Сценарий открытого школьного Правового урока для учащихся 8-11 классов: "Труди трудовое законодательство"
план-конспект урока по праву (10 класс) по теме

Владимирова Марина Алексеевна

Данный сценарий, рссчитан на учащихся 8-11 классов базового уровня подготовки. Данный урок является частью создаваемой мною системы правового воспитани школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obshcheshkolnogo_otkrytogo_pravovogo_uroka.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект общешкольного открытого правового урока

для учащихся основной и старшей школы

ГБСКОУ школы № 584 «Озерки»

на тему: «Труд и Трудовое право»

Подготовил: учитель истории и обществознания

Владимирова Марина Алексеевна

2012 – 2013 уч. год

Цель урока:  сформировать у учащихся представление о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление механизмах трудового регулирования в системе трудовых правоотношений.

В ходе урока следует реализовать следующие задачи:

        

  1. Образовательные задачи.

- дать учащимся представление о системе трудового права на

территории РФ;

- расширять словарный запас учащихся, через введение в их речь новых терминов и понятий;

- познакомить учащихся с существующими нормативно-правовыми актами, посредством которых происходит регулирование трудовых отношений на территории РФ.

  1. Коррекционно-развивающие.

- развитие коммуникативной сферы учащихся, через дискуссионный диалог;

- развитие и корригирование памяти и внимания;

- развитие и коррегирование навыков коллективной работы, через групповую работу;

- развитие у учащихся критического мышления;

- развитие и коррегирование навыков работы с дополнительным материалом  и документами.

  1. Воспитательные задачи:.

- воспитывать у учащихся уважение к законам своего государства;

- повышать юридическую грамотность учащихся;

- воспитывать уважительное отношение к противоположной точке зрения, умение вести дискуссию.

Оборудование:

  1. Мультимидийный проектор и электронная презентация к теме урока.
  2. Раздаточный материал: статьи ТК РФ, Конституции РФ, правовые задачи и материал для коллажа.
  3. Трудовой кодекс РФ, Конституция РФ.

Форма урока:

Урок новых знаний с элементами дискуссии.

Проблема урока: «Труд это право или обязанность?»

Ход урока:

  1. 1. Право на труд
  2. 2. Трудовой договор
  3. 3. Право на отдых и социальное обеспечение
  4. 4. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних

Учитель:

С детства, слушая сказки, которые вам читали ваши родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.

Задание:

  1. Внимательно прочитайте приведенные пословицы и ответьте на вопросы:
  2. Лентяй да шалопай – два родных брата
  3.  Хочешь есть калачи – не лежи на печи
  4.  Труд человека кормит, а лень портит
  5. Вопросы к классу:
  6. - Объясните смысл пословиц
  7. - О каком отношению к труду говорит народная мудрость?
  8. - Каким образом передавался жизненный опыт людей?
  9. - На примере этих пословиц  попытайтесь самостоятельно сформулировать те правила, которые предписывали и обучали.

Учитель:

  1. Что же такое «труд»?
  2. Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
  3. Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России

  1. Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.
  2. Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ.
  3. Главный из них – Конституция РФ.

Задание группам по методу «Один – вдвоем – вместе»:

  1. Рассмотреть статью 37 Конституции РФ и дать характеристику праву на труд
  2. Вопросы к документу:
  3. 1. Какая статья Конституции Российской Федерации дает характеристику права труда?
  4. 2. О каких принципах использования труда в ней говорится?

Учитель:

  1. Чтобы нам легче было ориентироваться в запутанной стране Закона, давайте обозначим основные понятия трудового законодательства:
  2. Работодатель – тот, кто предлагает работу.
  3. Работник – тот, кто выполняет работу.
  4. Трудовой договор (контракт) – документ, который определяет порядок и условия работы, размер и формы оплаты труда и т.д.

Ролевая игра «На приеме у юриста»

  1. Первая группа будет исполнять роль адвокатов-консультантов, которые проводят прием граждан по трудовым вопросам. Поэтому внимательно изучите положения закона о труде.
  2. Вторая группа будет выполнять роль граждан, которые пришли к юристам за помощью в решении трудовой деятельности. Вам необходимо продумать вопросы, с которыми вы можете прийти в Юридическую консультацию.

Предлагаемый список вопросов:

  1. С какого времени можно начинать трудовую деятельность в Российской Федерации?
  2. Какие обязанности несет работодатель перед работником?
  3. На какие положения Трудового договора следует обращать внимание при приеме на работу?
  4. Каков порядок приема на работу?
  5. Каким образом закон регулирует продолжительность работы? Опишите подробно по возрастным категориям?
  6. Каким образом закон защищает людей от безработицы?
  7. Как работает служба занятости?
  8. Опишите порядок увольнения?
  9. Что такое дисциплина труда?
  10. Как наказывают за нарушения дисциплины труда?
  11. Дайте консультацию относительно права работника на отпуск.
  12. В какие праздничные дни работник имеет право на отдых?
  13. Что значит право на социальное обеспечение? Кто имеет на него право?

Учитель:

Право на отдых и социальное обеспечение

  1. Продолжительность рабочего времени регулируется Трудовым кодексом.
  2. В Российской Федерации  рабочее время:
  3. Не более 40 часов в неделю
  4. 8 часов в день при
  5. 5-дневной рабочей неделе

Трудовой кодекс предусматривает время отдыха, которое включает:

  1. Перерыв для  отдыха и питания в течение рабочего дня;
  2. Предоставление одного (при 6-дневной рабочей неделе) или двух выходных дней (при  пятидневной рабочей неделе)
  3. Предоставление всем работникам ежегодного отпуска
  4. На время отпуска сохраняется рабочее место, должность и средняя заработная плата
  5. Минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней.
  6. В Российской Федерации законом установлены праздничные дни

  1. По достижении пенсионного возраста:
  1. У женщин 55 лет,
  2. У мужчин 60 лет
  1. граждане получают право на пенсию.
  2.    Социальное обеспечение предоставляется и тем, кто является:
  3. Инвалидом
  4. Получил трудовое увечье
  5. Не может самостоятельно зарабатывать себе на жизнь

Задание: 

Познакомьтесь с памяткой «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву».

Памятка «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву»

  1. Трудовая правосубъектность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
  2. Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но  работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения.
  3. Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
  4. Данным лицам запрещается торговля спиртными напитками и табачными изделиями.
  5. Применение их труда в игорном бизнесе, в ночных клубах.
  6. Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа, работа в ночное время и выходные дни.
  7. Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
  8. Данные работники подлежат ежегодному обязательному медосмотру.
  9. Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  10. При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной – по установленным расценкам.

Обсуждаем…

  1. Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда несовершеннолетних?
  2. Свою позицию объясните

Решите правовые задачи

1

  1. Саша, 13 лет, устроился на работу почтальоном на весь год
  2. Нарушен ли закон?
  3. Почему?

2

  1. Маша, 14 лет, договорилась в устной форме о работе по раздаче рекламы летом
  2. Нарушен ли закон?
  3. Почему?

3

  1. Олег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день
  2. Нарушен ли закон?
  3. Почему?

4

  1. Нина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору по 4 часа в день с двумя выходными в неделю
  1.  Нарушен ли закон?
  1. Почему?

Доброволен

Свободен

Право на труд

Безопасен

Право на отдых

Оплачиваем

Право на

разрешение

споров 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого школьного мероприятия " Брейн-ринг"

Данный сценарий представляет открытое школьное мероприятие , проведённое в "Женской классической школе" в рамках недели истории, которая проходила в феврале 2012 года....

Сценарий открытия школьного музея

В документе представлен сценарий открытия школьного историко-краеведческого музея,а также материал,посвященный истории поселения Красная Гора с древнейших времен и до наших дней....

Сценарий открытого заседания правового клуба "Фемида": "20 лет Конституции РФ"

Материалы подготовлены  совместно учащимися и педагогом. В сценарий включена сказка, написанная учеником 5 класса.  Открытое заседание проводилось для учащихся начальной школы и пятикласнико...

Урок обществознания в 9 классе "Труд и трудовые отношения"

Урок обществознания в 9 классе "Труд и трудовые отношения"...

Сценарий открытия школьного научного общества учащихся "Созвездие"

Представляю вашему вниманию сценарий открытия школьного научного общества учащихся. Мероприятие сопровждается музыкой, презентациями и видеороликом о достижениях  ученых мира в 2014 году. Ведущих...

урок в 9 классе труд и трудовое право

урок по обществознанию в учебнику Боголюбова...