Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Профильный уровень.
рабочая программа по праву (10 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для учителей обществознания. Создана на базе программы академика Боголюбова Л.Н. Охватывает достаточный уровень содержания, установленный госстандартом для обществоведческого образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_10_kl_profil_rabochaya_pr.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
обществоведческого МО. директор МБОСОШ № 7
Протокол № __ от__ _____ 2013 г _______ Л.А.Мытина
Приказ №__от «___» _____ 2013 г
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
_________ Гулько Е.А.
«__»_________ 2013 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
10 класса среднего (полного) общего образования, 3 ступень
срок реализации программы: 1 год
Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (2004 г) учителем истории и обществознания СУПРОНОМ С.И.
Поронайск
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая учебная программа по обществознанию (профильный уровень) для 10 класса разработана на основе следующих документов:
- Государственный Стандарт основного общего образования по обществознанию
- Закон РФ «Об образовании»;
- Примерная программа основного общего образования по обществознанию (профильный уровень)
- Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Сахалинской области, утверждённый приказом Минобразования Сахалинской области от 19.07.2011 г. №862-ОД
- Приказ Департамента образования от 9.09.2008, № 703-ОД «О дополнительных критериях при лицензировании ОУ, закрепляющий требования к рабочим программам учебных курсов, предметов, дисциплин»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
Цели и задачи:
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, её духовно – нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- освоение системы знаний об экономическом и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Задачи курса:
— создать условия для социализации личности;
— формировать знания и интеллектуальные умения, минимально необходимые и достаточные для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формировать основы мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Концепция курса:
Данный курс на профильном уровне призван интегрировать на научной основе сведения об обществе и человеке, создать условия для гармонизации духовного и социального развития личности, способной самостоятельно ориентироваться в потоках самой разнородной информации, в сложных процессах общественной жизни
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ: 1 уч.год
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 102
НА ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ: 6 часов
ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ:
ФОРМЫ УРОКА: урок формирования новых знаний, урок-лекция, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок.
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ: объяснительно-иллюстративная технология, личностно-ориентированная, развивающее обучение, дифференцированное обучение, проблемное обучение, ИКТ.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ и СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ: тестирование, устный и письменный опрос, конспектирование, зачёт
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК: (учебник «Обществознание.10 класс» Л.Н.Боголюбов, - М.: Просвещение», 2010. Методическое пособие: . Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы - 10 кл,.- М., «Просвещение», 2007. Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. М.: «Глобус»,2008.)
Данная программа курса для старших классов на профильном уровне направлена на реализацию современного содержания обществоведческого образования, которое обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путём углублённого изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетенции, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела Тема урока | кол. час | Тип урока, форма | Дата урока | оборудование | ||||
Раздел 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК часов | |||||||||
Глава 1. ОБЩЕСТВО часа | |||||||||
1-2 | Вводный урок. Курс обществознания. Цели, задачи, формы. | 2 | уроки формирования новых знаний | Таблица «Общественные науки» | |||||
3 | Общество как форма совместной жизнедеятельности людей | 1 | комбинированный урок | презентация | |||||
4-5 | Общество и природа | 2 | комбинированный урок | презентация | |||||
6-7 | Общество и культура | 2 | |||||||
8 | Социальные взаимодействия и общественные отношения | 1 | комбинированный урок | презентация | |||||
9-10 | Общество как сложная динамическая система | 2 | комбинированный урок | «Социальные институты» | |||||
11 | Типология обществ | 1 | таблица | ||||||
12 | Цивилизационное развитие общества. | 1 | формирование новых знаний | ||||||
13 | Типология цивилизаций | 1 | таблица | ||||||
14-15 | Общественное развитие | 2 | комбинированный урок | презентация | |||||
16-17 | Смысл и направленность исторического развития | 2 | комбинированный урок | ||||||
18 | Общество как сложная динамическая системв | 1 | повторительно-обобщающий | ||||||
Глава 2. ЧЕЛОВЕК 11 часов | |||||||||
19 | Природа человека | 1 | уроки | словарь | |||||
20 | Человек как духовное существо | 2 | формирования новых знаний | Таблица «Типы мировоззрения» | |||||
21 | Сущность человека как проблема философии | 1 | формирование новых знаний | ||||||
22 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 1 | формирование новых знаний | ||||||
23 | Деятельность – способ существования людей | 1 | уроки формирования новых знаний | «Потребности человека». Схема | |||||
24 | Многообразие деятельности | 1 | |||||||
25 | Деятельность в сфере духовной культуры | 1 | презентация | ||||||
26 | Трудовая деятельность | 1 | презентация | ||||||
27 | Политическая деятельность | 1 | |||||||
28 | Познание и знание | 2 | «Философы и мир» | ||||||
30 | Виды и уровни человеческих знаний | 1 | комбинированный урок | презентация | |||||
31 | Научное познание | 1 | презентация | ||||||
32 | Социальное познание | 1 | |||||||
33 | Самопознание | 1 | |||||||
34 | Истина и её критерии | 1 | презентация | ||||||
35 | Сознание и познание | 1 | |||||||
36-37 | Человек в системе социальных связей | 2 | комбинированный урок | «Свободы и необходимости» | |||||
38 | Контрольная работа «Человек и общество» | 1 | урок контроля знаний | тест | |||||
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | |||||||||
Глава 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА часов | |||||||||
39-40 | Культура и духовная жизнь общества | 2 | уроки формирования новых знаний | «Функции культуры» | |||||
41 | Типология культуры | 1 | таблица | ||||||
42 | Культура и цивилизация | 1 | презентация | ||||||
43 | Наука в современном обществе | 1 | Словарь | ||||||
44 | Образование и самообразование | 1 | презентация | ||||||
45 | Мораль. | 1 |
| ||||||
46 | Религия в жизни общества | 1 | Таблица «Мировые религии» презентация | ||||||
47 | Мировые религии | 1 | |||||||
48 | Философия | 2 | |||||||
50 | Искусство и духовная жизнь. | 1 | «Искусство и его формы». Схема | ||||||
51 | Духовная культура | 1 | Контроль знаний | тест | |||||
Глава 4. ЭКОНОМИКА часов | |||||||||
52-53 | Роль экономики в жизни общества | 2 | уроки формирования новых знаний | Таблица. «Виды экономической деятельности» | |||||
54 | Экономика и уровень жизни | 1 | |||||||
55 | Экономика и социальная структура общества | 1 | таблица | ||||||
56 | Экономика и политика | 1 | таблица | ||||||
57 | Экономическая культура | 1 | «Виды экономич. деятельности» | ||||||
58 | Экономическая свобода и социальная ответственность | 1 | презентация | ||||||
59 | Экономика | 1 | Контроль | тест | |||||
Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА часов | |||||||||
60 | Социальная структура общества | 1 | уроки формирования новых знаний
| Словарь понятий Схема | |||||
61 | Многообразие социальных групп | 1 | |||||||
62 | Социальная дифференциация | 1 | Словарь понятий | ||||||
63 | Социальная стратификация | 1 | таблицы | ||||||
64 | Социальные статусы и роли | 1 | таблицы | ||||||
65 | Социальная мобильность | 1 | таблицы | ||||||
66 | Социальные взаимодействия | 1 | Словарь понятий | ||||||
67 | Социальные конфликты | 1 | комбинированный урок | таблица | |||||
68-69 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 2 | комбинированный урок | Таблица «Виды социальных норм» | |||||
70-71 | Нации и межнациональные отношения | 2 | формирование новых знаний | ||||||
72-73 | Семья и быт | 2 | формирование новых знаний | Схема «Функции семьи» | |||||
74 | Социальное развитие и молодёжь | 1 | комбинированный урок | мультимедиа | |||||
75 | Контрольная работа. Социальная сфера | 1 | контроль знаний | тест | |||||
Глава 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА. 11 часов | |||||||||
76-77 | Политика и власть | 2 | уроки формирования новых знаний Комбинированный урок | «Власть и её виды». Схема | |||||
78-79 | Политическая система | 2 | «Политическая система». Схема | ||||||
80-81 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | Таблица «Правовое государство» | ||||||
82-83 | Демократические выборы и политические партии | 2 | «Политические партии, программы | ||||||
84-85 | Участие гражданина в политической жизни. | 2 | Материалы СМИ | ||||||
86 | Контрольная работа Политическая сфера | 1 | контроль знаний | тест | |||||
Раздел 3. ПРАВО. Часов | |||||||||
Глава 7. ПРАВО КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА НОРМ. Часов | |||||||||
87-88 | Право в системе социальных норм | 2 | уроки формирования новых знаний | Схема «Структура права». | |||||
89 | Источники права | 1 | Схема «Источники права» | ||||||
90 | Система права | 1 | схема | ||||||
91 | Основные отрасли права | 2 | |||||||
93-94 | Правоотношения и правонарушения | 2 | «Виды юрид. ответственности» | ||||||
95-96 | Современное российское законодательство | 2 | Конституция РФ | ||||||
97 | Предпосылки правомерного поведения | 1 | Словарь понятий | ||||||
98 | Право как особая система норм | 1 | Повторительн-обобщающий | ||||||
99 | Контрольная работа «Право как особая система норм» | 1 | контроль знаний | тест | |||||
100 | Общество в развитии | 2 | повторительн -обобщающие уроки | ||||||
102 | Человек и общество. Итоговый урок | 1 | тест |
Содержание учебного материала
Раздел 1. Общество и человек (15 ч ).
Глава 1. Общество (4 ч)
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Глава 2. Человек (11 ч в т.ч. 1 к.р.).
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40 ч).
Глава 3. Духовная культура (8 ч в т.ч. 1 к.р).
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Глава 4. Экономика (5 ч в т.ч. 1 к.р.).
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.
Глава 6. Социальная сфера (16 ч в т.ч. 1 к.р.)
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Глава 7. Политическая сфера (11ч в т.ч. 1 к.р. ).
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Раздел 3. Право.
Глава 8. Право как особая система норм (13 ч в т.ч. 1 к.р.).
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1 | Общество и человек. | 1 | уроки контроля знаний | тест | |
2 | Духовная культура | 1 | тест | ||
3 | Экономика | 1 | тест | ||
4 | Социальная сфера. | 1 | тест | ||
5 | Политическая сфера. | 1 | тест | ||
6 | Право как особая система норм. | 1 | тест |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения обществознания ученик должен:
ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
УМЕТЬ:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и общечеловеческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА
- Автономов В.С. Введение в экономику. – М., 2007
- Гуревич П.С. Введение в философию. – М., 2003
- Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. – М.,2005
- Никитин А.Ф. Основы государства и права: 10-11 кл. – М.2006
- Фрейнкман Е.Ю Экономика и бизне: Начальный курс. – М.,2003
- Человек и общество: культурология: Словарь-справочник. Р н/Д. 2006
- Человек и общество. В 3 кн./Под ред. В.И.Купцова. – М., 2000
- Шабулов Н.В. Религии мира. – М.,2005
- Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 2007
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания, М. 2007
- Задания и тесты по обществознанию, 11 класс, М. 2007
- Корнева Т.А. Обществознание 10-11 классы. Уроки учительского мастерства. Волгоград, 2006
- «Экономика и право». Под редакцией Абросимовой Е.А., Автономова В.С., Золотова А.В.. Элективный мультимедиа- курс, построенный на видеосюжетах с комментариями юриста и экономиста. –М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО «1С», ООО «Дрофа», ООО Издательство «Вита - Пресс», 2004; ООО «Физикон, 2004, интерактивные модели».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)
Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...
Рабочая программа по обществознанию 10 кл (профильный уровень)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по обществознанию с...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)
Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование и проверочный материал к урокам обобщения....
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Боголюбова Л.Н. Данная программа используется при изучении курса обществознания 11 класс на профильном уровне....
Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова.
Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова....
Рабочая программа по обществознанию 10-11 (профильный уровень). УМК Л.Н.Боголюбова
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на учебных 134 учебных час из расчета ...
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и др.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и ...