рабочая программа по предмету право для 10-11 класса
рабочая программа по праву (10 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Право" для 10-11 класса расчитана на 17 часов в 10 и 17 часов в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Право» для профильного уровня обучения учащихся 10—11 классов общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и программы «Основы права. 10-11 класс. Автор А.Ф. Никитин». Москва, «Дрофа», 2006.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 0,5 часа в неделю в 10 классе и 0,5 часа в 11 классе.
Используемый учебно-методический комплект:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Сборник нормативных документов. Право. М., Дрофа, 2008г.
Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2004г.
Учебник А.Ф. Никитин. Право 10 класс. М., Просвещение, 2010г.
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Основные содержательные линии образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
.
Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «Обществознание» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
Перед курсом не ставится задача профессиональной подготовки учащихся. Одна из его главных целей — формирование углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования. Программа профильного курса «Право» обеспечивает на уровне средней школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит выпускников с современным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, Нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В области познавательной деятельности:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения.
- Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план 10 класс
№ | Тема | Кол – во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Основы теории государства | 6 |
3 | Основы теории права | 5 |
4 | Конституционное право РФ | 5 |
5 | итого | 17 |
Учебно-тематический план 11 класс
№ п/п | Наименование урока, темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
Гражданское право | 4 | |
Законодательство о налогах | 2 | |
Семейное право | 3 | |
Трудовое право | 3 | |
Административное право | 1 | |
Уголовное право | 3 | |
Итого | 17 |
Тематическое планирование 10 класс Право (17 часов)
№ | Тема | Кол–во часов | Вид деятельности | Вид контроля | Д/З | Дата |
1 | Введение | 1 | Репродуктивно- познавательная | беседа | С.3-6 прочитать | |
РАЗДЕЛ № 1. Основы теории государства (6 часов). | ||||||
2 | Сущность и признаки государства. | 1 | проблемная | Составление кластера | Составить кластер по теме. | |
3 | Монархическая форма правления и ее виды. Республика и ее виды. | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление таблицы | Подготовить сообщение по теме урока. | |
4 | Политический режим. Демократия и ее формы. | 1 | проблемная | Составление кластера | Составить кластер по теме. | |
5 | Законодательство в РФ о референдуме. Система выборов в РФ. | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление таблицы | Подготовить сообщение по теме урока. | |
6 | Антидемократические режимы: авторитарный и тоталитарный. | 1 | Репродуктивно- познавательная | тестирование | Составить кластер по теме. | |
7 | Формы государственного устройства. | 1 | проблемная | Составление таблицы | Подготовить сообщение по теме урока. | |
РАЗДЕЛ № 2. Основы теории права (5 часов). | ||||||
8 | Возникновение и сущность права. | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление таблицы | Составить кластер по теме. | |
9 | Функции права и его место в системе социальных норм. | 1 | проблемная | тестирование | Составить кластер по теме. | |
10 | Частное и публичное право. | 1 | Репродуктивно- познавательная | тестирование | Подготовить сообщение по теме урока. | |
11 | Правовые отношения. | 1 | проблемная | тестирование | Записи в тетради. | |
12 | Реализация правовых норм. | 1 | Репродуктивно - познавательная | Составление таблицы | Составить кластер по теме. | |
РАЗДЕЛ 3. Конституционное право РФ (5 часов) | ||||||
13 | Сущность и понятие Конституции. | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление таблицы | Составить кластер по теме. | |
14 | Конституционные права и обязанности | 1 | проблемная | тестирование | Подготовить сообщение по теме урока. | |
15 | Президент РФ. Федеральное собрание РФ. | 1 | Репродуктивно- познавательная | тестирование | Записи в тетради. | |
16 | Правительство РФ. Судебная власть в РФ. | 1 | проблемная | тестирование | Записи в тетради. | |
17 | Местное самоуправление. | 1 | проблемная | тестирование | Записи в тетради. |
Тематическое планирование 11 класс Право (17 часов)
№ п/п | тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Виды контроля | Д/З | Дата |
1 | Введение | 1 | Репродуктивно- познавательная | беседа | Записи в тетради. | |
Гражданское право (4 часа) | ||||||
2 | Гражданская правоспособность и дееспособность | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление кластера | Составить кластер по теме. | |
3 | Гражданские права несовершеннолетних | 1 | проблемная | Составление таблицы | Подготовить сообщение по теме урока. | |
4 | Юридические лица. Виды предприятий | 1 | проблемная | Составление кластера | Составить кластер по теме. | |
5 | Причинение и возмещение вреда | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление таблицы | Записи в тетради. | |
Законодательство о налогах (2часа) | ||||||
6 | Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление таблицы | Записи в тетради. Записи в тетради. | |
7 | Виды налогов. Налогооблажение юридических лиц. Налоги с физических лиц. | 1 | проблемная | Составление кластера | Составить кластер по теме. | |
Семейное право (3 часа) | ||||||
8 | Понятие и источники семейного права | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление кластера | Составить кластер по теме. | |
9 | Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов | 1 | проблемная | Составление таблицы | Подготовить сообщение по теме урока. | |
10 | Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) | 1 | проблемная | Составление кластера | Составить кластер по теме. | |
Трудовое право (3 часа) | ||||||
11 | Понятие и источники трудового права | 1 | проблемная | тестирование | Подготовить сообщение по теме урока. | |
12 | Коллективный договор | 1 | проблемная | Составление таблицы | Записи в тетради. | |
13 | Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление кластера | Составить кластер по теме. | |
Административное право (1час) | ||||||
14 | Понятия и источники административного права. Административные правонарушения. | 1 | проблемная | Составление кластера | Составить кластер по теме. | |
Уголовное право (3 часа) | ||||||
15 | Понятие и источники уголовного права. | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление кластера | Составить кластер потеме. | |
16 | Преступление. Уголовная ответственность | 1 | Репродуктивно- познавательная | Составление таблицы | Подготовить сообщение по теме урока. | |
17 | Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | проблемная | тестирование |
- Содержание тем учебного курса.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА (6 часов) И ПРАВА (5 часов)
Право и государство. Происхождение права и государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический
режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм
правового регулирования. Эффективность права. Система и структура права Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права. Правотворчество и правоприменение.Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.
Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт. Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Конституционное право (5 часа)
Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщиков. Федеративное устройство Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации.
Гражданское право (4 часа)
Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследование по закону и по
завещанию. Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд). Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских
прав. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Семейное право ( 3 часа)
Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Трудовое право( 3 часа)
Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров.
Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной
защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.
Административное право (1 час)
Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Уголовное право ( 3 часа)
Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, еѐ основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав
обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
- Перечень учебно - методического обеспечения.
УМК обучающихся | УМК учителя |
Учебник А.Ф. Никитин. Право 10 класс. М., Просвещение, 2010г. | Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2006.-240 с. |
Список дополнительной литературы:
1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.- М.,1993
2. Бабленкова И.И., Акимов В.В. , Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
4. Общая теория государства и права/ Под ред. В.В. Лазарева.-М.,1996.
5. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.,1997
6.Никитин А.Ф.Конституционное право
7 Никитин А.Ф.Уголовное право
8. Никитин А.Ф. Налоги
9. Никитин А.Ф Права человека
10. Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»
11. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2006.-240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...

Рабочая программа по предмету «Право» для 10- 11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа по предмету «Право» для 10- 11 класса (профильный уровень)...
рабочая программа по предмету "Право" 10-11 класс ФГОС
программа на 2 часа в неделю ( 2 учебных года) ФГОС...
Рабочая программа учебного предмета Право 7-9 класс
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (требований федерального компонента образовательного стандарта)...

Рабочая программа по предмету "Право" для 10 класса (34 часа)
Данная рабочая программа расчитана на 34 часа, включает в себя как теоретические, так и практические блоки (срставление документов, решение задач и др.)....

Авторская рабочая программа по предмету "Право" углубленный уровень 10-11 класс
Авторская программа Е.А. Певцовой по праву для 10-11 кл. согласно ФГОС СОО, 2015г к учебнику «Право. Основы правовой культуры». 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни / авт....

Рабочая образовательная программа по предмету «Право» /базовый уровень/ 10 классы
Рабочая образовательная программа составлена на основе Федерального компонента Госстандарта по предмету Основа права и действующего Базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобра...