Занятие по теме "Право на Образование"
план-конспект занятия по праву (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Данный материал предназначен для старшеклассников по изучение темы "Закон об Образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pravo_na_obrazovanie.doc | 471 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКОГО РАЙОНА
Конспект занятия
по программе «Лидер 21 века»
по теме «ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ»
I группа, первого года обучения
(14-16 лет)
Педагог дополнительного образования
Татьяна Валерьевна Буханцова
ст. Кавказская, 2017г.
ПО ЗАКОНАМ ДОБРА
Тема «Право на образование»
Цель: совершенствование правовых знаний у подростков в области Образования.
Задачи:
- познакомить подростков с принципами и задачами Образования в Российской Федерации;
- развитие навыков демократического общения и понимания.
Время проведения: декабрь 2017 год.
Место проведения: СОШ № 12 ст. Кавказской.
Участники: учащиеся 8-10 классов
Необходимый материал: карточки с изречениями из Конституции РФ, закона об Образовании, маркеры, листы бумаги (А 4), 1 лист ватмана, полиэтиленовый или бумажный пакетик, листы цветной бумаги.
План занятия
- Организационный момент. Игра «Строители».
- Знакомство с новой темой. Игра «Наша Конституция».
- Упражнение «Громко и тихо». Упражнение «Вместе и шёпотом».
- Работа по сюжетным картинкам. Игра «Внимание! Мотор! Снимаем кино».
- Игра «ДаНет-ка».
- Игра «Придуманные правила».
- Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия
- Организационный момент. Игра «Строители»
Условия игры:
Все участники разбиваются на четыре группы. Каждой группе дается задание: 1 группа – издает звук взрыва «Бух», 2 группа - имитирует ходьбу, 3 группа – по команде начинают бурить, издавая подобный звук «Бррррррр», 4 группа - издают звук работающей машины «Дррррыыы».
В конце игры все группы должны дружно издать звук журчащей воды, которая бежит по построенному каналу.
По сигналу педагога игра начинается.
Вывод педагога: в процессе игры вы выполняли каждый своё задание, а потом вместе единое задание. Выполнение задания зависело от выполнения каждой группой правил и слаженной работы всей команды в целом?
Вот также действует наше государство, а правилами, обязательными для всех людей, проживающих в нашей стране является Конституция.
2. Знакомство с новой темой. Игра «Наша Конституция».
Все ребята работают в парах. Раздаются листики с текстом. Ребята определяют наиболее важные правила, которые войдут в конституцию группы. Высказывается каждая пара. После высказываний определяется рейтинг (важность) данного правила. Пять самых популярных правил записываются на листе ватмана и берутся за основу, объясняя, что теперь эти правила будут выполняться всеми и всегда.
Листы с текстом:
ПУНКТУАЛЬНОСТЬ | НЕ ОПАЗДЫВАЙ |
АККУРАТНОСТЬ | НЕ ПОДСКАЗЫВАЙ |
ЧИСТОТА | НЕ СКВЕРНОСЛОВЬ |
ПОКОРНОСТЬ | НЕ ДЕРИСЬ |
УВАЖЕНИЕ | НЕ ОТВЛЕКАЙСЯ |
ДИСЦИПЛИНА | НЕ ПЕРЕБИВАЙ ДРУГИХ |
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ | НЕ ВЫКРИКИВАЙ |
ВЕЖЛИВОСТЬ | НЕ ОСКОРБЛЯЙ ДРУГИХ |
3. Упражнение «Громко и тихо».
Данное упражнение напоминает ребятам что можно разговаривать тихим и спокойным голосом в помещении
Педагог: Вспомните, каким голосом вы разговариваете, играя на улице или в коридоре школы? Что происходит, когда мы все приходим в класс и начинаем говорить одновременно? Почему в классе нам нужны тихие голоса?
Педагог: Я принесла вам необычный пакетик. Перед тем как пройти в класс, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот красивый пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в голове.
Итог упражнения:
- Доставляет ли вам удовольствие кричать на перемене?
- Трудно ли вам говорить в группе тихим голосом?
- У кого в нашей группе особенно сильный голос?
- Кто умеет говорить спокойным (громким) голосом?
- Нравится ли вам голос учителя?
Упражнение «Вместе и шёпотом»
Чтобы научить ребят сосредоточенно и обдуманно, не перебивая других, отвечать на вопросы педагога проводится упражнение «Вместе шёпотом». й.
Педагог: Я задаю вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, и только по моей команде вы все вместе должны будете прошептать ответ.
Вопросы: Какой сегодня день недели? Сколько ребят в группе? Номер вашей школы? Как зовут педагога? Сколько минут длится занятие? Сколько минут длится перемена? и т. д.
4. Работа по сюжетным картинкам. Игра «Внимание! Мотор! Снимаем кино»
Для начала все рассматривают полученные картинки (см. приложение), которые получают ребята – одну на парту. Педагог предлагает ребятам стать режиссерами фильма из школьной жизни. Каждая пара крепит на ватман картинку, озвучивая её, остальные ребята могут дополнить или исправить ход «фильма».
Педагог: определите, в каком жанре получился ваш фильм?
(триллер, мелодрама или комедия)
Итог педагога:
Культурные права - это право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.) и другие права.
Эти права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой и подлежат повышенной защите.
Федеральный закон «Об образовании» способствует реализации этих конституционных норм.
ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Педагог: так почему, в наше современное время, государство считает обязательным получение основного общего образования?
5. Игра «ДаНет-ка». (игра может проходить и методом «мозгового штурма»)
На вопросы педагога, которым дается положительный ответ, ребята поднимают руки. Отрицательный ответ – дети сидят спокойно.
- Может ли директор школы заменить учителя по просьбе учеников?
- Могут ли учителя оскорблять учащихся?
- Может ли ученик обозвать учителя?
- Может ли быть наказан учитель, если он ударил ученика?
- Имеет ли право ученик курить на территории школы?
Школьный анекдот
(можно применить на переменке или в конце занятия)
Пришедшим в первый раз в школу ученикам учитель сказал: «Сидите тихо, чтобы было слышно, как пролетит муха».
Учитель что-то рассказывал, писал на доске, зачитывал выдержки из книг и вдруг нетерпеливый голос с последней парты прервал его: «Учитель, когда же Вы, наконец, выпустите муху?»
Педагог: Как вы думаете, понимают ли дети этого класса правила поведения на уроке?
- Игра «Придуманные правила»
Ребята уже работали в четырех группах.
В каждой группе необходимо придумать по два шуточных, даже абсурдных, правила для учеников школы и два действительно серьезных и нужных правила.
Например, как вы думаете, ученикам и учителям можно ездить по коридорам на роликах или приходить в школу по понедельникам только в джинсовой одежде, по вторникам только в спортивной форме и т. д.
Педагог: теперь каждая группа презентует свои правила. Может кто-нибудь согласиться с такими «придуманные правилами»? Какое правило придумали самым смешным? А какое из предложенных правил - самым важным? Как вы считаете, ученики должны участвовать в принятии школьных правил?
7. Итог занятия. Рефлексия
Педагог раздает всем цветные листы бумаги с написанными на них понятиями о роли Образования. Подросткам предлагается оформить пальму знаний (см. рисунок)
Педагог: Пальма растет все время, пока живет человек. У каждого из нас свой уровень образования. Но есть для всех людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее, потому что хорошее образование - это единственное богатство.
Корнями дерева будут те три коллектива, которые «образуют» человека.
Педагог: назовите эти три коллектива (государство, семья и школа)?
Педагог: из чего состоит образование (знания, воспитание, воля, нравственность, и др.)?
Педагог: что помогает в наше время образованию (наука, семья, здоровье, экология, благополучие и др.)?
Педагог: какая польза от образования?
Педагог: Спасибо всем за работу. Я желаю вам удачи во всех делах, быть активными, целеустремлёнными и образованными.
До следующей встречи!!!
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих детей. Родители должны иметь возможность свободно посылать своих детей в любые учебные заведения, отвечающие требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и обеспечить религиозное или иное моральное воспитание своих детей в соответствии с их собственными убеждениями. Российское законодательство гарантирует родителям право выбора образования для своих детей.
Это совершенно не означает, что среднее образование не является обязательным для детей и их родителей. Согласно Закону об образовании Российской Федерации, основное общее образование (9 классов) и государственная аттестация по его завершении является обязательной для всех детей, независимо от формы обучения. И если ребенок не получает должного образования, либо вообще не обучается ни дома, ни в школе, то в подобных случаях в силу вступает закон.
Ответственность за дисциплину, за правила поведения в школе лежит на ее директоре. Эти правила носят силу закона как для учителей, так и для учеников.
На протяжении всего школьного дня ответственность за жизнь детей и их воспитание несут учителя, поэтому они принимают на себя часть родительских обязанностей.
Приложение
Конституция Российской Федерации
(Извлечение)
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Приложение
Принципы государственной политики в области образования
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный):
- проявляется в создании государственных, муниципальных и частных школ, в наличии школ с разными образовательными программами (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы для особо одаренных детей, школы для детей, страдающих физическими недугами);
- в возможности получения образования в различных формах: очной, вечерней, заочной, в форме семейного образования, экстерна.
Гуманистический и светский характер:
- означает формирование личности ребенка на лучших традициях человечества, на идеалах мира, взаимопонимания между народами;
- отсутствие в системе образования идеологической и религиозной пропаганды.
Единство федерального образовательного пространства:
- означает наличие общих черт в содержании образования всех типов и форм;
- возможность продолжения образования в учреждении последующего уровня.
На основании Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» каждая школа разрабатывает свой Устав. Устав школы определяет порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогических работников, обслуживающего персонала, учащихся и их родителей.
В школе взаимодействуют люди разного возраста, разного уровня воспитания, с разными характерами и взглядами. Поэтому школьные конфликты вполне реальная вещь.
Если участники учебного процесса забывают о правах и свободах человека, то конфликт может привести к «войне».
Приложение
Содержание образования должно быть ориентировано на:
- развитие личности, талантов и умственных, и физических способностей ребенка;
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
- воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
- подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
- бережное отношение к окружающей среде.
В рамках Хельсинского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать усвоение знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях всех уровней.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятий по программе дополнительного образования "Патриот"
После разработки авторской прграммы "Патриот" для подростков 15-16 лет, я приступила к разработке занятий по тематическому плану данной программы. В процессе этой работы, старась использовать разнообр...
Организация занятий в центре дополнительного образования (на примере кружка «Нитяная графика»)
Практическая значимость данной работы заключается в применении предлагаемых элементов теории и методики организации кружковых занятий по изонити в центре дополнительного образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Занятие для педагогов в рамках школы педагогической культуры По теме: «Психологический анализ организации занятий в учреждении дополнительного образования»
Психологический анализ занятия, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития педагога, проводившего занятие. В процессе и резул...
Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...
Рабочая программа корреционно-развивающих занятий педагога-психолога.Уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс
Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сю...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»
Методические рекомендации содержат материалы для педагогов системы дополнительного образования по подготовке и проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...