«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Ежегодно возрастает процент учащихся, которые выбирают экзамен по обществознанию для итоговой аттестации за курс основной школы. Однако, в условиях работы ( 1 час в неделю) отдельные темы целесообразно углубить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_obshchestvoznanie.doc | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.М. Терешина
«Практическое обществознание»
Программа
элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ
Пояснительная записка.
В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Ежегодно возрастает процент учащихся, которые выбирают экзамен по обществознанию для итоговой аттестации за курс основной школы. Однако, в условиях работы ( 1 час в неделю) отдельные темы целесообразно углубить.
Элективный курс «Практическое обществознание» будет способствовать расширенному изучению сфер общества и успешной сдаче экзаменов по данному предмету.
Отличительной чертой курса является его практическая направленность.
Позитивная сторона курса – чередование лекционной формы работы с семинарской. Изучение курса позволяет применять теоретические знания на практическом уровне, оказывать содействие социализации личности, профессиональной ориентации через предпрофильное обучение.
Предлагаемая программа элективного курса рассчитана на 17 учебных часов из расчета 1 час в в неделю и предназначена для учащихся 9-х классов.
Вид курса: предметно-ориентированный.
Основная цель: готовить к сдаче экзамена, к олимпиадам по обществознанию и ориентировать учащихся на социально- правовой профиль.
Учебно-тематический план элективного курса «Практическое обществознание».
№ п\п | Название раздела, темы. | Количество часов | Форма проведения | ||
всего | теоретические занятия | практические занятия | |||
Общество и человек | 3 | 2 | 1 | ||
1 | Общество-динамичная саморазвивающаяся система | 1 | лекция | ||
2 | Личность и социальная среда | 1 | лекция | ||
3 | Межличностные отношения, общение. | 1 | семинар | ||
Политико-правовая сфера | 4 | 2 | 2 | ||
1 | Власть.Органы государственной власти в РФ. | 1 | лекция | ||
2 | Политические режимы | 1 | семинар | ||
3 | Государство, формы правления. | 1 | лекция | ||
4 | Право | 1 | семинар | ||
Экономическая сфера | 4 | 2 | 2 | ||
1 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | лекция | ||
2 | Рынок и его рыночный механизм. Предпринимательство. | 1 | семинар | ||
3 | Бюджет.Налоги. Деньги. | 1 | лекция | ||
4 | Труд,занятость, безработица | 1 | семинар | ||
Социальная сфера | 3 | 2 | 1 | ||
1 | Социальная структура. Социальные отношения | 1 | лекция | ||
2 | Этность,нации, народности | 1 | лекция | ||
3 | Семья,как малая группа | 1 | семинар | ||
Духовная сфера | 2 | 1 | 1 | ||
1 | Формыи разновидности культуры | 1 | лекция | ||
2 | Наука и образование | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | ||||
1 | Чему мы научились | 1 | тестирование |
Содержание курса.
№ П/П | Название раздела | Темы | Содержание |
1. | Общество и человек | 1.Общество- динамичная саморазвивающаяся система | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества Типология обществ |
2.Личность и социальная среда | Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека. | ||
3.Межличностные отношения, общение | Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения. | ||
2 | Политико– правовая сфера. | 4. Власть. Органы государственной власти в Российской Федерации | Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. |
5.Политические режимы | Демократический и недемократический режимы. Участие граждан в политической жизни Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. | ||
| 6.Государство, формы правления. | Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет. Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения | |
| 7.Право. | Понятие «право» Нормы права. Отрасли права | |
3. | Экономическая сфера | 8.Экономика, её роль в жизни общества | Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. |
9.Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. | Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя | ||
10.Бюджет. Налоги. Деньги. | Государственный бюджет, бюджет семьи. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. | ||
11.Труд, занятость, безработица. | Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. | ||
4. | Социальная сфера | 12.Социальная структура. Социальные отношения. | Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Статусные символы и знаки отличия |
13.Этнос, нации, народности. | Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Меж поколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты. Межнациональные конфликты. | ||
14. Семья как малая группа. | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Правовые основы семьи и брака | ||
5. | Духовная сфера | 15.Культура. | Материальная и нематериальная культура. Её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре. Субкультуре и контркультуре, их отличительные черты |
16.Наука и образование | Образование, самообразование Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Религия, ее роль в обществе. Мораль, основные ценности и нормы | ||
6. | Итоговое занятие | 17.Чему мы научились? | Зачет по итогам тестирования. |
Диагностическая работа по обществознанию. ГИА
1 - вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Общество в узком смысле слова - это:
1) определённый этап исторического развития человечества
2) часть окружающей среды, которая создана человеком
3) совокупность элементов живой и неживой природы
4) способ отношения человека к внешнему миру
А2. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?
А. Природа является частью общества.
Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.?
1) информационное 2) индустриальное
3) постиндустриальное 4) аграрное
А4. Какой признак характеризует понятие «личность»:
1) биологические потребности 2) сознательные цели
3)физиологические особенности 4) природные задатки
А5. В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?
1) принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4)компромисс
А6. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.
Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности:
1) политической 2) интеллектуальной
3) художественной 4) государственной
А8. Что свойственно обществу индустриального типа?
1) механизация и автоматизация производства
2) преобладание сельского хозяйства в экономике
3) господство церкви и армии в политической сфере общества
4) сословная структура общества
А9. Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?
А. НТР сокращает зависимость человека от техники.
Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире?
А. Единство мира означает устранение различий между народами.
Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?
1) является формой деятельности человека 2) предполагает наличие цели
3) даёт человеку опыт действия с предметами 4) может носить коллективный характер
А12. К формам самопознания не относится (-ятся):
1) ведение личного дневника 2) заполнение профориентационной анкеты
3) выполнение психологических тестов 4) написание сочинения по литературе
А13. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира.
Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А14. Человек как один из людей:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А15. Верны ли суждения о социализации?
А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;
Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А16. Верны ли суждения о реформе?
А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.
Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А17. К числу основных сфер общественной жизни относится:
1) материальное производство 2) экономика 3) конституционное право 4) государство
А18. Верны ли суждения о конформизме?
А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.
Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А19. Общей чертой общества и природы является:
1) существование независимо друг от друга 2) наличие признаков системы
3) сознательная и волевая деятельность 4) действие в качестве создателя культуры
А20. Признаком общения не является:
1) обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. Ученик М. выступая с докладом на уроке о межличностных отношениях, подробно остановился на деловых и личных отношениях. Сравните два вида межличностных отношений, упомянутых в уловии задания, - деловые и личные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) носят официальный характер
2) строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей
3) возникают как среди больших, так и среди малых социальных групп
4) складываются на основе частных взаимоотношений
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
А) алкоголь, курение 1) биологические
Б) признание в обществе, общение 2) социальные
В) пища, одежда 3) духовные
Г) творчество, знания 4) ложные
Д) самореализация, самоутверждение
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В античной философии господствовало представление о том, что общество с прогрессом цивилизации деградирует. (Б) Существуют также теории, рассматривающие историю как поступательное развитие общества. (В) Представляется, что оно осуществляется посредством перехода от низших к более совершенным формам жизни. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
А | Б | В |
Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5. |
Учёные опросили 20-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Какой фактор вы считаете основным в формировании личности?». Через 20 лет учёные вновь задали это вопрос тем же опрошенным. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:
В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) основными факторами развития личности опрошенные в 20-летнем возрасте признают семью и родственников, а также влияние друзей.
2) основным фактором развития личности половина опрошенных 40-летнего возраста считают семью и родственников.
3) основным фактором развития личности каждый четвёртый опрошенный, независимо от возраста, называет школу.
4) основным фактором развития личности большая доля 20-летних, по сравнению с 40 летними, считают наследственность.
5) основным фактором развития личности одинаковый процент опрошенных, независимо от возраста, признают деятельность СМИ.
В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) Граждане страны Z. мало читают.
2) Среди опрошенных преобладают те, кто плохо учился в школе
3) По мере взросления опрошенные более высоко стали ценить роль семьи в процессе формирования личности.
4) С возрастом люди начинают больше доверять своим близким.
5) Люди правильно понимают, что личность формируется под влиянием многих факторов.
Ответ:______________
Часть III.
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему. |
Прочтите текст и выполните задания С1- С6 |
«Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».
Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем есть результат социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.
Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности.
Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции и крупнейших социальных перемен в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.
Все глобальные проблемы находятся в неразрывной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование и рассмотрение в неразрывной связи друг с другом.
Основные группы глобальных проблем вырастают из отношений между человеком и природой, человеком и обществом.
Первая группа. (…) Общемировые глобальные проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества (…)
Вторая группа. Общепланетарные глобальные проблемы (ресурсные). Они связаны с проблемами гармонизации и гуманизации отношений общества к природе.(…)
Третья группа. Общечеловеческие (…) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности».
(Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы /В.В Барабанов, АА. Дорская, В.Г. Зарубин и др. ; под ред. В. В. Барабанова СПб. 2001 . С. 134 – 135, 138)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что, согласно тексту, представляют собой глобальные проблемы современности? Каковы основные причины их возникновения?
С3. Почему, по мнению автора, глобальные проблемы современности требуют комплексного исследования и рассмотрения в неразрывной связи друг с другом?
С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.
Наименования основных групп глобальных проблем современности | |||
Примеры (два для каждой группы) |
С5. Познакомьтесь со следующими точками зрения.
Ф. Бэкон, английский философ | Г.В. Плеханов, русский философ |
«Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом». | «Пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям». |
Какая из этих точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
С6. Авторы отмечают, что глобальные проблемы с небывалой остротой поставили вопрос «сохранения и выживания» человеческой цивилизации. Согласны ли с точкой зрения, что разрешить глобальные проблемы современности не представляется возможным, поэтому человечество идёт к своему концу. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.
Диагностическая работа по обществознанию.
ГИА
2 - вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Верны ли следующие суждения об обществе:
А. Общество - это всё человечество в прошлом, современности и перспективе.
Б. Общество - это совокупность людей, объединённых для совместного выполнения какой - либо деятельности.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А2. Укажите пример отрицательного последствия воздействия общества на природу:
1) массовая вырубка лесов
2) налаживание производства «экологически чистых» автомобилей
3) ограничение экспорта природных ресурсов
4) использование технологий, позволяющих уменьшить выброс вредных веществ
А3. К отрицательным последствиям научно – технической революции относится:
1) применение искусственных материалов, заменяющих природные ресурсы
2) увеличение промышленных отходов
3) овладение человеком высокими скоростями
4) возрастание роли научных знаний
А4. Общество в широком смысле слова - это:
1) весь мир в многообразии его форм
2) среда обитания человека
3) источник производственных ресурсов, необходимых человеку
4) совокупность способов взаимодействия людей
А5. Ольга работает технологом в конструкторском бюро. Она является принципиальным и ответственным человеком. В свободное от работы время она посещает курсы по изучению английского языка. Всё это характеризует Ольгу как:
1) специалиста 2) гражданина 3) индивида 4) личность
А6. Что свойственно обществу постиндустриального типа?
1) механизация и автоматизация производства
2) преобладание устной информации над письменной
3) увеличение удельного веса крестьянства в составе населения
4) ведущая роль науки и информации в обществе
А7. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. В традиционном обществе развито промышленное производство товаров массового потребления.
Б. В индустриальном обществе происходит разрушение традиционных сословных структур и социальных привилегий.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?
А. НТР решает проблему полной занятости населения.
Б. НТР сокращает зависимость человека от техники.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А9. К духовной сфере жизни общества не относится:
1) искусство 2) наука 3) семья 4) мораль
А10. Верны ли следующие суждения о единстве и многообразии современного мира?
А. Чем сильнее тенденция к единству мира, тем ярче проявляется многообразие культур образов жизни.
Б. Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия: люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А11. Верны ли следующие суждения об общении?
А. В процессе общения нельзя проявлять уступчивость.
Б. В процессе общения формируется такое важнейшее качество человека, как принципиальность
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А12. Сергей делится по телефону своими впечатлениями о просмотренном кинофильме Это приме:
1) игры 2) общения 3) учения 4) труда
А13. Самой общей характеристикой человека является термин:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А14. Один гражданин утверждал:»Я никогда не иду против своего коллектива, даже тогда, когда я с ним не согласен. Зачем конфликтовать. Лучше быть как все». Этот гражданин является:
1) коллективистом 2) активистом 3) конформистом 4) эгоистом
А15. Возможность высказывать своё мнение – это:
1) ответственность 2) свобода 3) необходимость 4) долг
А16. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. Межличностные конфликты всегда сопровождаются нравственно осуждаемыми действиями.
Б. Межличностные конфликты могут не выходить за рамки деловых аргументов, нравственных отношений.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А17. Верны ли суждения о мировоззрении?
А) Разнообразие мировоззрений обогащает общество.
Б) Мировоззрение — это одновременно продукт и выражение духовной личности.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А18. Укажите характеристику человека, которая социально обусловлена:
1) способность мыслить логически
2) предрасположенность к определённым заболеваниям
3) чувственное восприятие мира
4) наличие кровеносной системы
А19. Верны ли суждения о деятельности?
А) Деятельность свойственна и животному, и человеку.
Б) Деятельность связана с преобразованием окружающей среды.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А20. Формой межличностных отношений не является:
1) дружба 2) знакомство 3) взаимопонимание 4) приятельство
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. Николай в первой половине дня работает лаборантом в научно-исследовательском институте, а вечером, являясь студентом, - учится на химическом факультете университета. Сравните две формы деятельности, упомянуты в условии задания, - труд и учение. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) представляют перспективную ценность для других людей, общества
2) предполагает наличие цели
3) может иметь индивидуальный характер
4) преобразует внешнюю среду человека
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между примерами межличностных отношений и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А) поездка с друзьями за город 1) личные
Б) беседа учителя с родителями учащегося 2) деловые
В) встреча главы иностранного государства
Г) партнёрство
Д) товарищество
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В понятии «деятельность» и через деятельность выявляется в самой общей форме человеческое бытие. (Б) Человек воздействует на внешнюю и на свою собственную природу и, в свою очередь, испытывает все возрастающие последствия этих взаимодействий и изменений. (В) В этом состоит, по – видимому, один из главных признаков его родовой сущности, критерий его предназначений в мире. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
А | Б | В |
Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5. |
Учёные страны Z. провели опрос 18-летних и 40-летних граждан. Был задан вопрос: «Какой способ разрешения межличностного конфликта Вы считаете наиболее эффективным?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:
В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) уход от ситуации наиболее популярен среди опрошенных обеих групп
2) противоборство 18-летние выбирают чаще, чем 40-летние
3) большая часть 40-летних выбирают сотрудничество, а не уход от ситуации
4) одинаковы процент опрошенных обеих групп отмечают уступку как наиболее эффективный способ разрешения межличностного конфликта
5) среди 18-летних сотрудничество менее популярна, чем уступка
В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) Люди среднего возраста в большей степени, чем молодёжь, склонны к агрессии
2) большая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность
3) современная молодёжь отличается повышенной толерантностью
4) при выборе способа разрешения конфликта проявляются возрастные различия
5) молодёжь в большей степени чем люди среднего возраста, склонна открыто бороться за свои интересы
Ответ:______________
Часть III.
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему. |
Прочтите текст и выполните задания С1- С6 |
«Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. (…)
Интерес к малой группе обусловлен в основном двумя обстоятельствами: во – первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; во-вторых, в малой группе можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются (…) в более крупных объединениях.
Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.
Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы — три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20—30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5— 12 человек.(…)
Малые группы разделяют на формальные и неформальные. В формальной группе чётко заданы все позиции, а также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинении. (…) Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. (…) По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени … и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования».
(Адаптировано по книге: Горбунова М. Ю. Социология: Ответы на экзаменационные вопросы. М. 2007.
С. 165-168)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что, согласно тексту, представляют собой малая социальная группа? Укажите два обстоятельства, обусловливающие значимость изучения этой группы.
С3. На основании текста заполните таблицу.
Малая социальная группа | |||
Основные качественные признаки | Количественные показатели | ||
Нижняя граница размеров группы | Оптимальный размер группы | Верхняя граница размеров группы | |
1. | |||
2. |
С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите примеры видов малых социальных групп (по два примера на каждую группу), заполните графу таблицы.
Виды малых социальных групп | Примеры |
Формальные | |
Неформальные | |
Временные | |
Стабильные |
С5. В небольшом городке В. появилась группа байкеров (мотоциклистов) состоящая из 18-20 человек, имеющая свою символику и ритуалы Мотоцикл в глазах байкеров приобретает двойной смысл: это механизм, созданный человеком и почти заменивший ему живую природу, а также безотказный и преданный друг. Длинные волосы, зачёсанные назад и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове (бандана), татуировки, куртки – косухи кожаные штаны, каски, ковбойские сапоги, на выскоких каблуках (казаки) – всё это отличительные особенности байкера. Байкерство – это образ жизни, постоянная среда общения, определённый круг интересов. Какие признаки и количественные показатели позволяют сделать вывод о том, что речь идёт о малой социальной группе? Приведите фрагменты текста, которые помогли вам ответить на этот вопрос.
С6. Автор указывает на такой признак малой социальной группы, как «эмоциональная и родственная близость». Можно ли утверждать, что данная группа положительно влияет на человека? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.
Диагностическая работа по обществознанию.
КЛЮЧ
Часть I | 1 – вариант | 2 – вариант | |
А1 | 1 | 3 | |
А2 | 2 | 1 | |
А3 | 4 | 2 | |
А4 | 2 | 1 | |
А5 | 3 | 4 | |
А6 | 3 | 4 | |
А7 | 2 | 2 | |
А8 | 1 | 4 | |
А9 | 2 | 3 | |
А10 | 1 | 3 | |
А11 | 3 | 2 | |
А12 | 4 | 2 | |
А13 | 3 | 1 | |
А14 | 1 | 3 | |
А15 | 3 | 2 | |
А16 | 2 | 2 | |
А17 | 2 | 3 | |
А18 | 1 | 1 | |
А19 | 2 | 2 | |
А20 | 3 | 3 | |
Часть II | |||
В1 | 2314 – 1 балл | 2314– 1 балл | |
В2 | 42132 – 2 балла | 122212 балла | |
В3 | 112– 1 балл | 112– 1 балл | |
В4 | 125– 1 балл | 23– 1 балл | |
В5 | 35 - – 1 балл | 45 -– 1 балл | |
Часть III | |||
С1 | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) сущность глобальных проблем современности; 2) основные причины возникновения глобальных проблем современности; 3) последствия современного этапа научно – технического прогресса; 4) условие, углубляющее глобальные проблемы современности; 5) взаимообусловленность связей глобальных проблем друг с другом; 6) основные группы глобальных проблем. Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) сущность понятия «малая социальная группа»; 2) значимость изучения малой социальной группы; 3) основные признаки малой социальной группы; 4) количественные показатели малой социальной группы; 5) виды малых социальных групп. Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
С2 | Правильные ответ должен содержать следующие элементы: 1) сущность глобальных проблем современности: небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек- общество – природа». 2) основные причины возникновения глобальных проблем современности: совершенствование и развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества; результат социального прогресса. | Правильные ответ должен содержать следующие элементы: 1) определение малой социальной группы: объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми; 2) обстоятельства, обусловливающие значимость изучения малой социальной группы: - в малой группе в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; - в малой группе можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются в более крупных объединениях. | |
С3 | Может быть приведён следующий ответ на вопрос: глобальные проблемы носят системный характер: каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как «элемент» структуры всей системы глобальных проблем. | Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. Основные качественные признаки: 1. Контактность 2. Целостность Количественные показатели Нижняя граница размеров группы- 3 человека. Оптимальный размер группы – 5-12 человек. Верхняя граница размеров группы – 20-30 человек. | |
С4 | Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. 1) Общемировые - проблемы предотвращения мировой ядерной войны, развития экономической интеграции. 2) Ресурсные – экологическая, демографическая проблемы. 3) Общечеловеческие- проблемы здравоохранения, образования. Могут быть даны другие примеры глобальных проблем современности. | Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. Формальные – школьный класс, футбольная команда. Неформальные – клуб любителей бардовской песни, болельщики клуба «Зенит». Временные – участники одной конференции, соседи в вагоне поезда. Стабильные – семья, сотрудники одного отдела фирмы. Могут быть даны другие виды малых социальных групп. | |
С5 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) ответ на вопрос: например: в тексте отражена вторая точка зрения (Г. В. Плеханова) – возможность использования естественно – научных знаний для господства над природой. Ответ на вопрос может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 2) фрагмент текста, например: - «Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности»; - «Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях». | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) признаки и количественные показатели, позволяющие сделать вывод о том, что речь идёт о малой социальной группе: - совместная деятельность; - эмоциональная близость; - осознание принадлежности к группе (отличительные особенности); - целостность; - контактность; - размер группы 9 18-20 человек). Указанные признаки могут быть даны в иных близких по смыслу формулировках. 2) фрагмент текста, например: - «Объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми»; - «Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое»; - «Верхняя граница малой группы (..) обычно не превышает 20—30 человек». | |
С6 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением. 2) два аргумента (объяснения) например: В случае согласия может быть указано: - решение глобальных проблем современности предполагает остановку научно-технического и экономического развития (замедлить рост населения, отказаться от технологического прогресса, снизить уровень потребления и т.д.), что на практике означает невозможность поступательного, прогрессивного развития общества в целом. В случае несогласия может быть указано: - решение глобальных проблем современности возможно через практическое использование научно-технических открытий и технических новаций с учётом социальных интересов людей, что получает всё большее развитие в мире. Могут быть приведены и иные аргументы. | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением. 2) два аргумента (объяснения) например: В случае согласия может быть указано: - от членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя; В случае несогласия может быть указано: - группа формирует в человеке конформизм, т.е. индивид, осознанно расходясь в мнениях с группой, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких либо соображений. Могут быть приведены и иные аргументы. |
С1 – 2 балла
С2 – 2 балла
С3 – 2 балла
С4- 3 балла
С5- 2 балла
С6 – 2 балла
ИТОГО – 39 баллов
Терешина Т. М. «Практическое обществознание»-программа элективного курса Рецензент: Суркова Н. П. , и .о. директора ГБОУ ДПО ЦПК «Сергиевский РЦ»
Учебно-методическая программа для учителей обществознания общеобразовательных школ
«Практическое обществознание»
МУП «Сергиевское полиграфическое предприятие», 446540 с. Сергиевск, ул. Ленина, 14, 2014г., заказ 601, тираж 5 экз., 40 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»
Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-классов “Элементы теории графов “.
Настоящая работа представляет собой программу элективного курса “ Элементы теории графов “ для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Гражданин – Отечества достойный сын»
Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Практика конструктивного общения»
Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов «Задачи с параметрами»
Данный элективный курс является межпредметным, предполагает изучение темы «Задачи с параметрами» на прикладном уровне.Этот курс призван дополнить курс алгебры задачами с параметрами из гео...
Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"
Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики...
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ. Количество часов по учебному плану: всего 210 часов в год; в неделю 6 часов.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред....