урок в 9 классе труд и трудовое право
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
урок по обществознанию в учебнику Боголюбова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_trud_i_trudovoe_pravo.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Фоменко Ю.В.
Учитель истории и обществознания
МКОУ «Тундутовская СОШ»
Открытый урок по теме
«Труд и трудовое право»
9 класс. Дата проведения: (1сл.)
Цели урока: ( 2 сл.)
- сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве;
- познакомить с понятийным аппаратом по теме;
Задачи урока: ( 3 сл.)
- развивать умения поиска и извлечения нужной информации в различных источниках;
- формировать у учащихся опыт работы с правовыми документами и их анализа, применять знания по трудовому праву на практике;
- способствовать формированию таких качеств личности как уважение к труду, ответственность, осознанный выбор профессии;
- продолжать формировать правовую культуру учащихся
Основные понятия: Труд, трудовое право, трудовые отношения, трудовой договор.
Оборудования урока: учебник обществознания, компьютер, проектор, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, раздаточный материал
Тип урока: изучение нового материала
План урока ( 4 сл.)
- Понятие « труд». Роль труда в жизни человека.
- Правовое регулирование трудовых отношений:
А) понятие трудового права
Б) источники трудового права
В) работник и работодатель: права и обязанности
Г) трудовой договор
3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.
( 5 сл.) Эпиграф: « Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходимым. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
А.П. Чехов
Ход урока
- Орг. момент.
Приветствие, подготовка к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш урок я хочу начать с притчи. ( сл. 6 )
Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю храм!
Учитель: О чем эта притча? Как вы ее понимаете?
Ученики: предполагаемый ответ ( Об отношении человека к труду, к своей работе).
Учитель: Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?
Ученики: предполагаемый ответ ( Это тема нашего сегодняшнего урока.)
Учитель: Действительно, сегодня мы будем говорить об очень важных для каждого человека вопросах - трудовых правоотношениях . Вы уже знакомы с некоторой информацией о труде и трудовом праве, и сегодня наверняка узнаете что-то новое.
- Изучение новой темы
Учитель: О роли труда в развитии человека и общества вы многое знаете из уроков истории.
Беседа с учащимися
Учитель: Почему труд считают необходимым условием жизни общества?
Ученики: предполагаемый ответ (без пищи, одежды, жилища общество существовать не может)
Учитель: Здесь уместно вспомнить всем известную пословицу о труде.
- Как вы думаете, какую?
Ученики:(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
Учитель: Что же такое труд?
Деятельность учащихся:
Запись определения в тетрадь: труд – это деятельность человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых для удовлетворения потребностей. ( сл. 7 )
Беседа с учащимися по вопросам новой темы.
Учитель: Какую роль труд играет в жизни человека?
Ученики: ( Примерные варианты ответов: средство для поддержания жизненных потребностей человека; способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса; участие в развитии общества и т.д.)
Учитель: В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.
- В каких документах изложены основные принципы трудовых правоотношений? ( Сл. 8 Источники ТП)
Учащиеся : Конституция РФ, Трудовой Кодекс, локальные акты
Учитель: Правильно ребята, а какой документ в этой иерархической лестнице является основополагающим?
Учащиеся: ( Конституция РФ).
Учитель: А почему?
Ученики: Потому, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативно – правовым актам.
Работа с юридическим документом
Учитель: Ребята, у Вас на столе лежит Конституция РФ. Ваша задача - узнать, что отмечено в Конституции РФ о праве на труд? (Сл. 9 )
Какая статья закрепляет это право?
Учащиеся: Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.
5. Каждый имеет право на отдых.
Учитель: Назовите участников труда на предприятии.
Какие отношения между ними складываются? ( сл. 10)
Ученики: Работник и работодатель. Между ними складываются трудовые правоотношения.
Сл. 11 Трудовые правоотношения - это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права.
Работа с юридическим документом ( ТК РФ)
Учитель: Ребята , посмотрите на слайд, перед вами схема, которую надо дополнить, для этого нужно разделиться на 2 группы.
1 группа – изучает права и обязанности работника;
2 группа - изучает права и обязанности работодателя;
Сл. 12 Трудовой договор
работник работодатель
права обязанности права обязанности
Учащиеся: Заполняют схему, после чего идет обсуждение
Учитель: Ребята, а вы знаете, какой документ является основным документом о трудовой деятельности?
Ученики: предполагаемые ответы – трудовая книжка
Учитель: правильно основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах. (фото труд. книжки) , (Сл. 14 )
Учитель: Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защищать свои права. Поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим трудовые права несовершеннолетних.
(Сл. 15 ) Особенности правового положения несовершеннолетних.
Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд гарантий для несовершеннолетних работников.
Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и составляет:
– для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
– для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.
Так, в ст. 265 ТК РФ перечислены работы, на которых запрещается использование труда лиц, не достигших 18 лет. К ним относятся:
– работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы.
– работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работы в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).
– переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Согласно ст. 268 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается:
– направлять в служебные командировки;
– привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
- не могут привлекаться к работам– по совместительству, вахтовым методом– в религиозных организациях.
3 Закрепление изученного.
Учитель: Ребята, для закрепления изученного на уроке, предлагаю вам решить познавательные задачи. Для этого Вам надо разделиться на 3 группы, после чего мы обсудим ваши решения. Первой группе – Текст 1, Второй – Текст 2, Третьей – Текст 3
Текст 1
Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
а) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора
б) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю
в) Ленивица выполняла свои обязанности в соответствии с трудовым договором
г) Права Метелицы были нарушены
Свой выбор аргументируйте
Текст 2
Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.
Трудовой договор.
«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».
2. Договор является договором по основной работе.
3. Вид договора: на неопределенный срок.
4. Срок испытания: 3 месяца.
5. Права и обязанности работника:
участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время;
соблюдать трудовую дисциплину;
бережно относиться к театральному инвентарю.
6. Права и обязанности работодателя:
вовремя выплачивать зарплату;
обеспечивать безопасные условия труда.
7. Особенности режима рабочего времени:
ненормированный рабочий день;
работать 7 дней в неделю.
8. Работнику устанавливается зарплата в размере 2 золотых монет в месяц.
9. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.
Адреса и подписи сторон:
Работник: Буратино, актер,
адрес: дом папы Карло.
Подпись
Работодатель:
Карабас Барабас, директор кукольного театра,
адрес: ул. Кукольная,10.
Подпись
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
А) Трудовой договор можно признать недействительным
б) Нарушены права работодателя
в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере
г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника
Свой выбор аргументируйте
Текст 3
Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз ходила в лес за хворостом.
Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.
Приближались новогодние праздники, девушка возлагала большие надежды на них, рассчитывая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснежниками, но и предложили хорошую работу.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
А) Для несовершеннолетних приемлема только устная форма договора
б) Нарушены нормы труда несовершеннолетних
в) Договор предусматривает только права и обязанности падчерицы
г) Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора
Свой выбор аргументируйте.
Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Пожалуйста …., что нового мы с Вами узнали на уроке?
Ученики: В ходе урока мы выяснили, что каждый гражданин России имеет право на труд, имеет право свободно выбирать профессию и место работы.
4 Домашнее задание:
Учитель: Ребята, запишите домашнее задание - по материалам п. 17 составить синквейн на тему « Труд. Трудовое право» ( раздать памятки)
5 Итоги урока:
Учитель: Самые активные учащиеся получают…….
Я Вас оценила, теперь Ваша очередь оценить наш урок, приклейте стикеры на доску.
Всем спасибо за работу. Хочу пожелать вам, чтобы в жизни вы выбрали такую работу, которая приносила бы вам радость и удовольствие, чтобы вы поняли, что не таскаете камни, и не просто зарабатываете деньги, а возводите храм! Храм своего счастья, благополучия и счастливого будущего! (сл ).
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Здравствуйте!
Ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
***
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Труд и трудовое право
Конспект урока обществознание в 9 классе...
Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...
Тест по обществознанию "Труд и трудовое право", 9 класс
Данный тест приближен по формату к ГИАДва варианта...
Мастер класс по теме «Труд и трудовое право»
Мастер класс по теме «Труд и трудовое право». Обществознание 9 класс...
Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право"
Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право"...
Разработка урока по обществознанию "Труд и трудовое право"
Разработка урока...
Урок по теме: "Труд и трудовое право".
Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; познакомить с понятийным аппаратом; развивать устную монологическую речь, мышление, память,...