рабочая программа по праву в 9 классе
рабочая программа по праву (9 класс) на тему
Правовое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. Более широко курс представлен в основной и старшей школе, что создает предпосылки, обеспечивающие правовую социализацию учащихся, охватывающую весь период от 11 до 17 лет. На этапе основного общего образования «Право» изучается в качестве модуля в рамках интегрированного учебного предмета «Обществознание», на который из общего объема учебного времени отводится не менее 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Нормативное обеспечение
Преподавание учебного предмета «Право» в основной школе (9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г.)
- Примерная программа основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) МО РФ, 2014 г.
- Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. 5-е изд. – М.: «Просвещение».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.11.2008 г. № АФ-357/03 «О проведение в образовательных учреждениях Российской Федерации мероприятий, посвященных Конституции РФ»
- Организация процесса обучения.
Правовое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. Более широко курс представлен в основной и старшей школе, что создает предпосылки, обеспечивающие правовую социализацию учащихся, охватывающую весь период от 11 до 17 лет. На этапе основного общего образования «Право» изучается в качестве модуля в рамках интегрированного учебного предмета «Обществознание», на который из общего объема учебного времени отводится не менее 35 часов.
На ступени основного общего образования в соответствии с концепцией гимназии предметы образовательной области «Обществознание» изучаются на разном уровне. В качестве пропедевтики социально-гуманитарного и социально-экономического профилей, с целью подготовки к изучению на старшей ступени предмета «Обществознание» на профильном уровне, «Право» введено в учебный план школы в качестве самостоятельного предмета для учащихся 9-го класса. Общий объем учебных часов, отведенных на изучение права для данной группы учащихся, составляет 35 часов. Календарно-тематический план включает в себя основное содержание всех разделов курса с указанием бюджета времени на их изучение и учитывает структуру учебно-методического комплекта. При планировании курса учтено количество учебных недель.
Преподавание права, с учетом новых тенденций в обновлении содержания образования, основывается на ценностном подходе, деятельностном освоении правовых механизмов, средств и способов действия.
При освоении правового содержания стандарта в основной школе особое внимание уделяется правам, обязанностям и ответственности несовершеннолетних; правилам поведения в семье, на улице, в школе, в конфликтных ситуациях; ситуациях, типичных для соответствующего возраста; приемам поиска необходимой информации и т.п.
Обучение строится на основе современных образовательных технологий, личностно-ориентированного и деятельностного подхода, которые предполагают учет интересов личности, уровня развития его способностей, повышающие мотивацию к обучению, формирующие устойчивую учебную самостоятельность обучающихся, создают основу для повышения качества подготовки по предмету. Для организации учебного процесса используют технологии развивающего, разноуровневого обучения, игровые, здоровьесберегающие технологии, исследовательские методы, групповые формы обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Основными приемами и методами в обучении праву являются обучение в сотрудничестве (Cooperative learning), метод анализа конкретных ситуаций (Case-studies), методический прием «Интеллект-карта». Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков, как учебных, так и гражданских.
До 25 % учебного времени отведено на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобретать опыт познавательной и практической деятельности. Формы практических и лабораторных занятий выбираются в соответствии с темой урока, рекомендациями инструктивно-методического письма.
Минимальный набор практических работ по праву может включать следующие формы:
- критическое восприятие и осмысление разнородной правовой информации, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ юридических явлений и событий;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы правового знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- осуществление учебно-исследовательских работ по правовой проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных правовых проблем.
Внеурочная деятельность по предмету включает в себя подготовку и участие в различных конкурсах, правовых олимпиадах. Участие в школьных, районно-городских, областных этапах Всероссийской олимпиады школьников по праву позволяет стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, содействует выявлению школьников, проявляющих особые способности к предмету, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений по экономике.
- Учебно-методическое обеспечение.
В качестве учебно-методический комплекса используется электронное учебное пособие Певцовой Е.А., Микова П.В., Лимоне П., Ансалони Д. «Право в нашей жизни. 9 класс (учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010г. —304 с.
Учебно-методическое обеспечение элективных курсов представлено следующими учебными пособиями:
1. Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка – М., Русское слово, 2009
2. Основы потребительских знаний. Под.ред. П.Крючковой. ООО Издательство «Вита-Пресс», 2010 г.
3. Сборник методических рекомендаций, разработок учебных занятий и внеклассных мероприятий «Главные праздники Современной России и Малой Родины», посвященных Дню Конституции РФ (12 декабря), а также Дню России (12 июня), Дню образования Республики Саха (Якутия)) и Дню города Якутска (сенябрь)
При подготовке к олимпиадам используются обновленные учебно-методические комплексы по праву, предметные журналы «Основы государства и права», «Право в школе» и электронные информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант-плюс»,
В дополнение к учебным пособиям используются дидактические и контрольно-измерительные материалы, методические пособия. Кроме того, в учебном процессе задействованы цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет.
- Требования к уровню подготовки.
Общие требования к уровню подготовки учащихся по праву представлены в Примерной программе. Требования к уровню подготовки по отдельным разделам и темам курса представлены в календарно-тематическом планировании.
- Система оценивания уровня сформированности умений и навыков. Характеристика КИМов.
В правовом образовании необходим комплексный подход к системе оценивания. Оно должно быть направлено не только на выявление, в какой мере учащиеся усвоили знания, но и на выявление способности использовать их на практике. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, используются методы социологического исследования: самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни. Критериями оценивания достижений учащихся в изучении права являются: объективность, адекватность, значимость, открытость, доступность.
Уровень сформированности знаний и умений учащихся по праву оценивается при помощи лабораторно-практических работ, контрольных тестовых работ, устных зачетов, которые проводятся в разной форме.
Контрольно-измерительные материалы (тесты и практикумы) составлены на основе КИМов, используемых для итоговой аттестации и содержат задания базового, повышенного и высокого уровня сложности.
При выполнении контрольных тестовых и практических работ и для получения отметки необходимо набрать соответствующее количество баллов:
«2» - < 35%
«3» – 35-60%
«4» – 61-80%
«5» - 81-100%
При оценке устных ответов учащихся учитываются:
- степень осознанности, понимания изученного,
- полнота и правильность ответа,
- языковое оформление ответа с точки зрения норм естественного литературного и обществоведческого языков.
При устном ответе для получения отметки:
«5» – ученик
* демонстрирует высокую степень осознанности, понимание изученного;
* полно, грамотно и логично излагает материал, в том числе с точки зрения языковых норм;
*обосновывает теоретические положения и собственную точку зрения, используя различные аргументы; иллюстрирует социальные явления примерами из истории, социального и личного опыта;
* дает адекватную оценку социальным явлениям;
* предлагает творческое решение поставленных задач и проблем.
«4» – ученик:
* демонстрирует знание и понимание материала,
* полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий, характеристику явлений и процессов;
* может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры;
* затрудняется в оценке социальных явлений;
* излагает материал правильно с точки зрения языковых норм, но допускает недочеты в последовательности и языковом оформлении сказанного;
«3» – ученик:
* обнаруживает знание и понимание материала;
* излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке;
* не умеет достаточно доказательно обосновывать свои суждения;
* затрудняется в иллюстрации социальных явлений примерами или ограничивается житейским опытом;
* излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении;
«2» – ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, свойств, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
«5», «4», «3» – может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Итоговые оценки
Решающим при определении итоговой оценки считается фактическая подготовка ученика по всем показателям ко времени выведения оценки. Преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения правовыми знаниями и умениями. Итоговая отметка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных работ, практических работ, зачетов оценивалось баллом «2».
Однако для стимулирования серьезного отношения учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года при выведении итоговых отметок учитываются результаты их текущей успеваемости.
Календарно-тематическое планирование. Право. 9 класс.
№ п/п | Сроки | Тема учебного занятия | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности | Материал основных учебных пособий , Д/З | |||||
предметные | метапредметные | |||||||||
Тема 1. Система и структура права. 8 часов. | ||||||||||
1. | 1 неделя | Вводный урок. Право в системе социальных норм. | Сущность права. Мораль и право. | Уметь работать с учебной информацией, ставить цель и планировать свои учебные действия. | Лабораторно-практическое занятие с адаптированными текстами | Тема 2., стр.23-30 | ||||
2-3. | 2 -3 неделя | Система права. | Источники права. Основные отрасли права. Институты права. Норма права. | Уметь систематизировать информацию. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся. | Лабораторно-практическое занятие с адаптированными текстами | Тема 3. Схема «Источники права» | ||||
4. | 4 неделя | Правоотношения | Сущность понятия «правоотношения». Субъекты правоотношений. Условия возникновения правоотношений. | Уметь систематизировать информацию. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся. | Тема 2., стр. 30 - 42 | |||||
5 | 5 неделя | Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних | Сущность и содержание понятий «правоспособность» и «дееспособность». Содержание дееспособности несовершеннолетних. | Уметь систематизировать информацию. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся. | Лабораторно-практическое занятие с адаптированными текстами и юридическими источниками. ГК РФ ст.26,28,27 Таблица «Дееспособность несовершеннолетних» | Тема 2., стр. 30 – 42, Задачи. | ||||
6. | 6 неделя | Правонарушения. | Понятие «правонарушение» Признаки правонарушений. Называть и сравнивать виды правонарушений. | Уметь работать с учебной информацией, ставить цель и планировать свои учебные действия. | Схема: Виды правонарушений. Практикум | Тема 14 стр. 242-243 Тема 15 стр.254-257 | ||||
7. | 7 неделя | Юридическая ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних | Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности | Уметь систематизировать информацию. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся. | Лабораторно-практическое занятие. Таблица Юридическая ответственность | Тема 11 стр. 196-197 Тема 14, стр. 243 Тема 15, стр. 263 - 264 | ||||
8. | 8 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Система и структура права» | Формировать умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Уметь осуществлять контроль своей деятельности. |
Контрольный тест. | ||||||
Тема 2. Основы конституционного права. 8 часов. | ||||||||||
9. | 9 неделя | Конституция – основной закон государства. | Особенности Конституции как источника права. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя | Уметь систематизировать информацию. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся. | Лабораторно-практическое занятие. | Тема 5. стр. 77-82 Конституция. Преамбула, глава 1. | ||||
10. | 10 неделя | Гражданство в России. | Гражданство в РФ. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся. | Практическая работа «Заполни пропуск в тексте» (на основе рассказа учителя и презентации) | Тема 5 стр. 89-90 | ||||
11-12 | 11-12 неделя | Правовой статус гражданина РФ. | Сущность понятия «права человека». Группы прав человека. Права и обязанности гражданина РФ. Защита прав. | Уметь систематизировать информацию. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся. | Лабораторно-практическое занятие с текстом Конституции | Тема 6. Конституция гл.2. | ||||
13 | 13 неделя | Система органов государственной власти в РФ | Знать и называть органы государственной власти РФ, знать порядок формирования и функции органов государственной власти. | Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся. | Практическое занятие. Схема «Система органов государственной власти в РФ» | Тема 5. стр. 82-88 Конституция гл 4-6. ст. | ||||
14-15 | 14-15 неделя | Местное самоуправление в РФ | Знать особенности организации местного самоуправления в РФ. Называть формы, функции и назначение органов МСУ. Знать органы местного самоуправления города Троицка. | Уметь систематизировать информацию. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом , давать отзывы на ответы других учащихся. | Лабораторно-практическое занятие с текстом Конституции. | Тема 5. стр. 88-89 | ||||
16. | 16 неделя | Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы конституционного права». | Формировать умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Уметь осуществлять контроль своей деятельности. |
Контрольный тест. | ||||||
Основные отрасли и институты права. | ||||||||||
17 | 17 неделя | Административное право. | Административное право – регулятор общественных отношений в сфере управления. Административное правонарушение. Административный проступок. | Уметь работать с учебной информацией, ставить цель и планировать свои учебные действия. | Практикум. Решение задач, анализ ситуаций, заполнение рабочих схем или интеллект-карт | Тема 14 | ||||
18-19 | 18-19 неделя | Уголовное право. | Содержание уголовных правоотношений. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Виды преступлений. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | Сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способ-ность к самостоя-тельной, творческой и ответственной деятель-ности. Формировать устойчивый позна-вательный интерес. | Интеллект-карта Практикум. Решений задач. | Тема 15 | ||||
20 | 20 неделя | Гражданское право. Субъекты и объекты гражданских прав. | Гражданские правоотношения. Юридические и физические лица. Объекты гражданских прав. Договор и сделки. | Формировать умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Уметь осуществлять контроль своей деятельности | Лабораторно-практическое занятие Интеллект-карта | |||||
21-22 | 21-22 неделя | Имущественные права и личные неимущественные права. | Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право интеллектуальной собственности. Способы защиты имущественных и личных неимущественных прав. | Уметь систематизировать информацию. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Лабораторно-практическое занятие Интеллект-карта | Тема 11 | ||||
23 | 23 неделя | Права потребителей. | Характеристика потребителя. Регулирование отношений потребителей, продавцов, производителей и т.п. Основные права потребителей | Уметь работать с учебной информацией, ставить цель и планировать свои учебные действия | Тема 10 | |||||
24 -25 | 24 -25 неделя | Семейное право. | Правовые основы брака. Порядок и условия заключения брака. Брачный договор. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. | Уметь участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.Формировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. | Лабораторно-практическое занятие. Интеллект – карта. | Тема 8 стр. 144-151 | ||||
26 | 26 неделя | Законодательство в сфере образования. | Закон РФ «Об образовании». Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в РФ. | Уметь систематизировать информацию. Уметь давать развернутый ответ на вопрос, работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся. | Лабораторно-практическое занятие. | Тема 12 | ||||
27 -28 | 27 неделя | Трудовое право. | Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. | Уметь участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. Формировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. | Лабораторно-практическое занятие. Интеллект-карта. | Тема 7 | ||||
29 | 29 неделя | Понятие и система международного права. Международное гуманитарное право. | Сущность, основные нормативные документы. Международная защита прав человека в условиях мирного времени. Европейская система защиты прав человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. | Уметь работать с учебной информацией, ставить цель и планировать свои учебные действия. | Деловая игра. | Тема 16 | ||||
30 | 30 неделя | Защита права | Судебная система РФ, субъекты процессуального права. | Уметь участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. Формировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. | Тема 13 | |||||
31 | 31 неделя | Законодательство региона. | Основные законодательные акты региона. | |||||||
32 | Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме "Основные отрасли права" | Формировать умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Уметь осуществлять контроль своей деятельности. |
Контрольный тест. | |||||||
33-35 | Предэкзаменационное повторение. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по праву 10 класс
Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...
рабочая программа по праву 10 класс
Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по праву 10 класс профиль
Рабочая программа по праву 10 класс (профиль)...
Рабочая программа по праву 11 класс профиль по учебнику А.Ф. Никитина
Рабочая программа по праву 11 класс профиль по учебнику А.Ф. Никитина 2 часа (зеленый учебник)...
Рабочая программа по праву 11 класс
Настоящая программа по праву составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы...
Рабочая программа по праву 10 класс
Рабочая программа по праву профильный уровень 10 класс...
рабочая программа по праву 11 класс
Рабочая программа курса разработана на основе Примерной программы по праву , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (пол...