом, но все же могут быть необходимы в качестве средства, позволяющего сделать мероприятие более живым и менее формализованным.

Содержательная часть.

Конкурс №1. Разминка.

Сценка:

Браконьер: Что я люблю? Стрелять. Уничтожать. Вытаптывать. Срубать под корень. Сжигать. Выкорчевывать.

Белка: Почему тебе это нравится?

Браконьер: Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо!

Белка: Ты обманываешь! Не все люди такие. Посмотри, какие замечательные люди собрались сегодня в зале.

Браконьер: Эти то? Толку от них! Они и знать-то ничего не знают. Ни о природе, ни о законах.

Белка: А ты знаешь?

Браконьер: Знаю. Природа — она такая, что хочешь, то и делай. А законы — для маленьких и глупых.

Белка: Я вот думаю, что ты неправ. Наши игроки во всем прекрасно разбираются и докажут это сегодня.

Обоснование: слово учителю.

   Действительно, специалист, работающий в определенной сфере человеческой деятельности,  или тот, кто только собирается этой деятельностью заниматься,не сможет полноценно реализовать свои возможности, не овладев специальной терминологией. В результате неверного использования терминов и понятий возникают большие затруднения как для успешной хозяйственной деятельности, так и для деятельности обучающей, связанной с усвоением той или иной специальной дисциплины.

Задание.

  Итак, проверим то, в какой степени команды владеют терминологией, связанной с тематикой игры. Мы зададим им 20 несложных вопросов, двигаясь по часовой стрелке. Каждая команда ответит на пять вопросов и сможет получить дополнительные баллы, если у другой команды не получится дать правильный ответ, а у данной команды ответ имеется.

Вопросы:

  1. Естественная среда обитания человека.
  2. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими(понятие может использоваться как синоним понятию «природа»).
  3. Совокупность понятий и явлений, связанных со взаимоотношениями между человеком и окружающей средой, а также наука, занимающаяся этой сферой.
  4. Деятельность по ликвидации нанесенного природе ущерба, сохранению и восстановлению ее потенциала.
  5. Аннотированный список редких и исчезающих видов животных, растений и грибов.
  6. Принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
  7. Виновно совершенное общественно опасное деяние.
  8. Противоправное деяние,отличающееся небольшой общественной опасностью.
  9. Ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона.
  10. Систематизированный сборник нормативно-правовых актов какой-либо отрасли или нескольких отраслей.
  11. Кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере лесопользования в России.  
  12. Основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.
  13. Кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности.
  14. Применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю.
  15. Основная территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в России.
  16. Промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче  диких животных.
  17. Незаконная добыча животных и растительного сырья без надлежащего разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки или запрещенными орудиями и способами.
  18. Превращение земель, на которых находится лес, в угодья, где нет древесного покрова.
  19. Участок территории , на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота и любая хозяйственная деятельность человека запрещена.
  20. Охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды.

Конкурс №2 «Лесной кодекс»

Сценка:

Браконьер:Хорошо в лесу, нет никакой полиции. Что хочешь, то и делай.

Сова: Позвольте не согласиться. Все в лесу является ценным и почти обо всем есть разъяснения в законодательстве.

Браконьер: Не смеши, пучеглазая! Лети отсюда, пока цела. Будут тебе еще законы про грибы и про ягоды писать. В лесу все - ничье, а следовательно - мое.

Сова: Это вы, любезный, не смешите. Все, что в лесу растет, находится, может быть срублено, срезано или съедено, вашим станет только тогда, когда

вы это сделаете по закону.

Браконьер: И что за закон такой?Медведь его в берлоге лапой на бересте нацарапал?

Сова: Лесной кодекс!

Обоснование: слово учителю.

   Лесной кодекс РФ входит в состав лесного законодательства и регулирует лесные отношения, которые отражают имущественные отношения оборотов лесных участков и насаждений. Основная задача Лесного кодекса – обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощимого использования лесов и лесонасаждений. На первом месте для государства стоит необходимость охраны, защиты и воспроизведения лесных угодий.

   В Лесном кодексе РФ установлено право собственности на лесные участки, аренда и безвозмездное пользование. Лесной кодекс РФ вступил в действие в январе 2007 года и состоит из 16 глав, в которых представлены 109 статей. Лесной кодекс предусматривает общие положения о воспроизведении лесов и лесоразведении, опираясь на конкретные виды лесоустройства.Лесной кодекс устанавливает порядок лесного контроля и надзора со стороны государства и органов власти всех уровней. Благодаря новому Лесному кодексу Российской Федерации увеличилась эффективность использования лесов и возросли инвестиции в лесоперерабатывающую отрасль, но снизилась эффективность охраны и защиты лесов и лесных насаждений.

Задание.

   Участникам предлагаются фрагменты статей Лесного кодекса, в них есть пропущенные слова, которые надо восстановить по смыслу...

Статья11, пункт 1. Граждане имеют право свободно и ____________ пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Статья 23, пункт1. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются __________ и лесопарки.

Статья 29, пункт 3. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь __________, поврежденные и перестойные лесные насаждения.
Статья29, пункт 8. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров __________ лесных участков.

Статья 34, пункт1. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор ____________ растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса.

Статья 34, пункт 2. К пищевым лесным ресурсам, заготовка которых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый ______ и

подобные лесные ресурсы.
Статья 41, пункт 1.Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации ________, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Статья 51, пункт 1. Леса подлежат охране от __________, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Конкурс №3. «Красная Книга Новгородской области»

Сценка:

Браконьер: Хорошо в лесу. Особенно с ружьем. Бесплатный тир.

Медведь: И в кого же ты это стрелять собрался?

Браконьер: Во всех, кто бегает, летает и ползает!

Медведь: А в жуков тоже стрелять будешь?

Браконьер: Вот еще. Этих я просто сапогами давить буду.

Медведь: Ты потом об этом пожалеть можешь.

Браконьер: Ты меня из-за какого-то жука съесть хочешь. Так что ли?

Медведь: Нет, просто жук может быть из Красной Книги. Раздавишь- жди проблем с законом.

Обоснование: слово учителю.

   Федеральным законом от 2 июля 2013 года №150-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " в Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статья 2581, предусматривающая уголовную ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных. Потому и у нас заведена региональная "Красная книга", в которую занесены десятки видов редких животных. Давайте уточним наши знания о животных Новгородской области, подлежащих охране.

Задание.

   Участникам предлагается таблица из 10 рядов. В каждом ряду указаны по три вида животных, только один вид входит в число внесенных в Красную Книгу Новгородской области.

Систематика

Вид 1

Вид 2

Вид 3

1

Насекомые, Жесткокрылые

Вертячка

Жук-носорог

Мучной хрущак

2

Насекомые, чешуекрылые

Махаон

Березовая пяденица

Мертвая голова

3

Костистые рыбы

Форель ручьевая

Горбуша

Европейская корюшка

4

Амфибии, Бесхвостые

Травяная лягушка

Прудовая лягушка

Озерная лягушка

5

Птицы, Ястребиные

Перепелятник

Тетеревятник

Полевой лунь

6

Птицы,

 Врановые

Сойка

Кедровка

Ворон

7

Млекопитающие, Оленьи

Косуля европейская

Лось

Северный олень

8

Млекопитающие, Мышиные

Черная крыса

Европейская мышь

Мышь-малютка

9

Млекопитающие, Куньи

Барсук

Норка

Речная выдра

10

Млекопитающие, Беличьи

Суслик

Сурок

Обыкновенная летяга

Конкурс № 4. Творческий.

Сценка:

Браконьер:Вот что вы меня все пугаете! Я, может быть, из вредности все эти ваши запреты и постановления нарушаю.

Заяц: Ну и как же тогда с тобой поступить, если ты такой неисправимый?

Браконьер: Почему сразу неисправимый? Вот в школе учителя говорят, что к каждому ученику нужно подход найти...

Заяц: И как к тебе подходить надо? Я бы к тебе лучше вообще не подходил, а то ты ведь и выстрелить в меня можешь.

Браконьер: Может быть, я поэзию люблю в глубине души. Вы не пробовали на меня стихами воздействовать?

Заяц: Что же, попробовать можно, только ты ружье свое все же убери от греха подальше. А то я уже сердцебиение где-то в пятках ощущаю...

Обоснование: слово учителю.

  В деле охраны природы необходим и творческий подход. Все признают, что только штрафами и запретами ситуацию не исправить. Необходимо достучаться и до сознания людей. Требуется пропагандировать законопослушное отношение к нашим природным богатствам. И командам предстоит сделать первые шаги на ниве социальной рекламы...

Задание.

   Командам предлагается попробовать себя в роли стихотворцев. Но сочиняющих стихотворения на заданную тему, каковой в нашем случае является природоохранное законодательство. Начинающим поэтам будет предложено четыре пары начальных строк небольших четверостиший, а они

 должны завершить их. Приветствуется не только наличие правильно подобранных рифм, но и способность подобрать строки так, чтобы они, к примеру, могли стать основой для плаката, посвященного тематике игры.

  1. Природа человеку — мать,

          И потому обязан он...

  1. Лес вырос здесь за за сотни лет,

         А вырубить его способны за недели...

  1. Красная Книга священна для нас,

          Она позволяет понять...

  1. Мы мир в наследство получили

          И должны его передать...

Конкурс №5. Конкурс капитанов.

Сценка:

Браконьер(напевает песенку): Капитан, капитан, улыбнитесь...

Полицейский: Тут, гражданин, не до улыбок. Тут протокол, арест и штраф вам грозят...

Браконьер: Подумаешь, велика важность- птичек двух застрелил. И сразу арест!!! Ну и ладно, зато в тепле, под крышей, в слова поиграю...

Полицейский: В какие такие слова?

Браконьер: Буду в Лесном и прочих кодексах длинные слова искать, а затем из них короткие составлять. Я прошлый раз, когда под арестом был, из слова «лесозаготовитель» 50 разных слов составил.

Полицейский: И к чему мне это знать?

Браконьер: А давай так сделаем. Вот если эти девочки и мальчики меня превзойдут, то я согласен под арестом быть, а если нет- ты меня отпустишь...

Обоснование:слово учителю.

   Этот конкурс даст вам возможность проявить свою находчивость и изобретательность. Владение словом — важное качество для тех, кто хочет связать свою жизнь со служением закону. А еще этот конкурс в значительной степени является развлекательным и позволит немного перевести дух командам. Но не капитанам...

Задание.

   Капитанам играющих сегодня команд предлагается слово «лесозаготовитель». Из данного слова надо составить в течение определенного времени как можно больше слов. Эти слова должны быть: существительными, в именительном падеже и единственном числе. Капитаны называют слова в порядке жребия по очереди по одному слову. Повтор или отсутствие слова означают сход с дистанции. В итоге команды

 получат результат от 1 балла до 4 баллов(у победителя конкурса).

Конкурс №6. На скамье подсудимых.

Сценка:

Браконьер: Позвольте поинтересоваться, а на каком основании?

Прокурор: Как работник прокуратуры могу сообщить вам, что оснований для привлечения вас к юридической ответственности предостаточно.

Браконьер: Неужели? Птички, рыбки, зверюшки заявление на меня написали?

Прокурор: Нет, но у нас есть показания многочисленных свидетелей и масса вещественных доказательств.

Браконьер: Интересно было бы узнать, что мне грозит. Подозреваю, что легкий испуг и только...

Прокурор: Не думаю. Даже ученик 8 класса знает, что вас легко привлечь к ответственности.

Обоснование:слово учителю.

   Общественная опасность экологических преступлений заключается в том, что они посягают на человека через природу, посредством уничтожения или качественного ухудшения биологической основы его существования. Они нарушают право человека на здоровую окружающую среду. Экологические преступления препятствуют рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятной природной среды и обеспечению экологического правопорядка и безопасности населения. За менее тяжкие экологические правонарушения закон предусматривает административную ответственность.

Задание

   Командам предложено изучить список противоправных деяний, совершенных некими лицами в области охраны окружающей среды и природопользования. За некоторое время до игры ее участникам порекомендовали ознакомиться с соответствующими главами Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ. Теперь им предстоит представить себя в роли юристов и предположить, уголовную или административную ответственность понесут правонарушители в каждом из предложенных случаев.  

Правонарушение

УК РФ

КоАП РФ

1

Незаконная охота, если это деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена.

2

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и

природных ресурсов лицами, обязанными сообщать такую информацию.

3

Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений лицом с использованием своего служебного положения.

4

Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

5

Нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

6

Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства.

7

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.

8

Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной.

9

Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ.

10

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено: в местах нереста или на миграционных путях к ним.

11

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем.

12

Нарушение установленного порядка создания, пополнения, хранения, использования, учета, продажи, приобретения, транспортировки или пересылки биологических коллекций.

Ключ.

Конкурс №1. Разминка

1-природа; 2-биосфера; 3-экология; 4-природоохранная деятельность; 5-

Красная книга; 6-закон; 7-преступление; 8-проступок; 9-законопослушное поведение; 10-кодекс; 11-Лесной кодекс; 12-Уголовный кодекс; 13-Кодекс об административных правонарушениях; 14-юридическая ответственность; 15-лесничество; 16-охота; 17-браконьерство; 18-вырубка; 19-заповедник; 20-заказник.

Конкурс № 2 «Лесной кодекс».

11, 1- бесплатно

23,1-лесничества

29,3-погибшие

29,8-аренды

34,1-лекарственных

34,2 -сок

41,1- отдыха

51,1- пожаров

Конкурс№ 3 «Красная Книга Новгородской области»

1- жук-носорог, 2- махаон, 3- Форель ручьевая, 4- озерная лягушка, 5- полевой лунь, 6- кедровка, 7- косуля европейская, 8- черная крыса, 9- норка, 10- обыкновенная летяга.

Конкурс №6. «На скамье подсудимых».

УК РФ: ситуации 1,3,4,7,10,11.

КоАП РФ: 2,5,6,8,9,12.

Заключение.

В заключение, хотелось бы отметить, что внесение в деятельность по воспитанию правовой культуры игрового элемента, даже если речь идет об интеллектуальных играх, не должно быть самоцелью. Подобные мероприятия уместны только в комплексе со всей совокупностью методов и средств, которые есть в арсенале учителей (и предметников, и классных руководителей). Многие из них лишены яркой обертки и наполнены, прежде всего, повседневным кропотливым трудом, который часто остается вне поля зрения тех, кто не включен в эту деятельность непосредственно.

В нашей школе на протяжении целого ряда лет планомерно проводится работа как экологической направленности, так и по правовому воспитанию учащихся. Представленная на данный конкурс разработка мероприятия демонстрирует то, как эти два вроде бы не самых близких по целям направления деятельности педагогического коллектива могут быть увязаны друг с другом и представлены как составные элементы работы по воспитанию гражданственности. И действительно, человек, ощущающий себя гражданином своей страны, занимающий активную жизненную позицию, не только совершенно сознательно выбирает для себя линию правомерного поведения по отношению к другим людям, но и распространяет подобное отношение на природу, помнит о тесной

взаимосвязи природы и общества.

Подобное восприятие данного мероприятия позволяет надеяться, что оно позволит заложить основы знаний о природоохранном законодательстве и проблемах его соблюдения не как нечто самодостаточное и оторванное от повседневности, но и послужит реальным шагом на пути формирования активной гражданской позиции по вопросам бережного природопользования.

Возможно, кто-то из участников этого мероприятия проявит более глубокий интерес к данной тематике и включится в полноценную волонтерскую деятельность.

Литература:

  1. «Лесной кодекс Российской Федерации»
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  3. "Уголовный кодекс Российской Федерации»
  4. Об утверждении Списка редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений, грибов, обитающих и произрастающих на территории области, заносимых в Красную книгу Новгородской области (постановление администрации Новгородской области от 12.07.2011г. №311)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная игра по праву "Человек и закон"

Правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных (начальных) знаний о государстве, праве, общественных и г...

Игра "Наши права" для учащихся 6 класса

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию для учащихся 6 лкасса в форме игры "Поле чудес"...

Конкурсная игра "Азбука права: права ребенка"

Игра по правам ребенка в виде командных конкурсов для 6-8 классов...

Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"

Краткое описание деловой игры по праву...

Сценарий интеллектуальной игры по праву для 8-11 классов "Основной закон жизни"

Интеллектуальная игра, посвященная Конституции Российской Федерации...

Тест "Правила игры в гандбол" для учащихся 5-х классов

Тест для учащихся 5-х классов по основным правилам игры в гандбол. Содержит 10 вопросов....

Тест "Правила игры в гандбол" для учащихся 6 классов.

Тест по правилам игры в гандбол для учащихся 6-х классов....