Рабочая программа по праву 10 класс
рабочая программа по праву (10 класс) по теме
В данном разделе размещены рабочие программы по предметам, которые я преподаю в 2015-2016 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
право 10 класс | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Право (10 класс – профильный уровень)
Рабочая программа курса «Право» для учащихся 10 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы А.И.Матвеева «Право» 10-11 классы (профильный уровень), ориентированной на Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень), отражает особенности структуры и содержания учебников «Право» для учащихся 10 и 11 классов, подготовленных авторским коллективом под рук. Боголюбова Л.Н. 10—11 классы. Рассчитана на 140 часов (2 часа в неделю в 10 классе и 2 часа в 11 классе).
Нормативно-правовая основа рабочей программы по праву:
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции от 19 октября 2009 года № 427).
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г. (в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации»).
- Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» № 253 от 31 марта 2014 г.
- Учебный план образовательного учреждения на 2015-2016 год .
- Годовой календарный график образовательного учреждения на 2015 - 2016 учебный год.
Программа профильного курса «Право» обеспечивает на уровне средней школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит выпускников с современным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности.
Каждая из частей курса включает 30 содержательных подтем. В соответствии с программой, на изучение отдельной подтемы рекомендуется выделять по 2 ч (итого 60 ч), а оставшееся время (10 ч) использовать для повторения. Такое распределение учебных часов является примерным. Учитель имеет возможность самостоятельно планировать время, необходимое для изучения той или иной подтемы (оставаясь в рамках 70 ч, отведенных на учебный год).
Изучение права на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей[1]:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Опыт познавательной и практической деятельности
- ознакомление со спецификой профессиональной юридической деятельности, основными юридическими профессиями;
- самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации;
- сравнительный анализ правовых понятий и норм; объяснение смысла конкретных норм права, характеристика содержания текстов нормативных актов;
- оценка общественных событий и явлений, действий людей с точки зрения их соответствия законодательству;
- выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права;
- использование норм права при решении учебных и практических задач; осуществление исследований по правовым темам в учебных целях; представление результатов самостоятельного учебного исследования, ведение дискуссии;
- самостоятельное составление отдельных видов юридических документов;
- выполнение ролей адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях;
- анализ собственных профессиональных склонностей, способов их развития и реализации.
Формами промежуточной аттестации являются контрольные, семинары, лабораторные и практические работы.
Цели курса:
- формирование углубленного интереса к праву;
- создание основы для становления правовой компетенции обучающихся и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
а) в области познавательной деятельности – умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
б) в области информационно-коммуникативной деятельности – поиск новой информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной; передача содержания информации адекватно поставленной цели; критическое оценивание достоверности полученной информации; умение давать определения, приводить доказательства, владеть навыками публичных выступлений;
в) в области рефлексивной деятельности – понимание ценности образования как средства развития личности.
Выпускник должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска, первичного анализа и использования правовой информации при обращении в надлежащие органы за помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.
Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 2часа в неделю (68 (70) часов).
Название раздела, темы ( № п/п ) | Всего часов |
10 класс | |
Тема 1. Право и государство | 13ч |
Тема 2. Форма и структура права | 13ч |
Тема 3. Правотворчество и правореализация | 17ч |
Тема 4. Право и личность | 9 ч |
Тема 5. Основы конституционного права | 15ч |
Государство и право (итоговое повторение) | 1 (3) часа |
итого | 68 (70) часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧАСТЬ I 10 класс (70 ч)
Тема 1. Право и государство[2] (13 ч)
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при первобытно-общинном строе. Ранние формы права и государства.
Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве.
Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.
Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.
Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.
Повторительно-обобщающий урок
Тема 2. Форма и структура права (13 ч)
Место права в системе социального регулирования общества. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы.
Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы.
Формы (источники) права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Законные интересы. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право. Нормы и основные отрасли права в России.
Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.
Повторительно-обобщающий урок
Тема 3. Правотворчество и правореализация (17 ч)
Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.
Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Общие правила применения права. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.
Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.
Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правопорядок. Гарантии законности и правопорядка.
Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность права.
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.
Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды. Юридический конфликт.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы, их виды и полномочия
Повторительно-обобщающий урок
Тема 4. Право и личность (9 ч)
Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.
Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.
Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.
Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека.
Повторительно-обобщающий урок (практикум)
Тема 5. Основы конституционного права (15 ч)
Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства.
Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства.
Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в Российской Федерации. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу.
Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
Государство и право (итоговое повторение)
Учебно-методический комплект
учебник:
Право: для учащихся 10 классов профильных средних учебных заведений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Е. А. Лукашовой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2007
Право: для учащихся 10 классов профильных средних учебных заведений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Е. А. Лукашовой, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2008
дополнительная литература:
- Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова. Человек и общество в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2006 г.;
- Н. М. Воскресенская, Н. В. Давлетшина. Демократия: государство, общество. - М.: Просвещение, 1997 г.;
- А. В. Ильин. Из истории права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002 г.;
- Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. Основы государства и права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002;
- А. Ф. Никитин. Обществознание 10-11 класс. М.: Просвещение, 2005 г.;
- А. Ф. Никитин. Правоведение 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2004 г.;
- А. Ф. Никитин. Основы права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2007 г.;
- В. О. Мушинский. Обществознание 10 класс. М.: Просвещение, 2002 г.;
- Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2005 г.;
- Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2006 г.;
- кодексы РФ;
- юридические справочники, словари, энциклопедии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАВО»[3] (10 класс, профильный уровень)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Информ. сопровождение | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||||
Тема 1. Право и государство (13 ч) | |||||||||
1 | Роль права в жизни человека и общества | 1 | Вводный урок | Урок -рассказ с элементами беседы | Система юридических наук. Мир юридических профессий. Роль права в жизни человека и общества | понятия: юриспруденция, предмет и методы науки, адвокат, нотариус, судья, юрисконсульт; Объяснять роль права в жизни человека и общества. Юриспруденция как наука, система юридических наук, специфика профессиональной юридической деятельности | |||
2 | Происхождение права и государства | 1 | Урок изучения нового материала | Урок - практикум | Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе | понятия: норма, социальная норма, система норм, обычай, ритуал, обряд, табу, обычное право, мононормы, присваивающее и производящее хозяйство, геронтократия, публичная власть; - происхождение государства и права. Называть признаки государства и государственности. Характеризовать основные положения теории происхождения государства и права. Сравнивать виды власти | |||
3-4 | Сущность права | 2 | Комбинированные уроки | лекция | Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве | Объяснять понятия: право, закон, социальное назначение права, соционормативная культура общества, правовая идея, правовое государство, правовые институты и ценности, система правовых учреждений. Характеризовать различные точки зрения в понимании права | |||
5-6 | Сущность государства | 2 | Комбинированные уроки | Урок -беседа | Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм государственной власти | Понятия: государство, законодательство, публичная власть, государственное управление, государственный аппарат, государственный суверенитет, механизм государственной власти. Характеризовать различные подходы к пониманию государства. Называть признаки государства, отличия государства от негосударственных организаций. Объяснять взаимосвязь государства и права | |||
7-8 | Формы государства | 2 | Комбинированный урок | Лекция. Самостоятельная работа с документами | Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим | Понятия: форма государства, форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, монархия, республика, абсолютная монархия, конституционная монархия, дуалистическая монархия, теократическая монархия, парламентская монархия, парламентская республика, президентская республика, смешанная республика, унитарное государство, федерация, симметричная и ассиметричная федерация, принцип построения федерации, конфедерация, демократия, анархический режим, охлократический режим, авторитарный режим, конструктивный и деструктивный авторитарный режим, тоталитарный режим. Сравнивать формы правления, формы государственного устройства, политические режимы | |||
9-10 | Функции государства | 2 | Комбинированные уроки | Урок -беседа | Функции государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства | понятия: функции государства, внутренние и внешние функции государства. Характеризовать внутренние и внешние функции государства. Приводить примеры реализации функций государства. | |||
11-12 | Гражданское общество, право, государство | 2 | Комбинированный урок | Лекция. Самостоятельная работа с документами | Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества. Взаимодействие гражданского общества, права и государства | понятия: гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, общественные объединения. Называть условия формирования гражданского общества, элементы гражданского общества. Сопоставлять элементы гражданского общества, характеризовать их роль в общественной жизни. Раскрывать взаимосвязь гражданского общества, права, государства | |||
13 | Право и государство | 1 | Повт. - обоб. урок | Основные понятия раздела «Право и государство» | Знать основные понятия раздела | ||||
Тема 2. Форма и структура права (13 ч) | |||||||||
14 | Место права в системе социального регулирования общества | 1 | Урок изучения нового материала | лекция | Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы | Понятия: норма, технические нормы, социальные нормы, моральные и другие нормы, правовой обычай, корпоративные нормы. Отличать характерные черты социально-технических норм и социальных. Называть социальные нормы, их типичные признаки, сравнивать их. Объяснять зависимость норм от уровня социально - экономического развития | |||
15 | Корпоративные нормы | 1 | комбинированный урок | Урок практикум | Корпоративные нормы | Знать общие черты норм права и норм общественных организаций. Уметь: выделять корпоративные нормы из других видов социальных норм; анализировать правовые документы, излагать и аргументировать собственные суждения | |||
16 | Норма права | 1 | Комбинированный урок | лекция | Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы | Объяснять понятия: норма права, гипотеза, диспозиция, санкция. Называть признаки нормы права, элементы структуры правовой нормы. Характеризовать основные виды правовых норм | |||
17 | Норма права | 1 | Урок обобщения и закрепления | практикум | Структура правовой нормы | Уметь находить правовую норму в нормативных актах, определять элементы структуры нормы права | |||
18-19 | Формы (источники) права. Законные интересы. Действие норм.-прав. актов в пространстве, во времени и по кругу лиц | 2 | Комбинированные уроки | Лекция. Урок – беседа. Работа с документами. | Система источников права. Норм.-прав. акты. Законные интересы. Действие норм.-прав. актов в пространстве, во времени и по кругу лиц | понятия: источник права, правовой обычай, обычай делового договора, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право, закон, подзаконный акт, федеральный конституционный закон, договор, локальный нормативный акт, дипломатический иммунитет. Уметь различать источники права, характеризовать их особенности. Объяснять правила, согласно которым законы вступают в силу | |||
20-21 | Система права | 2 | Комбинированные уроки | Лекция. Практикум | Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и методы правового регулирования. Основания деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право | Понятия: система права, отрасль права, институт права, материальное и процессуальное право, правовое регулирование, частное и публичное право, императивный и диспозитивный методы правового регулирования, система законодательства. Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования | |||
22 | История права | 1 | изучение нового материала | самостоятельная работа | Право древнего мира. Право средневековой Европы. Право Нового времени | Характеризовать источники права древности, средневековья, Нового времени | |||
23 | Развитие российского права. Нормы и основные отрасли права в России. | 1 | изучение нового материала | лекция | Развитие права в России IX - XIX в. Российское право в XIX - начале XX в. Советское право в 1917 - 1991 г. | Характеризовать особенности развития российского права на определенных этапах, важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси – России. Современное российское право | |||
24 | Правовые системы современности | 1 | изучение нового материала | лекция | Классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа | Понятия: правовая система. Характеризовать особенности правовых систем, сравнивать их | |||
25 | Основные этапы истории государства и права | 1 | Повторительно -обобщающий урок | практикум. | История развития права | Объяснять понятие «правовая система». Характеризовать источники права древности, средневековья, нового времени. Характеризовать особенности развития российского права на определенных этапах, важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси -России. Характеризовать особенности правовых систем, сравнивать их | |||
26 | Форма и структура права | 1 | Повт. обобщающий урок | Основные понятия раздела | Знать основные понятия раздела | ||||
Тема 3. Правотворчество и правореализация (17 ч) | |||||||||
27 | Правотворчество | 1 | Урок изучения нового материала | Урок-рассказ с элементами беседы | Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса | Объяснять понятия: правотворчество, законотворчество, законодательная инициатива, парламентское слушание. Называть принципы правотворческой деятельности. Характеризовать законодательный процесс | |||
28 | Правотворчество | 1 | обобщение и закрепление | практикум | Применение знаний в практической деятельности | ||||
29-30 | Реализация права. Общие правила применения права. Правоприменительная практика. Толкование права | 2 | Комбинированный урок Урок обобщения | Лекция. (практикум) | Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права | понятия: реализация права, акт применения права, коллизия. Называть формы реализации права. Характеризовать особенности правоприменительной деятельности, ее стадии. Приводить примеры проявления различных форм реализации права в повседневной жизни Правоприменительная практика. | |||
31 | Правоотношения | 1 | Комбинированный урок | Беседа | Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). | понятия: правоотношения, юридические факты, юридические действия, юридические события, фактический состав, правоспособность, дееспособность, правосубъектность, субъект права, объект правоотношений, содержание правоотношений, субъективное право, юридическая обязанность. Называть условия возникновения правоотношений. Приводить примеры правоотношений, юридических фактов. Объекты правоотношений. Содержание правоотношений | |||
32 | Правоотношения | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Урок (практикум) | Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. | Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений Уметь выделять элементы состава правоотношений в норме права, анализировать правовую ситуацию и разрешать спор | |||
33 | Законность и правопорядок | 1 | Урок изучения нового материала | лекция | Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка | понятия: законность, правопорядок, гарантии законности. Называть принципы законности, раскрывать их взаимосвязь. Называть гарантии законности. Приводить примеры нарушения законности и правопорядка. Иметь представление о связи законности с государством, с правом | |||
34 | Законность и правопорядок | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний | (практикум) | Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка | Уметь работать со СМИ, находить примеры проявления низкого и высокого уровня правопорядка в обществе. | |||
35-36 | Механизм правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность права. | 2 | Комбинированные уроки | Лекция. Беседа | Понятие механизма правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права | понятия: правовое регулирование, механизм правового регулирования, правовые средства, правомерное поведение, эффективность права, эффективные законы. Объяснять механизм правового регулирования, раскрывать его принципы. Называть элементы и характеризовать стадии механизма правового регулирования. Приводить примеры необходимого и желательного правомерного поведения. | |||
37-38 | Правосознание и правовая культура | 2 | Урок изучения нового материала | Лекция | Структура правосознания. Правовая культура как ступень развития правосознания. | Понятия: правовое сознание, правовая идеология, правовая культура, правовой нигилизм. Характеризовать элементы структуры правосознания. Раскрывать взаимосвязь права и правосознания. Приводить примеры проявления правосознания. | |||
39 | Правонарушения и юридическая ответственность. Юридический конфликт. | 1 | Комбинированный урок | Лекция. | Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды | понятия: правонарушение, преступление, проступок, юридическая ответственность, юридический конфликт, юридическое основание, презумпция невиновности. Знать классификацию правонарушений. Приводить примеры правонарушений. Раскрывать причины правонарушений. Знать виды юридической ответственности, приводить примеры. Раскрывать сущность принципа презумпции невиновности | |||
40 | Правомерное поведение. Правонарушение | 1 | Урок обобщения. Контрольно-проверочный урок | Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды | Уметь выбирать соответствующие закону формы поведения и действия в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом. Приводить примеры, рассматривать и указывать вид неправомерного деяния | ||||
41-42 | Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушения. Правоохранительные органы, их виды и полномочия | 2 | Урок изучения нового материала и закрепления знаний и умений | Лекция. Работа с документами. | Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы | Понятия: государственные органы, крайняя необходимость, необходимая оборона, вина, прямой и косвенный умысел, организованная преступность. Сравнивать преступление и проступок, называть признаки преступления. Характеризовать виды преступлений. Характеризовать полномочия правоохранительных органов. Использовать приобретенные знания и умения для определения способов защиты нарушенных прав, выбора соответствующих закону форм поведения | |||
43 | Правотворчество и правореализация | 1 | Итоговый урок | Закрепить знания, умения и навыки по разделу. Знать основные понятия раздела | |||||
Тема 4. Право и личность (9 ч) | |||||||||
44-45 | Право и личность Права человека | 2 | Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний и умений | Самостоятельная работа | Понятие и сущность прав человека, их естественный характер. Развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека | Понятия: естественные права человека, поколения прав. Иметь представление о развитии идей о правах человека. Знать классификацию прав человека. Знать содержание статей о правах и свободах человека. Понимать цели ограничения прав и свобод человека | |||
46-47 | Правовой статус личности | 2 | Урок изучения нового материала. Урок закрепления знаний и умений | Декция. Семинар | Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина | Объяснять понятия: правовой статус, лицо без гражданства, субъективные права и обязанности, общий правовой статус, специальный правовой статус, индивидуальный правовой статус. Называть элементы, составляющие правовой статус человека и гражданина, понимать их взаимосвязь. Объяснять разницу между правами человека и правами гражданина | |||
48 | Механизм защиты прав человека в РФ | 1 | Комбинированный урок | Практикум | Президент - гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы. | Понятия: юридический механизм защиты прав, правосудие, суды общей юрисдикции, подсудность, судебная инстанция, юрисдикция, апелляция, кассация, мировой суд, исковое заявление, истец, ответчик, доказательства, арбитражное судопроизводство, уполномоченный по правам человека, прокуратура, адвокатура, правозащитное движение. Характеризовать механизм реализации и защиты прав и свобод человека. Различать полномочия прокуратуры, адвокатуры, судов. Приводить примеры гарантий реализации основных конституционных прав всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации | |||
49 | Механизм защиты прав человека в РФ | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний | (практикум) |
| Уметь выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом, определять способы защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. | |||
50-51 | Международная защита прав человека | 2 | Комбинированные уроки |
Беседа. Самостоятельная работа. | Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия контрольных органов. Региональная система защиты прав человека | Понятия: международное право, ООН, Совет Европы, ОБСЕ, МГП. Знать содержание международных документов по защите прав человека. Знать органы и способы международно-правовой защиты прав человека. Понимать роль международных защитных организаций в защите прав человека. Характеризовать современное положение в области международного гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военного времени | |||
52 | Права человека и их защита | 1 | Итоговый урок | Семинар -практикум | Основные понятия раздела | Знать основные понятия раздела | |||
Тема 5. Основы конституционного права (15 ч) | |||||||||
53 | Основы конституционного права Конституционное право РФ | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция | Понятие конституционного права; структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства | Объяснять понятия: конституционное право, учение о конституции. Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Знать, что является предметом и методами конституционного права. Называть и характеризовать основные юридические признаки Конституции. Называть даты принятых в нашей стране конституций, характеризовать их особенности | |||
54 | Конституционное право РФ | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний (лабораторная работа) | Лекция | Структура Конституции РФ | Анализировать структуру Конституции, её содержание | |||
55 | Основы конституционного строя России | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с документами. Беседа. | Российская Федерация как демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства | Объяснять понятия: конституционный строй, лицензия, демократическое государство, принцип разделения властей, светское государство, социальное государство | |||
56 | Основы конституционного строя России | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний | Беседа. | Российская Федерация. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства | Анализировать текст Конституции. Характеризовать Российскую Федерацию как демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления | |||
57-58 | Система органов государственной власти в РФ | 2 | Комбинированные уроки | Практикум. Беседа. | Президент - глава государства. Федеральное собрание - представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, её органы | Объяснять понятия: орган государственной власти, компетенция, Федеральное собрание, правительство. Знать полномочия Президента РФ. Характеризовать основные органы законодательной, исполнительной и судебной власти | |||
59-60 | Система конституционных прав, свобод в РФ. Права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. | 2 | Комбинированные уроки | Беседа. Самостоятельная работа. | Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков | Объяснять понятия: конституционный статус, права и свободы личности, конституционные обязанности, альтернативная гражданская служба. Знать конституционные права и обязанности граждан РФ | |||
61-62 | Гражданство Российской Федерации | 2 | Комбинированные уроки | Беседа. | Понятие гражданства. Приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Закон о гражданстве | Понятия: гражданство, двойное гражданство, лица без гражданства (апатрид), бипатрид, иностранцы, беженцы. Знать порядок приобретения и прекращения гражданства, называть органы, решающие вопросы о гражданстве. | |||
63-64 | Избирательное право. Избирательная система. | 2 | Комбинированные уроки | Моделирование. | Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система | Объяснять понятия: избирательная система, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, прямые выборы, тайное голосование, референдум. Объяснять ответственность гражданина как избирателя, смысл принципов российской избирательной системы. Знать общие правила проведения выборов. Понимать различие между активным и пассивным избирательным правом | |||
65-66 | Избирательный процесс | Комбинированные уроки | Лекция с элементами беседы | Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах | Объяснять понятия: избирательный процесс, избирательная кампания, избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия. Называть стадии избирательного процесса, характеризовать их. Знать, как осуществляется финансирование выборов. Объяснять содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя | ||||
67 | Основы конституционного права РФ | Повторит- обобщ. урок | Знать основные понятия темы | ||||||
68-69 | Государство и право | Итоговый урок | Знать основные понятия курса, анализировать нормативные документы, ситуации | ||||||
70 | резерв |
[1] См. стандарт основного общего образования по праву (Профильный уровень)
[2] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[3] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом и подчеркиванием, соответствуют положениям стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по праву в 10 классе
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....
Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.
Рабочая программа по курсу "Право" в 11 классе....
Рабочая программа по праву для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...
Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....
рабочая программа по праву 10 класс
Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...
Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....
рабочая программа по праву 10 класс
Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....