ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по обществознанию «Политический навигатор» 9 класс
элективный курс по праву (9 класс)
Номинация «НАУЧНАЯ СРЕДА»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по обществознанию «Политический навигатор»
9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskiy_navigator.docx | 57.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
(Тюменская область)
АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
ул.Школьная, 5, пгт.Излучинск, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Тюменская область, 628634, тел./факс (3466) 28-25-25
Номинация «НАУЧНАЯ СРЕДА»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по обществознанию «Политический навигатор»
9 класс
Автор: Киселева Кристина Юрьевна 18.04.1988 г.р.
Учитель истории и обществознания
Ул. Энергетиков 19 Б, кв. 56, пгт.Излучинск, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Тюменская область, 628634, тел. 89825890256. Эл.адрес anykris@mail.ru
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В быстро меняющихся социокультурных условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового мышления, общей, экономической, правовой культуры гражданина России. Ряд исследователей - социологов оценивает современное состояние уровня правосознания российской молодежи с позиций ее крайне низкой правовой культуры. Важнейшие причины существования данных проблем: 1) в России отсутствует массовая правовая просветительская работа среди населения со стороны государства и общественных организаций; 2) низкое качество обществоведческого и правового образования в общеобразовательных организациях, обусловленное малым числом учебных часов на преподавание курса «Право»; 3) отсутствие эффективных форм правовой пропаганды через средства массовой информации; 4) формирование у молодежи в ряде современных фильмов и литературных произведений позитивного отношения к реальными правонарушениям из-за отсутствия надлежащего контроля правовых и нравственных характеристик произведений культуры органами государственной власти.
Данный курс разработан на основе синтеза социологического аспекта правового поля, педагогической практики, потребностей реальной жизни. Появление поколения «Центиниалы», их взаимоотношение с медийными формами электронного пространства, требуют от современного образования новых дисциплин социально-политической направленности.
Настоящий элективный курс предназначен для преподавания в 9 классе общеобразовательной школы и рассчитан на 35 академических часов. Он позволяет активно вовлечь обучающихся в процесс познания, создать «политологическую лабораторию», в которой обучающиеся получали бы новые знания, приобретали бы навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам социальной и политической жизни современного общества.
Программы курса «Политический навигатор» разработана на основе:
- Андреева Е.Е., Морозов Г. Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан российской федерации// Проблемы воспитания. УДК 372.834 ББК Х0р ГСНТИ 10.01.39; 14.01.80; 14.07.01; 14.15.01 Код ВАК 13.00.01
- Методика преподавания права в школе. С.А. Морозова. М., Новый учебник, 2010.
- Программы по курсу права для образовательных учреждений 5-11 классы. М., Новый учебник, 2011.
- Сборник нормативных документов. Обществознание. М.,Дрофа,2011.
- Элективные курсы по обществознанию 9-11классы» (для предпрофильной подготовке и профильного обучения): методическое пособие/ составители Т.А. Корнева, В. В. Черников, О.В. Козачек; под редакцией О.В. Козачек, В. В. Черникова- М. Глобус, 2006.
Данный курс построен на принципе обращения к правовым первоисточникам - законам РФ, также к людям-носителям высокой правовой культуры.
Цели курса:
- повышение политической грамотности обучающихся, способствующей становлению их активной гражданской позиции.
- формирование сознательной потребности в непрерывном правовом просвещении в рамках успешной социализации личности.
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—16 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции.
- развитие нравственной, политической и правовой культуры, политического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде.
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
- расширить знания обучающихся по обществознанию и политологии и социологии;
- развить способности обучающихся осмысливать явления действительности на основе политического анализа, теоретически или практически применять свои политические знания;
- создать условия для формирования личности школьника как гражданина, уважающего права человека и демократические ценности
- создать у учащихся целостные представления о жизни общества.
Методы и формы проведения занятий: лекция, беседа, дискуссия, проективное моделирование, социологический опрос, сюжетно-ролевая игра, работа с документами, мини-исследование.
Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:
- осуществлять поиск информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебный текст и т. д.); различать факты и мнения;
- ориентироваться в современной политической действительности;
- рассматривать политические события с точки зрения их политологической природы;
- определять и представлять собственное отношение к политическим процессам в современном мире;
- формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;
- противостоять формам агрессивно «политического маркетинга»;
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
- анализировать документы;
- анализировать публикации в периодических изданиях;
- работать с диаграммами и таблицами;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, листовок, презентаций, плакатов;
Обучающиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Тематический план элективного курса «Политический навигатор»
Название разделов | Всего часов | Теория | Практика | |
Раздел 1. Социум и политика | ||||
Политология – наука о …?. | 1 | 1 | ||
Правосознание и правовая культура, правовая грамотность | 1 | 1 | ||
Политические механизмы и инструменты | 1 | 1 | ||
Социальный аспект: «Теория поколений» Нейла Хоува и Вильяма Штрауса. | 1 | 1 | ||
Социальный опрос жителей пгт. Излучинска «Выбор поколения» | 1 | 1 | ||
Совместный анализ полученных результатов. Соотнесение их с теорией поколений | 2 | 2 | 2 | |
Особенности развития поколения «центениалов» | 1 | 1 | ||
Социологический опрос «Политическая система Российского общества» - практикум совместный анализ полученных результатов, определение «белых» пятен, дальнейшей стратегии изучения курса. | 2 | 2 | ||
Итоговое обобщающее занятие «В соответствии с буквой закона» - на основе изучения Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Формы правового просвещения | ||||
Правовая пропаганда посредством СМИ | 5 | 2 | 3 | |
Политический лидер – продукт политической команды, медийное лицо партии. | ||||
Правовой «Интернет серфинг» | ||||
2 обощающих урока в компьютерном классе подгрупповая работа «Создание положительной медийной стратегии «Что мне нужно знать о российском избирательном праве | ||||
Юридические консультации | 3 | 1 | 2 | |
Экскурсия на избирательный участок (урок сюжетно-ролевая игра) | ||||
Встреча с «Юридически грамотным человеком» - приглашение юриста. | ||||
Экскурсия «В кабинете нотариуса» (урок сюжетно-ролевая игра) | ||||
Бесплатное издание литературы по правовой проблематике | 3 | 1 | 2 | |
Термин «Политическое поведение» | ||||
Социальная стратегия «Политический конфликт - мирные пути выхода» (пример «Майдан» позиция молодежи) | ||||
Урок – «Правовая типография» - создание листовок | ||||
Правовое образование граждан | 3 | 1 | 2 | |
Виды и формы: политические клубы, дошкольное и школьное правовое образование. | ||||
«Урок для маленького гражданина» - разработка и проведение урока правовой грамотности для учеников начальных классов. | ||||
Профессиональное юридическое и педагогическое образование по специальности «Юриспруденция» «ВУЗ=знания+умения» НАВЫК??? | 2 27 | 1 | 1 | |
Раздел 3. Политическая сознательность | ||||
Один день из жизни главы поселка. Знакомство с работой администрации поселения. | 1 | 1 | ||
Первый шаг в политическую жизнь «Как рассказать миру о себе» Основы резюме. (масетр класс от SuperJob) | 1 | 1 | 1 | |
Конституция РФ | ||||
Политические партии РФ | 1 | 1 | ||
Обобщающие уроки с использованием изученного материала, фото и видеофрагментов накопленных в процессе изучения элективного курса: «Политическая игра «День выборов» | 3 | 3 | ||
Итоговое обобщение курса | 1 | 2 | ||
Всего | 35 | 16 | 21 |
Учебно-тематический план.
№ | Наименование тем занятий | Форма занятия. | На занятии | Форма контроля и организации деятельности |
Раздел 1. Социум и политика | ||||
1. | Политология – наука о …?. | Лекция | Объект и предмет политологии. Основные категории и понятия науки о политике. Специфика политических законов, их взаимосвязь с другими законами социальной жизни. Методологические основы политологии. Методы, применяемые политической наукой. Природа политических знаний и функции политологии. | Беседа Устный опрос |
2 | Правосознание и правовая культура, правовая грамотность | Лекция. | Содержание, элементы и структура политической культуры. Исторические типы политической культуры: их общечеловеческие, цивилизационные, формационные, интернациональные и национально-религиозные ценности. Политическая культура и религия. Общая характеристика политической культуры, термина «политическая грамотность», «правосознание». | Беседа Проверка индивидуальных заданий. Составление тематического плана. |
3 | Политические механизмы и инструменты | Комбинированное занятие | "Патриотизм" как самый распространенный и дешевый политический инструмент. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий | Заполнение таблицы. Работа с источниками Устный опрос. |
4 | Социальный аспект: «Теория поколений» Нейла Хоува и Вильяма Штрауса. | Комбинированное занятие | Типология современных политических систем. Взаимосвязь социологии и политологии. Изучение понятия «социологическое поколение», его сущность. | Составление тематического плана |
5 | Социальный опрос жителей пгт. Излучинска «Выбор поколения» | Практи-кум | Получение информации об уровне политической активности населения, соотнесение данных с их возрастной категорией. Ранжированием ряда проблемных тем. | Устный опрос |
6-7 | Совместный анализ полученных результатов. Соотнесения их с теорией поколений | Комбинированное занятие | Операции синтеза и анализа на основе изученного материала, данных опроса и обращения к источникам. | Заполнение таблицы. Работа с источниками Устный опрос. |
8 | Особенности развития поколения «Центениалов» | Комбинированное занятие | Социологический подход к изучению вопросов правой грамотности, правовой культуры гражданина РФ. | Беседа. Работа с источниками Устный опрос. |
9-10 | Социологический опрос для обучающихся «Политическая система Российского общества» в | Комбинированное занятие | «Политическая система Российского общества» - практикум совместный анализ полученных результатов, определение «белых» пятен, дальнейшей стратегии изучения курса. | практикум |
11 | Итоговое обобщающее занятие «В соответствии с буквой закона» | Комбинированное занятие | «В соответствии с буквой закона» - на основе Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" | Работа с документом |
Раздел 2. Формы правового просвещения. | ||||
12 |
| Лекция, проблемные задания. | История пропаганды. Теории пропаганды. Цели пропаганды. Технология изготовления и распространения пропаганды. Жанровое разнообразие пропаганды. | Беседа Проверка индивидуальных заданий |
13 | Политический лидер – продукт политической команды, медийное лицо партии. | Лекция, проблемные задания | Что такое политическое лидерство? Роль политического лидера. Типология политического лидерства. Функции политического лидерства. Теории политического лидерства. Стили лидерства. | Устный опрос. Работа с документом |
14 | Правовой «Интернет серфинг» | Лекция, проблемные задания. | Изучение структуры политической коммуникации. Исследование средств коммуникации политической деятельности в информационном обществе. Коммуникация через средства массовой информации - электронные средства (интернет и т. д.); коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми; Коммуникация через неформальные каналы. | Практикум |
15-16 | Обощение в компьютерном классе подгрупповая работа | Комбинированное занятие | Создание положительной медийной стратегии «Что мне нужно знать о российском избирательном праве» | Обобщающая беседа Составление тематического плана практикум |
| ||||
17 | Экскурсия на избирательный участок (урок сюжетно-ролевая игра) | Деловая игра | Повышение уровня информированности молодежи по вопросам избирательного права. | Беседа практикум |
18 | Встреча с «Юридически грамотным человеком» - приглашение юриста. | Комбинированное занятие | Сущность профессии юриста. Изучение его должностных обязанностей. Получение грамотной юридической консультации. | Обобщающая беседа Составление тематического плана вопросов. Устный опрос. |
19 | Экскурсия «В кабинете нотариуса» (урок сюжетно-ролевая игра) | Экскурсия | Сущность профессии нотариуса. Изучение его должностных обязанностей. | Беседа показ |
| ||||
20 | Термин «Политическое поведение» | Комбинированное занятие | Изучение и анализ истоков политического поведения и формы его проявления. Правомерные, отклоняющиеся и экстремистские формы политического поведения. Регулирование политического поведения | Обобщающая беседа Составление тематического плана. Устный опрос. |
21 | Социальная стратегия «Политический конфликт - мирные пути выхода» (примеры политических конфликтов в странах Восточной Европы. Позиция молодежи). | Комбинированное занятие | Источники и значение конфликтов в политике. Эскалация политического конфликта. Урегулирование конфликта. Статистические и динамическая модели конфликта. | Изучение нового материала Устный опрос Работа с источниками Тематический зачет. |
22 | Урок – «Правовая типография» - создание листовок | Комбинированное занятие | Политическая агитация. Пошаговая инструкция «Как сделать буклет, листовку». Политический копирайтинг. | Беседа Показ практикум |
| ||||
23 | Виды и формы: политические клубы, дошкольное и школьное правовое образование. | Комбинированное занятие | Сущность понятия, признаки, организационная структура и функции политических клубов. Специфика социологического подхода к изучению. | Изучение нового материала. Беседа |
24-25 | «Урок для маленького гражданина» - разработка и проведение урока правовой грамотности для учеников начальных классов. | Творческая научная лаборатория. | Национально-государственные символы. Патриотические символы. Общественные символы. Основные атрибуты российского государства: государственный герб и гимн. Отношение общества к политическим символам в Российской Федерации. | Беседа Устный опрос Проверка индивидуальных заданий |
26 | 5). Профессиональное юридическое и педагогическое образование по специальности «Юриспруденция» | Комбинированное занятие | Список профессий юридического спектра. Особенности профессиональной деятельности политолога, социолога, юриста, прокурора, нотариуса. Профессиональные требования. | Изучение нового материала. Беседа |
27 | «ВУЗ=знания+умения» НАВЫК??? | Комбинированное занятие | Ориентация в современной политической действительности. Навык рассматривать политические события с точки зрения их политологической природы, определения собственного отношения к политическим процессам в современном мире. Политически грамотный человек – юрист? | Изучение нового материала. Беседа |
Раздел 3. Политическая сознательность | ||||
28 | Один день из жизни главы поселка. Знакомство с работой администрации поселения. | Экскурсия | Сущность профессии муниципального служащего, специалиста администрации. | Беседа показ |
29 | Первый шаг в политическую жизнь «Как рассказать миру о себе» Основы резюме. (масетр класс от SuperJob) | Комбинированное занятие | Виды письменной речи, способствующие укреплению гражданского единства с другими гражданами. Послания к должностным лицам. Получение информации или помощи. Информация по общественным проблемам. | Устный опрос Составление тематического плана Тематический зачет |
30 | Конституция РФ | Комбинированное занятие | Значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества. Классификация прав и свобод гражданина РФ. | Изучение нового материала. Беседа |
31 | Политические партии РФ | Комбинированное занятие | Сущность понятия, признаки, организационная структура и функции политических партий. Специфика социологического подхода к изучению политических партий. | Изучение нового материала. Беседа |
32-34 | Обобщающие уроки с использованием изученного материала, фото и видеофрагментов накопленных в процессе изучения элективного курса: «Политическая игра «День выборов» | Комбинированное занятие | Электоральные (избирательные) системы. Основные типы (модели) избирательных систем. Современные избирательные системы и их особенности в различных странах. Законодательство об избирательной системе. Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы. Подготовка и активное участие в «Политической игре «День Выборов» | Изучение нового материала. Беседа Ролевая игра Работа с документами |
35 | Итоговое обобщение курса | Обобщение и закрепление знаний. | Беседа. Устный опрос |
Список использованной литературы:
Программы курса «Политический навигатор» разработана на основе:
- Андреева Е.Е., Морозов Г. Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан российской федерации// Проблемы воспитания. УДК 372.834 ББК Х0р ГСНТИ 10.01.39; 14.01.80; 14.07.01; 14.15.01 Код ВАК 13.00.01
- Методика преподавания права в школе. С.А. Морозова. М., Новый учебник, 2010.
- Программы по курсу права для образовательных учреждений 5-11 классы. М., Новый учебник, 2011.
- Сборник нормативных документов. Обществознание. М.,Дрофа,2011.
- Элективные курсы по обществознанию 9-11классы» (для предпрофильной подготовке и профильного обучения): методическое пособие/ составители Т.А. Корнева, В. В. Черников, О.В. Козачек; под редакцией О.В. Козачек, В. В. Черникова- М. Глобус, 2006.
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации.
2.Гражданский кодекс Р Ф(ред.14.11.2013).
3.Административный кодекс РФ(ред.01.04.2014).
4Семейный кодекс РФ(ред.04.11.2014).
5Трудовой кодекс РФ(31.12.2014).
6.Уголовный кодекс РФ(15.01.2014).
7.Федеральный закон от 21.12.2012г. «Об образовании в РФ».
8.Всеобщая декларация прав человека(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10ДЕКАБРЯ 1948Г.).
9.Конвенция о правах ребенка(20ноября 1986г.).
Для учащихся:
- Баранов П.А.Обществознание 9класс. Право.Содержательный блок.-М.:Астрель.2012.
- Володина С.И.Основы правовых знаний. Учебник 8-9кл.Книга1.-М.:Академкнига .2014.
- Володина С.И.Основы правовых знаний. Учебник 8-9кл.Книга2.-М.:Академкнига .2014.
- ЖилинаЕ.А.Выбери профессию:юрист.-М.:Кнорус.2011.
- Никитин А.Ф.Право и политика. Учебное пособие для 9класса.М.:Просвещение.2011.
- Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М. 2011.Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний», 8-9 кл., ООО «Кирилл и Мефодий.
Для учителя:
- ВолодинаС.И.,КоротковаП.Е.Сергеева О.Е.Методические рекомендации по подготовке к олимпиаде школьников
- поправу.-М.:Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина.2013
- Методика преподавания права в школе.Морозова С.А.2010
- Основы права:учебное пособие.БлажеевВ.В.,Гусов К.Н.,Ермакова Л.Д. и др.под ред.Блажеева В.В.М.:Проспект. 2010.
- Обществознание:полный справочник для подготовки к ЕГЭ./Баранов П.А.,Воронцов А.В.ШевченкоС.В. под ред.Баранова П.А.-М.:АСТ:Астрель.2013.
- Правоведение:учебник для неюридических вузов.под ред.Кутафина О.Е.-М.:Юрист.2010.
- Право 10класс:учебник для общеобразовательных учреждений:профильный уровень под ред.Боголюбова Л.Н.и др.Рос.Академ.образования,М.:Просвещение 2012.
- Право 11класс:учебник для общеобразовательных учреждений:профильный уровень под ред.Боголюбова Л.Н.и др.Рос.Академ.образования,М.:Просвещение 2012.
- Степанько А.О.Изучаем конституцию:9класс.Волгоград.Учитель.2010.
- Чяпас А. Б., Павшюнис В. И. Проблемы правового воспитания несовершеннолетних//Проблемы социологии права / отв. ред. В. H. Кудрявцев, А. Б. Чяпас. Вып. 1. Вильнюс, 1970. С. 192-193.
Электронные источники:
- Ресурсы информационно-правовой системы Консультант Плюс.
- Иванова А.Д. Центениалы в современном цифровом мире: психолого-педагогические особенности развития // Информационные технологии обеспечения комплексной безопасности в цифровом обществе. - Матер. Всеросс. молод. научн.-практ. конф. с межд. уч. (7-8 июня 2018 г.). – Уфа: Изд-во БГУ. - 2018. - с. 53-58.
- Иванова А.Д., Иванов С.В., Муругова О.В. Агитационная и пропагандистская работа в молодежной среде глазами молодежи. - Образование и духовная безопасность (научный журнал НИИ ДБ и РРО БГПУ им. М. Акмуллы). – 2018.- № 2(4). – с.18-23.
- Иванов С.В., Иванова А.Д. Интернет-сектантство: как лучшее средство связи стало лучшим способом изоляции // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования. Сборник статей по мат. IV межд. конф. (24-25 апреля 2018 г., МПГУ). – М.: Изд. МПГУ. - 2018. – с. 498-506.
- Гизатулин А.Р., Иванова А.Д. Профилактическая работа с молодежью как действенный способ предотвращения революционных потрясений // Молодежный Вестник УГАТУ. - 2018. - № 2(19). - с. 106-112.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы
Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...
«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ
В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...
Рабочие программы элективных курсов по обществознанию 10-11 классы
Рабочие программы содержат необходимый материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»
Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...