Сценарий открытого школьного Правового урока для учащихся 8-11 классов: "Труди трудовое законодательство"
план-конспект урока по праву (10 класс) по теме
Данный сценарий, рссчитан на учащихся 8-11 классов базового уровня подготовки. Данный урок является частью создаваемой мною системы правового воспитани школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obshcheshkolnogo_otkrytogo_pravovogo_uroka.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект общешкольного открытого правового урока
для учащихся основной и старшей школы
ГБСКОУ школы № 584 «Озерки»
на тему: «Труд и Трудовое право»
Подготовил: учитель истории и обществознания
Владимирова Марина Алексеевна
2012 – 2013 уч. год
Цель урока: сформировать у учащихся представление о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление механизмах трудового регулирования в системе трудовых правоотношений.
В ходе урока следует реализовать следующие задачи:
- Образовательные задачи.
- дать учащимся представление о системе трудового права на
территории РФ;
- расширять словарный запас учащихся, через введение в их речь новых терминов и понятий;
- познакомить учащихся с существующими нормативно-правовыми актами, посредством которых происходит регулирование трудовых отношений на территории РФ.
- Коррекционно-развивающие.
- развитие коммуникативной сферы учащихся, через дискуссионный диалог;
- развитие и корригирование памяти и внимания;
- развитие и коррегирование навыков коллективной работы, через групповую работу;
- развитие у учащихся критического мышления;
- развитие и коррегирование навыков работы с дополнительным материалом и документами.
- Воспитательные задачи:.
- воспитывать у учащихся уважение к законам своего государства;
- повышать юридическую грамотность учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к противоположной точке зрения, умение вести дискуссию.
Оборудование:
- Мультимидийный проектор и электронная презентация к теме урока.
- Раздаточный материал: статьи ТК РФ, Конституции РФ, правовые задачи и материал для коллажа.
- Трудовой кодекс РФ, Конституция РФ.
Форма урока:
Урок новых знаний с элементами дискуссии.
Проблема урока: «Труд это право или обязанность?»
Ход урока:
- 1. Право на труд
- 2. Трудовой договор
- 3. Право на отдых и социальное обеспечение
- 4. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних
Учитель:
С детства, слушая сказки, которые вам читали ваши родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.
Задание:
- Внимательно прочитайте приведенные пословицы и ответьте на вопросы:
- Лентяй да шалопай – два родных брата
- Хочешь есть калачи – не лежи на печи
- Труд человека кормит, а лень портит
- Вопросы к классу:
- - Объясните смысл пословиц
- - О каком отношению к труду говорит народная мудрость?
- - Каким образом передавался жизненный опыт людей?
- - На примере этих пословиц попытайтесь самостоятельно сформулировать те правила, которые предписывали и обучали.
Учитель:
- Что же такое «труд»?
- Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
- Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России
- Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.
- Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ.
- Главный из них – Конституция РФ.
Задание группам по методу «Один – вдвоем – вместе»:
- Рассмотреть статью 37 Конституции РФ и дать характеристику праву на труд
- Вопросы к документу:
- 1. Какая статья Конституции Российской Федерации дает характеристику права труда?
- 2. О каких принципах использования труда в ней говорится?
Учитель:
- Чтобы нам легче было ориентироваться в запутанной стране Закона, давайте обозначим основные понятия трудового законодательства:
- Работодатель – тот, кто предлагает работу.
- Работник – тот, кто выполняет работу.
- Трудовой договор (контракт) – документ, который определяет порядок и условия работы, размер и формы оплаты труда и т.д.
Ролевая игра «На приеме у юриста»
- Первая группа будет исполнять роль адвокатов-консультантов, которые проводят прием граждан по трудовым вопросам. Поэтому внимательно изучите положения закона о труде.
- Вторая группа будет выполнять роль граждан, которые пришли к юристам за помощью в решении трудовой деятельности. Вам необходимо продумать вопросы, с которыми вы можете прийти в Юридическую консультацию.
Предлагаемый список вопросов:
- С какого времени можно начинать трудовую деятельность в Российской Федерации?
- Какие обязанности несет работодатель перед работником?
- На какие положения Трудового договора следует обращать внимание при приеме на работу?
- Каков порядок приема на работу?
- Каким образом закон регулирует продолжительность работы? Опишите подробно по возрастным категориям?
- Каким образом закон защищает людей от безработицы?
- Как работает служба занятости?
- Опишите порядок увольнения?
- Что такое дисциплина труда?
- Как наказывают за нарушения дисциплины труда?
- Дайте консультацию относительно права работника на отпуск.
- В какие праздничные дни работник имеет право на отдых?
- Что значит право на социальное обеспечение? Кто имеет на него право?
Учитель:
Право на отдых и социальное обеспечение
- Продолжительность рабочего времени регулируется Трудовым кодексом.
- В Российской Федерации рабочее время:
- Не более 40 часов в неделю
- 8 часов в день при
- 5-дневной рабочей неделе
Трудовой кодекс предусматривает время отдыха, которое включает:
- Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня;
- Предоставление одного (при 6-дневной рабочей неделе) или двух выходных дней (при пятидневной рабочей неделе)
- Предоставление всем работникам ежегодного отпуска
- На время отпуска сохраняется рабочее место, должность и средняя заработная плата
- Минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней.
- В Российской Федерации законом установлены праздничные дни
- По достижении пенсионного возраста:
- У женщин 55 лет,
- У мужчин 60 лет
- граждане получают право на пенсию.
- Социальное обеспечение предоставляется и тем, кто является:
- Инвалидом
- Получил трудовое увечье
- Не может самостоятельно зарабатывать себе на жизнь
Задание:
Познакомьтесь с памяткой «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву».
Памятка «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву»
- Трудовая правосубъектность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
- Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения.
- Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
- Данным лицам запрещается торговля спиртными напитками и табачными изделиями.
- Применение их труда в игорном бизнесе, в ночных клубах.
- Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа, работа в ночное время и выходные дни.
- Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
- Данные работники подлежат ежегодному обязательному медосмотру.
- Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной – по установленным расценкам.
Обсуждаем…
- Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда несовершеннолетних?
- Свою позицию объясните
Решите правовые задачи
1
- Саша, 13 лет, устроился на работу почтальоном на весь год
- Нарушен ли закон?
- Почему?
2
- Маша, 14 лет, договорилась в устной форме о работе по раздаче рекламы летом
- Нарушен ли закон?
- Почему?
3
- Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день
- Нарушен ли закон?
- Почему?
4
- Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору по 4 часа в день с двумя выходными в неделю
- Нарушен ли закон?
- Почему?
Доброволен
Свободен
Право на труд
Безопасен
Право на отдых
Оплачиваем
Право на
разрешение
споров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого школьного мероприятия " Брейн-ринг"
Данный сценарий представляет открытое школьное мероприятие , проведённое в "Женской классической школе" в рамках недели истории, которая проходила в феврале 2012 года....
Сценарий открытия школьных олимпиад 2012 год
В копилку вожатого...
Сценарий открытия школьного музея
В документе представлен сценарий открытия школьного историко-краеведческого музея,а также материал,посвященный истории поселения Красная Гора с древнейших времен и до наших дней....
Сценарий открытого заседания правового клуба "Фемида": "20 лет Конституции РФ"
Материалы подготовлены совместно учащимися и педагогом. В сценарий включена сказка, написанная учеником 5 класса. Открытое заседание проводилось для учащихся начальной школы и пятикласнико...
Урок обществознания в 9 классе "Труд и трудовые отношения"
Урок обществознания в 9 классе "Труд и трудовые отношения"...
Сценарий открытия школьного научного общества учащихся "Созвездие"
Представляю вашему вниманию сценарий открытия школьного научного общества учащихся. Мероприятие сопровждается музыкой, презентациями и видеороликом о достижениях ученых мира в 2014 году. Ведущих...
урок в 9 классе труд и трудовое право
урок по обществознанию в учебнику Боголюбова...