Рабочие программы элективных курсов по обществознанию 10-11 классы
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Стёпина Оксана Владимировна

Рабочие программы содержат необходимый материал для  подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_10_kl.docx48.37 КБ
Файл elekt.11.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1

Дятьковского района Брянской области

Рассмотрено на методическом           «СОГЛАСОВАНО»                              «УТВЕРЖДАЮ»                                 объединении и рекомендовано           Зам.директора по УВР                                Директор школы

к утверждению                                               Г.В.Солодовщикова                                    Г. И. Тищенко

протокол №____от____ 2017г.             «___» августа 2017г.                       приказ № ____ от ______2017г.

Руководитель МО учителей

Общественных дисциплин

                             О.В.Стёпина

Рабочая программа

элективного курса

по обществознанию

«Актуальные вопросы содержания:

подготовка к ЕГЭ»

для 10 класса

на 2017 — 2018 учебный год

                                         

                                                              Составитель:

                                                   учитель истории

                                     

                                              Стёпина О.В.

     

г. Дятьково

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской федерации» (ст.2, п.п.9,10) 
  • Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
  • Учебного плана  МБОУ ДСОШ №1 на 2017– 2018 учебный год.

   В соответствии с учебным планом МБОУ  ДСОШ №1 на 2017 -2018 учебный год на изучение элективного курса по обществознанию  в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов  в год.

     

 Цель курса:

  • формирование опыта практического применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Задачи курса:

в ходе изучения элективного курса учащиеся смогут

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса обществознания;
  • формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами;
  • анализировать и классифицировать социальную информацию;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • характеризовать с научных позиций социальные объекты;
  • применять знания в процессе решения познавательных задач;
  • усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ЕГЭ;
  • анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и

      синтеза;

  • обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты,

имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нѐм.

 Элективный курс «Актуальные вопросы содержания: подготовка к ЕГЭ» является предметно – ориентированным, выступает в роли дополнения к содержанию курса

«Обществознание». В связи с модернизацией российского образования, проведением итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ у старшеклассников возникают

определенные сложности в освоении данной учебной дисциплины, достижения

программного уровня подготовки.

   Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

При разработке программы решена проблема:        с одной стороны, избежать

дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

Реализация данной программы осуществляется с опорой на учебно-справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией А.И.Кравченко, дидактическими материалами для подготовки в ЕГЭ, ресурсами сети Интернет.

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
  • Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Содержание тем

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1 ч).

      ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

2. Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (9 ч).

        Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

     Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1 данных содержательных

линий

3. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (7 ч.)

     Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

     Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Тренинг по выполнению заданий части 1 по данным содержательным линиям.

4. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).

     Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

     Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Модели заданий части 1 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

5. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (8 ч.).

     Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные

формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика:        внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Модели заданий части 1 и тренинг по выполнению заданий данной содержательной линии.

.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В  том     числе  на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные

работы

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

1

1

2.

Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

9

7

2

3.

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

7

6

2

4.

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

8

6

2

5.

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

8

6

2

6.

Повторение

1

1

Итого

35

26

9

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать и понимать:

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место к значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Календарно – тематическое и поурочное планирование

№ п\п

Тематическое планирование с указанием количества часов

Поурочное планирование с указанием экскурсий, лабораторных и практических работ

Дата проведения

                     

Примечание

по плану

фактически

1

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

Содержательные линии « Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы 9 ч.

2

Социум как особенная часть мира.

3

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

4

Многовариантность общественного развития.

5

Культура и духовная жизнь. Тенденции духовной жизни

6-7

Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности).

8

Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития).

9-10

Тренинг по выполнению заданий части 1данных содержательных линий

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» 7 ч.

11

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

12

Познание мира.

13

Человек как индивид, индивидуальность, личность.

14

Социализация личности

15

Научное познание

16-17

Тренинг по выполнению заданий части 1 по данным содержательным линиям.

Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы 8ч.

18

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

19

Социальный статус.

20

Социальные нормы.

21

Семья и брак как социальные институты.

22

Этнические общности.

23

Характеристика понятия «социальный конфликт».

24-25

Модели заданий части 1) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

Актуальные проблемы изучения содержательной линии 8ч.

26

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство.

27

Экономическое содержание собственности.

28

Рыночный механизм.

29

Роль государства в экономике.

30

Банковская система.

31

Экономика потребителя. Семейная экономика..

32

Рынок труда.

33-34

Модели заданий части 1  и тренинг по выполнению

35

Повторение 1ч.

Контроль уровня обученности

Форма контроля:

  • тестирование;

Оценивание выполнения тестов текущего и итогового контроля

Оценивание итогов текущего (поурочного) контроля в виде тестирования зависит от

количества тестов и типов заданий.

Если заданий не много, например, 6-10, то учитель может сам разработать шкалу

оценки и обязательно сообщить ее учащимся. В такой вариант контроля можно включить

6-9 заданий по типу части 1. В таком случае шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть так:

«2» -1-2 задания

«3» -не менее 3-4 заданий

«4» -не менее 5 заданий

«5» -6 заданий

Для оценивания выполнения тестов итогового контроля также используется шкала

перевода баллов в отметку. За 40 минут старшеклассники могут выполнить 22-25 тестовых заданий разного типа.

3. Так, если заданий 24, то следует помнить, что менее 50% выполненных заданий оценивается на «2», и шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть следующим образом:

«2» -1-12 заданий

«3» -13-16 заданий

«4» -17-20 заданий

«5» -21-24 задания

Учебно-методическое обеспечение

№п/п

      Содержание

      Класс

    Автор

Изда

тельство

Год издания

Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В.

Санкт-Петербург

2013

ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика

С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт

Экзамен

2011

ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок.

Лазебникова А.Ю., Рутковская ЕЛ., Королькова Е.С.

Эксмо

2014

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества».

П.А. Баранов

Астрель

2010

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание»

П.А. Баранов

Астрель

2010

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика»

П.А. Баранов, С.В. Шевченко

Астрель

2010

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика»

П.А. Баранов

Астрель

2010

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения»

П.А. Баранов, С.В. Шевченко

Астрель

2010

Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право»

П.А. Баранов, А.В. Воронцов

Астрель

2010

ЕГЭ-2015:        Обществознание реальные варианты. Федеральный институт

педагогических измерений

О.А. Котова,

Т.Е. Лискова

Астрель

2015

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
  • http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
  • http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  • http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека



Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка

Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

  1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
  2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
  3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
  4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
  5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
  6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.

Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим опросом;
  • лекции с обсуждением документов;
  • беседы;
  • практические занятия;
  • анализ альтернативных ситуаций;
  • работа в парах, группах, индивидуально;
  • выполнение работ по заданному алгоритму;
  • решение заданий части А, В, С.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
  2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
  3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Содержание курса

11 класс 34 часа

     Введение 1 час

Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ

          Раздел I. Право (11ч.)

Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.

Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.

Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.

Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание.

Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.

Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.

Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.

Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность . Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры.

Раздел II.Социальные отношения  (11 ч.)

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.

Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.

Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.

Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.

Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.

Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.

Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества.

Контрольная работа по модульному блоку «Социальные отношения». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

Раздел III. Духовная жизнь общества(8 ч.)

Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.

Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

Итоговый контроль

Пробный ЕГЭ 3 часа. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.

                        Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование  разделов

Всего часов

В том

теорию

числе

лабораторно-практические работы

на:

контрольные работы

1

Введение

1

1

2

Право

11

8

2

1

3

Социальные отношения

11

8

2

1

4

Духовная жизнь общества

8

6

2

5

Итоговый контроль

3

3

Итого

34

23

6

5

 Календарно-тематическое планирование элективного курса по  

        обществознанию. 11 класс (34ч.)

№п/п

Название разделов и тем

Всего часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Введение

1

Раздел I.Право

11

2

Право в системе социальных норм

      1

3

Система права

      1

4

Источники права. Правовые акты

      1

5

Правонарушения

      1

6

Юридическая ответственность, ее виды

      1

7

Основные понятия административного и гражданского права

      1

8

Основные понятия трудового, семейного права

      1

9

Основные понятия конституционного, международного права

      1

10

Уголовное право

      1

11

Гражданство. Международные документы о правах человека

      1

12

Итоговый контроль по теме «Право»

      1

Раздел II. Социальные отношения

     11

13

Социальное взаимодействие

      1

14

Социальные группы. Их классификация

      1

15

Социальный статус. Социальная роль

      1

16

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение

      1

17

Семья и брак как социальные институты

      1

18

Молодежь как социальная группа

      1

19

Этнические общности

      1

20

Межнациональные отношения

      1

21

Межнациональные конфликты. Пути их разрешения

      1

22

Национальная политика в РФ

      1

23

Итоговый контроль по теме «Социальные отношения»

      1

Раздел III. Духовная жизнь общества

      8

24

Культурная и духовная жизнь общества

      1

25

Формы культуры

      1

26

Искусство, его формы,   направления

      1

27

Наука

       1

28

Образование

       1

29

Религия. Роль религии в жизни общества

       1

30

Мораль. Нравственная культура

       1

31

Тенденции духовной жизни в современной России

       1

32-34

Итоговый контроль

       3

                 Учебно-методическое обеспечение  

№п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ

       11

Баранов П.А.

М.:АСТ: Астрель

2010

2

Единственные реальные задания для подготовки к единому государственному экзамену.

      11

Федеральный центр тестирование

2011

3

ЕГЭ-2015. Обществознание: сборник экзаменационных заданий

      11

Сост. Е. Л. Рутковская, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова и др.

М.: Эксмо

2015

4

Обществознание. ЕГЭ-2015. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие.

      11

Чернышева О. А.

Ростов н/Д: Легион

2015

5

Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся

  10-11

Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова

М.: Просвещение

2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для  9 класса...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию, 11 класс

Данный элективный курс разработан для боллее эффективной подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по обществозанию....

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...