Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова.
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o._profi_10_klass.docx | 47.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Глинищевская средняя школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель руководителя по УВР Директор МБОУ «Глинищевская СОШ»
МБОУ «Глинищевская СОШ» _________В.И. Батурская
_______ Антохина Е.А. Приказ № ___________от
«__»_______2015г. «___»_________2015г.
Рабочая программа
учителя
Капошко Ольги Николаевны,I категория
по обществознанию 10 класс, профильный уровень
Руководитель МО_________ «Согласовано »
Протокол № _________от
«____»__________ 2015г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №__________
от ____ «_»___________2015г.
2015-2016 учебный год
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
Класс 10
Учитель Капошко О.Н.
Количество часов
Всего 105 час; в неделю 3 час.
Плановых контрольных уроков 3 , зачетов 3 , тестов 3 ч.;
Административных контрольных уроков _______ ч.
Планирование составлено на основе Программы Общеобразовательных учреждений «Обществознание 6-9 классы» Л.Н. Боголюбов Москва, «Просвещение» 2010
Учебник: Обществознание Профильный уровень. Под редакцией Л.Н. Боголюбова и др.
Москва «Просвещение»2011 г.
Дополнительная литература:
Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10класс. Москва «ВАКО»2010 г.
Обществознание. Практикум. Профильный уровень. Москва «Просвещение»2010 г.
Обществознание. А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. Москва «ЭКСМО» 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе: федерального компонента Государственного стандарта ПОО ( профильный уровень) МО РФ 2004 , Программы Общеобразовательных учреждений 6-11 классы. Москва «Просвещение»2010 г. автор Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим рассматривается ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение конкретных целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека(11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
№ | Дата | Наименование раздела, темы | Количество часов | Содержание материала | Вид контроля | Примечание | ||
план | факт | |||||||
Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | ||||||||
1. | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. | 1ч. | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания. Понятия: общественные науки, социально-гуманитарное знание, философия, плюрализм, умозрительная деятельность Истории развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога | Устный опрос | ||||
2. | Социология, политология, социальная психология как общественные науки | 1ч. | Устный опрос | |||||
3. | Социология, политология, социальная психология как общественные науки | 1ч. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||
4. | Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. | 1ч. | Мифологическое сознание древнего человека. Архаические представления о мире. Что такое миф? Особенности мифологичес-кого сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности (в Древнем Египте, Шумере, Китае, Иудее). Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Философия Упанишад: мир богов и людей, учение о переселении души, карме, определяющей судьбу человека. Основные положения буддизма. Китайская мифология. Различные объяснения происхождения мира, природы. Даосизм. Конфуцианство– система взглядов на человека и общество, «восьмеричный путь» в буддизме. Греческая мифология. Возникновение философской мысли в Древней Греции (теория Пифагора). Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан, Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ. Философские учения софистов (Протагор, Горгий, Продик) и Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества. Понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веды, реинкарнация, йога, дао, логос | Устный опрос | ||||
5-6. | Древние мыслители о мире и человеке. | 2ч. | Устный опрос | |||||
7-8. | Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. | 2ч. | Кризис средневековых представ-лений о человеке и обществе. Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о сущности общества и его устрой-стве, общественном договоре. Проблема равенства у Ф. М. А. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. Идея естественного догосударст-венного состояния общества в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Взгляды Б. Спинозы на общество, государство, свободу. Взгляды на идеальное общество предшественников утопического социализма Т. Мора и Т. Кампа-неллы (XVI в.). Проекты справед-ливого устройства общества А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Трудовая теория стоимости А. Смита. Закон народонаследия Т. Мальтуса. Становление социологии как науки: О. Конт, Г. Спенсер. Социологические теории. Абсолютизация государства Г. Гегелем. «Философия права». Различие между гражданским обществом и государством. Диалектический метод Гегеля. К. Маркс, Ф Энгельс – осново-положники нового философского мировоззрения. Предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм. Марксизм как альтернатива запад-ному пути развития общества. Понятия: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, | Проверочная работа | ||||
9. | Общественная мысль России. | 1ч. | Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Понятия: цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип | Тестовый контроль | ||||
10. | Философские искания в России XIX века. | 1ч. | Философские искания XIX в. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники. Цивилизационный путь России. | Устный опрос | ||||
11. | Русская философская мысль начала XX века. | 1ч. | Цивилизационный путь России. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. | Устный опрос | ||||
12. | Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. | 1ч. | Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. Профессии: политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог | Устный опрос | ||||
13. | Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. | 1ч. | Тест | |||||
14. | Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения. | 1ч. | Тестовый контроль | |||||
15. | Контрольная работа №1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность». | 1ч. | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | |||||
Раздел II. Общество и человек. | ||||||||
16 | Происхождение человека и становление общества. Наука о происхождении человека. | 1ч. | Наука о происхождении человека. Современные теории происхождения человека, нетради-ционный взгляд на проблему зарождение человека Становление общества. Понятие об обществе. Необходимость изучения общества. Сведения о научных отраслях, изучающих человека и общество. Понятия: антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, | Устный опрос | ||||
17. | Человечество как результат биологической и социокультурной революции. | 1ч. | Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества. | Устный опрос | ||||
18. | Сущность человека как проблема философии. | 1ч. | Великая тайна – человек. Человек – биосоциальная система. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Анализ общества как формы совместной жизнедеятельности людей Понятия: человек, субъект, деятельность, мышление, философская антропология, субъективность, философия жизни | Устный опрос | ||||
19. | Социальная сущность деятельности. | 1ч. | Практические задания, ответы на вопросы | |||||
20. | Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. | 1ч. | Проверочная работа | |||||
21. | Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. | 1ч. | Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения. Понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа | Тестовый контроль | ||||
22. | Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. | 1ч. | Устный опрос | |||||
23. | Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. | 1ч. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||
24. | Системное строение общества. | 1ч. | Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость т стабильность. Понятия: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция» | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | ||||
25. | Социальная система, ее подсистемы и элементы. | 1ч. | Устный опрос | |||||
26. | Социальная система и ее среда. | 1ч. | Устный опрос | |||||
27. | Типология обществ. Уровни рассмотрения традиционного (аграрного) общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. | 1ч. | Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Характеристика типов обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней Понятия: традиционное общество, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типов, социальный контракт | Устный опрос | ||||
28. | Типология обществ. Уровни рассмотрения индустриального общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. | 1ч. | Тестовый контроль | |||||
29. | Типология обществ. Уровни рассмотрения постиндустриального общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. | 1ч. | Устный опрос | |||||
30. | Тестирование №1 «Системное строение общества. Типология обществ» | 1ч. | тест | |||||
31. | Восток и Запад в диалоге культур. | 1ч. | Восток и Запад в диалоге культур. Понятия: западное общество, цивилизация восточного типов, | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | ||||
32. | Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. | 1ч. | Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. Учения философов о цивилизационном подходе Понятия: цивилизация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | ||||
33. | Смысл и направленность общественного развития. | 1ч. | Устный опрос | |||||
34. | Формации и цивилизации. | 1ч. | Тестовый контроль | |||||
35. | Цивилизация и культура. Понятие культуры. | 1ч. | Устный опрос | |||||
36. | Исторический процесс и его участники. | 1ч. | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе. Философия истории. Исследовать факто-ры изменения социума Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности. Понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса | Устный опрос | ||||
37. | Типы социальной динамики. | 1ч. | Проверочная работа | |||||
38. | Факторы изменения социума. | 1ч. | Тестовый контроль | |||||
39. | Общественный прогресс. | 1ч. | Прогресс и регресс. Проти-воречивость прогресса. Критерии прогресса. Многообразие путей форм общественного развития. Историческая альтернатива Понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, критерий прогресса | Устный опрос | ||||
40. | Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. | 1ч. | Устный опрос | |||||
41. | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 1ч. | Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество. Проблема «деиндивидуализа-ции», «предопределения» Понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество | Устный опрос | ||||
42. | Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. | 1ч. | Зачет | |||||
43. | Контрольная работа №2 «Общество и человек» | 1ч. | ||||||
Раздел III. Деятельность как способ существования людей. | ||||||||
44. | Многообразие деятельности. Потребности и интересы. | 1ч. | Деятельность человека: сущность и структура деятельности. Деятельность как способ челове-ческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Выяснить природу и особенности творческой деятельности. Бессознательное в деятельности Понятия: деятельность, мотивы, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | ||||
45. | Типология деятельности. | 1ч. | Устный опрос | |||||
46. | Природа творческой деятельности. | 1ч. | Устный опрос | |||||
47. | Деятельность в сфере духовной культуры. | 1ч. | Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека. Анализ особенностей духов-ной деятельности Понятия: духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология | Тестовый контроль | ||||
48. | Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. | 1ч. | Устный опрос | |||||
49. | Трудовая деятельность. Социология труда. | 1ч. | Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Исследовать перспективы развития социального партнерства в России. Резюме Социальное партнерство. Понятия: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства | Устный опрос | ||||
50. | Социальное партнерство и перспективы его развития в России. | 1ч. | Устный опрос | |||||
51. | Политическая деятельность. | 1ч. | Политическая деятельность. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть. Понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти, властвование, харизма | Устный опрос | ||||
52. | Власть и политика. Типология властных отношений. | 1ч. | Зачет | |||||
53. | Легитимность власти. | 1ч. | ||||||
54. | Зачет №1 «Деятельность как способ существования людей». | 1ч. | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Устный опрос | ||||
Раздел IV. Сознание и познание. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||||
55. | Онтология и теория познания. | 1ч. | Бытие и познание. Познаватель-ность мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное поз-нание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Формы чувственного познания, формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания. Понятия: знание, антология, гносеология, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, агностицизм | Устный опрос | ||||
56. | Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. | 1ч. | Тестовый контроль | |||||
57. | Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. | 1ч. | Устный опрос | |||||
58. | Истина и ее критерии. | 1ч. | Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Понятия: эмпиризм, рационизм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий | Практические задания, ответы на вопросы | ||||
59. | Понятие научной истины. | 1ч. | Тестовый контроль | |||||
60. | Относительность истины. Истина и заблуждение. | 1ч. | Устный опрос | |||||
61. | Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. | 1ч. | Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Народная мудрость. Познание средствами искусства. Понятия: уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, эсхатология, паранаука | Тест | ||||
62. | Жизненный опыт и здравый смысл. | 1ч. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||
63. | Тестирование №2 «Познание. Истина» | 1ч. | Тестовый контроль | |||||
64. | Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. | 1ч. | Особенности научного познания. Уровни научного знания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Научные революции. Научное мышление и современный человек. Теория как форма научного познания. Методы научных исследований. Наука о человеке и обществе. Виды познания: обыденное, научное, образное, философское. Понятия: научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент. Моделирование | Практические задания, ответы на вопросы | ||||
65. | Дифференциация и интеграция научного знания. | 1ч. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||
66. | Социальное познание, его особенности. | 1ч. | Социальные и гуманитарные знание. Виды человеческих знаний. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Научное познание природы и общества. Основные принципы научного социального познания. Идеальный тип – инструмент научного социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальное науки и гуманитарное знание. Понятия: социальное знание, обыденное знание, социальный факт, культурный контекст, идеальный тип, конкретно-исторический подход | Устный опрос | ||||
67. | Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. | 1ч. | Проверочная работа | |||||
68. | Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. | 1ч. | Сознание. Сознание индиви-дуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Практическое и обыденное сознание. Понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение | Устный опрос | ||||
69. | Теоретическое и обыденное сознание. | 1ч. | Практические задания, ответы на вопросы | |||||
70. | Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. | 1ч. | Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности. Понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, Я-образ, идентичность | Устный опрос | ||||
71. | Трудности познания человеком самого себя. | 1ч. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||
72. | Зачет №2 «Сознание и познание». | 1ч. | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме | Устный опрос | ||||
Раздел V. Личность. Межличностные отношения. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||||
73. | Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. | 1ч. | понятия и термины: «индивид», «индивидуальность», «личность», «экзистенциализм», «ид», «эго», «супер-эго»; особенности структуры личности, процессы устойчивости и изменчивости личности; | Устный опрос | ||||
74. | Устойчивость и изменчивость личности. | 1ч. | Устный опрос | |||||
75. | Периодизация развития личности. | 1ч. | понятия и термины: «возраст», «периодизация развития личности», «персонализация», «адаптация», «интеграция», «рефлексия», «универсализация», «интенциальность»; периоды развития личности; процесс становления личности. | Тест | ||||
76. | Понятие возраста в психологии. Становление личности. | 1ч. | Практические задания, ответы на вопросы | |||||
78. | Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентиры, убеждения. | 1ч. | понятия и термины: «социальная установка», «направленность личности», «социальное действие», «влечение», «желание», «стремление», «интересы», «альтруизм, «идеалы», «убеждения», «мировоззрение», «фрустрация»; основные виды направленности личности, мотивы поведения личности, особенность жизненных целей человека, его социальные установки; | Устный опрос | ||||
79. | Социальная принадлежность и социальная позиция. | 1ч. | Устный опрос | |||||
80. | Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. | 1ч. | понятия и термины: «общение как обмен информацией», «коммуникация», «невербальное общение», «хронотоп»; средства межличностной коммуникации, трудности, возникающие в процессе коммуникации; вербальное и невербальное общение, особенности общения в современном обществе; | Устный опрос | ||||
81. | Вербальное и невербальное общение. | 1ч. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||
82. | Особенности общения в информационном обществе. | Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями | ||||||
83. | Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. | 1ч. | понятия и термины: «общение как межличностное взаимодействие», «кооперация», «конкуренция», «конкуренция», «интеракция», «доминантный собеседник», «недоминантный собеседник», «экстраверт», «интроверт»; ознакомить с особенностями общения как межличностного взаимодействия; описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте. | Устный опрос | ||||
84. | Общение в юношеском возрасте. | 1ч. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||
85. | Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. | 1ч. | понятия и термины: «взаимопонимание», «идентификация», «эмпатия», «стереотип», «социальная перцепция», «механизмы взаимовосприятия», «казуальная атрибуция»; объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения; описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия; | Проверочная работа | ||||
86. | Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. | 1ч. | Устный опрос | |||||
87. | Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. | 1ч. | Устный опрос | |||||
88. | Тестирование №3 «Личность. Общение» | 1ч. | Практические задания, ответы на вопросы | |||||
89. | Малые группы. Группы условные. | 1ч. | понятия и термины: «малая группа», «условная группа», «референтная группа», «групповая интеграция», «дружеские отношения», «групповые нормы», «социометрия», «де-индивидуализация»; особенности малой группы; виды малых групп; особенности межличностных отношений в малых группах; | Устный опрос | ||||
90. | Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. | 1ч. | Устный опрос | |||||
91. | Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. | 1ч. | понятия и термины: «межличностная совместимость», «групповая сплоченность», «конформность», «нон-конформность», «самоопределение личности»; особенности межличностной совместимости, групповой сплоченности; сущность конформного поведения в группе; | Устный опрос | ||||
92. | Конформность, нонконформность, самоопределение личности. | 1ч. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||
93. | Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. | 1ч. | понятия и термины: «групповая дифференциация», «лидерство», «лидер», «стиль лидерства»; особенности групповой дифференциации; взаимоотношения в ученических группах; стили лидерства; | Устный опрос | ||||
94. | Стиль лидерства. | 1ч. | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | |||||
95. | Семья как малая группа. | 1ч. | понятия и термины: «тендер», «тендерное поведение», «семейное воспитание», «многопоколенная семья», «нуклеарная семья», «тендерные различия», «личностные ресурсы семьи», «стиль воспитания»; психология семейных отношений; проблемы семейного воспитания; особенности гендерного поведения; | Тест | ||||
96. | Психология семейных взаимоотношений. | 1ч. | Устный опрос | |||||
97. | Гендерное поведение. Воспитание в семье. | 1ч. | Устный опрос | |||||
98. | Антисоциальные группы. | 1ч. | понятия и термины: «неформальные молодежные группировки», «антисоциальная субкультура», «криминальные группы», «криминогенные группы», «дедовщина»; особенности антисоциальных групп; явление «дедовщины»; | Практические задания, ответы на вопросы | ||||
99. | Дедовщина и другие формы насилия в группе. | 1ч. | Устный опрос | |||||
100. | Особая опасность криминальных групп. | 1ч. | Устный опрос | |||||
101. | Конфликт. Проблема межличностного конфликта. | 1ч. | понятия и термины: «конфликтная ситуация», «инцидент», «соперничество», «компромисс», «избегание», «приспособление», «переговоры», «конфликт»; проблемы межличностного конфликта пути конструктивного разрешения конфликта; | |||||
102. | Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта. | 1ч. | ||||||
103. | Контрольная работа №3 «Личность. Межличностные отношения». | 1ч. | ||||||
104. | Зачет №3 «Общество и человек. Деятельность. Познание» | 1ч. | ||||||
105. | Резервный урок. | 1ч. |
Содержание тем учебного курса «Обществознание в 10 классе». Профильный уровень. 105 часов
Т е м а 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12 ч)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Т е м а 2. Общество и человек (20 ч)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Т е м а 3. Деятельность как способ существования людей (8 ч)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Т е м а 4. Сознание и познание (14 ч)
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Т е м а 5. Личность. Межличностные отношения (26 ч)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Требования к уровню подготовки учащихся
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Перечень учебно- методического обеспечения
1.0бществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профил.уровень / Л.Н. Боголюбов, «Просвещение».-2011
2.0бществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей: профил. Уровень/ Л.Н. Боголюбов, «Просвещение» 2010
3. Обществознание. А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. Москва «ЭКСМО» 2010
4.0бществознание. 6-11 классы. Формирование политических и социальных компетенций: Системные творческие задания/ Л.Л. Кочергина. Волгоград : Учитель, 2013
5. Тесты по обществознанию: 10 класс/ СВ. Краюшкина._М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2010
6.Сорокина Е.Н. Поурочные Разработки по обществознанию. Профил. Уровень: 10 класс._ М.; ВАКО, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (профильный уровень, учебник Угринович Н. Д.)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угринович Н. Д. для 11 класса (профильный уровень, 4 часа в неделю)....
Рабочая программа по алгебре 11 класс профильный уровень учебник А.Г. Мордкович
Вариант рабочей программы для профильного уровня по алгебре 11 класс по учебнику А.Г.Мордковича...
Материалы к урокам в 10 - 11 классах (профильный уровень, учебник Н.Д.Угриновича)
Методические разработки, презентации...
Рабочая программа по математике в 11 классе, профильный уровень ( учебники авторов С.М.Никольский и др, А.В.Погорелов)
Рабочая программа по математике на профильном уровне расчитана на 34 рабочих недели. Материал изучается блочно. Календарно-тематическое планирование прилагается....
Программа по русскому языку 10 класс профильный уровень (учебник И.В. Гусаровой)
Календарно-тематическое планироввание по русскому языку в 10 классе, рассчитанное на 3 часа в неделю (профильная группа с углубленным изучением русского языка). Учебник И.В. Гусаровой. Русский язык 10...