Программа элективного курса "Правовой багаж подростка"
элективный курс по обществознанию (9 класс)
Программа элективного курса "Правовой багаж подростка"(пояснительная записка, КТП)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoy_bagazh_podrostka-elektivnyy_kurs.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращение его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а следовательно, включение в учебные программы различных правовых курсов. Программа курса «Правовой багаж подростка» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. В настоящее время ,когда многие традиционные нравственные ценности утратили свой смысл, в среде молодёжи всё больше распространяется правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но, как ни парадоксально, возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытости по отношению к окружающим людям, защиты своих собственных прав и уважение прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирование его гражданственности и личностного развития. Дети являются самой незащищённой частью общества. Школа призвана защищать интересы ребёнка и давать ему навыки самозащиты, способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения человеческих прав и законов нашей страны. Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защищать себя ,отстаивая свои права.
II. Принципы отбора содержания материала программы:
-системность;
-научность;
-доступность;
-возможность практического применения полученных знаний;
-реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.
Данный курс даёт учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения ,опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоёв населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.
III. Цели курса:
1) Способствовать развитию правовой культуры обучающихся на основе усвоения ими основных правовых норм.
2) Заинтересовать обучающихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций;
3) Воспитать у обучающихся уважения к праву и закону;
4) Развитие гражданского самосознания учащихся, политического мышления и культуры;
5) Воспитание патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны;
6) Воспитание современного цивилизационного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России;
7) Формирование у учащихся знаний и умений грамотного поведения и защиты своих прав как потребителей в различных рыночных ситуациях.
IV. Задачи курса:
1) Формирование правовой культуры и гражданской грамотности посредством изучения норм общественной жизни и законов ,её регулирующих;
2) Развитие у подростков социальной активности, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни; 3).Профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования у него твёрдого убеждения в том, что прав не существует без обязанностей;
4) Формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности;
5) Знакомство подростков с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходиться сталкиваться в жизни;
6) Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
7) Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
V.Формы организации учебной деятельности:
- лекции;
- практикумы;
- сюжетно-ролевые игры;
- беседы;
- дискуссии;
- тестирование;
- решение практических задач;
- анкетирование;
- взаимоконтроль;
- тренинги; самопознание;
- творческие импровизации;
- моделирование жизненных ситуаций;
VI. Предполагаемые результаты изучения курса:
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться :
- знания и представления о нормах современного российского законодательства;
- знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
- коммуникативные способности;
- способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
№ п/п | Содержание обучения, разделы, темы | Кол-во часов/Дата | Формы и приёмы обучения | Обеспечение |
1. | Это важное слово «власть». Её происхождение и виды. Как устроена власть в моей стране? Символы моей страны. Р.К. Символика Тульской области, Киреевского района, города Болохово. | 1ч. | Беседа, работа с раздаточным материалом (схемы).Работа с Преамбулой Конституции РФ. Сообщения учащихся (устный журнал). | Тесты; игровое задание; К РФ; презентация» Символы России и Тульского края»; репродукции и рисунки учащихся. Творческое задание «Мы все немножечко герольды». |
2. | Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать». Роль права в жизни человека и общества. Признаки, функции права. Формы государства (формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима). | 1ч. | Дискуссия по вопросам: а). «Лгут только одни негодяи» (Ф.М.Достоевский); б).Богатеют только те ,кто ворует… Эссе: «Чтобы не нарушать моральные нормы и законы, я должен…» Работа в малых группах. | Подбор пословиц; Составление схемы «Источники права». Тесты, правовые ситуации. Устав Тульской области. Устав школы. Локальные законодательные акты. |
3. | Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политический режим и идеология. Местное самоуправление. Политическая культура. Паспорт гражданина РФ. | 1ч. | Лекция с элементами беседы. Работа со схемами. | Тесты. Работа над проектом «Портрет идеального политика». Викторина «Знаешь ли ты свой паспорт?» |
4. | Гражданское общество. Правовое государство и его принципы. Человек в политической жизни. | 1ч. | Лекция с элементами беседы. Составление таблицы. | Дискуссия: «Это меня не касается». Анализ источников, литературы, прессы. |
5. | Право на образование. Государственная политика в области образования. Доступность образовательных услуг. Мои права и обязанности в школе. Внешний вид ученика. | 1ч. | Лекция. Работа с законодательными актами. Мозговой штурм «Доступность образовательных услуг». Проектная работа «Новая школа». | К РФ. Закон «Об образовании». Устав школы. Перспективы модернизации образования. Защита проекта. |
6. | Права человека. Международные документы по правам человека: декларации, пакты, конвенции. К РФ и права человека. Защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Гуманитарное право. Правовая культура. | 1ч. | Лекция с элементами беседы. Практическая работа с источниками. | К РФ. Декларация прав человека. Пакты. Конвенция о правах ребёнка. Тесты. |
7. | Семейное право. Правовые основы брака и семьи. Регистрация и расторжение брака. Брачный договор. Личные и имущественные права супругов. | 1ч. | Лекция с элементами беседы. Сюжетно-ролевая игра. Работа в парах. Дискуссия. | К РФ. Семейный кодекс РФ. Тесты. Правовые ситуации. Подбор литературы ,пословиц |
8. | Я и семья. Планирование семьи. Проблемы современной семьи и её роль в обществе. Женщина и мужчина в семье. Родители и дети. Права и обязанности родителей и детей. | 1ч. | Круглый стол. Инсценирование. Работа в парах и группах. Деловая игра-дискуссия. Проект «Современная семья». | Экспресс-опрос. Моделирование и решение проблемных ситуаций. Защита проекта. Зачёт по теме. |
9. | Трудовое право. Работники и работодатели на рынке труда. Правила поведения в трудовой сфере. Подросток и право на труд. Современные требования к работнику(социальный заказ). | 1ч. | Лекция с элементами беседы. Сюжетно-ролевая игра «Расторжение трудового контракта». Практическая работа с заданиями. | К РФ. Трудовой кодекс РФ. Образцы трудового договора. Трудовая книжка. Судебные иски и правовое урегулирование. |
10 | Жилищные права граждан РФ: государственные гарантии и реальная политика. Правовое регулирование в сфере недвижимости. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильём. | 1ч. | Лекция с элементами практикума. Работа в малых группах, решение и анализ правовых ситуаций. | К РФ. Жилищный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Карточки с заданиями. |
11 | Права потребителя. Источники информации для потребителя. Закон «О защите прав потребителей». Реклама и её регулирование. Штриховое кодирование товара: код товара, символы. | 1ч. | Лекция с элементами беседы. Мозговой штурм. Практические задания по теме. | Закон РФ «О защите прав потребителей». Рекламные проспекты, издания периодической печати. Этикетки. |
12 | Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг. Если товар ненадлежащего качества. Защита прав потребителя. Требования к качеству услуг. Ответственность исполнителя. | 1ч. | Практикум: сюжетно-ролевая игра «Защити свои права». Лекция с элементами беседы. | Образцы претензионного и искового заявлений. Законы «О защите прав потребителей» и «О рекламе». |
13 | Уголовное право. Основы уголовного законодательства. Порядок судебного разбирательства. Система судебной защиты прав человека. Правонарушения. Юридическая ответственность и её виды. | 1ч. | Лекция с элементами беседы. Просмотр телепередачи «Суд идёт» и разбор порядка проведения судебного процесса. Составление схемы. | УК РФ. К РФ. Обзор прессы. |
14 | Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства. Молодёжь и правонарушения. Подростковая преступность в Тульской области, Киреевском районе. Как не стать жертвой преступления. | 1ч. | Беседа. Пресс-конференция. Встреча с ИПН. Разбор ситуаций и статистика. | Подбор вопросов для социального опроса. Решение проблемных ситуаций. |
15 | Основы административного законодательства. Административные проступки и их классификация. Административная ответственность. «Я подам на вас в суд»! | 1ч. | Лекция с элементами беседы. Правовая игра «Суд над хулиганством». Работа в парах «клиент-адвокат». | Административный кодекс РФ. Административные нормы в Тульской области. Составление заявления в суд. |
16 | Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт Президенства. Правоохранительные органы. | 1ч. | Работа со схемами. Анализ конспекта. | К РФ. Тестирование по теме. |
17 | Обобщение по курсу «Я гражданин России». | 1ч. | Правовая игра «Турнир знатоков права». | Конкурсы: а) «Права человека»; б) «Юридическая консультация»; в) «Всякая всячина»; г) «Правонарушения и юридическая ответственность». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Элективный курс: "Наркомания подростков"
Этот элективный курс посвящён актуальной проблеме нашего времени- наркомании. Он предназначен для учащихся 10-х классов по английскому языку. В материале использованы картинки наркоманов, даны специал...
Дополнительная общеобразовательная программа: "Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением" 5-9 класс
Сдерживание вовлечения подростков в прием психоактивных веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...