Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Боголюбова Л.Н. Данная программа используется при изучении курса обществознания 11 класс на профильном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvoznanie_11_klass_profil.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
142300, Московская область, г.Чехов, ул.Лопасненская, стр.1/1
Телефоны : 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74
Утверждена
приказом директор
МБОУ СОШ №3
30 августа 2013 года
№ 67.о
Рабочая программа
по обществознанию
(профильный уровень)
11-а класс
Составитель: Самсонова Марина Вениаминовна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса обществознания в 11-а классе (профильный уровень) составлена в соответствии с программой, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2007 году, допущенной Министром образования и науки Российской Федерации;
Федеральный базисный учебный плана для среднего (полного) общего образования отводит 102 часа для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание» в 11 классе из расчета 3 часа в неделю.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера.
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социология, политология, социальной психологии.
Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание», путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.
Основное содержание
Целями и задачами курса являются:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных гуманитарных наук.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать вопрос: «Что произойдет, если…»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- использование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельность;
- владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем. По окончании каждого раздела проводится тематический зачет.
Итоговая годовая аттестация проводится в формате ЕГЭ.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Социальное развитие современного общества | 28 | 41 |
2 | Политическая жизнь современного общества | 28 | 33 |
3 | Духовная культура | 16 | 18 |
4 | Современный этап мирового развития | 8 | 8 |
6 | Резерв. Уроки повторения. | 25 | 2 |
Итого | 105 | 102 |
Календарно тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Код КЭС | Код КПУ | Дата урока |
Социальное развитие современного общества (41 час) | |||||
1. | Социальная структура | Лекция | 3.1 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
2. | Социальные отношения | Комбинированный урок | 3.1 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
3. | Тенденции в развитии социальных отношений | Урок-практикум | 3.1 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
4. | Социальный институт Типы социальных институтов | Комбинированный урок с элементами лекции | 3.1 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
5. | Социальная инфраструктура | Комбинированный урок | 3.1 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
6. | Экономика- как подсистема общества | Комбинированный урок | 2.11 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
7. | Экономика и социальная структура общества | Урок-практикум | 2.11 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
8. | Социальный статус, социальные роли личности. | Лекция | 3.2 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
9. | Социализация личности и социальная адаптация | Комбинированный урок | 3.13 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
10. | Роль социальных институтов в процессе социализации. | Урок-дискуссия | 3.13 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
11. | Социальные ценности. | Комбинированный урок | 3.10 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
12. | Социальные нормы. | Урок-практикум | 3.10 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
13. | Социальные регуляторы. | Урок-практикум | 3.11 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
14. | Отклоняющееся поведение. | Комбинированный урок | 3.7 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
15. | Преступность . | Комбинированный урок | 3.2 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
16. | Социальный контроль. | Комбинированный урок | 3.13 | ||
17. | Социальные интересы. | Комбинированный урок | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | ||
18. | Формы социального взаимодействия | Семинар | 3.13 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
19. | Социальные конфликты | Лабораторная работа | 3.13 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
20. | Этническая общность и её виды | Лекция | 3.4 | ||
21. | Национальный менталитет | Комбинированный урок | 3.5 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
22. | Этническое многообразие современного мира | Урок - практикум | 3.6 | ||
23. | Основные тенденции межэтничеких отношений. | Комбинированный урок | 3.6 | ||
24. | Межэтническое сотрудничество. Регулирование межэтнических отношений. | Комбинированный урок | 3.6 | ||
25. | Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации. | Лабораторная работа | 3.6 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
26. | Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | Урок-дискуссия | 3.4 | ||
27. | Демографическая политика в Российской Федерации | Зачет | 3.5 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
28. | Семья как социальный институт. Социальный институт брака. | Лекция | 3.14 | ||
29. | Традиционные семейные ценности. | Комбинированный урок | 3.14 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
30. | Государственная политика поддержки семьи. | Урок-практикум | 3.14 | ||
31. | Социально – бытовые интересы. | Комбинированный урок | 3.14 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
32. | Материально-вещественная среда обитания человека. | Урок-презентация | 3.14 | ||
33. | Урбанизация и быт. | Комбинированный урок | 3.14 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
34. | Молодежь как социальная группа. | Комбинированный урок с элементами лекции | 3.3 | ||
35. | Процесс социализации молодежи. | Семинар | 3.3 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
36. | Молодёжная субкультура. | Урок - презентация | 3.3 | ||
37. | Российское общество сегодня. | Комбинированный урок | 3.1 | ||
38. | Тенденции развития социальных отношений. | Лекция | 3.1 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
39. | Конституционные основы социальной политики. | Лабораторная работа | 3.1-3.14 | ||
40-41. | Социальное развитие общества | Зачет | 3.1-3.14 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
Политическая жизнь современного общества ( 35 часов ) | |||||
42. | Политическая система | Комбинированный урок с элементами лекции | 4.1,4.2, 4.3 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
43. | Политический режим | Комбинированный урок с элементами лекции | 4.4 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
44. | Принципы и ценности демократии. | Комбинированный урок | 4.5 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
45. | Парламентаризм. | Семинар | 4.5 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
46. | Проблемы современной демократии. | Семинар | 4.2 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
47. | Государство - основной институт политической системы. | Лекция | 4.2 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
48. | Современная государственная служба и ее задачи. | Комбинированный урок | 4.6 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
49. | Сущность правового государства. | Комбинированный урок | 4.6 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
50. | Гражданское общество и правовое государство. | Урок-практикум | 4.6 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
51. | СМИ в политической системе общества. | Комбинированный урок | 4.6 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
52. | Влияние СМИ на избирателя. | 4.9 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | ||
53. | Политическое сознание | Комбинированный урок | 4.9 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
54. | Политическая идеология | Комбинированный урок | 4.11 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
55. | Политическая психология | Комбинированный урок | 4.8 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
56. | Политическое поведение. Регулирование политического поведения. | Урок-практикум | 4.8 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
57. | Понятие политической партии и политическое движение. | Лекция | 4.8 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
58. | Типология политических партий. | Урок-практикум | 4.7 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
59. | Типы политических систем. | Урок-практикум | 4.7 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
60. | Политическая элита. | Комбинированный урок | 4.10, 4.11 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
61. | Политическое лидерство, роль политического лидера. | Комбинированный урок | 4.10 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
62. | Типы лидерства. | Комбинированный урок | 4.12 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
63. | Избирательная система. | Лекция | 4.11 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
64. | Избирательная кампания. | Деловая игра | 4.11 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
65. | Политические технологии избирателя. | Урок-практикум | 4.11 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
66. | Политическое участие. | Комбинированный урок | 4.10 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
67. | Понятие политической культуры. | Комбинированный урок | 4.10 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
68. | Типология политических культур. | Урок-практикум | 4.1-4.15 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
69. | Источники и значение политических конфликтов. | Комбинированный урок с элементами лекции | 4.1-4.15 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
70. | Развитие политического конфликта и их урегулирование. | Урок - дискуссия | 4.1-4.15 4.1-4.15 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
71. | Политический процесс: основные положения. | Комбинированный урок | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | ||
72. | Особенности политического процесса в современной России. | Лабораторная работа, анализ текстов | 4.6 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
73-74 | Политическая жизнь современного общества. | Зачет | 4.9 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1 | |
Духовная культура (18 часов) | |||||
75. | Культура как явление общественной жизни | Комбинированный урок с элементами лекции | 1.10 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
76. | Духовное развитие общества. | Комбинированный урок | 1.10 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
77. | Проблемы многообразия культур. Диалог культур. | Урок - практикум | 1.15 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
78. | Духовный мир и духовность. | Комбинированный урок | 1.15 | ||
79. | Мировоззрение – ядро духовной жизни. | Комбинированный урок | 1.11 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
80. | Менталитет человека. | Комбинированный урок | 1.12 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
81. | Мораль в жизни людей. Мир моральных категорий | Семинар | 1.13 | ||
82. | Нравственная культура. | Семинар | 1.13 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
83. | Наука и её функции. | Комбинированный урок с элементами лекции | 1.14 | ||
84. | Этика науки. | Комбинированный урок | 1.14 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
85. | Личностная и социальная значимость образования. | Комбинированный урок | 1.10 | ||
86. | Российское образование на пути модернизации. | Комбинированный урок | 1.10 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
87. | Религия как одна из форм культуры. | Комбинированный урок с элементами лекции | 1.10-1.15 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
88. | Мировые религии. | Урок-презентация | 1.10-1.15 | ||
89. | Искусство. Структура искусства. | Комбинированный урок | 1.10-1.15 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
90. | Современное искусство. | Комбинированный урок | 1.10-1.15 | ||
91. | Культурное многообразие. Массовая культура в России | Комбинированный урок | 1.10 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
92. | Духовная культура | Повторительно-обобщающий урок | 1.10 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
Современный этап мирового развития (8 часов) | |||||
93. | Единство мира в многообразии. | Комбинированный урок с элементами лекции | 1.17 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
94. | Достижения и противоречия постиндустриального мира. | Комбинированный урок | 1.17 | ||
95. | Что такое глобализация. | Семинар | 1.18 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
96. | Противоречия процесса глобализации. | Комбинированный урок с элементами лекции | 1.18 | ||
97. | Сетевые структуры в современной мировой политики. | Комбинированный урок | |||
98. | Целостность и противоречивость современного мира. | Комбинированный урок | 1.18 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
99-100 | Современный этап мирового развития | Повторительно-обобщающий урок | 1.17-1.18 | 1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7 | |
Итоговое повторение (2 часа ) | |||||
101 | Общество как динамическая система | Урок – итогового повторения | |||
102 | Основные сферы жизни общества | Урок - итогового повторения |
Резервное время использовано для самостоятельной работы учащихся, позволяющей им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Выполнению заданий творческого и познавательного характера на базе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
Выделенные в календарно – тематическом планировании уроки носят практическую направленность организации учебной деятельности учащихся на уроке и в процессе подготовки домашнего задания.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Обществознание: 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений : профильный уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др.]. – М. : Просвещение, 2012.
- П.А..Баранов, А.В.Воронцов Обществознание для подготовки к ЕГЭ «АСТ-Астрель», 2010
- Единый государственный экзамен 2013. Обществознание: учебно-трениров. материалы для подготовки учащихся. – М. : ФИПИ – Центр, 2013
- Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2013. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирование, 2013.
- О.В. Кишенкова Тематический тренажер. Обществознание 10-11 класс. «Интеллект-центр», 2011
- И.А.Шемаханова Обществознание. 11 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. «Академия развития», 2011
- А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова ЕГЭ обществознание. Типовые тестовые задания. «Экзамен», 2010
- А.Ю.Лазебникова, М.Ю.Брандт обществознание. Тематические задания уровня А,В,С. «Экзамен», 2009
- С.А.Маркин Обществознание: выполнение заданий части С. «АЙРИС ПРЕСС», 2011
- Обществознание. Практикум. Пособие для общеобразовательных учреждений/под редакцикй Л.Н.Боголюбова/ М. : Просвещение, 2011.
- Е.Н.Сорокина Поурочные разработки по обществознанию 11 класс. Профильный уровень. «ВАКО»,2010г
- И.А.Шемаханова Обществознание. 11 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. «Академия развития», 2011
- Школьный словарь по обществознанию / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2011.
- Интернет-ресурсы
Сайт «Конституция Российской Федерации» | |
Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России» | |
Конституция, кодексы и законы Российской Федерации | |
Правовая база данных «Гарант» | |
Правовая база данных «Консультант-Плюс» | |
Сайт министерства образования и науки Российской Федерации | |
На этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства, - в краткой и полной версии, - узнать об истории создания символов, послушать гимны России. Представлена отдельная детская страничка. | |
Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. | |
Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения | |
Левада – Центр. Крупейший неправительственный центр изучения общественного мнения | |
Компьютер на уроках истории, обществознания и права | |
Методические материалы сайта Realpravo | |
Сайт Всероссийских олимпиад | |
Ресурсы в помощь учителям истории, обществознания и права на сайте ТОИПКРО | |
Портал информационной поддержки ЕГЭ | |
Интернет-сообщество учителей истории и обществознания | http://itn.ru/board.aspx?cat_no=2715&BoardId=2718&tmpl=Themes |
Клуб учителей истории | |
Клуб учителей права | |
Учительская газета | |
Преподавание истории в школе |
«Согласовано»
Протокол заседания ШМК истории и общественных наук
от «29» августа 2013 г.
№ 1
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_______________ Н.М.Бебешина
«29»августа2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...
Рабочая программа по обществознанию 10 ( профильный уровень)
Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования //Сборник нормативных д...
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....