Занятие по теме "Право на Образование"
план-конспект занятия по праву (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Данный материал предназначен для старшеклассников по изучение темы "Закон об Образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pravo_na_obrazovanie.doc471 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКОГО РАЙОНА

Конспект занятия

по программе «Лидер 21 века»

по теме «ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ»

I группа, первого года обучения

(14-16 лет)

                                     

Педагог дополнительного образования

                                                               Татьяна Валерьевна Буханцова        

ст. Кавказская, 2017г.

ПО ЗАКОНАМ ДОБРА

Тема «Право на образование»

Цель: совершенствование правовых знаний у подростков в области Образования.

Задачи:

  • познакомить подростков с принципами и задачами Образования в Российской Федерации;
  • развитие навыков демократического общения и понимания.

Время проведения: декабрь 2017 год.

Место проведения: СОШ № 12 ст. Кавказской.

Участники: учащиеся 8-10 классов

Необходимый материал: карточки с изречениями из Конституции РФ, закона об Образовании, маркеры, листы бумаги (А 4), 1 лист ватмана, полиэтиленовый или бумажный пакетик, листы цветной бумаги.

План занятия

  1. Организационный момент. Игра «Строители».
  2. Знакомство с новой темой. Игра «Наша Конституция».
  3. Упражнение «Громко и тихо». Упражнение «Вместе и шёпотом».
  4. Работа по сюжетным картинкам. Игра «Внимание! Мотор! Снимаем кино».
  5. Игра «ДаНет-ка».
  6. Игра «Придуманные правила».
  7. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Игра «Строители»

Условия игры:

Все участники разбиваются на четыре группы. Каждой группе дается задание: 1 группа – издает звук взрыва «Бух», 2 группа -  имитирует ходьбу, 3 группа – по команде начинают бурить, издавая подобный звук «Бррррррр», 4 группа - издают звук работающей машины «Дррррыыы».

В конце игры все группы должны дружно издать звук журчащей воды, которая бежит по построенному каналу.

По сигналу педагога игра начинается.

Вывод педагога: в процессе игры вы выполняли каждый своё задание, а потом вместе единое задание. Выполнение задания зависело от выполнения каждой группой правил и слаженной работы всей команды в целом?

Вот также действует наше государство, а правилами, обязательными для всех людей, проживающих в нашей стране является Конституция.

2.        Знакомство с новой темой. Игра «Наша Конституция».

Все ребята работают в парах. Раздаются листики с текстом. Ребята определяют наиболее важные правила, которые войдут в конституцию группы. Высказывается каждая пара. После высказываний определяется рейтинг (важность) данного правила. Пять самых популярных правил записываются на листе ватмана и берутся за основу, объясняя, что теперь эти правила будут выполняться всеми и всегда.

Листы с текстом:

ПУНКТУАЛЬНОСТЬ  

НЕ ОПАЗДЫВАЙ    

АККУРАТНОСТЬ

НЕ ПОДСКАЗЫВАЙ

ЧИСТОТА

НЕ СКВЕРНОСЛОВЬ

ПОКОРНОСТЬ

НЕ ДЕРИСЬ

УВАЖЕНИЕ        

НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ

ДИСЦИПЛИНА

НЕ ПЕРЕБИВАЙ ДРУГИХ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

НЕ ВЫКРИКИВАЙ

ВЕЖЛИВОСТЬ

НЕ ОСКОРБЛЯЙ ДРУГИХ

3.        Упражнение «Громко и тихо».

Данное упражнение напоминает ребятам что можно разговаривать тихим и спокойным голосом в помещении

Педагог: Вспомните, каким голосом вы разговариваете, играя на улице или в коридоре школы? Что происходит, когда мы все приходим в класс и начинаем говорить одновременно? Почему в классе нам нужны тихие голоса?

Педагог: Я принесла вам необычный пакетик. Перед тем как пройти в класс, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот красивый пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в голове.

Итог упражнения:

- Доставляет ли вам удовольствие кричать на перемене?

- Трудно ли вам говорить в группе тихим голосом?

- У кого в нашей группе особенно сильный голос?

- Кто умеет говорить спокойным (громким) голосом?

- Нравится ли вам голос учителя?

Упражнение «Вместе и шёпотом»

Чтобы научить ребят сосредоточенно и обдуманно, не перебивая других, отвечать на вопросы педагога проводится упражнение «Вместе шёпотом». й.

Педагог: Я задаю вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, и только по моей команде вы все вместе должны будете прошептать ответ.

Вопросы: Какой сегодня день недели?  Сколько ребят в группе? Номер вашей школы? Как зовут педагога? Сколько минут длится занятие? Сколько минут длится перемена? и т. д.

4. Работа по сюжетным картинкам. Игра «Внимание! Мотор! Снимаем кино»

Для начала все рассматривают полученные картинки (см. приложение), которые получают ребята – одну на парту. Педагог предлагает ребятам стать режиссерами фильма из школьной жизни. Каждая пара крепит на ватман картинку, озвучивая её, остальные ребята могут дополнить или исправить ход «фильма».

Педагог: определите, в каком жанре получился ваш фильм?

               (триллер, мелодрама или комедия)

Итог педагога:

Культурные права - это право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.) и другие права.

Эти права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой и подлежат повышенной защите.

Федеральный закон «Об образовании» способствует реализации этих конституционных норм.

ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Педагог: так почему, в наше современное время, государство считает обязательным получение основного общего образования?

5. Игра «ДаНет-ка». (игра может проходить и методом «мозгового штурма»)

На вопросы педагога, которым дается положительный ответ, ребята поднимают руки. Отрицательный ответ – дети сидят спокойно.

  1. Может ли директор школы заменить учителя по просьбе учеников?
  2. Могут ли учителя оскорблять учащихся?
  3. Может ли ученик обозвать учителя?
  4. Может ли быть наказан учитель, если он ударил ученика?
  5. Имеет ли право ученик курить на территории школы?

Школьный анекдот

(можно применить на переменке или в конце занятия)

Пришедшим в первый раз в школу ученикам учитель сказал: «Сидите тихо, чтобы было слышно, как пролетит муха».

Учитель что-то рассказывал, писал на доске, зачитывал выдержки из книг и вдруг нетерпеливый голос с последней парты прервал его: «Учитель, когда же Вы, наконец, выпустите муху?»

Педагог: Как вы думаете, понимают ли дети этого класса правила поведения на уроке?

  1. Игра «Придуманные правила»

Ребята уже работали в четырех группах.

В каждой группе необходимо придумать по два шуточных, даже абсурдных, правила для учеников школы и два действительно серьезных и нужных правила.

Например, как вы думаете, ученикам и учителям можно ездить по коридорам на роликах или приходить в школу по понедельникам только в джинсовой одежде, по вторникам только в спортивной форме и т. д.

Педагог: теперь каждая группа презентует свои правила. Может кто-нибудь согласиться с такими «придуманные правилами»? Какое правило придумали самым смешным? А какое из предложенных правил - самым важным? Как вы считаете, ученики должны участвовать в принятии школьных правил?

7. Итог занятия. Рефлексия

Педагог раздает всем цветные листы бумаги с написанными на них понятиями о роли Образования. Подросткам предлагается оформить пальму знаний (см. рисунок)

Педагог: Пальма растет все время, пока живет человек. У каждого из нас свой уровень образования. Но есть для всех людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее, потому что хорошее образование - это единственное богатство.

Корнями дерева будут те три коллектива, которые «образуют» человека.

Педагог: назовите эти три коллектива (государство, семья и школа)?

Педагог: из чего состоит образование (знания, воспитание, воля, нравственность, и др.)?

Педагог: что помогает в наше время образованию (наука, семья, здоровье, экология, благополучие и др.)?

Педагог: какая польза от образования?

Педагог: Спасибо всем за работу. Я желаю вам удачи во всех делах, быть активными, целеустремлёнными и образованными.

До следующей встречи!!!

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!

Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей. Родители должны иметь возможность свободно посылать своих детей в любые учебные заведения, отвечающие требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и обеспечить религиозное или иное моральное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями. Российское законодательство гарантирует родителям право выбора образования для своих детей.

Это совершенно не означает, что среднее образование не является обязательным для детей и их родителей. Согласно Закону об образовании Российской Федерации, основное общее образование (9 классов) и государственная аттестация по его завершении является обязательной для всех детей, независимо от формы обучения. И если ребенок не получает должного образования, либо вообще не обучается ни дома, ни в школе, то в подобных случаях в силу вступает закон.

Ответственность за дисциплину, за правила поведения в школе лежит на ее директоре. Эти правила носят силу закона как для учителей, так и для учеников.

На протяжении всего школьного дня ответственность за жизнь детей и их воспитание несут учителя, поэтому они принимают на себя часть родительских обязанностей.

Приложение

Конституция Российской Федерации

(Извлечение)

Статья 43

1.        Каждый имеет право на образование.

2.        Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3.   Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4.   Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Приложение

Принципы государственной политики в области образования

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный):

- проявляется в создании государственных, муниципальных и частных школ, в наличии школ с разными образовательными программами (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы для особо одаренных детей, школы для детей, страдающих физическими недугами);

- в возможности получения образования в различных формах: очной, вечерней, заочной, в форме семейного образования, экстерна.

Гуманистический и светский характер:

- означает формирование личности ребенка на лучших традициях человечества, на идеалах мира, взаимопонимания между народами;

- отсутствие в системе образования идеологической и религиозной пропаганды.

Единство федерального образовательного пространства:

- означает наличие общих черт в содержании образования всех типов и форм;

- возможность продолжения образования в учреждении последующего уровня.

На основании Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» каждая школа разрабатывает свой Устав. Устав школы определяет порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогических работников, обслуживающего персонала, учащихся и их родителей.

В школе взаимодействуют люди разного возраста, разного уровня воспитания, с разными характерами и взглядами. Поэтому школьные конфликты вполне реальная вещь.

Если участники учебного процесса забывают о правах и свободах человека, то конфликт может привести к «войне».

Приложение

Содержание образования должно быть ориентировано на:

  • развитие личности, талантов и умственных, и физических способностей ребенка;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
  • воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
  • подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • бережное отношение к окружающей среде.

В рамках Хельсинского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать усвоение знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях всех уровней.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятий по программе дополнительного образования "Патриот"

После разработки авторской прграммы "Патриот" для подростков 15-16 лет, я приступила к разработке занятий по тематическому плану данной программы. В процессе этой работы, старась использовать разнообр...

Организация занятий в центре дополнительного образования (на примере кружка «Нитяная графика»)

Практическая значимость данной работы заключается в применении предлагаемых элементов теории и методики организации кружковых занятий по изонити в центре дополнительного образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Занятие для педагогов в рамках школы педагогической культуры По теме: «Психологический анализ организации занятий в учреждении дополнительного образования»

Психологический анализ занятия, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития педагога, проводившего занятие. В процессе и резул...

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...

Рабочая программа корреционно-развивающих занятий педагога-психолога.Уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс

Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сю...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...