«Сборник практических задач по праву для 11 класса» Автор разработки : Лукошенко Дмитрий Евгеньевич
тренажёр по праву (11 класс)
Методическая разработка
для учителя
по дисциплине
«Право»
«Сборник практических задач по праву для 11 класса»
Автор разработки : Лукошенко Дмитрий Евгеньевич
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сборник практических задач по праву_11 | 73.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
для учителя
по дисциплине
«Право»
«Сборник практических задач по праву для 11 класса»
Автор разработки : Лукошенко Дмитрий Евгеньевич учитель истории, права, обществознания МАОУ СОШ № 43. Образование : высшее педагогическое ( 1998 г. – СыктГУ им. Питирима Сорокина «преподаватель истории», 2000 г. – высшее юридическое, СыктГУ им. Питирима Сорокина «юрист».
С 1998 по 2005 г. проходил службу в органах внутренних дел в должности следователя. Последнее звание - майор юстиции, должность – начальник отдела.
В 2005 г. по 2015 г. федеральный судья Сыктывкарского городского суда РК, в настоящее время почетный судья в отставке.
2015 г. – 2016 г. г. - учитель истории, права, обществознания МАОУ СОШ № 43. Педагогический стаж 1 год 9 месяцев.
Методическая разработка «Сборник практических задач по праву для 11 класса» была составлена по результатам полуторагодового преподавания предмета «Право» в 10 – 11 классах и продемонстрирована на открытых уроках права в т. ч. на уровне городского методобъединения.
Новизна данной разработки в том, что она написана для программы Право, автором которой являются Никитин А. Ф. и Никитина Т. Н. и дополняет учебно-методический комплект, основой которого является учебник "Право" этих авторов. Данная программа в настоящее время наиболее распространена в общеобразовательных учреждениях РФ.
Кроме того, инновационность данной разработки в том, что настоящий сборник задач составлен не только путем создания искусственных юридических ситуаций на основе соответствующих норм права. В него отчасти вошли конкретные примеры судебной практики Сыктывкарского городского суда Республики Коми.
«
Методическая разработка
для учителя
по дисциплине
«Право»
«Сборник практических задач по праву для 11 класса»
Составитель:
Лукошенко Д. Е. –учитель истории, права и обществознания / тел. 8-904-108-60-11, адрес электронной почты : polden21vek@rambler.ru /
Сыктывкар, 2016
ВВЕДЕНИЕ
Данное учебное пособие предназначено для организации практических занятий по учебной дисциплине «Право» и является частью учебно-методического комплекта по данной дисциплине. Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту и программе "Право" за 10-11 класс. Авторы А. Ф. Никитин, Т. Н. Никитина.
Актуальность данной работы видится автору в том, что современный школьник живет в сложном, быстро меняющемся мире, наполненном многочисленными правоотношениями с государством, юридическими лицами, иными субъектами права, в т. ч. такими же гражданами как он сам. Цель данного пособия не только подготовить учащегося к сдаче ЕГЭ по обществознанию (в части правового блока вопросов), но и привить ему навыки работы с основными отраслями права, научить юридически правильно и адекватно квалифицировать свои поступки и действия окружающих, не бояться конфликтных ситуаций, дать алгоритм поведения в случае необходимости отстаивания своих прав.
Применение данного пособия в 2015 - 2016 гг. на уроках права в 11 классах положительно влияло на интенсивность освоения предмета учащимися в течение учебного года, стимулировало у них интерес к учебной дисциплине и вселяло уверенность и наличие готовности к встрече с жизненными трудностями после окончания школы.
Имеет место и некоторая проблематика данной темы. Это, с одной стороны, факт невозможности охвата всех норм права в силу их глобального характера, с другой - трудности материально - технического оснащения учебных заведений. Например, низкая скорость Интернет ресурсов, снижающих темп занятий, отсутствие в школах расширенных версий программы "Консультант плюс", позволяющих работать со всей законодательной базой. Имеют место и трудности в освоения учащимися материала в силу его специфики, значительного наличия специальной терминологии. Однако, данные проблемы могут найти свое решение при необходимой тщательности планирования учебного плана, применении системно - деятельного подхода в обучении и расширении материально - технической базы.
Вышеуказанные проблемы ранее находили свое отражение в работах профессора Московской государственной юридической академии Кашаниной Т. В. В частности, "Сборник задач по праву". М. 2012 г. Также, немалый интерес вызывает методическая работа профессора Псковского филиала Академии ФСИН России, кандидата юридических наук, Сапогова В. М. "Поурочные методические разработки к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры: 10 класс. Профильный уровень".
Данный учебно - методический комплект дополняет вышеуказанные разработки, развивает их идеи, вносит новые элементы и ставит практические задачи при освоении разделов "Гражданское право" и "Уголовное право", как наиболее актуальные. Также данная методическая разработка предназначена, именно, как составляющая учебно-методического комплекта, основой которого является учебник "Право" авторов А. Ф. Никитина, Т. Н. Никитиной. Москва, «Дрофа», 2011 г. Кроме того, данный сборник задач составлен не только путем создания искусственных юридических ситуаций на основе соответствующих норм права. В него отчасти вошли конкретные примеры судебной практики Сыктывкарского городского суда Республики Коми.
Учебно-методический комплект включает в себя учебник, методические рекомендации - алгоритмы по работе с задачами, и соответственно, практические задачи с прилагающимися к ним решениями. При этом, в рекомендациях - алгоритмах дается пошаговый метод работы с задачами с указанияем особенностей работы сайта "Консультант плюс".
Материал по каждому занятию излагается в следующей последовательности: имеется указание на темы контрольно - тематического планирования, разделы соответствующих глав учебника и ряд задач с решениями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Рекомендации - алгоритмы решения практических задач по праву для 10 - 11 классов.
Решение практических задач по праву - это та часть деятельности учащихся, которая осваивается ими под руководством педагога только после проработки и освоения материала соответствующих тем учебного плана, подкрепленных в значительной степени разделами учебника. После чего у учащегося складывается четкое представление о структуре соответствующей отрасли права и перечне основных нормативных документов (Кодексов, Федеральных Законов и пр.), регулирующих данную отрасль. Возможно два варианта работы учащихся над задачами. Первый - на уроке, когда ребятам сразу после пройденной темы предлагается закрепить полученные знания практически. Второй - самостоятельно, в рамках домашнего задания, с обязательным последующим групповым разбором задач на уроке. Оба варианта имеют ряд положительных и отрицательных моментов. Так при решении задач на уроке в режиме реального времени, будут творчески включены все учащиеся, как следствие этого, будут предлагаться наиболее разнообразные варианты решения задач, сразу разбираться возможные ошибки. Однако в качестве отрицательных факторов можно отметить некоторые технические трудности при решении правовых задач. А именно, для решения задач в режиме онлайн необходимо наличие компьютерного класса и быстрого Интернет - трафика. Немаловажным является и ограниченное время урока, за которое возможно решить небольшое количество задач и невозможно их глубоко отрефлексировать. Данные упражнения в качестве домашнего задания позволяют учащимся спокойно, без временного ограничения, обдумать задачи, применить различные способы и пути их решений. Однако, такой вариант неизменно исключает динамику и групповую творческую активность. Представляется, что разумное сочетание обоих подходов может дать оптимальные результаты учебной деятельности. При этом, необходимо учитывать психофизиологические особенности конкретных учащихся при выборе для них вариантов заданий. В любом случае, в начале знакомства с таким родом работ учащемуся необходимо усвоить алгоритм работы с задачами, который представляет из себя определенную совокупность действий. А именно, учащемуся необходимо:
- Изучить условия задачи и выяснить, по поводу какого общественного отношения возникла спорная ситуация.
- Определить наименование Закона, который необходимо применить к спорной ситуации.
- Войти на сайт «Консультант плюс» (возможно применение иной правовой базы чем «Консультант плюс»).
- В разделе «Поиск по сайту» ввести наименование применяемого Закона.
- В правой колонке открыть оглавление Закона.
- Определить главу и раздел Закона, в которых может быть найдена соответствующая статья.
- Найти статью, изучить и применить к задаче.
- Письменно ответить на вопрос задачи, сформулировав ее грамотным юридическим языком, сделать ссылку на статью Закона.
- Прокомментировать задачу и ее решение на уроке.
Для того чтобы учащиеся усвоили данный алгоритм, первоначально его необходимо "пройти" с ними пошагово, с помощью интерактивной доски, на уроке.
После этого можно приступать к решению задач по пройденным темам.
Раздел 2. Практические задачи по теме "Гражданское право"
Задача 1
Условия задачи : У гражданки Ш. родился ребенок. Через 2 недели после рождения ребенка у гр. Ш. умирает дядя и оставляет после себя завещание, согласно которому новорожденный ребенок гр. Ш. является наследником дома. Вправе ли новорожденный ребенок наследовать имущество и почему?
Ответ задачи : Да может, т. к. в соответствии с ч. 2 ст. 17 Гражданского Кодекса РФ правоспособность гражданина возникает с момента рождения.
Задача 2
Условия задачи : Гражданин К. заключил договор с ООО «Мёд» на поставку меда и пчел для разведения. К моменту поставки товара гражданин К. изменил свою фамилию на Н. Поставщик отказался поставить гражданину Н. мед и пчел, мотивируя это тем, что договор поставки заключен с гражданином К., а не с гражданином Н. Правомерны ли действия поставщика и почему?
Ответ задачи : действия поставщика незаконны, т. к. в соответствии с ч. 2 ст. 19 Гражданского Кодекса РФ перемена имени или фамилии не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей приобретенных под прежним именем.
Задача 3
Условия задачи : Гражданин А. обратил внимание, что под окнами квартиры многоэтажного дома, где он проживает, длительное время припаркован автомобиль марки ВАЗ. Сделав запрос в ГИБДД, гражданин А. получил информацию, что владелец автомобиля 10 лет назад скончался, и наследников у него не объявлялось. Тогда гр - н А., используя свое транспортное средство, перевез автомобиль ВАЗ на утилизацию, полученные денежные средства обратил в свою пользу. Правомерны ли действия гр - на А. ?
Ответ задачи : действия А. правомерны, т. к. в соответствии с ч. 3 ст. 216 Гражданского Кодекса РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника.
Задача 4
Условия задачи : Гражданин А. заключил договор с гражданином Б. о поставке Б. партии товара. В договоре было указано, что в случае не поставки товара, А. обязан будет произвести в пользу Б. ряд работ. Когда истек срок исполнения договора, товар в адрес Б. поставлен не был. А. выразил желание произвести оговоренные в договоре работы, на что Б. отказался, мотивируя необходимость поставки товара. Прокомментируйте действия сторон.
Ответ задачи : В соответствии со ст. 308.2 Гражданского Кодекса РФ гражданин Б. обязан принять от А. выполнение работ, т. к. должнику предоставляется заменить основное исполнение другим ( факультативным ). В таком случае кредитор обязан принять от должника такое исполнение.
Задача 5
Условия задачи : Граждане В. и Г. заключили договор, в котором было указано, что расчеты между ними будут производиться в иностранной валюте. Прокомментируйте действия граждан и договор.
Ответ задачи : Данный договор будет недействительным, т. к. в соответствии с ч. 1 ст. 317 Гражданского Кодекса РФ денежные обязательства сторон должны быть выражены в рублях РФ. Однако стороны могут прописать в договоре, что обязательства подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме иностранной валюты.
Задача 6
Условия задачи : Граждане Д. и Е. заключили договор на поставку товара. Однако в пути вся партия товара погибла по форс - мажорным (не зависящим от сторон ) обстоятельствам. Обе стороны полагают, что данный риск, т. е. случайной гибели товара должен быть возложен на другого. Разрешить спор.
Ответ задачи : В соответствии с ч. 1 ст. 459 Гражданского Кодекса РФ риск случайной гибели товара переходит на покупателя с момента заключения договора и исполнения продавцом своих обязанностей.
Задача 7
Условия задачи : Гражданину Ж. фирмой "Электроника" был продан планшетный компьютер. После полугода эксплуатации устройство перестало работать. Независимая экспертиза установила, что имели место быть недостатки устройства и первоначальный брак, т. е. прекращение работы планшета произошло не вследствие действий Ж. Фирма "Электроника" признала данный факт и приняла обратно устройство от покупателя, однако при возврате денег потребовала перерасчета мотивируя его необходимость тем, что в результате полугодового использования товара Ж. стоимость электронного планшета понизилась. Правомерны ли действия фирмы ?
Ответ задачи : Действия фирмы "Электроника" неправомерны, т. к. в соответствии с ч. 5 ст. 503 Гражданского Кодекса РФ при возврате покупателю за ненадлежащий товар суммы, продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из - за его полного или частичного использования.
Задача 8
Условия задачи : ООО "Жилкомсервис" выразило желание заключить договор оказания услуг МО г. Сыктывкара и выиграло торги на право его заключения. После чего фирма сослалась на финансовые трудности и уклонилась от заключения договора. Проанализируйте ситуацию и возможные последствия для сторон.
Ответ задачи : В соответствии с ч. 5 ст. 528 Гражданского Кодекса РФ ООО «Жилкомсервис» могут через суд обязать заключить муниципальный контракт.
Задача 9
Условия задачи : К. и Л. заключили договор пожизненной ренты, согласно которому К. ( получатель ренты ) передавал Л. ( плательщику ренты ) недвижимое имущество. В ходе пожара, произошедшего не по вине сторон, недвижимое имущество было уничтожено. Л. обратился в суд с требованием о прекращении рентных платежей. Каково будет решение суда.
Ответ задачи : Суд своим решением обяжет Л. продолжать выплачивать рентные платежи, т. к. в соответствии со ст. 600 Гражданского Кодекса РФ случайная гибель имущества не освобождают плательщика ренты от выплат по договору.
Задача 10
Условия задачи : М. и Н. заключили на 1 год договор доверительного управления, согласно которому М. принимал на себя доверительное управление недвижимостью Н. Через 1 год, т. е. после истечения срока договора, М. совершил ряд арендных действий с имуществом Н., который, узнав об этом, потребовал суд признать действия М. недействительными, т. к. они были заключены после истечения срока договора доверительного управления. Какое решение примет суд.
Ответ задачи : Суд откажет в исковом заявлении Н., т. к. в соответствии с ч. 2 ст. 1016 Гражданского Кодекса РФ при отсутствии заявления о прекращении договора доверительного управления, он продлевается автоматически на тех же условиях и на тот же срок.
Раздел 3. Практические задачи по теме "Налоговое право"
Задача 1
Условия задачи : Налоговый орган осуществил выездную налоговую проверку фирмы гр - на Д. После чего был составлен акт налоговой проверки, в ходе которой налоговый орган констатировал ряд налоговых нарушений и вынес решение о привлечении Д. к налоговой ответственности, обязав его выплатить в качестве штрафов определенные денежные суммы. Однако, гр - н Д. обжаловал в суд действия налогового органа, мотивируя свою жалобу тем, что ему не был представлен акт налоговой проверки и,соответственно, он не смог предоставить возражения на действия налогового органа. Каким будет решение суда.
Ответ задачи : Суд признает решение налогового органа незаконным, т. к. в соответствии с п. п. 8 и 9 ч. 1 ст. 21 Налогового Кодекса РФ ( часть 1 ) налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки и получать копии акта налоговой проверки.
Задача 2
Условия задачи : Налоговый орган осуществил выездную налоговую проверку фирмы гр - на Е. В ходе данной проверки была изъята бухгалтерская документация фирмы, и предприятие не смогло осуществлять свою деятельность, понеся крупные убытки. После проведения проверки налоговым органом не было вынесено решения о привлечении Е. к налоговой ответственности. Что вправе сделать Е. в части восстановления своих прав ?
Ответ задачи : В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 21 Налогового Кодекса РФ ( часть 1 ) гр - н Е. вправе обратиться в суд за защитой своих прав и возмещением в полном объеме убытков, причиненных ему налоговым органом.
Задача 3
Условия задачи : Налогоплательщик получил налоговое уведомление после наступления срока уплаты налога. В связи с этим налог был уплачен позднее установленного в законодательстве срока уплаты налога. Налоговый орган начислил налогоплательщику пеню в связи с несвоевременной уплатой налога. Налогоплательщик требование налогового органа оспорил, сославшись на то, что он не имел возможности уплатить налог в связи с несвоевременным получением налогового уведомления. Однако налоговый орган возразил, указав на то, что обязанность по уплате налога возникает с момента появления объекта налогообложения. Кто прав в возникшем споре?
Ответ задачи : В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ ( часть 2 ) обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, когда расчет налоговой базы по налогу производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления. При этом уплатить налог налогоплательщик обязан в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом уведомлении. Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. На основании ст. 5 Закона исчисление суммы налога на имущество физических лиц производится налоговым органом. При этом платежные извещения об уплате налога на имущество физических лиц вручаются налогоплательщикам ежегодно не позднее 1 августа (п. 8 ст. 5 Закона). На основании изложенного обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у налогоплательщика лишь после получения платежного извещения об уплате данного налога. В данном споре прав налогоплательщик.
Раздел 4. Практические задачи по теме "Семейное право"
Задача 1
Условия задачи : Ж. и З. находятся в браке. При этом, у супругов имеется дочь от совместного брака возрастом 6 месяцев. Ж. ( супруг ) подал в суд заявление на возбуждение дела о разводе. Какое решение примет суд ?
Ответ задачи : Суд откажет супругу в возбуждение дела о разводе, т. к. в соответствии со ст. 17 Семейного Кодекса РФ муж не имеет права без согласия жены возбудить дело о разводе в течение 1 года после рождения ребенка.
Задача 2
Условия задачи : В пользовании супругов И. и К. находится квартира. И., заключив договор о продаже квартиры, вместе с покупателем квартиры обратился в УФРС с требованием зарегистрировать право покупателя на данное имущество. Каковы будут действия УФРС ?
Ответ задачи : УФРС откажет сторонам в регистрации права собственности, т. к. в соответствии с ч. 3 ст. 35 Семейного Кодекса РФ для заключения сделки одним из супругов по распоряжению имуществом права на которое подлежат государственной регистрации необходимо получить нотариально заверенное согласие другого супруга.
Задача 3
Условия задачи : При разводе М. и Н. одним из спорных объектов имущества супругов была квартира. М. указывала суду, что данное имущество должно быть разделено, в силу того, что оно нажито в период совместного проживания супругов. Н. возражал, мотивируя это тем, что данная квартира досталась ему в порядке наследования по завещанию матери. Какое решение примет суд ?
Ответ задачи : Суд примет решение в пользу Н., т. к. согласно с ч. 1 ст. 36 Семейного Кодекса РФ имущество полученное одним из супругов во время брака в порядке наследования считается его собственностью.
Задача 4
Условия задачи : При разводе О. и П. одним из спорных объектов имущества супругов была детская мебель в комнате их несовершеннолетнего сына, которого суд определил проживать с О., т. е. матерью несовершеннолетнего. Какое решение примет суд по данной мебели и почему ?
Ответ задачи : Суд примет решение передать данное имущество О., т. к. согласно с ч. 5 ст. 38 Семейного Кодекса РФ вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей, разделу не подлежат, а передаются без компенсации тому из супругов, с кем проживают дети.
Задача 5
Условия задачи : Р. по решению суда была лишена родительских прав. Через 1 год, пройдя лечение, устроившись на работу и социализировавшись, Р. подала в суд заявление о восстановлении ее родительских прав. При этом ребенок за этот период был усыновлен приемной семьей. Какое решение примет суд ?
Ответ задачи : Суд откажет в заявлении Р., т. к. согласно с ч. 4 ст. 72 Семейного Кодекса РФ не допускается восстановление родительских прав, если ребенок усыновлен.
Раздел 5. Практические задачи по теме "Трудовое право"
Задача 1
Условия задачи : С. был принят по срочному трудовому договору в фирму "Рога и копыта". По истечении срока договора С., по просьбе руководства компании, еще в течение 1 месяца завершал доверенные ему дела. После чего фирма отказалась выплачивать С. зарплату за данный месяц работы, мотивируя это тем, что последний работал за сроками договора. С. обратился за помощью к юристу. Проконсультируйте С.
Ответ задачи : Юрист посоветует С. обратиться за защитой своих прав в суд, где иск С. удовлетворят, а фирму "Рога и копыта" обяжут оплатить С. отработанный им месяц за сроками трудового договора, т. к. согласно ч. 2 ст. 58 Трудового Кодекса РФ в случае когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Задача 2
Условия задачи : Ж. был принят врачом - неврологом в частную клинику РГС - МЕД. При этом ему было поставлено условие не вести более нигде врачебную практику. Однако вскоре Ж. приняли еще в один врачебный консультативный центр на работу. Узнав об этом, руководство РГС - МЕД расторгло трудовой договор с Ж. Ж. обратился за консультацией к юристу. Проконсультируйте Ж.
Ответ задачи : Юрист посоветует Ж. обратиться за защитой своих прав в суд, где иск Ж. удовлетворят, а фирму РГС - МЕД обяжут восстановить Ж. на работе, т. к. согласно ст. 60.1 Трудового Кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное время от основной работы другой регулярно оплачиваемой работы в т. ч. и у другого работодателя.
Задача 3
Условия задачи : На собеседовании в образовательном учреждении Т. было отказано в приеме на работу на том основании, что у нее имеется годовалый ребенок, и она не сможет в полной мере осуществлять свои обязанности. Т. обратилась в суд за защитой своих прав. Каково будет решение суда?
Ответ задачи : Суд вынесет решение в пользу Ж, т. к. согласно ст. 64 Трудового Кодекса РФ запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с наличием детей.
Задача 4
Условия задачи : Л., принятому на службу в органы внутренних дел, через 1 месяц после получения высшего образования по соответствующей специальности, было установлено испытание ( испытательный срок ) в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Правомерны ли действия работодателя ?
Ответ задачи : Действия работодателя неправомерны, т. к. согласно ст. 70 Трудового Кодекса РФ испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, получивших высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающим на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения образования.
Задача 5
Условия задачи : М. был принят на работу в магазин "Шестерочка" с заработной платой 10 000 рублей в месяц. Прокомментируйте ситуацию.
Ответ задачи : Права М. были нарушены, т. к. согласно ст. 133 Трудового Кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории РФ и не может быть ниже прожиточного минимума. Согласно Постановлению правительства РФ № 8 от 06. 09. 2016 г. прожиточный минимум на 2 квартал 2016 г. установлен в размере 10722 рубля.
Раздел 6. Практические задачи по теме "Административное право"
Задача 1
Условия задачи : Н. на свой страничке в социальной сети разместил информацию о том, что его руководитель О. берет взятки. Данную информацию Н. снабдил ненормативной лексикой в адрес О. Квалифицируйте действия Н.
Ответ задачи : В соответствии со ст. 5.61 КоАП РФ / Кодекса об административных правонарушениях / действия Н. необходимо квалифицировать как оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Задача 2
Условия задачи : П. из личных неприязненных отношений нанес Р. несколько ударов кулаком в лицо, от которых Р. почувствовал физическую боль. Образовавшиеся у Р. на лице гематомы не причинили последствий, указанных в ст. 115 Уголовного Кодекса РФ, т. е. вреда здоровью. Квалифицируйте действия П.
Ответ задачи : В соответствии со ст. 6.1.1 КоАП РФ / Кодекса об административных правонарушениях / действия П. буду квалифицироваться как побои, т. е. действия, причинившие физическую боль, не повлекшие уголовных последствий, указанных в ст. 115 - 116 УК РФ / Уголовного Кодекса РФ /. Данные действия влекут наказание в виде штрафа в размере от пяти до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста часов.
Задача 3
Условия задачи : С. был остановлен полицейским патрулем на улице города. При этом С. вел себя неадекватно. А именно, шатался, выражался нецензурной бранью, кричал на проходящих мимо граждан. На требование полицейского пройти с ним в служебную автомашину, чтобы проехать в судебно - медицинское учреждение для прохождения освидетельствования на состояние наркотического опьянения С. отказался. Квалифицируйте действия С. и возможные для него последствия.
Ответ задачи : В соответствии со ст. 6.9 КоАП РФ / Кодекса об административных правонарушениях / невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, приравнивается к факту потребления наркотических средств. Гражданин С. будет подвергнут административному задержанию и наказанию в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Задача 4
Условия задачи : Пассажир Т. следовал на одной из автомашин службы такси к месту своего назначения. Водитель У., осуществлявший рейс, закурил за рулем. На требование Т. прекратить курение, У. отказался. Прокомментируйте ситуацию.
Ответ задачи : В соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ / Кодекса об административных правонарушениях / нарушение установленного федеральным Законом запрета курения табака на отдельных территориях наказывается штрафом в размере до одной тысячи пятисот рублей.
В соответствии со ст. 12 ч. 1. п. 4 Федерального Закона "Об охране здоровья граждан" № 15 от 23. 02. 2013 г. курение запрещено на всех видах общественного транспорта, включая такси.
Пассажир вправе потребовать от водителя прекратить курение в такси, в случае отказа обратиться в службу контроля качества компании о привлечении водителя к дисциплинарной ответственности, а также в органы полиции о привлечении к административной ответственности.
Задача 5
Условия задачи : водитель Ф., управляя автомашиной, совершил столкновение с автомашиной, управляемой водителем Ш. После ДТП Ф., спешивший на совещание, оставил Ш. свой телефон и уехал с места происшествия. Квалифицируйте действия Ш.
Ответ задачи : В соответствии с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ / Кодекса об административных правонарушениях / никакие мотивы не могут быть оправданием покинуть место ДТП, у кого - нибудь из его участников. Невыполнение этого условия влечет за собой наказание в виде лишения права управления транспортным средством на срок до 1 года 6 месяцев.
Раздел 7. Практические задачи по теме "Уголовное право"
Задача 1
Условия задачи : Ю. и Я. вступили в преступный сговор на разбойное нападение. При этом они сообщили о своем намерении А. Последний сам в преступлении не участвовал, однако предоставил Ю. и Я. свой автомобиль для нападения. Квалифицируйте действия А.
Ответ задачи : Действия А. будут квалифицированы как соучастие в совершении преступления, а именно как пособничество, т. к. в соответствии с ч. 5 ст. 33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления, в т. ч. предоставлением орудий и средств совершения преступления ( т. е. в данном случае автомобилем ).
Задача 2
Условия задачи : Ц., достигший пятнадцатилетнего возраста, в группе лиц по предварительному сговору совершил побои ( преступление, предусмотренное ст. 116 УК РФ ), убийство ( преступление предусмотренное ст. 105 ч. 1 УК РФ ), мошенничество ( преступление предусмотренное ст. 159 УК РФ ), разбой ( преступление предусмотренное ст. 162 УК РФ ), кражу ( преступление предусмотренное ст. 158 УК РФ ). По всем ли преступлениям Ц. подлежит уголовной ответственности ?
Ответ задачи : Ц. в силу своего возраста не подлежит уголовной ответственности по ст. 116, 159 УК РФ и подлежит уголовной ответственности по ст. 105, 158 и 162 УК РФ, так как в соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста на момент совершения преступления. С четырнадцатилетнего возраста подлежат уголовной ответственности за преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ. В этот список входят ст. 105 УК РФ, 162 УК РФ и 158 УК РФ.
Задача 3
Условия задачи : Вам знакомый Ч., ранее будучи судимым за преступление, т. е. являясь рецидивистом, вновь задумывает совершить преступление. Вы узнаете о его намерениях. Какие у Вас будут доводы, чтобы остановить его от совершения преступления ?
Ответ задачи : Ч. необходимо объяснить, что в соответствии с ч. 2 ч. 68 УК РФ ( Уголовного Кодекса РФ ) ему будет назначено наиболее строгое наказание ( т. е. в виде лишения свободы ), при этом не менее 1/3 от максимального размера этого наказания. Т. е. если, например, за сбыт наркотиков предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы, то Ч. за это преступление будет назначено наказание не менее 5 лет лишения свободы.
Задача 4
Условия задачи : пятнадцатилетний Э. совершил двойное убийство при отягчающих обстоятельствах. Какой максимально возможный срок наказания в виде лишения свободы может быть назначен несовершеннолетнему ?
Ответ задачи : В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ максимальное наказание в виде лишения свободы, которое может быть назначено несовершеннолетнему, не может превышать 10 лет.
Задача 5
Условия задачи : Несовершеннолетний гр - н Ю., ранее судимый, женатый, имеющий малолетнего ребенка, будучи в состоянии алкогольного опьянения, вышел во двор дома. Там он увидел Т. и, оскорбив ее национальные чувства ( Т. по национальности - азербайджанка ), потребовал уйти со двора. На это Т. ударила Ю., высказав в отношении последнего угрозу применения насилия. После чего Ю. затащил Т. в подъезд и ножом, имеющимся при себе, нанес ей двадцать ножевых ранений не обращая внимания на жалобы и крики Т. Действия Ю. продолжались около 30 минут. После этого Ю., увидев, что Т. не подает признаков жизни, перевязал Ю., вызвал Скорую помощь и сам позвонил в полицию, признавшись в происшедшем. От ранений, нанесенных Ю., - Т. скончалась.
На судебном заседании в прениях произнесите речь прокурора и адвоката, исходя из положений ст. 61 и ст. 63 УК РФ.
Ответ задачи : В речи учащегося, выступающего в роли прокурора должны быть упоминания об отягчающих обстоятельствах, предусмотренных п.п. "а, б, е, и, к" ч. 1 ст. 63 УК РФ. В речи учащегося, выступающего в роли адвоката должны быть упоминания об обстоятельствах, смягчающих наказание, предусмотренных п. п. "б, г, з, и, к" ч. 1 ст. 61 УК РФ.
Задача 6
Условия задачи : Гр - н А., задумавший поменять покрышки на своей автомашине, находясь на пятом этаже своего дома, стал скидывать данные покрышки со своего балкона, с целью облегчить перемещение покрышек до своего автомобиля. Одна из покрышек, падая, попала в голову гр - ну Б., который в это время проходил мимо. В результате полученной травмы Б. скончался. Квалифицируйте действия Б.
Ответ задачи : Действия Б. квалифицируются по ст. 109 ч. 1 УК РФ как причинение смерти по неосторожности.
Задача 7
Условия задачи : Гр - ке В., как главному бухгалтеру предприятия "Жилстройинвест" были вверены денежные средства компании. Находясь при исполнении своих служебных обязанностей, В. составила поддельный договор купли - продажи о том, что предприятие якобы закупило товар на сумму 1 миллион рублей. После чего перевела деньги на подконтрольный ей счет, а якобы поставленный товар провела по бухгалтерским документам как "бракованный и подлежащий утилизации". После чего В. денежные средства сняла со счета, воспользовавшись ими по своему усмотрению. Квалифицируйте действия В.
Ответ задачи : Действия В. квалифицируются по ч. 3 ст. 160 УК РФ, т. е. как присвоение, т. е. хищение чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения.
Задача 8
Условия задачи : Д., был остановлен на улице полицейским патрулем. На вопрос имеются ли у него при себе запрещенное к обороту имущество, он ответил утвердительно. После чего Д. выдал сотрудникам полиции психотропное средство - курительную смесь, сказав, что не приобретал его, а нашел в заброшенном здании. Подлежит ли Д. уголовной ответственности.
Ответ задачи : Д. подлежит уголовной ответственности, т. к. нахождение наркотического средства считается одним из вариантов приобретения наркотика, как и получение в дар, мену и пр. действия. Т. е. в любом случае факт нахождения у гражданина наркотика или психотропного вещества уже будет квалифицироваться как приобретение и хранение по ст. 228 УК РФ.
Задача 9
Условия задачи : Д., был остановлен на улице полицейским патрулем. На вопрос, имеются ли у него при себе запрещенное к обороту имущество, он ответил утвердительно. После чего, Д. выдал сотрудникам полиции наркотическое средство героин в размере 3 грамма. Подлежит ли Д. уголовной ответственности, если да, то почему. Квалифицируйте его действия.
Ответ задачи : Д. не может быть освобожден от уголовной ответственности. Его действия нельзя истолковать как добровольную выдачу наркотических средств, в связи с тем что выдача наркотиков произошла вследствие действий органов полиции, а не в результате его добровольного волеизъявления. Действия Д. будут квалифицированы как незаконное приобретение и хранение наркотических средств в крупном размере, т. е. по ч. 2 ст. 228 УК РФ. Санкция данной статьи от 5 до 10 лет лишения свободы.
Задача 10
Условия задачи : Д., находясь в гостях у Е., сообщил, что у него имеется курительная смесь "Спайс". Е. попросил Д. угостить его, на что Д. ответил согласием и передал Е. курительную смесь. Через 1 час Е. был задержан, и курительная смесь у него была изъята сотрудниками полиции. Согласно заключению эксперта смесь оказалась 4 метилнафталин 1 ил 1 2 4 морфолино этил 1 Н индол 3 ил метан ( JWH 199 ) весом 0,30 гр. Квалифицируйте действия Е. и Д.
Ответ задачи : Действия Е. будут квалифицированы по ст. 228 ч. 2 УК РФ как незаконное приобретение и хранение наркотических средств в крупном размере, т. е. по ч. 2 ст. 228 УК РФ. Санкция данной статьи от 5 до 10 лет лишения свободы. Действия Д. будут квалифицированы как сбыт наркотических средств в крупном размере, т. е. по ст. 228.1 ч. 4 п. "г" УК РФ, т. к. любая форма возмездной или безвозмездной передачи наркотика приравнивается к его сбыту. Наказывается лишением свободы от 10 до 20 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все задачи данного пособия приведены в хронологическом порядке в соответствии с темами рабочей программы «Право. 10-11 класс" автор А.Ф. Никитин. Например, задачи под №№ 1 и 2 раздела № 2 даны для наиболее полного усвоения темы "Гражданская правоспособность и дееспособность". Указанная тема раскрыта в п. 41 учебника Право 10 - 11 классы под ред. А. Ф. Никитина Т. И. Никитиной, М., издательство «Дрофа», 2015 г. По такому же принципу приведены остальные задачи.
С точки зрения современных методов и приемов образования, решение подобного рода задач соотносится с рекомендуемыми ФГОС активными и интерактивными способами обучения. А именно с кейс - методами, когда учащимся задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Уроки могут носить как активный, так и интерактивный характер, когда ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом, обсуждая, споря, предлагая различные варианты решения проблемных вопросов. В этой связи учителю рекомендуется не только предлагать учащимся ситуации в рамках задач, но и организовывать творчески их работу. Например, к задаче № 5 раздела № 7 рекомендуется в совокупности с кейс - методом применение эвристического метода обучения. А именно, предложив задачу, распределить роли прокурора, адвоката, смоделировать стадию судебного разбирательства в виде ролевой игры. А многочисленные проблемы, существующие в современном обществе вообще и в юриспруденции в частности, позволят широко использовать в обучении метод проектов и исследовательский метод.
Опыт применения в учебной деятельности указанных задач в течение учебного года повысил качество знаний учащихся, как в части теории, так и в овладении практическими умениями. А именно, ребята получили навыки работы с основными отраслями права, научились юридически правильно и адекватно квалифицировать свои поступки и действия окружающих. Повысился интерес к предмету за счет его практической мотивации. Произошли и положительные изменения в уровне воспитанности. Так интерактивная модель данных уроков способствовала развитию умения вести споры с оппонентами, будь то одноклассник или учитель, адекватно воспринимать собеседника, выслушивать и уважать чужое мнение.
Представляется, что возможностей образовательных учреждений на данном этапе развития системы образования достаточно, чтобы использовать настоящую методическую разработку в практике работы учителей обществознания и права.
Литература
Право 10 - 11 классы под ред. А. Ф. Никитина Т. И. Никитиной. - М., 2015 г.
Сборник задач по праву. Т. В. Кашанина. - М., 2012 г.
Поурочные методические разработки к учебнику Е. А. Певцовой Право. Основы правовой культуры: 10 класс. Профильный уровень. Сапогов В. М. - М., 2009.
Интернет - ресурсы
Некоммерческая версия сайта Консультант плюс - Consultant.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обработка изображений в Adobe Photoshop (сборник практических работ) для 9-11 класса
Программа Adobe Photoshop рассчитана для работы со всеми видами растровой графики, сфера применения которой достаточно широка и охватывает все от полиграфии до интернета. Photoshop корректно и быстро ...
Сборник практических работ по геометрии 7 класс
Практикум представляет собой систему заданий, направленных на изучение геометрического понятия, свойств. Выполнение практических работ связано с измерением различных физических величин, последую...
Сборник практических работ по геометрии 8 класс
Практикум представляет собой систему заданий, направленных на изучение геометрического понятия, свойств. Выполнение практических работ связано с измерением различных физических величин, последую...
Сборник практических работ по географии 9 класс
В состав сборника вошли основные практические работы, которые можно использовать на уроках географии в курсе 9 класса "Экономическая география России". Могут быть использованы с различными...
Разработка урока "Решение практических задач по математике" (9 класс)
Решение практических задач дают широкие возможности для реализации обще дидактических принципов в обучении математике в школе. Практика показывает, что практические задачи могут быть использован...
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ И МАТЕРИАЛОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ/ОГЭ
Когда человек учится в школе, он часто не до конца понимает, зачем ему нужно знать те или иные научные законы, правила и методы и какое они имеют отношение к его будущей взрослой жизни. Как правило, и...
Сборник практических задач по геометрии для 8 класса
Сборник задач практического содержания по геометрии для учащихся 8 класса нацелен на развитие критического и креативного мышления, а также может быть ис пользован для подготовки к ОГЭ и проведению вне...