Рабочая программа по праву 10 класс
рабочая программа по праву (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждено»
на заседании ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №4»
гуманитарного цикла. МБОУ «СОШ№4»
Руководитель ШМО __________/Л.Н.Гришина/ _____________/Ю.В. Гаврилов /
_________/О.Н.Якупова./ Приказ №534/5 от «31»августа 2013г.
Протокол № 1 «27» августа 2013 г.
от «23» августа 2013г.
Рабочая программа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан.
Якуповой Ольги Николаевны,
учителя истории и обществознания
первой квалификационной категории
по праву в 10 классе
(профильный уровень)
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по праву для 10 класса (профильный уровень) составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень), приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089.
-Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по праву, Министерства образования и науки РФ, 2004 г; созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- БУП 2013 года, приказ № 4165/5 от 10.07.2012 г. « Об утверждении БУП ОУ РТ, реализующих программу среднего (полного) общего образования».
-Учебного плана МБОУ СОШ №4 на 2013/2014 учебный год, утвержденного на педагогическом совете, протокол № 1 от 29.08.2013 года.
- Письма МО и Н РТ № 7831/9 от 2009 г. «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году»
Общая характеристика учебного предмета.
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Основные содержательные линии программы курса права для 10 класса общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; правосудие.
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Цель обучения: развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права
Задачи:
- способствовать подготовке учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве;
- расширить возможности правовой социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
- овладеть умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере;
- сформировать умения самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и Региональный учебный план на 2013-2014 учебный год отводят для обязательного изучения учебного предмета «Право»
в 10 классе на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне 70 часов (2часа в неделю) из расчета 35 рабочих недель в год. Таким образом, рабочая программа по обществознанию рассчитана на 70 часов в год. Курс состоит из разделов: Теория государства и права, Отрасли право (конституционное право). Примерная программа конкретизирует распределение часов на изучение каждого раздела и глав в конкретном разделе, из 70 часов учебного времени (в 10 классе) резерв согласно программе составляет учебных часов. Резерв используется как на увеличение часов, на изучение сложных и объемных тем, которые требуют детального изучения, так и на практическую работу
( анализ источников права, разбор юридических ситуаций, обсуждение актуальных вопросов юриспруденции и современной жизни) и на подготовку к сдаче ЕГЭ в виде решения и последующего разбора КИМ по темам.
Поэтому, используя резерв учебного времени, было увеличено количество часов на изучение разделов и глав в них
Раздел курса | Кол-во часов, согласно примерной программе | Кол-во часов, согласно рабочей программе |
Раздел 1. Теория государства и права | 44 часа | |
Глава 1. Право и государство. | 10 часов | 10+2 |
Глава 2. Система и структура права | 10 часов | 10+2 |
Глава 3. Правотворчество и правоприменение | 7 часов | 7+2 |
Глава 4. Правоотношения | 4 часа | 4+1 |
Глава 5. Правонарушения и юридическая ответственность. | 5 часов | 5+1 |
Глава 6. Право и личность. | 5 часов | 5 |
Глава 7. Основные правовые системы современности | 3 часа | 3 |
Раздел 2. Отрасли права Глава 1. Конституционное право | 12 часов 12 часов | 12+1+1 |
Глава 2. Экологическое право | 3 часа | 3 часа |
1- обобщения | ||
59 часов | 59 часов + 11часов из резерва |
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока. | Количество часов. | Дата проведения | Примечания | |
План | Факт | ||||
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА | |||||
Право и государство | |||||
1-2 | Происхождение права. Место права в системе социального регулирования общества. | ||||
3-4 | Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права. | ||||
5-6 | Происхождение государства. Понятие и функции государства. | ||||
7-8 | Формы государства: формы правления. | ||||
9 | Формы государства: формы государственного устройства. | ||||
10-11 | Формы государства: политический режим. | ||||
12 | Семинар по теме: «Правовое государство: миф или реальность?» | ||||
Система и структура права | |||||
13-14 | Право и основные теории его понимания. | ||||
15-16 | Нормы права. Источники (формы) права. | ||||
17-18 | Закон и подзаконный акт. | ||||
19 | Практическая работа: анализ информации СМИ и правовых источников. | ||||
20-21 | Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. | ||||
22-23 | Основные отрасли права. | ||||
24 | Решение заданий по теме: Теория государства и права. (КИМ подготовка к ЕГЭ). | ||||
Правотворчество и правоприменение | |||||
25-26 | Правотворчество. | ||||
27 | Семинар по теме « Можно ли создать идеальный закон» Анализ новых законов, принятых в РФ. | ||||
28-29 | Общие правила применения права. Толкование права. | ||||
30-31 | Правоприменительная практика. | ||||
32 | Правопорядок. | ||||
33 | Практическая работа по правовым заданиям | ||||
Правоотношения | |||||
34 | Понятие правоотношений. | ||||
35-36 | Структура правоотношений и их виды. | ||||
37 | Юридические факты. Юридический конфликт. | ||||
38 | Решение заданий по теме Правоотношения и правовая культура. (КИМ подготовка к ЕГЭ). | ||||
Правонарушения и юридическая ответственность. | |||||
39 | Понятие правонарушения | ||||
40-41 | Виды правонарушений. | ||||
42-43 | Понятие и виды юридической ответственности. | ||||
44 | Семинар по теме: Как предотвратить правонарушения в обществе?» | ||||
Право и личность | |||||
45-46 | Понятие прав и свобод человека. | ||||
47 | Юридические механизмы защиты прав человека. Законные интересы | ||||
48 | Правомерное поведение. | ||||
49 | Правосознание и правовая культура. | ||||
Основные правовые системы современности | |||||
50 | Англо-саксонская, романо-германская правовая система | ||||
51 | Мусульманская правовая система | ||||
52 | Особенности российской системы права. | ||||
ОТРАСЛИ ПРАВА | |||||
Конституционное право | |||||
53-54 | Основы конституционного строя Российской Федерации. | ||||
55 | Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. | ||||
56 | Конституционные обязанности. | ||||
57 | Гражданство Российской Федерации | ||||
58 | Федеративное устройство Российской Федерации. | ||||
59 | Президент Российской Федерации | ||||
60-61 | Федеральное собрание Российской Федерации. | ||||
62-63 | Органы исполнительной власти Российской Федерации. | ||||
64 | Судебная система Российской Федерации. | ||||
65 | Правоохранительные органы, их виды и полномочия. | ||||
66 | Решение заданий по теме Конституционное право (КИМ подготовка к ЕГЭ). | ||||
Экологическое право | |||||
67 | Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. | ||||
68 | Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. | ||||
69 | Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. | ||||
70 | Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу: Право 10 класс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по праву в 10 классе
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....
Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.
Рабочая программа по курсу "Право" в 11 классе....
Рабочая программа по праву для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...
Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....
рабочая программа по праву 10 класс
Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...
Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....
рабочая программа по праву 10 класс
Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....