Разработка урока "Решение практических задач по математике" (9 класс)
методическая разработка по геометрии (9 класс) на тему

Млынчик Инна Александровна

Решение практических  задач дают широкие возможности для реализации обще дидактических принципов в обучении математике в школе. Практика показывает, что практические задачи могут быть использованы с разной дидактической целью, они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность, объяснять соотношение между математикой и другими дисциплинами. Практическая  направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности, на широкое применение в процессе обучения современной электронно-вычислительной техники. Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\урок 23-04\portfel.gif

 «Решение практических задач по математике»

Учитель математики Млынчик И.А.

Технологическая карта урока

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Учебный предмет

Алгебра

Класс

9

Тип урока

Урок - практикум

Тема урока

"Решение практических задач по математики (подготовка к ОГЭ)"

Педагогическая технология

Групповая, практико - ориентированная

Этапы урока, его задачи

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на успешную деятельность.

Вступительное слово учителя.

Выражают готовность к сотрудничеству

Прогнозирование своей деятельности, проявление интереса к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Комментарий

На данном этапе учащиеся настраиваются на активную, познавательную деятельность.

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Предлагает выполнить задание.

Задание 1. Решить примеры на нахождение процентов от числа и по таблице ответов получить слово для решения второй задачи.

Выполняют задание.

Задание 1. Ответ: слово "привычка"

Ребята высказывают свое мнение.

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний;

Коммуникативные:

- развитие умения слушать и  понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Комментарий: на данном этапе вводим ребёнка в учебную деятельность, обязательно создаём ситуацию успеха. Учащиеся привлекаются к решению задач, в которых знания применяются в реальной жизни.

III.

Постановка учебной задачи.

Предлагает выполнить задание.

Задание 2. Сколько денег сэкономит семья из четырех человек за 10 лет, если она будет вести здоровый образ жизни. Пачка сигарет в среднем стоит 50р., бутылка колы 80р., а такая же семья с вредными привычками покупает в день 4 пачки сигарет и 4 бутылки колы?

Задание 2. Итак, 1 606 000 рублей!  44% семейного бюджета! Это почти в 3 раза больше, чем налоги, которые мы платим в бюджет государства. Что можно купить на эти деньги?

Ребята высказывают свое мнение.

Познавательные:

- Выявление места и причины затруднения.

Регулятивные:

- развитие  умения прогнозировать.

Коммуникативные:

- учёт разных мнений и стремление координации различных позиций в сотрудничестве.

Комментарии: на данном этапе учащиеся анализируют свои действия; фиксируют операции на которых появились проблемы, определяют какого умения  им не хватает для решения поставленной задачи.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает решить компетентностно -  ориентированную задачу.

Задача. Составить смету на ремонт комнаты.

1. Познакомиться и изучить значение слова "смета" (слайд 1)

2. Каждая группа получает пакет с заданием:

- план и размеры  комнаты;

- прайс - лист на стоимость стройматериалов (в 3-х магазинах)

1 группа - ремонт потолка;

2 группа - ремонт пола;

3 группа - ремонт стен.

Пакет с заданием (см. приложение)

Разбиваются на подгруппы для выполнения задачи, выбирают координатора, составляют план своих действий, распределяют роли (работают с планом комнаты, вычисляют площадь; производят расчет стройматериалов; выбирают дешевый вариант закупки; заполняют необходимые таблицы.

Заполняют общую таблицу сметы  (на доске).

Познавательные:

- развитие умений осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

- развитие умения приходить к общему решению в совместной деятельности, умение договариваться.

Комментарии.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Реализация построенного проекта.

Предлагает учащимся рассказать о результатах решения поставленных задач

Заполняют таблицу общей сметы.

Познавательные:

Умение фиксировать информацию с помощью модели;

Предметные:

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Комментарии. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде смайлика.

Дети рефлексируют, оценивают свою работу, оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов, высказываются, делятся друг с другом мнением.

Регулятивные:

- развитие умения соотносить цель и результат своего действия, оценивать правильность выполнения адекватно.

Познавательные:

Развитие умения строить сообщения в устной и письменной речи, осуществлять синтез как составление целого из частей.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Задача. Найдите процент от числа и получите слово.

1) 25 % от 60 =  15 (П)

15

42

17

14

60

18

63

72

114

21

48

16

П

И

А

Р

Ч

Ы

К

В

Я

М

Л

Ю

2) 40 % от 35 =  14 (Р)

3) 21 % от 200 =  42 (И)

4) 60 % от 120 =  72 (В)

5) 20 % от 90 =  18 (Ы)

6) 30 % от 200 =  60 (Ч)

7)50 % от 126 =63 (К)

8) 10% от 170= 17(А)

 Итак, вы получили слово «Привычка»

Решение:

Задача 2. Сколько денег сэкономит семья из четырех человек за 10 лет,  если она будет вести здоровый образ жизни.   Пачка сигарет стоит в среднем 50 р, бутылка колы 60 рублей, а такая же семья с вредными привычками покупает в день 4 пачки сигарет и 4 бутылки  колы?

       Дополнительная задача: Сколько процентов семейного бюджета ежемесячно тратится на вредные привычки, если работают только два члена семьи и совокупный доход составляет 30000 р?  Месяц  составляет в среднем 30 дней.

Решение:

  1. 50*4+60*4= 200+240=440 р. - траты семьи на вредные привычки за 1 день.
  2. 440*365=160 600 р –  траты семьи на вредные привычки за 1 год.
  3. 160600 *10=1 606 000 р - траты семьи на вредные привычки за 10 лет.

Дополнительная задача.                   .

Итак, 1 606 000 рублей! 44 % семейного бюджета!

Задача 3. Составить смету для ремонта своей комнаты.

 

План комнаты (высота – 2,7 м)

C:\Users\Инна\Desktop\355e85b48870.jpg

Прейскурант  стройматериалов http://images.ua.prom.st/28290432_w200_h200_stroj.jpg

Учтите, что выбранный вами вариант должен быть самым экономичным.   

Nп/п

Наименование товара

Количество

Цена

Ремонт пола

1.

Ламинит для полового покрытия

1

400 р.

2.

Линолеум, 4м

214р.

3.

Линолеум, 2м

360р.

4.

Плинтус для пола

50 р.

Ремонт потолка

5.

Обои потолочные

1 рулон (длина - 10 м,

ширина 10м)

1000р.

Клей обойный

1 пачка (0,5 кг)

расход 1 упаковка на 5 рулонов обоев.

187 р.

6.

Краска для окрашивания потолков

Ведро5 кг

расход 1кг на 6

2 900р.

7.

Потолочная плитка

1 упаковка

2

320 р.

8.

Клей для плитки и плинтуса

1 тюбик

расход  1 тюбик на 3 упаковки плитки

1 тюбик на 12 м плинтуса

288 р.

9.

Плинтус для потолка

20 р.

Ремонт стен

10.

Обои настенные

1 рулон  (длина - 10 м,

ширина 10м)

1500 р.

11.

Клей обойный

1 пачка (0,5 кг)

расход 1 упаковка на 5 рулонов обоев.

187 р.

8.

Краска для окрашивания стен

ведро10 кг

расход 1кг на 6

5 760р.

Смета расходов (на ремонт пола),   

                    

 площадь которого________________м2.                                                                                  

Наименование товара

Цена

Количество

Стоимость

Итого:

Смета расходов (на ремонт потолка), 

 площадь которого________________м2.                                  

Наименование товара

Цена

Количество

Стоимость

Итого:

Смета расходов (на ремонт стен), 

 площадь ________________м2.                                  

Наименование товара

Цена

Количество

Стоимость

Итого:

Смета расходов «Ремонт комнаты»,         

 площадь ___19___м2.                                  

Наименование товара

Цена

Количество

Стоимость

Линолиум, 4м

214р

1070р

Плинтус для пола

50р

16м

800р

Обои потолочные

1000р

2 рулона

2000р

Клей обойный

187р

1 пачка

187р

Плинтус для потолка

20р

17м

340р

Клей для плинтуса

288

2

576р

Краска для окрашивания стен

5 760р

1 ведро

5.760р

Итого:

10733р

Смета - документ, в котором вычисляется сумма затрат на проект, расписанная по статьям расходов. 

Сметы разрабатываются с целью определения средств, необходимых для финансирования капитального строительства зданий и сооружений

Бюджет (от стар. нормандского budget — кошель) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Изучением бюджета занимается наука финансы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От решения прикладных и практических задач по математике к решениям различных жизненных ситуаций .

Почему я считаю актуальной эту тему?Потому что интерес широких слоёв учащихся к математическим знаниям заметно снизился. Возможно ещё и потому, что уроки математики не дают достаточно убедительного от...

Конспект урока и презентация "Применение подобия для решения практических задач" геометрия 8 класс

В ходе урока рассматриваются различные способы нахождения расстояния до недоступной точки или между удаленными точками, измерения высоты объектов на основе применения подобия треугольников....

Рабочая программа факультатива "Решение практических задач" в 8 классе на 2014-2015 учебный год

Данная работа содержит программу факультатива для 8 класса....

Рабочая программа курса «Решение практических задач по математике». 11 класс.

Рабочая программа курса «Решение практических задач по математике». 11 класс....

Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...