Рабочая программа по праву 11 класс
рабочая программа по праву (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»
города Когалыма (МАОУ «СОШ № 10»)
РАССМОТРЕНО на заседании НМС Протокол № 3 от « 31» августа 2019г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР «СОШ № 10» ____________ Бабанина Н.В. «31» августа 2019г. |
Календарно-тематическое планирование (рабочая программа) по праву
за курс среднего общего образования
Наименование учебного предмета Право
Класс 11А
Уровень освоения профильный
Учитель Усаинова А.Б.
Срок реализации программы, учебный год 2019 – 2020 гг.
Количество часов по учебному плану всего часов 68 в год; в неделю 2
Планирование составлено на основе Рабочей программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения МАОУ «СОШ № 10» по праву с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. и на основании авторской программы по праву для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Автор: А.И.Матвеев..
Учебник: Право. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. А.И.Матвеева. – М.: Просвещение, 2014г.
г.Когалым
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Право» для 10 – 11 класса, составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФК ГОС и БУП 2004 года в редакции приказов Минобрнауки РФ от
- 41 от 30.08.2010 № 889. 01.02.2012 № 74.
- Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общео образования (приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
- Санитарные правила и нормы. (Сан Пин 2.42 - 2821 10)
- Учебного плана МАОУ СОШ № 10 в г. Когалыме на 2019-2020 учебный год.
- Программы по праву для 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Автор: А.И.Матвеев. Изд-во «Просвещение», 20014г.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации программа профильного курса «Право» рассчитана на 2 года изучения – в 10 и 11 классах, на что отводится 136 часов учебного времени (по 68 часов в год).
Каждая из частей курса включает 30 содержательных подтем. На изучение отдельной подтемы рекомендуется выделять по 2 часа (итого 60 часов), а оставшееся время (8 часов) использовать для повторения. Т.к. авторы программы говорят о возможности учителем самостоятельно планировать время, необходимое для изучения той или иной темы (оставаясь в рамках 68 часов) после каждой главы выделяем час на обобщающие уроки (Уроки № 15 «Гражданское право», № 20 « Семейное право», № 31 «Правовое регулирование трудовых отношений», № 36 « Административное право», № 43 « Уголовное право», № 48 «Экологическое право», № 55 «Международное право», № 64 «Процессуальное право»), а уроки с № 69 -70 используем на итоговое повторение курса «Право» за 11 класс.
«Право», как учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании рабочей программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся. Учебный предмет «Право» позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права, также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.
Основные содержательные линии рабочей образовательной программы курса «Права» для 11 класса общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; гражданское право; семейное право; трудовое право; уголовное право; международное право и др.
В старшей школе «Право» относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения учащимися основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). «Право», как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Изучение «Права» в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В процессе изучения курса ставится задача:
Формирование углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования.
Программа профильного курса «Право» обеспечивает на уровне средней школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит выпускников с современным юридическим образованием, основными юридическим профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
- комплексное и системно-проблемное изучение правовых явлений и процессов с выявлением их причинно-следственной связей, объективных противоречий и тенденций, анализом их последствий применительно к современной практике;
- овладение методикой анализа правовой ситуации;
- освоение понятийно-категориального аппарата науки, изучение отраслей права, современных подходов и дополнений в данной области;
- умение формировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения по правовым вопросам.
Обучение «Праву» формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение «Права» в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
Основное содержание курса
ЧастьII. 11 класс
Тема 1. Государственно-правовое регулирование экономики. Общие положения гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица.
Гражданско-правовые отношения. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Гражданско – правовая ответственность. Сделки. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки. Гражданско-правовой договор: общие положения. Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля – продажа, аренда, подряд). Наследственное право. Понятие наследования. Наследование по закону и по завещанию. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя. Организационные формы предпринимательства.
Правовое положение государства как субъекта экономических отношений. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Тема 2. Собственность. Семейные правоотношения. Семья как юридическое понятие. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт.
Права, обязанности и ответственность членов семьи. Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.
Тема 3. Юридические формы предпринимательства. Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда. Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжение трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Дисциплина труда. Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность сторон трудового договора. Материальная ответственность. Защита трудовых прав. Охрана труда. Профессиональные союзы. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.
Тема 4. Договора. Административные правоотношения. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие. Административные правонарушения. Основания административной ответственности.
Производство по делам об административной ответственности.
Тема 5. Труд и социальная защита. Общая характеристика уголовного права. Понятие и задачи уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие. Преступление Понятие преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних.
Тема 6. Споры и порядок их расторжения. Право охраны окружающей среды. Понятие экологического права. Структурный характер экологического права. Право на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологического права. Ответственность за экологические правонарушения. Понятие экологического правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды. Ответственности за экологические правоотношения..
Распределение учебного материала
№ п/п | Тема | Количество учебных часов |
1 | Государственно-правовое регулирование экономики | 6 |
2 | Собственность | 15 |
3 | Юридические формы предпринимательства | 13 |
4 | Договора | 10 |
5 | Труд и социальная защита | 17 |
6 | Споры и порядок их рассмотрения | 7 |
Итого: | 68 |
Виды деятельности:
- работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
• права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России
уметь:
- уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации проведении учебно-исследовательской работы:
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»).
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график),
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения давать определения, приводить доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке,
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
- постановка общей цели и определение средств ее достижения,
- конструктивное восприятие иных мнений и идей,
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
- умение отстаивать свою гражданскую позицию,
- формулировать свои мировоззренческие взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций)
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Литература для учащихся:
- Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2005.
- Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
- Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС», 2007.
- Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2005 год.
- Кашанин А.В., Кашанина Т.В "Основы права . Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Литература для учителя:
1.Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив)..
2.Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
3 Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
4 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
5.Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
6. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.
7. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.
8. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Список дополнительной литературы:
1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993
2.Никитин А.Ф.Конституционное право
3. Никитин А.Ф.Уголовное право
4. Никитин А.Ф. Налоги
5. Никитин А.Ф Права человека
6. Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»
7. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2006.-240 с.
Интернет-ресурсы
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Дополнительные Интернет-ресурсы
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.hrono.info/literatura.html- библиотека Хроноса
http://www.ihtik.lib.ru- библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по праву в 10 классе
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....
Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.
Рабочая программа по курсу "Право" в 11 классе....
Рабочая программа по праву для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...
Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....
рабочая программа по праву 10 класс
Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...
Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....
рабочая программа по праву 10 класс
Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....