Рабочая образовательная программа по предмету «Право» /базовый уровень/ 10 классы
рабочая программа по праву (10 класс)
Рабочая образовательная программа составлена на основе Федерального компонента Госстандарта по предмету Основа права и действующего Базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (очная форма обучения), утвержденный приказом МО РФ № 322 от 09.02.1998г.
Данная программа подготовлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся средней общеобразовательной школы и представляет собой совокупность юридических норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством. Вместе с тем право – сложное конкретно-историческое социальное и культурное явление. Понимание любого общественного явления, в том числе и права, невозможно без знания его исторических корней и условий, в которых оно возникло и развивалось. По данной программе обучающимся предстоит расширить свои представления о праве.
Программа курса спланирована на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. При этом, в данной программе предусмотрены отдельные часы для проведения контрольных срезов, тестовых проверочных, итоговых работ и ориентирован на воспитание обучающегося – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение ориентации в политических реалиях Российской Федерации и современного мира и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_rab_pr_2021_osen.docx | 68.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Центр образования» городского округа «город Якутск»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
директор ОУ зам. директора по УВР на заседании МО.
_______________ ____________________ протокол №____
«__»_______2021 г. «__» _________2021 г. «__»_______2021г.
Рабочая образовательная программа
по предмету «Право» /базовый уровень/
10 классы
Учителя: Саввинова Елена Дмитриевна,
Года реализации программы: 2021/2023 гг
Общее количество часов по плану: 10 класс – 35 часов
Учебник: Право. 10-11 классы: /А.Ф. Никитин. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2017. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).
г. Якутск 2021г.
Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа составлена на основе Федерального компонента Госстандарта по предмету Основа права и действующего Базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (очная форма обучения), утвержденный приказом МО РФ № 322 от 09.02.1998г.
Данная программа подготовлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся средней общеобразовательной школы и представляет собой совокупность юридических норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством. Вместе с тем право – сложное конкретно-историческое социальное и культурное явление. Понимание любого общественного явления, в том числе и права, невозможно без знания его исторических корней и условий, в которых оно возникло и развивалось. По данной программе обучающимся предстоит расширить свои представления о праве.
Программа курса спланирована на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. При этом, в данной программе предусмотрены отдельные часы для проведения контрольных срезов, тестовых проверочных, итоговых работ и ориентирован на воспитание обучающегося – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение ориентации в политических реалиях Российской Федерации и современного мира и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает следующие цели:
- ознакомление с важнейшими принципами правового регулирования, определяющими содержание норм российского права;
- дать понятие общей социальной направленности правовых установок, привить обучающимся навыки правильного ориентирования в системе законодательства, умение соотносить их юридическое содержание с реальными событиями общественной жизни, без чего невозможна выработка элементарных навыков юридического мышления;
- работа с нормативно – правовыми источниками права - Конституцией, Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, Административным Кодексом, Уголовным кодексом, Законами РФ и др.
- ориентирование обучающихся на овладение новыми подходами к изучению определенных правовых проблем.
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Задачи курса
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается:
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
- учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
- постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся успешно
освоивших рабочую программу по предмету «Основы права» 10-11 классы
В результате изучения права на обучающийся должен:
Знать/понимать
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь
- характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг, [1]
- объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений
- (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом,
- различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров,
- приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
Уметь:
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
|
Проверка и оценка знаний и умений обучающихся
Оценка устного ответа обучающегося:
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических , проверочных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы
Критерии оценивания Эссе:
1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения)
при раскрытии проблемы;
2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Эссе оценивается на 5 балла, если:
1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2.Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с
корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;
3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный
социальный опыт.
Эссе оценивается на 4 балла, если:
1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
2.Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в
контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не
прослеживаются);
3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный
социальный опыт.
Эссе оценивается на 3 балла, если:
- Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
- Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
- Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный
социальный опыт без теоретического обоснования.
Эссе оценивается на 2 балл, если:
- Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы, проблема раскрыта на бытовом уровне;
- Аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы.
Обобщая, подчеркнем три важнейших компонента оценки:
- четко сформулированное понимание проблемы и ясно выраженное отношение к ней;
- логически соединенные в единое повествование термины, понятия, теоретические обобщения, относящиеся к раскрываемой проблеме;
- четкая аргументация, доказывающая позицию экзаменующегося (в виде исторических фактов,
- современных социальных процессов, конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших
- близких, статистических данных и т. п.)
Важно связать выбранное высказывание с содержанием науки, к которой оно отнесено. Так, например, высказывания по проблеме неравенства людей из раздела «Социология» и «Экономика» должны раскрываться по разному.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов. - Таким образом, выбор системы оценки диктуется целью тестирования и видом педагогического контроля.
- 80%-от максимальной суммы баллов -оценка «5»;
- 60-80% - оценка «4»;
- 40-60% - оценка «3»;
- 0-40% - оценка «2»
- Выставление полугодовых, годовых и итоговых отметок.
Полугодовые отметки выставляются с учетом текущих устных и письменных отметок, контрольных работ. Годовая отметка выставляется основе четвертных отметок. Итоговая отметка ставится при учеты четвертных и итоговой. В случае, если по предмету сдается экзамен в 9 классе, то итоговая отметка ставится с учетом экзаменационной отметки.
Устный ответ.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; четко знает исторические даты и исторические события; ответ соответствует «требованиям к уровню подготовки выпускников».
- Изложил материал грамотным языком, точно используя историческую и обществоведческую терминологию и символику, в определенной логической последовательности.
- Показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания.
- Продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, Сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.
- Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: - В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие историческое или обществоведческое содержание ответа.
- Допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя.
- Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- Полно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала.
- Имелись затруднения или допущены ошибки в определении исторической терминологии, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя.
- Ученик не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
- При достаточном знании теоретического материала была выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- Не раскрыто основное содержание учебного материала.
- Обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.
- Допущены ошибки в определении понятий, при использовании исторической и обществоведческой терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок:
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки и недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание дат, исторических событий, фактов.
- неумение выделить в ответе главное.
- неумение применять знания, алгоритмы для решения исторических и обществоведческих задач.
- неумение делать выводы и обобщения
- неумение читать карты
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками
- логические ошибки
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного – двух этих признаков второстепенными;
- неточность конкурной карты, мифа;
- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными).
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
Недочетами являются:
- небрежное ведение записей, чертежей, схем, графиков в работах.
Письменные работы:
По предмету «Основы права» проводятся текущие письменные работы, контрольные, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста, исторические сочинения, рефераты, доклады, проектные и исследовательские работы Текущие работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или его часть. Контрольные работы пишутся после завершения изучения определённой темы или блока. Они могут быть в тестовой или иной форме на усмотрение учителя. Самостоятельные работы и тестирования могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на его часть, в зависимости от цели проведения контроля. Контрольные работы выполняются на отдельных листах и оцениваются с занесением оценок в классный журнал. Оценки за самостоятельные, тестовые работы, если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя. Классные и домашние письменные работы оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы на усмотрение учителя. При оценке письменных работ обучающихся учитель руководствуется соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
Количество и назначение ученических тетрадей.
Для выполнения всех видов работ учащиеся должны иметь одну рабочую тетрадь объемом от 48 листов, до 96 листов. Допускается ведение рабочих тетрадей с их продолжением в последующих классах.
Порядок ведения тетрадей обучающимися:
Обучающиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
- писать аккуратным, разборчивым почерком.
- единообразно выполнять надписи на обложке тетради:
- указывать для чего предназначена тетрадь, класс и имя владельца тетради.
- на полях тетради записывается дата урока.
- писать на отдельной строке название темы.
- указывать вид выполняемой работы (самостоятельная работа, тест)
- соблюдать красную строку.
- между классной и домашней работами отступать 4 клеточки, между заданиями – две клеточки. - чертежи и построения выполнять карандашом.
Порядок проверки письменных работ:
Рабочие тетради проверяются 1 раз в месяц, в том числе с выставлением отметки за ведение тетради. При выставлении отметок за ведение рабочей тетради учитывается, насколько учеником выполняются требования, изложенные выше, а также насколько качественно и по назначению используются учеником поля рабочей тетради.
Дополнительная литература:
Теория государства и права:
- Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. Под редакцией академика О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1996г.
- Теория государства и права. Учебник для вузов. В.М. Сырых. Былина. 1998г.
- Теория государства и права. Конспект. Жинкин С.А. Ростов н/Д: Феникс, 2003г.
- Экзамен по теории государства и права: 100 ответов на 100 возможных вопросов. Учебно-методическое пособие. – М.: Фирма Гардарика, 1997г.
- Теория государства и права. Комаров С.А., Малько А.В. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - .: Изд. Группа НОРМА – ИНФО,1999
- Теория государства и права. Учебник. Спиридонов Л.И. – М.: «Проспект»,1997
- Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. -М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФО, 1999г.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. Проф. М.Н. Марченко. – М.: Изд. «Зерцало», 1998г
Конституционное право:
- Комментарий к Конституции РФ. Мирошникова В.А.. – М.: «ЮРКНИГА», 2004г.
- Конституция РФ. – М.: «Проспект», 1999г
- Комментарий Конституции РФ. Сборник Постановлений Конституционного Суда РФ. – М.: 1999г
- Шпаргалка по конституционному праву России: Учебное пособие. Малиновская В.М. – М.: ТК Велби, 2005г.
- Конституционное право РФ. Баглай М.В. учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФО, 1999г.
- Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России: Ответы на экзаменационные билеты. Щербакова О.В. – М.: Аллель-2000, 2005г.
Уголовное право:
- Уголовное право России. Учебник для вузов. А 2-х томах. Под редакцией профессоров А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова. М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФО, 1998г.
- Комментарий к постановлениям пленума Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. Рыжаков А.П. – М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФО, 2001 г.
- Уголовной кодекс РФ. С постатейным приложением нормативных актов. М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФО, 2000
- Шпаргалка по уголовному права. Общая часть: Ответы на экзаменационные билеты. – М.: Аллель-2000, 2005 г.
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. – М.: Изд. «СПАРК», 1995г
- Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/ Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.: Юристь, 2000
- Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: Изд. НОРМА, 2001
- Комментарий к Уголовному кодексу РФ.отв. ред. А.А. Чекалин. Юрайт-издат. 2007.
Административное право:
- Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Под редакцией И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной, -М.: ООО Изд. «Проспект», 1998
- Административный кодекс.
Гражданское право:
- Гражданское право. В 2-х частях. Конспект лекций. – М.: «Издательство Приор», 2002
Семейное право:
- Семейный кодекс РФ. С постатейным приложением нормативных документов и актов. Л.М. Пчелинцева, С.В. Пчелинцев. Изд. Группа НОРМА – ИНФО,2000
- Семейный кодекс РФ. – М.: «Проспект», 2001г.
- Ягудин Н.к. Семейное право РФ.Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002
Трудовое право:
- Шпаргалка по трудовому праву: учебное пособие. Латыпов Р.И. – М.: ТК Велби, 2005г
- Российское трудовое право. Учебник для вузов. Профессор А.Д. Зайкин. – М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФА .1999г
- Трудовой кодекс РФ. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002
- Трудовое право: Учебник для вузов/ Под ред. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002
- Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу РФ. Отв. Ред. А.Л. Сафонов.- М.: МЦФЭР, 2006г.
Жилищное право:
- Жилищный кодекс РФ. – М.: Изд. ОМЕГА –Л, 2005г.
Наследственное право:
- Звягинцев М.Г. наследственное право (Текст): учебный минимум. – М.: ИД «Юриспруденция», 2005
Правоведение:
- Смоленский М.Б. Правоведение: 100 экзаменационных ответов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004
- Макаренко С.Н., Байлов А.В. правоведение. Курс лекций: Учебное пособие/ - М.: «Издательство Приор», 1999
- Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. правоохранительные органы: Вопросы и ответы. – М.: Новый юрист, 1998г
- Юридический энциклопедический словарь. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. М.: ИНФРА-М.1997г
- Шпаргалка по юридической психологии: Ответы на экзаменационные билеты. Перетятько Н.М.– М.: Аллель-2000, 2005г
Общая характеристика учебного предмета «Право».
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Основы право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся и будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности. К основным содержательным линиям образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
- история государства и права, вопросы теории государства и права
- роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
- конституционное право, Конституция РФ;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права;
- имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Содержание курса «Основы права»
Раздел I. История и теория государства и права (1 час.)
Тема 1. Вопросы теории государства и права - 1 час.
- . Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Раздел II Конституционное право (7 час)
Тема 2. Конституция Российской Федерации- 7 час.
- Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
- Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
- Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.
- Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.
- Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
- Нарушение прав человека. Защита прав человека в мировом сообществе
Раздел III. Гражданское, налоговое и семейное право (4 час.)
Тема 3. Гражданские право- 4 час.
- Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности.
- Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности.
- Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограничено дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
- Наследование. Виды наследования.
Тема 4. Налоговое право- 2 час.
- Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые организации. Аудит.
- Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество.
Тема 5. Семейное право- 5 час.
- Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
- Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов.
- Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
- Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека. Попечительство.
Раздел IV. Трудовое, административное и уголовное право (14 час.)
Тема 6. Трудовое право-5 час.
- Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
- Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовая книжка. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения трудового договора.
- Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
- Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Тема 7. Административное право- 3 час.
- Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания и их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Тема 8. Уголовное право-4 час.
- Понятие преступления. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категория преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
- Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
Поурочное планирование 10 класс
№ | Тема урока | Форма контроля | Дом. задание | Дата проведения | ||
1 полугодие | ||||||
1 | Понятие права. Система права. Источники права. | |||||
2 | Понятие конституции, ее виды. | |||||
3 | Гражданство в РФ. | |||||
4 | Права и свободы человека и гражданина. | |||||
5 | Гражданские права. | |||||
6 | Политические права. | |||||
7 | Экономические, социальные и культурные права. П/р работа по теме «Конституция РФ» | п/р | ||||
8 | Нарушения прав человека. РНО | |||||
9 | Понятие и источники гражданского права. | |||||
10 | Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. | |||||
11 | Право собственности. | |||||
12 | Наследование. | |||||
13 | Налоговое право. Налоговые органы. | |||||
14 | Виды налогов. Налоги с физических лиц | |||||
15 | Контрольная работа за 1 п/г | |||||
16 | Работа над ошибками | к/р | ||||
2 полугодие | ||||||
17 | Понятие и источники семейного права. | |||||
18 | Брак, условия его заключения. | |||||
19 | Права и обязанности супругов. | |||||
20 | Расторжение брака | |||||
21 | Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека /попечительство/. | |||||
22 | Понятие и источники трудового права. | |||||
23 | Коллективный договор. Трудовой договор. | |||||
24 | Рабочее время и время отдыха. | |||||
25 | Оплата труда. Охрана труда. П/Р по теме «Трудовое право» | п/р | ||||
26 | Трудовые споры. РНО | |||||
27 | Понятие и источники административного права. | |||||
28 | Административные правонарушения. | |||||
29 | Административные наказания. | |||||
30 | Понятие и источники уголовного права. | |||||
31 | Преступление. Виды преступлений. | |||||
32 | Уголовная ответственность. Наказание. | |||||
33 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | |||||
34 | Контрольная работа за 2 п/г | к/р | ||||
35 | Работа над ошибками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Право» для 10 класса. Базовый уровень. Разработана Ризатдиновой Р.И., учителем истории и обществознания...
Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 5 класса на 2019-2020 учебный год
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...
Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 6 класса на 2019-2020 учебный год
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...
Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 7 класса на 2019-2020 учебный год
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, разв...
Рабочая образовательная программа по предмету «Информатика» для 8 класса на 2019-2020 учебный год
Цели и задачи курса Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теор...
Рабочая образовательная программа по предмету «Математика» для 6 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 6 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 учебных ча...
Рабочая образовательная программа по предмету «Алгебра» для 9 класса на 2019-2020 учебный год
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной об...