Рабочая программа по праву 10 класс
рабочая программа по праву (10 класс) по теме
для профильного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pravu_profilnyy_uroven_10_klass.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Гавриловская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы________________
/С.В. Симонова/
_____________________________
№ приказа, дата
Рабочая программа
по учебному предмету
«Право» 10 класс
разработала: учитель истории
Амосова Оксана Владимировна
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано
_____________________ Заместитель директора по УВР_____________
№ протокола, дата Н.В.Панкратова
2012-2013
РАБОЧАЯ программа
среднего (полного) общего образования
НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ ПО ПРАВУ
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по праву составлена на основе:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Среднее (полное) общее образование. Обществознание. Профильный уровень. /Сборник нормативных документов. Обществознание./сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 2-е издание, стереотипное.-М.: Дрофа, 2008.
2. Программа курса «Право» 10-11 класс общеобразовательной школы. Профильный уровень. /Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. М.,Просвещение, 2009.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.
Литература для учащихся:
- Боголюбов Л.Н. Право: Учебник для 10 класса. Профильный уровень: М.: «Просвещение», 2010.
- Баранов П.А. Право:10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ П.А.Баранов, А.В.Воронцов, К.С.Романов : под общей редакцией Г.А. Бордовского.- М.: Вентана- Граф, 2011.
Литература для учителя:
3.Абрамова О.К., Ищенко В.М. Изучающим основы государства и права/методические рекомендации, Владимир, 1998.
4.Правоведение .Практикум.-М.,Юрист, 2005.
5.Конституция Российской Федерации(официальный текст с изменениями от 30.12.2008г).-М., Айрис Пресс, 2012.
6. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах.-М.,Экзамен, 2004.
7. Методические рекомендации по формированию правовой культуры учащихся/по материалам научно-практической конференции «Формирование правовой культуры учащихся средствами исторического и обществоведческого образования и внеурочной деятельности».- Владимир, ВИПКРО им. Л. И. Новиковой, 2012.
Список дополнительной литературы:
1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993
2. Никитин А.Ф.Конституционное право
3. Никитин А.Ф.Уголовное право
4. Никитин А.Ф. Налоги
5. Никитин А.Ф Права человека
CD – диски:
- Компакт – диск по материалам научно-практической конференции «Формирование правовой культуры учащихся средствами исторического и обществоведческого образования и внеурочной деятельности».- Владимир, ВИПКРО им. Л. И. Новиковой, 2012.
- Справочно-информационная система «Консультант плюс»
Интернет ресурсы
ОБОРУДОВАНИЕ
- компьютер
- колонки
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
«Право» как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
«Право» как учебный предмет на профильном уровне обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:
проблемы взаимоотношений права и государства;
система и структура права;
правотворчество и правоприменение;
правоотношения;
правонарушения и юридическая ответственность;
право и личность; [1]
основные правовые системы современности;
конституционное право;
гражданское право;
семейное право;
трудовое право;
административное право;
уголовное право;
экологическое право;
международное право;
правосудие;
юридическое образование.
.
Цели
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.
Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Учебно-тематический план
№ урока в году | № урока в теме |
Тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Право и государство. (13 часов) | |||
1-2 | 1-2 | Происхождение права и государства. | 2 |
3-4 | 3-4 | Сущность права. | 2 |
5-6 | 5-6 | Сущность государства. | 2 |
7-8 | 7-8 | Формы государства. | 2 |
9-10 | 9-10 | Функции государства. | 2 |
11-12 | 11-12 | Гражданское общество. | 2 |
13 | 13 | Урок обобщения. Тестирование. | 1 |
Раздел 2. Форма и структура права. (11 часов) | |||
14-15 | 1-2 | Право в системе социального регулирования. | 2 |
16-17 | 3-4 | Норма права. | 2 |
18-19 | 5-6 | Источники права. | 2 |
20-21 | 7-8 | Система права. | 2 |
22-23 | 9-10 | Правовые системы современности. | 2 |
24 | 11 | Урок обобщения. Тестирование. | 1 |
Раздел 3. Правоотношения и правовая культура (18 часов) | |||
25-26 | 1-2 | Правотворчество. | 2 |
27-28 | 3-4 | Реализация права. | 2 |
29-31 | 5-7 | Правовые отношения. | 3 |
32-33 | 8-9 | Законность и правовой порядок. | 2 |
34-35 | 10-11 | Механизм правового регулирования. | 2 |
36-37 | 12-13 | Правосознание и правовая культура. | 2 |
38-39 | 14-15 | Правонарушение и юридическая ответственность. | 2 |
40-41 | 16-17 | Преступление и наказание. | 2 |
42 | 18 | Урок обобщения. Тестирование. | 1 |
Раздел 4. Право и личность (9 часов) | |||
43 | 1 | Права человека. | 1 |
44-45 | 2-3 | Правовой статус личности. | 2 |
46-48 | 4-6 | Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. | 3 |
49-50 | 7-8 | Международная защита прав человека. | 2 |
51 | 9 | Урок обобщения. Тестирование. | 1 |
Раздел 5. Основы конституционного права (17 ч) | |||
52-53 | 1-2 | Конституционное право Российской Федерации. | 2 |
54-56 | 3-5 | Основы конституционного строя РФ. | 3 |
57-59 | 6-8 | Система органов государственной власти РФ. | 3 |
60-61 | 9-10 | Система конституционных прав и свобод в РФ. | 2 |
62-63 | 11-12 | Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. | 2 |
64-65 | 13-14 | Избирательное право. | 2 |
66-68 | 15-17 | Избирательный процесс. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...