Урок обществознания в 9 классе "Труд и трудовые отношения"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Урок обществознания в 9 классе "Труд и трудовые отношения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_v_9_klasse.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Новокиевская основная общеобразовательная школа»
Нижнеудинского района Иркутской области
Урок обществознания в 9 классе
Тема: «Труд и трудовые отношения»
Авторская разработка
учителя истории и обществознания
Дресвянской Надежды Анатольевны
Урок обществознания в 9 классе
Труд и трудовые отношения
Цель: познакомить учащихся с правами и обязанностями в сфере трудовых отношений: развитие умений анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания; способствовать воспитанию правовой культуры, облегчению процесса социализации личночти.
Оборудование к уроку: Конституция РФ, КзоТ, трудовая книжка.
План
- О роли труда в развитии человека и общества.
- Правовое регулирование трудовых отношений.
- Трудовой договор
- Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству
- Дисциплина труда
Эпиграф: «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
А.П. Чехов
1.О роли труда в развитии человека и общества вы многое знаете из уроков истории.
- Почему труд считают необходимым условием жизни общества?
(без пищи, одежды, жилищ и множества разнообразных предметов, нужных людям, общество существовать не может)
Здесь уместно вспомнить всем известную пословицу о труде.
- Как вы думаете, какую? (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
- Какие еще пословицы о труде вы знаете?
Ребята называют пословицы, учитель записывает их в два столбика:
«Терпение и труд все перетрут» «Дело не медведь, в лес не уйдет»
Без дела жить – небо коптить» «Господской работы не переработаешь»
«Ремеслу везде почет» «Двое пашут, а семеро руками машут»
и др.
Учитель обращает внимание на записанные пословицы.
- По какому принципу сгруппированы пословицы?
(В одних народ выразил уважение к труду, в других осуждает лень, праздность)
- Что же такое труд?
Запись определения в тетрадь: труд – это деятельность человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых для удовлетворения потребностей.
Иногда спорят: какой труд важнее – умственный или физический?
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
(Каждый из этих видов труда важен, а еще лучше, когда труд одновременно является и физическим , и умственным.
Учитель обращает внимание на высказывание Л.Н.Толстого: «Телесный труд не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает ее достоинство, но и поощряет его»
2.Право на труд относится к основным правам и свободам человека, оно закреплено в Конституции РФ.
- Найдите в Конституции статью, закрепляющую это право, прочитайте (ст.37)
- Какие еще права человека связаны с правом на труд?
( на вознаграждение не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, право на отдых, на защиту от безработицы, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности)
Рабочие и служащие реализуют право на труд путем заключения трудового договора, из которого и возникают трудовые правоотношения.
Определение трудового договора приведено в разделе IIIчасти третьей КЗоТа РФ.
Чтобы легче его запомнить обратимся к схеме:
Трудовой договор – это соглашение
между трудящимся и администрацией предприятия
учреждения
или организации
по которому
труд-ся обязуется предприятие обязуется
выполнять работу выплачивать заработную плату,
по определенной специальности, обеспечивать условия труда,
подчиняться внутреннему предусмотренные законодательством
трудовому распорядку о труде, договором
Содержание трудового договора
условия
определяемые сторонами определяемые законом
трудового договора и др. нормативными актами
необходимые дополнительные заработная рабочее
плата время
место работы, предоставление правила охраны дисциплина
род работы жилья труда труда
В ходе знакомства со ст. 58 учащиеся выясняют, что :
- в соответствии с законодательством трудовые договоры заключаются на неопределенный срок, на определенный срок не более 5 лет, на время выполнения определенной работы.
Заключение трудового договора:
- возраст, с которого допускается заключение трудового договора (ст.63),
- необходимые документы (ст.65),
- трудовая книжка (ст.66)
Трудовой договор заключается в письменной форме, не позднее трех дней со дня допущения работника к работе в двух экземпярах.
Прекращение трудового договора
- по соглашению сторон (ст.78)
- по инициативе работника (ст.80)
- по инициативе работодателя (ст.81)
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет (гл.42)
Условием нормальной работы является дисциплина труда. Её соблюдение – обязанность граждан. Речь идет не только о своевременной явке на рабочее место и полном использовании рабочего времени, но и о добросовестном, творческом отношении к труду.
На каждом предприятии дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания (ст.192):
- замечание;
- выговор;
- увольнение по соответствующим основаниям.
За добросовестный труд работодатель поощряет работников (ст.191):
- объявляет благодарность;
- выдает премию;
- награждает ценным подарком, почетной грамотой.
За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
III. Закрепление.
Учащиеся выполняют тест.
Д/з п.45(п.1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания "Человек в мире экономических отношений"
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова к параграфу 19 "Человек в мире экономических отношений" сопровождает и дополняет обяснение учителя. Позволяет облегчить усвоение сл...
Урок обществознания "Труд в системе правовых отношений"
Урок составлен в соответствии с программой курсов обществознания для 8 – 9 и 10 -11 классов общеобразовательных учреждений/автор А.И. Кравченко.С понятием «труд» обучающиеся нередко встречаются в жизн...
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ."ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
УРОК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ПРОВОДИТСЯ В 9 КЛАССЕ. НА УРОКЕ ПРОВОДИТСЯ РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ. чАСТИЧНО ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МАТЕРИАЛ И В 10-11 КЛАССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ ОБУЧЕ...
Презентация к уроку обществознания в "Конфликт в межличностных отношениях"
Презентация содержит описание причин конфликтов, тактик поведения в конфликте....
Урок обществознания в 6 классе "Межличностные отношения" .
Урок обществознания в 6-м классе "Межличностные отношения"...
конспект урока обществознания в 11 классе "Рыночные отношения в экономике"
конспетк урока в 11 классе по теме рыночные отношения в экономике, тип урока - урок изучения нового материала. Используется презентация....
Технологическая карта урока обществознания в 7 классе "Межличностные отношения"
Технологическая карта урока обществознания в 7 классе по теме: "Межличностные отношения"...