методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Виноградова Галина Павловна

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 11 классе (профильный уровень)

Правовое государство и гражданское общество (1-ый урок)

Учитель: Виноградова Галина Павловна

ГБОУ №667

Пояснительная записка.

Обществознание является наиболее массовым экзаменом из всех предметов, которые сдаются по выбору. Его результат востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального профессионального образования.

Поэтому  к уроку обществознания предъявляются повышенные требования, сегодня уже мало просто объяснить материал и заучить понятия. Задания в формате ЕГЭ требуют качественного овладения содержанием курса и сформированности сложных интеллектуальных умений. Необходимо научить ребят анализировать и интерпретировать различные источники социальной информации, целостно формулировать, логично и последовательно излагать собственные суждения относительно разнообразных объектов социальной действительности, определять оптимальные способы поведения в типичных жизненных ситуациях, выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимых социальных проблем, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов.

  В 10 - 11 классах каждый урок должен включать элементы активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Активные методы направлены на обучение сознательным приемам анализа и обработки социальной информации, имеющей разные формы.

В лучшем положении оказываются классы профильного обучения, в программе которых заложено большее количество часов на прохождение программы, что позволяет учителю не только пройти необходимый теоретический материал, провести проверку усвоения материала, но и организовать работу по решению многих заданий в формате ЕГЭ в любой части урока, будь то объяснение нового материала или  повторение пройденного на уроке. В целом задания части С являются достаточно эффективным инструментом оценки качества знаний. Разработанные материалы позволяют оценить знания обучающихся и сориентировать их на подготовку к экзамену.

Цели и задачи урока:

1) познакомить с правовым государством как основным институтом политической системы, его особенностями и признаками;

2) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель ные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие тео ретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать отношение к проблемам создания и построения справедливого общества.

Оборудование: схемы, пакет документов, презентация.

Тип уроков: урок-анализ.

I. Организационный момент

(кадр 2) Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почув ствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое обще ство, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помог ла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом. (кадр 3)

-        В чем смысл притчи?

Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся ря дом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество.

Тема урока: «Правовое государство и гражданское общество». (кадр 1)

План уроков (кадр 4)

  1. Сущность правового государства.
  2. Гражданское общество и правовое государство.
  3. Общественный контроль за деятельностью институтов пуб личной власти.

II. Изучение нового материала

Мысли мудрых: (кадр 5)

-Согласны или нет? Приведите аргументы. Сделайте вывод.

1.  Сущность правового государства

Используя метод мозгового штурма, назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Правовое государство». (кадр 6)

Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих. (кадр 7)

Первым употребил выражение «правомерное государ ство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.

Каковы же сущность и основные черты правового государства?

Работа с рабочей схемой, проанализировать  ее.

        ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Главная цель                                                     Правовое государство – это тип государства,

                                                                       деятельность которого реально ограничена

                                                                              правом; имеют место реальное разделение властей,

обеспечить  гарантии прав                                 гарантии свободы личности и контроль за властью

и свобод граждан                                                со стороны общества.

во всех сферах

Признаки

                                                                                   1. Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества, в том
                                                                                       числе и по отношению к самому государству. Деятельность государства
                                                                                      ограничена рамками права.

                                                                                          2. Реальное разделение властей.

                                                                                        3. Взаимная ответственность личности и государства.

                                                                                     4.Реальность прав и свобод человека и гражданина, их правовая и соци альная
                                                                                       защищенность. Признание их высшей ценностью.

                                                                                   5. Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в су ществовании
                                                                                      различных партий, течений, организаций, действующих в рамках
                                                                                        конституции, наличии различных идеологических концепций и взглядов.

                                                                                                              6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

                                                                                                              7. Подчинение национальных правовых систем международному праву

Работа с кадрами презентации, разъяснение признаков правового государства.

(кадры 8-14)

2.  Решение проблемных, логических и творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.

  1. Писатель В. Дрозд опубликовал следующий рас сказ земляка-шофера, которому как-то пришлось везти прокурора: «Подвозил я его в соседнюю деревню. Ехали проселочной дорогой. Впереди — лужи, по сторонам — озимые. „Не проедем, — говорю, — застрянем". — „А ты гони по озимым". — „Так ведь закон строг", — возражав: я. Усмехнулся прокурор: „Закон трудно обойти, но легко объехать"». Оцените гражданскую позицию прокурора, опираясь на принципы правового государства. Аргументи руйте ответ.
  2. Социологи отмечают, что каждый год на россий ских дорогах гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной
    на Нагасаки.  Происходит это, по их мнению,  не только вследствие недоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин».
    Как связаны между со бой приведенные факты и современное состояние россий ского государства ?
  3. В одной из развитых демократических стран некий гражданин,  в  прошлом однокурсник и друг  президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора.  Как мо жет поступить президент правового государства? Аргумен тируйте свой ответ.
  4. В   квартире   известного  театрального  деятеля  от ключили в связи с отсутствием своевременной абонентской платы телефон. Правомерно ли это действие? Аргументи руйте свой ответ.

  1. Приведем исторический факт. Сократу, находивше муся в тюрьме накануне казни, его друг Критон предложил совершить побег. Великий философ отказался от этого пред ложения, пояснив: «Если бы, чуть только собрались мы от сюда удрать... вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: „Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пыта ешься совершить, погубить... Законы и все Государство?»  Какие общественные явления могут быть проиллюстри рованы на основе приведенного факта? Ответ поясните. 
  2. В 1974г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.             

3. Диспут. (отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению)

-Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве?

-Как вы думаете, какой из принципов главный?

В России с 1990-х гг., когда был возрожден суд присяж ных, не умолкают жаркие дискуссии по вопросу о том, ну жен ли он в нашей стране. У суда присяжных есть свои сто ронники и свои противники.

Аргументы первых.

Суд присяжных — это единственный суд, где действует презумпция невиновности. Человек, вина которого не дока зана, здесь реально может рассчитывать на оправдательный вердикт. По этой причине суд присяжных совершил побед ное шествие по всем цивилизованным странам. В обычных судах оправдательные приговоры практически не выносят ся, потому что профессиональный судья, который изо дня в день рассматривает дело за делом, теряет новизну воспри ятия и в спорных случаях склоняется в сторону обвинения. К тому же суд присяжных — единственная для народа воз можность поучаствовать в осуществлении судебной власти.

Аргументы вторых.

В правовом государстве все вопросы должны решаться по закону. Решения же присяжных заседателей основаны не на законности, а на собственных представлениях о спра ведливости. Эти представления нередко выходят за рамки здравого смысла, особенно в тех республиках, где сильны клановость и родственные связи. В результате присяжные необоснованно оправдывают даже самых закоренелых пре ступников. Не случайно в Европе суды присяжных имену ют судами улицы, уродливым подобием правосудия.

А что вы думаете по этому вопросу? Дайте развернутый ответ.

4. Пути формирования правового государства.

5. Домашнее задание.

  1. §18 (1), подобрать материалы из СМИ о выборах в Государственную Думу, какие принципы правового государства проявились во время проведения выборов, свой ответ аргументировать. Сообщение «Международные документы о правах человека. Защита прав».

Дополнительный материал.

Основные отличия правового государства от неправового.

№ сравниваемых пар

Неправовое государство

Правовое государство

1

Государственная власть не ограничивается никакими законами.

?

2

?

Разделение властей носит реальный характер.

3

?

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

4

?

Разрешено все, что не запрещено законом

5

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается.

?

6

?

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым.

7

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом «цель оправдывает средства».

?

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.


Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом _____________________(1). Правовое государство есть форма ограничения  



_______________(2) правами и свободами человека. Поэтому __________(3) прав человека по отношению к государству является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства – обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы,



очерченного __________(4). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный ____________(5). Поэтому для формирования правового государства большое _______________(6) имеет принцип связанности законодателя правами человека.


        Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) личность                                               Е) значение

Б) правительство                                       Ж) власть

В) приоритет                                             З) общество

Г) компромисс                                          И) свобода

Д) право

В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.


Правовое государство составляет, пожалуй, величайшее политическое достижение в мировой истории. И поскольку без правового _______________(1) мы не жили бы в условиях свободы, всем нам нужно защищать либеральные принципы. Решающим условием осуществления либерализма в экономической, социальной, правовых областях является проведение различий между государством и _______(2). Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является ___________(3) как выражение различных мнений и интересов. Он возможен лишь в том случае, если общественная дискуссия ведется на основе определенного основного консенсуса. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают еще более сложные _________(4), которые могут разрушить и погубить общество.



Каждый решает сам, что он считает истиной. Либеральное государство не требует от своих ____________(5) признания решений, принятых в соответствии с установленной процедурой, в качестве правильных и истинных. В этом состоит сила и либеральность данного государства. Обязанность гражданина – признать ______(6), принятые корректно и в установленном порядке, даже в том случае, если он считает их неверными…


        Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) государство

Б)  общество

В)  граждане

Г)   частная собственность

Д) плюрализм

Е)   индивидуальная свобода

Ж) конфликты

3)   ответственность

И) решения

В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме :"Правовое государство и гражданское общество" 10 класс Обществознание.

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.Планируемые результаты (предметные): сформированность  понимание того, что такое правовое государство, основные принципы формирования гражданск...

Разработка урока по обществознанию 11 класс "Развитие гражданского общества"

В основе урока лежит деятельностный подход. Тип урока: исследование...

Методическая разработка урока по обществознанию для 9 класса "Гражданские правоотношения. Защита прав потребителей"

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Гражданские правоотношения. Защита прав потребителя"  с использованием технологии составления ментальных  карт...

Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе"Гражданское общество и государство"

Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе  по теме "Гражданское общество и государство"...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему "Роль государства в экономике"

Разработка урока по обществознанию в 11 классена тему «Роль государства в экономике»...