урок в 9 классе труд и трудовое право
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Фоменко Юлия Викторовна

урок по обществознанию в учебнику Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_trud_i_trudovoe_pravo.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Фоменко Ю.В.

Учитель истории и обществознания

МКОУ «Тундутовская СОШ»

Открытый урок по теме

«Труд и трудовое право»

9 класс. Дата проведения: (1сл.)

Цели урока: ( 2 сл.)

- сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве;

- познакомить с понятийным аппаратом по теме;

Задачи урока: ( 3 сл.)

- развивать умения поиска и извлечения нужной информации в различных источниках;

- формировать у учащихся опыт работы с правовыми документами и их анализа, применять знания по трудовому праву на практике;

- способствовать формированию таких качеств личности как уважение к труду, ответственность, осознанный выбор профессии;

- продолжать формировать правовую культуру учащихся

Основные понятия: Труд, трудовое право, трудовые отношения, трудовой договор.

Оборудования урока: учебник обществознания, компьютер, проектор, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, раздаточный материал

Тип урока: изучение нового материала

План урока ( 4 сл.)

  1. Понятие « труд». Роль труда в жизни человека.
  2. Правовое регулирование трудовых отношений:

А) понятие трудового права

Б) источники трудового права

В) работник и работодатель: права и обязанности

Г) трудовой договор

3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.

( 5 сл.) Эпиграф: « Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходимым. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».

А.П. Чехов

Ход урока

  1. Орг. момент.

Приветствие, подготовка к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш урок я хочу начать с притчи. ( сл. 6 )

Три человека возили в тележках камни.

У одного из них спросили:

— Что ты здесь делаешь?

Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:

— Я таскаю камни.

Тот же вопрос задали второму. Он ответил:

— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.

Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:

— Я строю храм!

Учитель: О чем эта притча? Как вы ее понимаете?

Ученики: предполагаемый ответ ( Об отношении человека к труду, к своей работе).  

Учитель: Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?

Ученики: предполагаемый ответ ( Это тема нашего сегодняшнего урока.)

Учитель: Действительно, сегодня  мы будем говорить об очень важных для каждого человека вопросах - трудовых правоотношениях . Вы уже знакомы с некоторой информацией о труде и трудовом праве, и сегодня наверняка узнаете что-то новое.

  1. Изучение новой темы

Учитель: О роли труда в развитии человека и общества вы многое знаете из уроков истории.

Беседа с учащимися

Учитель:  Почему труд считают необходимым условием жизни общества?

 Ученики: предполагаемый ответ (без пищи, одежды, жилища общество существовать не может)

Учитель:  Здесь уместно вспомнить всем известную пословицу о труде.

- Как вы думаете, какую?

Ученики:(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

Учитель:  Что же такое труд?

Деятельность учащихся:

Запись определения в тетрадь: труд – это деятельность человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых для удовлетворения потребностей. ( сл. 7 )

 Беседа с учащимися по вопросам новой темы.

Учитель:  Какую роль труд играет в жизни человека?

Ученики:  ( Примерные варианты ответов: средство для поддержания жизненных потребностей человека; способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса; участие в развитии общества и т.д.)

Учитель:  В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.

- В каких документах изложены основные принципы трудовых правоотношений? ( Сл.  8  Источники ТП)

Учащиеся : Конституция РФ, Трудовой Кодекс, локальные акты

Учитель: Правильно ребята, а какой документ в этой иерархической лестнице является основополагающим?

Учащиеся: ( Конституция РФ).

Учитель: А почему?

Ученики: Потому, что Конституция РФ обладает высшей юридической  силой по отношению ко всем остальным нормативно – правовым актам.

                  Работа с юридическим документом

Учитель:  Ребята, у Вас на столе лежит Конституция РФ. Ваша задача  - узнать, что отмечено в Конституции РФ о праве на труд? (Сл. 9  )

 Какая статья закрепляет это право?

Учащиеся:  Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,  а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

5. Каждый имеет право на отдых.

Учитель:  Назовите участников труда на предприятии.

          Какие отношения между ними складываются? ( сл. 10)

Ученики: Работник и работодатель. Между ними складываются трудовые правоотношения.

Сл.   11   Трудовые правоотношения - это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права.

Работа с юридическим документом ( ТК РФ)

Учитель: Ребята , посмотрите на слайд, перед вами схема, которую надо дополнить, для этого нужно разделиться на 2 группы.

 1 группа – изучает права и обязанности работника;

 2 группа - изучает права и обязанности работодателя;

Сл. 12   Трудовой договор

работник                       работодатель

 

       права         обязанности   права     обязанности

Учащиеся: Заполняют схему, после чего идет обсуждение

Учитель: Ребята, а вы знаете, какой документ является основным  документом о трудовой деятельности?

Ученики: предполагаемые ответы – трудовая книжка

Учитель: правильно основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах. (фото труд. книжки) , (Сл. 14  )

Учитель: Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защищать свои права. Поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим трудовые права несовершеннолетних.

(Сл. 15 )  Особенности правового положения несовершеннолетних.

 Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд гарантий для несовершеннолетних работников.

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и составляет:

– для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;

– для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.

Так, в ст. 265 ТК РФ перечислены работы, на которых запрещается использование труда лиц, не достигших 18 лет. К ним относятся:

– работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы.

– работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работы в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

– переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Согласно ст. 268 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается:

– направлять в служебные командировки;

– привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

- не могут привлекаться к работам– по совместительству, вахтовым методом– в религиозных организациях.

3 Закрепление изученного.

Учитель: Ребята, для закрепления изученного на уроке, предлагаю вам решить познавательные  задачи. Для этого Вам надо разделиться на 3 группы, после чего мы обсудим ваши решения. Первой группе – Текст 1, Второй – Текст 2, Третьей – Текст 3

                                                  Текст 1

        Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.

        Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

        а) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора

        б) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю

        в) Ленивица выполняла свои обязанности в соответствии с трудовым договором

        г) Права Метелицы были нарушены

                Свой выбор аргументируйте

                                                  Текст 2

        Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.

        Трудовой договор.

        «Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.        Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».

2.        Договор является договором по основной работе.

3.        Вид договора: на неопределенный срок.

4.        Срок испытания: 3 месяца.

5.        Права и обязанности работника:

участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время;

соблюдать трудовую дисциплину;

бережно относиться к театральному инвентарю.

6.        Права и обязанности работодателя:

вовремя выплачивать зарплату;

обеспечивать безопасные условия труда.

7.        Особенности режима рабочего времени:

ненормированный рабочий день;

работать 7 дней в неделю.

8.        Работнику устанавливается зарплата в размере 2 золотых монет в месяц.

9.        Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.

Адреса и подписи сторон:

Работник: Буратино, актер,

 адрес: дом папы Карло.

Подпись

Работодатель:

Карабас Барабас, директор кукольного театра,

адрес: ул. Кукольная,10.

Подпись

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

А) Трудовой договор можно признать недействительным

б) Нарушены права работодателя

в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере

г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника

Свой выбор аргументируйте

                                               Текст 3

        Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз ходила в лес за хворостом.

        Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.

        Приближались новогодние праздники, девушка возлагала большие надежды на них, рассчитывая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснежниками, но и предложили хорошую работу.

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

А) Для несовершеннолетних приемлема только устная форма договора

б) Нарушены нормы труда несовершеннолетних

в) Договор предусматривает только права и обязанности падчерицы

г) Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора

                       Свой выбор аргументируйте.

Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Пожалуйста …., что нового мы с Вами узнали на уроке?

Ученики: В ходе урока  мы выяснили, что каждый гражданин России имеет право на труд, имеет право свободно выбирать профессию и место работы.

4 Домашнее задание:

Учитель:  Ребята, запишите домашнее задание - по материалам п. 17 составить синквейн на тему « Труд. Трудовое право» ( раздать памятки)

5 Итоги урока:

Учитель:  Самые активные учащиеся получают…….

Я Вас оценила, теперь Ваша очередь оценить наш урок,  приклейте стикеры на доску.

Всем спасибо за работу. Хочу пожелать вам, чтобы в жизни вы выбрали такую работу, которая приносила бы вам радость и удовольствие, чтобы вы поняли, что не таскаете камни, и не просто зарабатываете деньги, а возводите храм! Храм своего счастья, благополучия и  счастливого будущего! (сл    ).

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Здравствуйте!

Ребята! Готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

***

- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Труд и трудовое право

Конспект урока обществознание в 9 классе...

Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...

Тест по обществознанию "Труд и трудовое право", 9 класс

Данный тест приближен по формату к ГИАДва варианта...

Мастер класс по теме «Труд и трудовое право»

Мастер класс по теме «Труд и трудовое право». Обществознание 9 класс...

Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право"

Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право"...

Урок по теме: "Труд и трудовое право".

Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; познакомить с понятийным аппаратом; развивать устную монологическую речь, мышление, память,...