Рабочая программа по предмету «Право» для 10- 11 класса (профильный уровень)
рабочая программа по праву (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Право» для 10- 11 класса (профильный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pravo_profil.docx | 81.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Согласовано Научно-методический совет Протокол№ 1 от 30.08.2016г | Утверждено Директор школы ___________________-И.И.Шакина Приказ№163- П от 01.09.2016г |
Рабочая программа
по предмету «Право» для 10- 11 класса.
профильный уровень
разработана Ризатдиновой Р.И.,
учителем истории и обществознания
высшей категории
г. Магнитогорск, 2016г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1.нормативно – правовые документы
1.2.общая характеристика предмета, его место в системе наук
1.3. основные особенности рабочей программы
1.4. цели и задачи учебного курса
1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса
1.6. учебно – тематический план
1.7. специфика отражения НРЭО и межпредметных связей
2. Учебно – методическое обеспечение предмета
3. Календарно – тематический план
4. Характеристика КИМов
5. Приложение
5.1. нормы оценок
5.2. литература
5.3. перечень ЦОРов и веб – сайтов Интернет
5.4.Лист коррекции
5.5.КИМы
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по праву для обучающихся 10- 11 класса социально-экономического профиля составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.для обучающихся 10-11 классов социально-экономического профиля. Программа рассчитана на 102 часа в 10,11 классах по 1 часу в неделю в 11 классе и 2 часа в 10 классе. По учебному плану МОУ «СШИ№2» праву на профильном уровне отводится 2 часа в неделю.
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
1.1.Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. 3273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
4.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) .
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 г. №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»»
8. Приказ Минобрнауки России № 306 от 24 марта 2016 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400»
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»
10. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
11. Письмо МО и Н Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». Методические материалы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
12.Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Министерство образования и науки Челябинской области – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
13. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Право» в 2016/2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 17.06.2016г. № 03-02/5361.
14.Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МОУ «СШИ №2» Приказ№203 – П от23.09.2014г.
15. Учебный план МОУ «СШИ№2» на 2016-2017 учебный год.
16. Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2016-2017 учебный год.
1.2.Общая характеристика предмета
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и право применение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
1.3.Основные особенности рабочей программы
Рабочая программа по праву для обучающихся 10- 11 класса социально-экономического профиля составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования .для обучающихся 10-11 классов социально-экономического профиля. Программа рассчитана на 134 часа в 10,11 классах по 2 часу в неделю в 11 классе и 2 часа в 10 классе.
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Резервные часы направлены на изучение НРЭО.
1.4.Цели и задачи учебного курса
Изучение права в старшей школе на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.
- Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально – правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.
- Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
1.5.Базовые требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса право на профильном уровне обучающийся должен
Знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятия и принципы правосудия; органы и способы международно - правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь:
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применение правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществление учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора, соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
1.6. Учебно – тематический план
Тема 11 класс | Кол.час. | К.р. | НРЭО | |
1. | Гражданское и избирательное право | 18 | 1 | 90 мин |
2. | Налоговое право | 8 | 1 | |
3. | Семейное право | 8 | 1 | |
4. | Трудовое право | 8 | 1 | |
5. | Административное право | 4 | 1 | 90 мин |
6. | Уголовное право | 12 | 2 | 90 мин |
7. | Правосудие в РФ | 8 | 1 | 90 мин |
Итого | 66 | 8 | 360 мин |
1.7.Методические рекомендации и технологические подходы.
Методы и формы обучения
В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната № 2 используются следующие образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- коллективная система обучения (КСО)
- Проблемное обучение
- Развитие исследовательских навыков
- Лекционно-семинарско-зачетная система.
- Технология игрового обучения
Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:
- вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
- синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
- приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке используются такие виды деятельности учащихся как:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
- самостоятельная работа
С учетом индивидуальных особенностей учащихся и специфики школы-интерната № 2 обучение организовано в ортопедическом режиме: учащиеся занимаются в положении лежа на медицинской кушетке, оборудованной ортопедической подставкой; класс оснащен двумя досками, расположенными на противоположных стенах. Особое внимание уделяется проведению физкультминуток, которые способствуют снятию локального утомления школьников.
Современный урок права – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, объективности в подходе к общественным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков истории.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинарские занятия, практические занятия, комбинированные уроки, уроки с элементами ролевых и деловых игр и т.д.
Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольные работы, устный ответ, письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты, мультимедийные проекты и т.д..
В качестве информационной и методической поддержки используются ресурсы Интернет-сети, ЦОР из школьной медиатеки и из фонда ЦПКИМР.
1.7. Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.
При изучении предмета «Право» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области и образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).
Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой образовательной организацией образовательной программой.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» при реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по предметам инвариантной части изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей включается в предметное содержание с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части. В «Рабочую программу» введены темы по изучению НРЭО:
Тема НРЭО 11 класс | ||
1. | Политическое развитие Челябинской области | 90мин |
2. | Избирательный процесс в Челябинской области | 90мин |
3. | Состояние правовой культуры в Челябинской области | 90мин |
4. | Правосудие в Челябинской области | 90мин |
ИТОГО | 360 мин. |
Тематика содержания «Рабочей программы по праву для 10 класса» в части НРЭО согласована с темами, предусмотренными стандартом по праву. Изучение содержания регионального компонента направлено на достижение следующих целей:
- способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевой компетенции;
- социокультурной компетенции;
- учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.
- активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
- воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека;
- формирование культурологического потенциала;
- формирование адаптивного типа жизнедеятельности;
систематизация сведений из разных наук (истории, географии, литературы, искусства
2. Учебно – методическое обеспечение предмета.
Класс: 10-11 (профильный уровень)
Количество часов в неделю: 2
Программа | Учебники, ученые и методические пособия | Количество разделов | Практическая часть | НРЭО | |
вид работ | количество работ | количество часов | |||
Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень). – М.: Дрофа, с 2007 | Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н. и др. Право (профильный уровень). 10. – М.: Просвещение, с 2006 Матвеев А.И., Кудрявцев В.Н., Амбросимова Е.Б. / Под ред. Боголюбова Л.Н. Право (профильный уровень). 11. – М.: Просвещение, с 2006 Воронцов А.В., Романов К.С., Баранов П.А. / Под ред. Бордовского Г.А. Право (профильный уровень). 10-11. – М.: Вентана-Граф, с 2006 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право (профильный уровень). 10-11. – М.: Вита-Пресс, с 2006 Никитин А.Ф. Право (профильный уровень). 10-11. – М.: Дрофа, с 2006 Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни). 10. – М.: Русское слово, с 2006 Сапогов В.М. Поурочные методические разработки. 10 класс. Профильный уровень. К учебнику Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры» 10 класс. – М.: Русское слово, с 2006 Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни) 11. – М.: Русское слово, с 2006 Сапогов В.М. Поурочные методические разработки. 11 класс. Профильный уровень. К учебнику Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры» 11 класс. – М.: Русское слово, с 2006 | 17 | Практическая работа с источниками права, в т.ч. с нормативными актами. Практикумы по решинию правовых задач, решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта учащихся, тестирование, проверочные работы | 18 | Не менее 7 уроков |
3.Календарно – тематическое планирование. 11 класс
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Контроль | Учебно-методическое обеспечение, ИКТ-ресурсы | Домашнее задание | |||||
Тема 5. Избирательное право | 4 | |||||||||||||
| Избирательное право. Избирательная система и избирательный процесс | 2 | Изучения нового материала | Избирательное право и его принципы | Характеризует особенности избирательного права, содержание избирательных прав граждан, называет правовые документы, регулирующие избирательное право в нашей стране и принципы избирательной системы в России. Объясняет содержание понятия «избирательный процесс». Дает характеристику различным видам избирательных систем, сравнивает, анализирует достоинства и недостатки каждой из них. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 37 | ||||||
3- 4 | НРЭО Избирательный процесс в Челябинской области | 2 | Лекция | Избирательный процесс, виды избирательных систем | Уметь анализировать Избирательный процесс в Челябинской области | Тестирование | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 38 | ||||||
Тема 6. Гражданское право | 14 | |||||||||||||
5- 6 | Понятие и источники гражданского права. Субъекты гражданского права | 2 | Изучение нового материала | Гражданское право, источники гражданского права, субъекты гражданского права. | Характеризует понятия «гражданское право», «источники гражданского права», «субъекты гражданского права». Рассказывает об особенностях Гражданского кодекса РФ. Анализирует причины и цели обновления гражданского права в России. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 39 | ||||||
7- 8 | Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних | 2 | Лекция | Гражданская правоспособность и дееспособность | Объясняет содержание понятия «гражданская дееспособность» и приводит обстоятельства, при которых граждане могут быть признаны недееспособными. Характеризует особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних граждан. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 40 | ||||||
9- 10 | Предпринимательство. Юридические лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности | 2 | «Круглый стол» | Различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, предпринимательство. | Объясняет содержание понятия «предпринимательская деятельность», называет различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и характеризует каждую из них. Сравнивает акционерное и унитарное предприятие.. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 41 | ||||||
11- 12 | Право собственности | 2 | ИКТ | Собственность н формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. | Объясняет социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность», называет формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Характеризует права и полномочия собственника и его возможности защитить свою собственность. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 42 | ||||||
13- 14 | Наследование. Страхование | 2 | Комб урок | Наследование. Страхование, порядок наследования и страхования | Характеризует содержание института наследования. Объясняет процедуру перехода наследства к наследникам. Рассказывает о порядке и видах страхования. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 43 | ||||||
15- 16 | Обязательственное право. Споры, порядок их рассмотрения. Гражданское процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. | 2 | Изучение нового материала | Обязательственное право. Споры, порядок их рассмотрения. Гражданское процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса | Характеризует понятие «обязательственное право». Сравнивает договор и сделку, называя их сходство и различие. Объясняет, какие виды договоров предусмотрены обязательственным правом. Характеризует гражданское процессуальное право. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 44 | ||||||
17- 18 | Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок оказания платных образовательных услуг. Причинение и возмещения вреда | 2 | Лабораторная работа | Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок оказания платных образовательных услуг. Причинение и возмещения вреда | Объясняет содержание понятия «нематериальные блага», рассказывает о путях защиты материальных и нематериальных благ. Называет основания возникновения внедоговорных обязательств. Объясняет содержание понятия « принцип полного возмещения вреда». Высказывает свое мнение по проблеме: можно ли победить видеопиратов? | Тестирование | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 45 | ||||||
Тема 7. Налоговое право | 10 | |||||||||||||
19- 20 | Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые органы. Аудит | 2 | ИКТ | Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые органы. Аудит, источники налогового права | Дает определение понятия «налог». Характеризует особенности российского налогового права. Называет источники налогового права, обязанности и права налогоплательщиков. Объясняет содержание понятия «аудит». | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 46 | ||||||
21- 22 | Виды налогов | 2 | Комб урок | Прямые и косвенные налоги | Называет виды налогов. Сравнивает прямые и косвенные налоги. Характеризует понятие «система налогов». Осуществляет самостоятельный поиск информации о местных налогах. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 47 | ||||||
23- 24 | Налогообложение юридических лиц | 2 | Комб урок | Налогообложение юридических лиц, льготы по налогообложению | Характеризует содержание понятия «юридическое лицо» в налоговом праве. Называет законы, регулирующие взимание налогов с юридических лиц. Объясняет содержание понятий «налог на добавленную стоимость», «акциз», «налог на прибыль». Рассказывает о льготах по налогу. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 48 | ||||||
25- 26 | Налоги с физических лиц | 2 | ИКТ | Физическое лицо в налоговом праве | Характеризует содержание понятия «физическое лицо в налоговом праве». Называет основные налоги, которые взимаются в настоящее время с населения России. Объясняет порядок исчисления и взимания налога на доходы. Рассказывает о налоговых льготах, о ставках подоходного налога, установленных Налоговым кодексом РФ. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 49 | ||||||
27- 28 | Ответственность за уклонение от уплаты налогов | 2 | Комб урок | Ответственность за уклонение от уплаты налогов | Характеризует виды правовой ответственности, к которой привлекаются должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства. Рассказывает об ответственности за уклонение от уплаты налогов, предусмотренной уголовным кодексом РФ. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 50 | ||||||
Тема 8. Семейное право | 8 | |||||||||||||
29- 30 | Понятие и источники семейного права | 2 | Сам. Работа | Понятие и источники семейного права | Характеризует отношения, регулируемые семейным правом. Называет источники семейного права. Объясняет содержание семейных правоотношений. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 51 | ||||||
31- 32 | Брак. Порядок и условия заключения и расторжения брака | 2 | ИКТ | Брак, порядок и условия заключения и расторжения брака | Характеризует понятие «брак» и условия его заключения. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 52 | ||||||
33- 34 | Права и обязанности супругов. Правовое регулирование отношений супругов | 2 | Комб урок | Права и обязанности супругов. Правовое регулирование отношений супругов | Рассказывает о личных и имущественных правах и обязанностях супругов. Называет причины разводов. Объясняет порядок расторжения брака.. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 53 | ||||||
35- 36 | Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) | 2 | Семинар | Усыновление, опека, попечительство,права и обязанности родителей и детей | Характеризует права и обязанности родителей. Объясняет причины лишения родительских прав, порядок взыскания алиментов на содержание детей. Характеризует понятия «усыновление», «опека», «попечительство». Высказывает свое мнение по проблеме: как защитить интересы ребенка. | Тестирование | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 54 | ||||||
Тема 9. Трудовое право | 10 | |||||||||||||
37- 38 | Понятие и источники трудового права | 2 | Характеризует понятие «трудовое право», источники трудового права и содержание трудовых правоотношений. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 55 | ||||||||
39- 40 | Коллективный договор. Трудовой договор. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора | 2 | Комб урок | Коллективный договор. Трудовой договор. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора | Объясняет понятие «трудовой договор». Рассказывает о содержании и порядке заключения коллективного договора, процедуре оформления трудового договора. Называет условия прекращения трудового договора. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 56 | ||||||
41- 42 | Рабочее время и время отдыха | 2 | Комб урок | Рабочее время и его виды, время отдыха,ежегодный оплачиваемый отпуск | Объясняет, какие виды рабочего времени предусмотрены трудовым законодательством. Характеризует понятие «время отдыха». Рассказывает о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 57 | ||||||
43- 44 | Оплата труда. Охрана труда | 2 | Комб урок | Оплата труда. Охрана труда, профсоюзы и их роль. | Характеризует понятия «оплата труда» и «охрана труда». Объясняет специфику охраны труда женщин и несовершеннолетних. Называет функции профсоюзов на предприятии и виды социальной помощи, предусмотренные социальным страхованием. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 58 | ||||||
45- 46 | Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву | 2 | Проблемный урок | Комиссия по трудовым спорам, дисциплинарная ответственность. Трудовые споры. | Характеризует содержание трудовых споров и основания их возникновения. Объясняет функции и порядок работы комиссии по трудовым спорам. Рассказывает о работе примирительной комиссии и условиях проведения забастовок. Характеризует понятие «дисциплинарная ответственность». Объясняет содержание понятия «материальная ответственность».задания. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 59 | ||||||
Тема 10. Административное право | 4 | |||||||||||||
47- 48 | Понятие и источники административного права. Административные правонарушения | 2 | Изучение нового материала | Понятие и источники административного права. Административные правонарушения | Характеризует понятие и источники административного права. Называет и виды признаки административных правонарушений. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 60 | ||||||
49- 50 | НРЭО Политическое развитие Челябинской области. Административные наказания. Особенности административной юрисдикции | 2 | Комб урок | Административная ответственность и виды административного наказания | Объясняет содержание понятия «административная ответственность» и административного наказания. Называет виды административных наказаний. Характеризует особенности административной юрисдикции. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 61 | ||||||
Тема 11. Уголовное право | 14 | |||||||||||||
51- 52 | Понятие и источники уголовного права | 2 | Изучение нового материала | Понятие и источники уголовного права., принципы российского уголовного законодательства. | Характеризует понятие и источники уголовного права. Объясняет принципы российского уголовного законодательства. Осуществляет самостоятельный поиск информации по проблеме: преступность в современной России. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 62 | ||||||
53- 54 | Преступление. «Новые» преступления | 2 | Практикум | Преступление, его виды и их классификация | Характеризует понятие, признаки и виды преступления. Объясняет содержание понятия «состав преступления». Называет преступления против личности, экономические преступления. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 63 | ||||||
55- 56 | НРЭО Правосудие в Челябинской области | 2 | ИКТ | Правосудие, правосознание, правовое государство | Называет причины появления «новых» преступлений и характеризует их содержание и правосудие в Челябинской области | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 64 | ||||||
57- 58 | Уголовная ответственность. Наказание | 2 | Комб урок | Уголовная ответственность, наказание | Характеризует понятие «уголовная ответственность», называет этапы привлечения к уголовному наказанию; виды уголовных наказаний. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 65 | ||||||
59- 60 | Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание | 2 | ИКТ | Обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание | Называет обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание. | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 66 | ||||||
61- 62 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 2 | Конференция | Уголовная ответственность, виды преступлений и возможных наказаний, понятие «принудительные меры воспитательного воздействия» | Называет возраст, с которого наступает уголовная ответственность, называет виды преступлений и возможных наказаний. Объясняет содержание понятия «принудительные меры воспитательного воздействия». | Текущий | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 67 | ||||||
63- 64 | Особенности уголовного процесса | 2 | Урок - диспут | Уголовное судопроизводство, его стадии. | Характеризует содержание понятия «уголовное судопроизводство», называет его стадии. Рассказывает как осуществляется судебное судопроизводство. Объясняет принципы российского судопроизводства. Осуществляет самостоятельный поиск информации по проблемам: «новые» уголовные преступления; способно ли уголовное наказание исправить преступника. | Тестирование | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 68 | ||||||
Тема 12. Правовая культура | 2 | |||||||||||||
65- 66 | НРЭО Правовая культура и правосознание в Челябинской области. Совершенствование правовой культуры. Итоговое повторение | 2 | Лекция | Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры, правосознание | Характеризует содержание понятия «правовая культура». Называет основные элементы правовой культуры. Объясняет понятие «правосознание». Рассказывает о формировании правовой культуры. характеризует понятие «правовой нигилизм». | Тестирование | Учебник, ЦОР, тетрадь | § 69, 70 |
4. Характеристика КИМов.
Своеобразие измерителей по праву обусловлено:
- Комплексным характером учебного содержания, отражающего данные совокупности правовых наук с некоторыми особенностями использования терминологии в каждой из них
- Необходимостью учитывать различия в толковании ряда терминов, понятий в условиях научного плюрализма
Тесты по праву профильного уровня измеряют уровень и правильность усвоения положений учебников по праву10- 11 класса. Тесты имеют 2 разновидности: двухвариантные и многовариантные. Решение тестов позволяет лучше усвоить и систематизировать учебный материал. Контролируемые элементы определяются обязательным минимумом обществоведческого образования в основной школе. Тесты ориентированы в первую очередь на использование учебника «Право» Никитина А.Ф. Пособия позволят сэкономить учебное время, быстро проверить полученные знания, закрепить пройденный материал и в форме тестирования
5. Приложение
5.1.Нормы оценок.
Критерии | 5(отл.) | 4(хор) | 3(уд) | 2(неуд.) |
1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа(введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство. | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя. | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы. |
2.Умение анализировать и делать выводы. | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов. | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; невсегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны, не все противоречия выделяются. | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопоставления;неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий |
3.Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу | Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия |
4.Научная корректность, точность в использовании фактического материала | Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений. | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся но не анализируются; факты не всегдаотделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем.Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы. |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание. | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание. | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6.Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности. | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности. |
Критерии оценивания взяты из статьи «Проблемы оценивания в обществознании» доцента Федеральной академии повышения квалификации, кандидата исторических наук Андрея Наумовича
5.2.Список литературы
1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М, 2011
2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М, 2009.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 2013.
4. Баглай М.В. Дорога к свободе. М.,2 009.
5. Берлин И. История свободы: Россия М., 2011.
6. Боголюбов Л.Н.Право Учебник для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М., «Просвещение», 2008.
7. Власть и право: Из история русской правовой мысли. Л., 1990.
8. История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. М., 2008.
9. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика М., 2015
10. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по истории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2010.
11. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 2006.
12. Сахаров А.Д. Мир. Прогресс. Права человека. М, 2010.
13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 2009.
14. В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2014.
15. Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
16. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
17. Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
18. Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
19. Административный кодекс РФ. – М., 2002.
20. Конституция Р.Ф. – М., 2016.
21. Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
22. Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
23. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
24. Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2006.
5.3. Перечень ЦОРов.
Цифровые – образовательные ресурсы
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/ books/
Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks
Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 10 КЛАСС Профильный уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФормирование личности, готовой к активной и творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьно...
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (профильный уровень). Разработана Петрашовой В.Н.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 10-11 класс (профильный уровень). Разработана Петрашовой В.Н....
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 10 класса. Профильный уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...
Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования
Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...
Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования
Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...