Рабочая программа по праву, 6 класс.
рабочая программа по праву (6 класс) по теме

Рабочая  программа по праву для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_pravu_6_klass.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа включает: пояснительную записку и основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендованную последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки учащихся, контроль за качеством знаний.

   На протяжении многих веков люди спорили о том, когда следует начинать изучение права. К настоящему времени общепризнано раннее правовое образование и формирование правовой культуры человека. Постижение мира права в 6 классе осуществляется путем поэтапного знакомства детей с государством и правом. Обучаясь в 6 классе, ученики знакомятся с понятиями государства и правового государства, с основными их признаками. Они познают тот мир, в котором живут, взаимоотношения людей, правила, которые позволяют предотвращать конфликты, обеспечивать благополучие и порядок. Курс завершается изучением Конституционного права как важного регулятора правовой жизни людей.

   Содержание правового образования, а также условия его освоения разбиваются на 3 курса основной школы.

   Начало изучения сложных вопросов правовой жизни предполагается осуществлять в 6 классе в рамках элективного курса «Основы государства и права».

Образовательная задача на этом этапе состоит в:

• приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т. п.); приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе и государстве.

Условием решения образовательной задачи являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая возможность реальной пробы себя в правовых ситуациях и анализе различных позиций участников реальных ситуаций;

б) учебные мероприятия двух типов:

- учебно-информационный блок (право как необходимое условие существования и развития человеческого общества);

- практикумы, в которых моделируются наиболее типичные правовые ситуации.

Вначале занятия по праву в основной школе предпочтительно организовывать в деятельностной форме. Допустимо сужение учебно-информационного блока при сохранении правового практикума, который обеспечивает формирование особой чувствительности к ситуациям правовой сферы и тем самым закладывает основы последующего систематического курса права в основной школе.

Возможно, и желательно использование разнообразных форм внеурочной работы, однако необходимо, чтобы все учащиеся в той или иной форме получили первичные правовые представления на уроке.

     Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

     Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Одним из важных  средств  правового воспитания является  ответственность.  Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.

   Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

   Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

   Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и  ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «государство», «правовое государство» «право», «конституционное право». В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

   Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

Цель программы:   формирование правовой культуры учащихся.

Задачи программы:

1. Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом.

2. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе.

3. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки.

4. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям.

5. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений. 

Методы достижения поставленных целей и задач:

1. Содержание курса реализуется на элективных занятиях, которые планируются из расчета один  час в неделю.

2. Основными методами работы является беседа, объяснение, рассуждение, дискуссия, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

3. Нетрадиционные методы: как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол,  защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников.

4. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения; формирование  правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

      Изучение курса спланировано на 34 часа учебного времени, т.е. по 1 часу в неделю.

      В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами (морозные дни, карантин).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:

Тема 1. Государство.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

• знать: что такое государство и его основные признаки, знать  функции государства, формы государства, формы правления, формы государственного устройства, формы государственного режима, знать определение  правового государства , признаки правового государства.

• уметь: сравнивать признаки государства и правового государства, анализировать формы государства,  делать выводы, работать с текстами документов.

Тема 2. Что такое право.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

• знать: определение права, признаки права,  основные теории происхождения права, основные пути его формирования,  знать определение нормы права, что такое отрасли и институты  права, какие существуют источники права, как связаны право и справедливость, какова ценность права  в жизни человека и общества.

• уметь: выделять главное, анализировать, сопоставлять факты, делать выводы.

Тема 3. Конституционное право.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

• знать: что является Основным законом страны,  что такое правовой статус и Конституционный статус, знать основные права и свободы человека и гражданина РФ, знать организацию власти и управления в стране, какими полномочиями н6аделён президент РФ, что такое Федеральное собрание, знать конституционно-правовые основы судебной системы и прокурорского надзора, знать международные документы, в которых закреплены права человека.

• уметь: работать с документами, анализировать их, находить главное.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА I

 «Государство» (7ч.)

    Что такое государство. Основные признаки государства.  Функции государства. Формы государств: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима. Что такое правовое государство. Признаки правового государства.

ТЕМА II

 «Что такое право» (7ч.)

     Определение права, признаки права. Происхождение права, основные пути его формирования. Нормы права и их система. Отрасли и институты  права. Формы реализации (источники) права. Право и справедливость. Ценность права и его роль в жизни общества.

ТЕМА III

 «Конституционное право» (20ч.)

     Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

    Основы  конституционного  строя.   Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.   Социальное  государство.   Светское  государство.  Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации.  Целостность  и  неприкосновенность территории  Российской Федерации.  Виды  субъектов  РФ.   Федеральное  законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество

часов

Практические работы

1

«Государство»

7

1

2

«Что такое право»

7

1

3

«Конституционное право»

20

1

ИТОГО

34

3

Календарно – тематическое планирование

учебного материала по элективному курсу

« Основы государства и права»,   6  класс,

 (в неделю 1 ч., всего – 34 ч.)

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Вид

занятия

Виды самостоятель -ной работы

Дата проведения занятий

Планируе-

мая

Фактичес -кая

1

«Государство»

7

1.1

Что такое государство.

1

УИНЗ

Работа со словарём.

1.2

Основные признаки государства.

1

К

Выполнение дифференцированных заданий.

1.3

Функции государства.

1

К

Выполнение дифференцированных заданий.

1.4-1.5

Формы государств: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима.

2

К

Работа в группах.

1.6

Что такое правовое государство.

1

К

Работа со словарём.

1.7

Признаки правового государства.

1

К

Работа в группах.

2

«Что такое право»

7

2.1

Определение права, признаки права.

1

УИНЗ

Работа со словарём.

2.2

Происхождение права, основные пути его формирования.

1

К

Работа в группах.

2.3

Нормы права и их система.

1

К

Работа в группах.

2.4

Отрасли и институты  права.

1

К

Работа в группах.

2.5

Формы реализации (источники) права.

1

К

Работа со словарём.

2.6

Право и справедливость.

1

К

Выполнение дифференцированных заданий.

2.7

Ценность права и его роль в жизни общества.

1

К

Работа в группах.

3

«Конституционное право».

20

3.1

Конституция РФ - основной закон государства.

1

УИНЗ

Работа с основным законом.

3.2

Структура Конституции РФ.

1

К

Работа с основным законом.

3.3

Основы конституционного строя России.

1

К

Работа с основным законом.

3.4

Правовой статус и правовое положение личности.

1

к

Работа в группах.

3.5

Конституционный статус личности.

1

К

Работа в группах.

3.6-3.7

Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ.

2

К

Работа с основным законом.

3.8

Практическое занятие.

1

УЗЗ

Решение задач, выполнение заданий.

3.9

Конституционные обязанности граждан.

1

К

Работа с основным законом.

3.10

Практическое занятие.

1

УЗЗ

Решение задач, выполнение заданий.

3.11

Российская избирательная система.

1

К

Работа в группах.

3.12

Организация власти и управления в стране. Президент Российской Федерации.

1

К

Работа с основным законом.

3.13

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации.

1

К

Работа с основным законом.

3.14

Правительство Российской Федерации.

1

К

Работа с основным законом.

3.15

Конституционно-правовые основы судебной системы и прокурорского надзора в Российской Федерации.

1

К

Работа с основным законом.

3.16

Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации.

1

К

Работа с основным законом.

3.17

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

1

К

Работа с основным законом.

3.18

Практическая работа «Что такое Конституция и конституционное право».

1

УЗЗ

Решение задач, выполнение заданий.

3.19

Международные документы о правах человека.

1

К

Работа в группах.

3.20

Защита прав человека в государстве.

1

К

Работа в группах.

Итого

34

Нормативно – правовая база

1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

2. Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04. 2010 №1718

3. Приказ МО РМ «Об утвержден6ии инструкции по разработке учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» № 904 от 16.08. 2011 года.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования:

DVD – коллекция учебных фильмов.

Перечень наглядных и дидактических материалов:

 1.Основной Закон Российской Федерации – Конституция Российской Федерации.

     2. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

     3. Словарь терминов и понятий по обществознанию и праву/ автор-составитель А.М. Лопухов.

    4. Большой юридический словарь / под ред. А.Ю. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М; Инфра - М; 1997

    5. Раздаточный материал (карточки, тесты).

Учебно-методическое обеспечение

Учебник   

1.Обществознание 6 класс: учебник для общеобразовательных школ. /А.Ф. Никитин. - М.: Дрофа,  2014. –  с.

Учебные пособия для учителя

1. Живое право. Занимательная энциклопедия для практического права: кн. для преподавателя: учеб. метод. пособия - СПб: Изд-во С. - Петерб. ин-та права им. принца П.Г. Ольденбургского, 2001 . – 321с.

2.  Основы государства и права. / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: ВИТА Пресс, 2008. – 303с.

3.  Право и политика. / А.Ф. Никитин. – М.: Просвещение, 2004.- 191с.

4. Право: Основы правовой культуры. / Е.А. Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 223с.

5.  Теория государства и права : учеб. пособие для высших учебных заведений / под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2001. – 377с.

Учебное пособие для учащихся

1. Обществознание 6 класс: учебник для общеобразовательных школ. / А.Ф. Никитин. - М.: Дрофа,  2014. –  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по праву в 10 классе

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....

Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.

Рабочая программа по курсу  "Право" в 11 классе....

Рабочая программа по праву для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...

Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)

Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....

рабочая программа по праву 10 класс

Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...

Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....

рабочая программа по праву 10 класс

Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....