Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания
рабочая программа по праву (10 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_10_klass_bazovyy_uroven.docx | 110.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Согласовано Утверждаю
научно-методический совет директор __________ Шакина И.И. протокол №1 от 27.08/2014 1.09.2014г
Рабочая программа
учебного предмета
«Право» для 10 класса.
базовый уровень
разработана Ризатдиновой Р.И.,
учителем истории и обществознания
г. Магнитогорск, 2014г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1.нормативно – правовые документы
1.2.общая характеристика предмета, его место в системе наук
1.3. основные особенности рабочей программы
1.4. цели и задачи учебного курса
1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса
1.6. методические рекомендации и технологические подходы
1.7. специфика отражения НРЭО и межпредметных связей
2. Учебно – методическое обеспечение предмета
3. Учебно – тематический план
4. Календарно – тематический план
5. Приложение
5.1. нормы оценок
5.2. литература
5.3. перечень ЦОРов и веб – сайтов Интернет
5.4.КИМы
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон « Об образовании»№273 – Ф3 от 29.12.2012г.
- Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
- Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по истории рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263.
- Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» от 30.06.2014 № 03 – 02/4959
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год»
10.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
11.Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС
13.Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год
1.2.1.3. Общая характеристика учебного предмета
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения,необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации применения права в различных правовых ситуациях. Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие: - роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране; гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России; вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; ос-новы трудового права и права социального обеспечения; основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства; особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п. Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х или Х1 классах, из расчета 1 час в неделю. Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…». В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
1.4.Цели и задачи учебного курса
Изучение права на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовойкультуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах,нормах и институтах права,возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позици
- овладение умениями,необходимыми для применения освоенных знаний испособов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовыхрешений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
- уметь
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализация выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
1.6.Методические рекомендации и технологические подходы.
Методы и формы обучения
В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната № 2 используются следующие образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- коллективная система обучения (КСО)
- Проблемное обучение
- Развитие исследовательских навыков
- Лекционно-семинарско-зачетная система.
- Технология игрового обучения
Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:
- вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
- синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
- приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке используются такие виды деятельности учащихся как:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- самостоятельная работа
С учетом индивидуальных особенностей учащихся и специфики школы-интерната № 2 обучение организовано в ортопедическом режиме: учащиеся занимаются в положении лежа на медицинской кушетке, оборудованной ортопедической подставкой; класс оснащен двумя досками, расположенными на противоположных стенах. Особое внимание уделяется проведению физкультминуток, которые способствуют снятию локального утомления школьников.
Современный урок права – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к общественным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков права.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинарские занятия, практические занятия, комбинированные уроки, уроки с элементами ролевых и деловых игр и т.д.
Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольные работы, устный ответ, письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты, мультимедийные проекты и т.д..
В качестве информационной и методической поддержки используются ресурсы Интернет-сети, ЦОР из школьной медиатеки и из фонда ЦПКИМР.
1.7.Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.
При изучении предмета «Право» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области и образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).
Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой образовательной организацией образовательной программой.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» при реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по предметам инвариантной части изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей включается в предметное содержание с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части. В Рабочую программу введены темы по изучению НРЭО:
№п.п. | Тема НРЭО | время |
1. | Законность и правопорядок в Челябинской области | 45мин. |
2 | Местное самоуправление в Челябинской области | 45мин |
3 | Защита прав детей и взрослых в Челябинской области | 45мин. |
Тематика содержания «Рабочей программы по праву для 10 класса» в части НРЭО согласована с темами, предусмотренными стандартом по праву. Изучение содержания регионального компонента направлено на достижение следующих целей:
- способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевой компетенции;
- социокультурной компетенции;
- учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.
- активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
- воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;
- формирование культурологического потенциала;
- формирование адаптивного типа жизнедеятельности;
систематизация сведений из разных наук (истории, географии, литературы, искусства
2. Учебно – методическое обеспечение предмета.
Класс: 10 (базовый уровень)
Количество часов в неделю: 1
Программа | Учебники, ученые и методические пособия | Количество разделов | Практическая часть | НРЭО | |
вид работ | количество работ | количество часов | |||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень). – М.: Дрофа, с 2007 | Никитин А.Ф. Право (базовый уровень). 10-11. – М.: Просвещение, 2012г Никитин А.Ф Методические рекомендации к учебнику «Правоведение», 10-11 кл. – М.: Просвещение, с 2006 Никитин А.Ф. Право (базовый уровень).Рабочая тетрадь 10-11. – М.:Д рофа, 2012г | 5 | Практическая работа с источниками права, в т.ч. с нормативными актами. Практикумы по решинию правовых задач, решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта учащихся, тестирование, проверочные работы | 4 | Не менее 3уроков |
3. Учебно – тематический план
Тема | Кол.час. | К.р. | НРЭО | |
1. | Из истории государства и права | 3 | ||
2. | Вопросы теории государства и права | 3 | ||
3. | Конституционное право | 7 | 1 | 1 |
4. | Права человека | 11 | 1 | 1 |
5. | Избирательное право и избирательный процесс | 2 | ||
6. | Отрасли права | 7 | 1 | 1 |
5. | Итоговое повторение | 1 | 1 |
4.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ПРАВО» 10 КЛАСС
Базовый уровень
№ | Дата проведе-ния | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, измерители | Дом. задание | ||||
1 | Введение. Происхождение государства и права | 1 | 1-Изучение нового материала. закрепление изученного материала | Теории происхождения государства. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители. | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права. | Устный опрос | § 1 стр. 6-11, вопросы №1-6 стр. 10 | |||||
2 | Из истории российского права . | 1 | 1-комбинированный закрепление изученного материала | Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси – России XI-XVIIIв.в. – «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649г. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси-России 11 – 18 веков. Объяснять изменения в государственно-правовой системе царствования Петра 1. | Опрос. | § 5 стр. 28-35, вопросы №1-6 стр. 33 | |||||
3. | Реформы Российского права. | 1 | комбинированный закрепление изученного материала | Политико-правовые воззрения декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра 1. Различия воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Характеризовать политико-правовые воззрения декабристов. Объяснять воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права. Объяснять изменения в системе местного самоуправления при Николае 1. | Опрос. Письменные задания. | § 6 стр. 35-44, вопросы №1-7 стр. 41-42 | |||||
4. | Государство, его признаки и формы | 1 | 1-комбинированный закрепление изученного материала | Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы государственного устройства. Формы правления. Политический режим. | Знать основные положения урока: что такое государство и его признаки; теории происхождения государства. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Опрос. Письменные задания. | § 10 стр. 62-66, вопросы №1-6 стр.66 | |||||
5. | Что такое право?Правовая норма. Источники права. | 1 | комбинированный закрепление изученного материала | Право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы. | Знать основные положения урока, что такое право и нормы права; каковы источники права и виды правовой нормы. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Опрос. | § 11 стр. 67-72, вопросы №1-5 стр.71 | |||||
6. | Понятие и признаки правового государства | 1 | комбинированный закрепление изученного материала | Правовое государство. Признаки правового государства. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Называть причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства. | Опрос. Письменные задания. | § 12 стр.72-77, вопросы №1-5 стр. 76 | |||||
7. | Конституционное право | 1 | комбинированный материал | Конституция РФ 1993 г. Способы принятия Конституции. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право . Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «конституционализм».Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать конституции разных периодов развития Российского государства. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. | Опрос. Письменные задания. | § 16 стр. 92-96,вопросы №1-8 стр.95 | |||||
8. | Характеристика Конституции России. | 1 | комбинированный | Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Характеризовать роль Боярской Думы и Земского собора в системе власти Московской Руси. Объяснять отношение российского общества к конституционным проектам. Знать, России были приняты Основные государственные законы и какое значение они имели. Давать характеристику конституций, принятых в СССР и в России после 1917г. | Опрос. Письменные задания. | § 17 стр. 97-102, вопросы №1-7 стр. 100 | |||||
9. | Президент РФ | 1 | Деловая игра | Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное | Опрос. Письменные задания. | § 22 стр. 121-124, вопросы №1-4 стр. 123-124 | |||||
10. | Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. | 1 | конференция | Роль органов представительной власти в демократических государствах. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государственная Дума и ее полномочия | Знать основные положения урока – какова роль органов представительной власти. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное. | Опрос. Письменные задания. | § 23 стр. 125-129, вопросы №1-8стр. 128 | |||||
11. | Правительство Российской Федерации | 1 | комбинированный | Высший орган исполнительной власти. Состав Правительства РФ и его формирование. Осуществление правосудия в России. Система судебной власти. Конституционный суд. Компетенция Верховного суда РФ. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции. | Знать основные положения урока о составе правительства РФ, судебной системы. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения задач | Опрос. Письменные задания. | § 25 стр. 134-139, вопросы №1-8 стр.137-138 | |||||
12. | Органы местного самоуправления Челябинской области. НРЭО | 1 | беседа | Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления. | Знать основные положения урока о функциях и роли органов местного самоуправления. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Опрос. Письменные задания. | § 26 стр. 139-142, вопросы №1-5 стр. 141 | |||||
13. | Урок –зачет: «Органы государственной власти в РФ» | 1 | Повторительно – обобщающий урок . | Президент, правительство, суды, Государственная Дума. | Знать органы государственной власти РФ. | Повт. пп.1 - 26 | ||||||
14. | Права и свободы человека и гражданина. Самостоятельная работа | 1 | комбинированный | Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение всеобщей декларации прав человека. Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей. | Знать основные положения урока о конституционных правах и обязанностях человека и гражданина. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Опрос. Письменные задания. | § 27 стр. 143-148, вопросы №1-7 стр. 146 | |||||
15. | Социальные и политические права | 1 | Право человека на достойную, благополучную жизнь. | Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | ||||||||
16 | Международные договоры о правах человека. | 1 | лекция | Международный билль о правах. Основное содержание Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Признание нашей страной приоритета международного права. | Знать основные положения урока – о международных документах по правам человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Опрос. Письменные задания. | § 28 стр. 148-152, вопросы №1-4 стр. 150 | |||||
17-18 | Гражданские права | 2 | комбинированный | Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинств для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права. Презумпция невиновности. Причины вынужденной миграции. Право на свободу совести. Ограничение свободы вероисповедания. | Знать основные положения урока о системе гражданских прав человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника | Опрос. Письменные задания. | § 29 стр. 152-158, вопросы №1-10 стр. 156-157 | |||||
19. | Политические права | 1 | комбинированный закрепление изученного материала | Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Содержание и значение статьи 21. Декларации. Эффективность политической жизни и успех в экономической сфере. | Знать основные положения урока о системе политических прав человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 30 стр. 159-162, вопросы №1-6 стр. 160 | |||||
20.-21 | Экономические, социальные и культурные права | 2 | практикум | Условия для развития личности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Декларация об обязанностях человека. | Знать основные положения урока об экономических, политических, культурных правах человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 31 стр. 162-166, вопросы №1-4 стр. 165 | |||||
22 | Право на благоприятную окружающую среду | 1 | комбинированный закрепление изученного материала | Экологическое право. Экологическая угроза. Содержание экологического права. Экологические права человека. Основные направления выхода из экологического кризиса. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы о соблюдении норм экологического права. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 32 стр. 167-173, вопросы №1-4 стр. 172 | |||||
23-24 | Права ребенка. Защита прав ребенка и взрослых в Челябинской области.НРЭО. | 2 | комбинированный | Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 33 стр. 173- 178, вопросы №1-4 стр. 177 | |||||
25 | Избирательное право | 1 | презентация | Статус избирателя. Участие гражданина в выборах. Избирательные права граждан. Виды избирательных прав граждан. Принципы избирательной системы. Порядок выборов в России. Законы, определяющие порядок выборов в России. Конституционные принципы, обеспечивающие единство правового пространства в России. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 37 стр. 194-200, вопросы №1-9 стр. 198 | |||||
26 | Избирательный процесс. Мажоритарная и пропорциональная система выборов. | 1 | Деловая игра | Избирательный процесс. Процедура выборов. Роль процедурных вопросов в избирательном процессе. Основные избирательные системы. Особенности пропорциональной системы. Мажоритарная избирательная система. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы о принципах пропорциональной и мажоритарной система. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 38 стр. 200-205, вопросы №1-5 стр. 203 | |||||
27 | Понятие и источники гражданского права | 1 | комбинированный | Гражданское право. Отношения, регулируемые гражданским правом. Участники гражданско-правовых отношений. Физические и юридические лица. Источники гражданского права. Особенности гражданского кодекса РФ | Знать основные положения урока. Уметь анализировать ГК РФ. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 39 стр. 206-210, вопросы №1-7 стр. 209 | |||||
28 | Понятие семейного права. Брак, условия его заключения. | 1 | практикум | Понятие «брак» по семейному законодательству. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака. | Знать основные положения урока: что такое брак, порядок и условия вступления в брак. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 52 стр. 272-276, вопросы №1-3 стр. 274 | |||||
29 | Понятие и источники трудового права | 1 | комбинированный | Трудовое право. Содержание трудовых правоотношений. Участники трудовых правоотношений. Источники трудового права. | Знать основные положения урока – трудовой договор, порядок приема и увольнения. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Опрос. Письменные задания. | § 55 стр. 287-290, вопросы №1-5 стр. 288 | |||||
30 | Понятие и источники административного права. Административные правонарушения | 1 | Административное право. Субъекты административных правоотношений. Источники административного права. Ответственность за административные правонарушения . Признаки административных правонарушений. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Опрос. Письменные задания. | § 60 стр. 310-315, вопросы №1-7 стр. 314 | ||||||
31-32 | Понятие и источники уголовного права.Законность и правопорядок в Челябинской области.НРЭО. | 2 | комбинированный закрепление изученного материала | Уголовное право. Принципы российского уголовного законодательства. Источник уголовного права. Структура УК РФ. Особенности УК РФ. | Знать основные положения урока Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Опрос. Письменные задания. | § 62 стр. 320-324, вопросы №1-5 стр. 323 | |||||
33 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Отрасли права» | 1 | комбинированный | Правовая культура. Правовая антикультура. Правовой нигилизм и правовой цинизм. Формирование правовой культуры личности. | Знать основные положения курса. Уметь сопоставлять культуру и антикультуру. Делать выводы. Отвечать на вопросы. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание | § 70 стр. 361-366, вопросы №1-5 стр. 264 | |||||
34 | Итоговое обобщение | 1 | Тестирование | Повторение и обобщение изученного. |
5. Приложение
5.1.Нормы оценок.
Критерии | 5(отл.) | 4(хор) | 3(уд) | 2(неуд.) |
1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа(введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство. | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя. | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы. |
2.Умение анализировать и делать выводы. | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов. | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; невсегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны, не все противоречия выделяются. | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопоставления;неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий |
3.Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются сооветствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу | Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия |
4.Научная корректность, точность в использовании фактического материала | Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений. | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся но не анализируются; факты не всегдаотделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем.Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы. |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание. | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание. | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6.Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности. | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности. |
Критерии оценивания взяты из статьи «Проблемы оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича Иоффе.
5.2. Список литературы
1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М, 1999
2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М, 1997.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4. Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1994.
5. Берлин И. История свободы: Россия М., 2001.
6. Боголюбов Л.Н.Право Учебник для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М., «Просвещение», 2008.
7. Власть и право: Из история русской правовой мысли. Л., 1990.
8. История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. М., 1998.
9. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика М., 1990
10. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по истории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.
11. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 1996.
12. Сахаров А.Д. Мир. Прогресс. Права человека. М, 1990.
13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1990.
14. В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2009.
15. Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
16. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
17. Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
18. Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
19. Административный кодекс РФ. – М., 2002.
20. Конституция Р.Ф. – М., 2008.
21. Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
22. Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
23. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
24. Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2006.
5.3. Перечень ЦОРов.
Цифровые – образовательные ресурсы
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/ books/
Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks
Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2 длядетей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Согласовано Утверждаю
научно-методический совет директор __________ Шакина И.И. протокол №1 от 27.08. 2014 1.09.2014г
Рабочая программа учебного предмета
«Право» для 10 класса.
профильный уровень
разработана Ризатдиновой Р.И.,
учителем истории и обществознания
г. Магнитогорск, 2014г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1.нормативно – правовые документы
1.2.общая характеристика предмета, его место в системе наук
1.3. основные особенности рабочей программы
1.4. цели и задачи учебного курса
1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса
1.6. методические рекомендации и технологические подходы
1.7. специфика отражения НРЭО и межпредметных связей
2. Учебно – методическое обеспечение предмета
3. Учебно – тематический план
4. Календарно – тематический план
5. Приложение
5.1. нормы оценок
5.2. литература
5.3. перечень ЦОРов и веб – сайтов Интернет
5.4.КИМы
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон « Об образовании»№273 – Ф3 от 29.12.2012г.
2.Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
- Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по истории рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263.
- Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012 - 2013 учебном году» от 28.06.2012г №103/3073
- Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013- 2014 учебном году» от 18.07.2013г №103/4275
- Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «право» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» от 30.06.2014 № 03 – 02\4959
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
- Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС
- Приказ УО г.Магнитогорска от 02.07.2014г №335 «О разработке годового календарного учебного графика на 2014-2015учебный год»
11.Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву для обучающихся 10 класса социально-экономического профиля составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования для обучающихся 10-11 классов социально-экономического профиля. Программа рассчитана на 68 часов в 10,11 классах по 1 часу в неделю.
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
1.2.1.3.Общая характеристика предмета
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х и Х1 классах, из расчета 1 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов.
1.4.Цели и задачи учебного курса
Изучение права в старшей школе на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
- Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально – правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.
- Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
1.5.Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса право на профильном уровне обучающийся должен
Знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятия и принципы правосудия; органы и способы международно - правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь:
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора, соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
1.6.Методические рекомендации и технологические подходы.
Методы и формы обучения
В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната № 2 используются следующие образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- коллективная система обучения (КСО)
- Проблемное обучение
- Развитие исследовательских навыков
- Лекционно-семинарско-зачетная система.
- Технология игрового обучения
Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:
- вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
- синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
- приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке используются такие виды деятельности учащихся как:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- самостоятельная работа
С учетом индивидуальных особенностей учащихся и специфики школы-интерната № 2 обучение организовано в ортопедическом режиме:учащиеся занимаются в положении лежа на медицинской кушетке, оборудованной ортопедической подставкой; класс оснащен двумя досками, расположенными на противоположных стенах. Особое внимание уделяется проведению физкультминуток, которые способствуют снятию локального утомления школьников.
Современный урок права – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, объективности в подходе к общественным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков истории.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинарские занятия, практические занятия, комбинированные уроки, уроки с элементами ролевых и деловых игр и т.д.
Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольные работы, устный ответ, письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты, мультимедийные проекты и т.д..
В качестве информационной и методической поддержки используются ресурсы Интернет-сети, ЦОР из школьной медиатеки и из фонда ЦПКИМР.
1.7.Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.
При изучении предмета «Право» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области и образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).
Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой образовательной организацией образовательной программой.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» при реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по предметам инвариантной части изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей включается в предметное содержание с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части. В «Рабочую программу» введены темы по изучению НРЭО:
№п.п. | Тема НРЭО | время |
1. | Законодательство Челябинской области | 45мин. |
2 | Местное самоуправление в Челябинской области | 45мин |
3 | Защита прав детей и взрослых в Челябинской области | 45мин. |
Тематика содержания «Рабочей программы по праву для 10 класса» в части НРЭО согласована с темами, предусмотренными стандартом по праву. Изучение содержания регионального компонента направлено на достижение следующих целей:
- способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевой компетенции;
- социокультурной компетенции;
- учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.
- активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
- воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;
- формирование культурологического потенциала;
- формирование адаптивного типа жизнедеятельности;
систематизация сведений из разных наук (истории, географии, литературы, искусства
2. Учебно – методическое обеспечение предмета.
Класс: 10 (профильный уровень)
Количество часов в неделю: 1
Программа | Учебники, ученые и методические пособия | Количество разделов | Практическая часть | НРЭО | |
вид работ | количество работ | количество часов | |||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень). – М.: Дрофа, с 2007 | Никитин А.Ф. Право (профильный уровень). 10-11. – М.: Дрофа, 2012 Анатолий Никитин: Право 10-11 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012 Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни). 10. – М.: Русское слово, с 2006 Сапогов В.М. Поурочные методические разработки. 10 класс. Профильный уровень. К учебнику Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры» 10 класс. – М.: Русское слово, с 2006 | 5 | Практическая работа с источниками права, в т.ч. с нормативными актами. Практикумы по решинию правовых задач, решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта учащихся, тестирование, проверочные работы | 4 | Не менее 3 уроков |
3. учебно – тематический план
Тема | Кол. час. | К.р. | НРЭО | |
1. | Из истории государства и права | 8 | 1 | 1 |
2. | Вопросы теории государства и права | 6 | ||
3. | Конституционное право | 10 | 1 | 1 |
4. | Права человека | 9 | 1 | 1 |
5. | Итоговое повторение | 1 | 1 |
4. Календарно – тематическое планирование 10класс. Профиль
5. Приложение
5.1.Нормы оценок.
Критерии | 5(отл.) | 4(хор) | 3(уд) | 2(неуд.) |
1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа(введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство. | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя. | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы. |
2.Умение анализировать и делать выводы. | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов. | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; невсегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны, не все противоречия выделяются. | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопоставления;неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий |
3.Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу | Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия |
4.Научная корректность, точность в использовании фактического материала | Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений. | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся но не анализируются; факты не всегдаотделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем.Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы. |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание. | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание. | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6.Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности. | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности. |
Критерии оценивания взяты из статьи «Проблемы оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича
5.2.Список литературы
1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М, 1999
2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М, 1997.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4. Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1994.
5. Берлин И. История свободы: Россия М., 2001.
6. Боголюбов Л.Н.Право Учебник для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М., «Просвещение», 2008.
7. Власть и право: Из история русской правовой мысли. Л., 1990.
8. История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. М., 1998.
9. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика М., 1990
10. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по истории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.
11. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 1996.
12. Сахаров А.Д. Мир. Прогресс. Права человека. М, 1990.
13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1990.
14. В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2009.
15. Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
16. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
17. Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
18. Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
19. Административный кодекс РФ. – М., 2002.
20. Конституция Р.Ф. – М., 2008.
21. Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
22. Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
23. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
24. Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2006.
5.3. Перечень ЦОРов.
Цифровые – образовательные ресурсы
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/ books/
Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks
Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета « алгебра, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Феде...
Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фе...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 7 класс, базовый уровень
Рабочая программа к УМК Колягина Ю.М. Программа рассчитана на 3,5 часа в неделю; 4 часа в первом полугодии и 3 часа во втором. Программа базовая....
Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...
Обществознание. Рабочая программа учебного предмета 10-11 класс (базовый уровень)
СодержаниеПланируемые результаты освоения учебного предмета 3Содержание учебного предмета...
- Мне нравится (1)