Программа элективного курса "Правовой багаж подростка"
элективный курс по обществознанию (9 класс)

Рукавицына Ирина Геннадьевна

Программа элективного курса "Правовой багаж подростка"(пояснительная записка, КТП)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoy_bagazh_podrostka-elektivnyy_kurs.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

I.  Пояснительная   записка.

     В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращение его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а следовательно, включение в учебные программы различных правовых курсов. Программа курса «Правовой багаж подростка» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. В настоящее время ,когда многие традиционные нравственные ценности утратили свой смысл, в среде молодёжи всё больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но, как ни парадоксально, возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытости по отношению к окружающим людям, защиты своих собственных  прав и уважение прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирование его гражданственности и личностного развития. Дети являются самой незащищённой частью общества. Школа призвана защищать интересы ребёнка и давать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Актуальность программы  определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защищать себя ,отстаивая свои права.

II.  Принципы отбора содержания материала программы:

-системность;

-научность;

-доступность;

-возможность практического применения полученных знаний;

-реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.

       Данный курс даёт учащимся  сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения ,опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоёв населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.

                                     

III. Цели   курса:

1) Способствовать развитию правовой культуры обучающихся на основе усвоения ими основных правовых норм.

2) Заинтересовать обучающихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций;

3) Воспитать  у обучающихся уважения к праву и закону;

4) Развитие гражданского самосознания учащихся, политического мышления и культуры;

5) Воспитание  патриотизма, чувства  причастности к жизни своей страны;

6) Воспитание современного  цивилизационного  человека, подготовленного к жизни в условиях новой России;

7) Формирование у учащихся знаний и умений грамотного поведения и защиты своих прав как  потребителей в различных  рыночных ситуациях.

IV. Задачи  курса:

1) Формирование  правовой  культуры  и  гражданской  грамотности  посредством  изучения норм общественной жизни и законов ,её регулирующих;

2) Развитие у подростков социальной активности, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни;      3).Профилактика  девиантного  поведения  подростка посредством формирования у него твёрдого убеждения в том, что прав не существует без обязанностей;

4) Формирование  активной  гражданской  позиции и осознание приоритета прав личности;

5) Знакомство  подростков  с  основными  нормативно-правовыми  актами, с  которыми  человеку  чаще  всего приходиться сталкиваться в жизни;

6) Освоение  учащимися  навыков и умений в области защиты  своих  прав;

7) Развитие  коммуникативных  способностей, прежде всего  устной  речи.

V.Формы организации учебной деятельности:

- лекции;

- практикумы;

- сюжетно-ролевые игры;

- беседы;

- дискуссии;

- тестирование;

- решение практических задач;        

- анкетирование;        

- взаимоконтроль;

- тренинги; самопознание;

- творческие  импровизации;

- моделирование жизненных ситуаций;

VI. Предполагаемые результаты изучения курса:

В результате  изучения курса у учащихся должны  сформироваться :

- знания и представления о нормах современного российского  законодательства;

- знания, достаточные  для  защиты прав, свобод и законных интересов личности;

- коммуникативные   способности;

- способность  к  творческому  мышлению  и деятельности в ситуациях  с  незаданным  результатом.

п/п

Содержание обучения, разделы, темы

Кол-во часов/Дата

Формы и приёмы обучения

Обеспечение

   1.

Это важное слово «власть». Её происхождение и виды. Как устроена власть в моей стране? Символы моей страны. Р.К. Символика Тульской области, Киреевского района, города Болохово.

     1ч.

Беседа, работа с раздаточным материалом (схемы).Работа

с Преамбулой Конституции

РФ. Сообщения учащихся (устный журнал).

Тесты; игровое задание;       К РФ; презентация»             Символы   России и Тульского края»; репродукции и рисунки учащихся.  Творческое

 задание «Мы все немножечко герольды».

  2.

Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать». Роль права в жизни человека и общества. Признаки,  функции права. Формы государства (формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима).

    1ч.

Дискуссия по вопросам: а). «Лгут только одни негодяи» (Ф.М.Достоевский); б).Богатеют только те ,кто ворует…

Эссе: «Чтобы не нарушать моральные нормы и законы, я должен…»

Работа в малых  группах.

Подбор пословиц;

Составление схемы «Источники права». Тесты, правовые ситуации. Устав Тульской области.

Устав школы. Локальные законодательные акты.

  3.

Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление  многопартийности в России. Политический режим и идеология. Местное самоуправление. Политическая культура. Паспорт гражданина РФ.

    1ч.

Лекция с элементами беседы.

Работа со схемами.

Тесты. Работа над проектом «Портрет идеального политика».

Викторина «Знаешь ли ты свой паспорт?»

  4.

Гражданское общество. Правовое государство и его принципы. Человек в политической жизни.

    1ч.

Лекция с элементами беседы. Составление таблицы.

Дискуссия: «Это меня не касается».

Анализ источников, литературы,    прессы.

5.

Право на образование. Государственная политика в области образования. Доступность образовательных услуг. Мои права и обязанности в школе. Внешний вид ученика.

     1ч.

Лекция. Работа с законодательными актами. Мозговой штурм «Доступность образовательных услуг». Проектная работа «Новая школа».

К РФ. Закон «Об образовании». Устав школы. Перспективы модернизации образования. Защита проекта.

6.

Права человека. Международные документы по правам человека: декларации, пакты, конвенции.  

К РФ и права человека. Защита прав  человека в условиях мирного и военного времени. Гуманитарное право. Правовая культура.

    1ч.

Лекция с элементами беседы. Практическая работа с источниками.

К РФ. Декларация прав человека. Пакты. Конвенция о правах ребёнка. Тесты.

  7.

Семейное право. Правовые основы брака и семьи. Регистрация и расторжение брака. Брачный договор. Личные и имущественные права супругов.

   1ч.

Лекция с элементами беседы. Сюжетно-ролевая игра. Работа в парах. Дискуссия.

К РФ. Семейный кодекс РФ. Тесты. Правовые ситуации. Подбор литературы ,пословиц

   8.

Я и семья. Планирование семьи. Проблемы современной семьи и её роль в обществе. Женщина и мужчина в семье. Родители и дети. Права и обязанности родителей и детей.

   1ч.

Круглый стол. Инсценирование. Работа в парах и группах. Деловая игра-дискуссия. Проект «Современная семья».

Экспресс-опрос. Моделирование и решение проблемных ситуаций. Защита проекта. Зачёт по теме.

  9.

Трудовое право. Работники и работодатели на рынке труда. Правила поведения в трудовой сфере. Подросток и право на труд. Современные требования к работнику(социальный заказ).

   1ч.

Лекция с элементами беседы. Сюжетно-ролевая игра «Расторжение трудового контракта». Практическая работа с заданиями.

К РФ. Трудовой кодекс РФ. Образцы трудового договора. Трудовая книжка. Судебные иски и правовое урегулирование.

  10

Жилищные права граждан РФ: государственные гарантии и реальная политика. Правовое регулирование в сфере недвижимости. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильём.

   1ч.

Лекция с элементами практикума. Работа в малых группах, решение и анализ правовых ситуаций.

К РФ. Жилищный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Карточки с заданиями.

 11

Права потребителя. Источники информации для потребителя. Закон «О защите прав потребителей». Реклама и её регулирование. Штриховое кодирование товара: код товара, символы.

   1ч.

Лекция с элементами беседы. Мозговой штурм. Практические задания по теме.

Закон РФ «О защите прав потребителей». Рекламные проспекты, издания периодической печати. Этикетки.

 12

Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг. Если товар ненадлежащего качества. Защита прав потребителя. Требования к качеству услуг. Ответственность исполнителя.

  1ч.

Практикум: сюжетно-ролевая игра «Защити свои права». Лекция с элементами беседы.

Образцы претензионного и искового заявлений. Законы «О защите прав потребителей» и

«О рекламе».

  13

Уголовное право. Основы уголовного законодательства. Порядок судебного разбирательства. Система судебной защиты прав человека. Правонарушения. Юридическая ответственность и её виды.

   1ч.

Лекция с элементами беседы. Просмотр телепередачи «Суд идёт» и разбор порядка проведения судебного процесса. Составление схемы.

УК  РФ. К РФ. Обзор прессы.

  14

Несовершеннолетние  в  системе уголовного  законодательства. Молодёжь и правонарушения. Подростковая преступность в Тульской области, Киреевском районе. Как не стать жертвой преступления.

  1ч.

Беседа. Пресс-конференция. Встреча с ИПН. Разбор ситуаций и статистика.

Подбор вопросов для социального опроса. Решение проблемных ситуаций.

  15

Основы административного законодательства. Административные проступки и их классификация. Административная ответственность.  «Я подам на вас в суд»!

   1ч.

Лекция с элементами беседы. Правовая игра «Суд над хулиганством».

Работа в парах «клиент-адвокат».

Административный кодекс РФ. Административные нормы в Тульской области. Составление заявления в суд.

 16

Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт Президенства.  Правоохранительные  органы.

  1ч.

Работа со схемами. Анализ конспекта.

К РФ. Тестирование по теме.

  17

Обобщение по курсу

 «Я гражданин России».

   1ч.

Правовая игра «Турнир знатоков права».

Конкурсы: а) «Права человека»;

 б) «Юридическая консультация»; в) «Всякая всячина»; г) «Правонарушения и юридическая ответственность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс: "Наркомания подростков"

Этот элективный курс посвящён актуальной проблеме нашего времени- наркомании. Он предназначен для учащихся 10-х классов по английскому языку. В материале использованы картинки наркоманов, даны специал...

Дополнительная общеобразовательная программа: "Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением" 5-9 класс

Сдерживание  вовлечения  подростков  в  прием психоактивных  веществ  за  счет  пропаганды  здорового  образа  жизни, формирования...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...