Программа элективного курса "Основы правовых знаний"
рабочая программа по праву (10 класс) на тему
Авторская программа элективного курса "Основы правовых знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_pravovyh_znaniy_elektiv.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
«Право» как элективный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.
Правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
«Право» как учебный предмет обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:
проблемы взаимоотношений права и государства;
система и структура права;
правотворчество и правоприменение;
правоотношения;
правонарушения и юридическая ответственность;
право и личность;
основные правовые системы современности;
конституционное право;
гражданское право;
семейное право;
трудовое право;
административное право;
уголовное право;
экологическое право;
международное право;
правосудие;
юридическое образование.
.
Цели
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.
Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения права ученик должен
знать/понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34часа 10 класс)
№ п\п | Раздел | Тема и количество часов на ее изучение |
I. | Право и государство. 13 часов | Происхождение права и государства. (2) Сущность права. (2) Сущность государства. (2) Формы государства. (2) Функции государства. (2) Гражданское общество. (2) Тестирование. (1) |
II. | Форма и структура права. 11 часов | Право в системе социальных регуляторов. (2) Нормы права.(2) Источники права. (2) Система права. (2) Правовые системы современности. (2) Тестирование. (1) |
III. | Правотворчество и правореализация. 10 часов | Правотворчество. (2) Реализация и толкование права. (2) Правовые отношения. (3) Законность и правопорядок. (2) Механизм правового регулирования. (1) |
Итого: 34 часа |
Календарно-тематический план
(34 часа 10 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Содержание материала (основные вопросы и понятия) | Дата | |
Тема 1. Право и государство. (13 часов) | |||||
1-2 | Происхождение права и государства. | 1 | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на вопросы, давать определения понятий. Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе. Ранние формы права и государства. | ||
3-4 | Сущность права. | 1 | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве. | ||
5-6 | Сущность государства. | 1 | Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти. | ||
7-8 | Формы государства. | Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим. | |||
9-10 | Функции государства. | Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства. | |||
11-12 | Гражданское общество. | Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства. | |||
13. | Урок обобщения. Тестирование. | ||||
Тема 2. Форма и структура права. (11 часов) | |||||
14-15 | Право в системе социального регулирования. | Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы. | |||
16-17 | Норма права. | Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы. | |||
18-19 | Источники права. | Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. | |||
20-21 | Система права. | Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право. | |||
22-23 | Правовые системы современности. | Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа. | |||
24 | Урок обобщения. Тестирование. | ||||
Тема 3.Правоотношения и правовая культура (10 часов) | |||||
25-26 | Правотворчество. | Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника. | |||
27-28 | Реализация права. | Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды. | |||
29-31 | Правовые отношения. | Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений. | |||
32-33 | Законность и правовой порядок. | Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка. | |||
34 | Механизм правового регулирования. | Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.
Литература для учащихся:
- Никитин А.Ф. «Правоведение» учебник для 10-11 классов М. «Просвещение» 2007 г.
- Кашанина Т.В. , Кашанин А.В. «Право» учебник для 10-11 классов. Базовый уровень «Вита-пресс» М. 2009
- Боголюбов Л.Н. Право: Учебник для 10 класса. Профильный уровень: М.: «Просвещение», 2010.
Литература для учителя:
1. Основные кодексы и законы РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Программа элективного курса "Основы правовых знаний".
Программа элективного курса для 9 класса....
Рабочая программа элективного курса «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Важнейшая задача в современных условиях Российской Федерации это не только изучение основ права и повышение уровня знаний по праву у населения Российского государства, в том числе и у учен...
Адаптированная образовательная программа по основам правовых знаний. Факультатив, 6 класс.
Предлагаю вам адаптированную программу по факультативу «Основы правовых знаний» для учащихся 6-ых классов коррекционной школы (для учащихся с нарушением интеллекта). Программа рассчитана на 1 год обуч...
Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ»
Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концеп...
Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ»
Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концеп...
Программа элективного курса "Правовой багаж подростка"
Программа элективного курса "Правовой багаж подростка"(пояснительная записка, КТП)...