Игра "Шаги по правовому лабиринту"
план-конспект занятия по праву по теме
Предварительный просмотр:
Ролевая игра: Шаги по правовому лабиринту.
Разработал учитель истории и обществознания МОУ «СОШ№74»: Семеняченко Н.П.
Цели игры:
- повышение уровня правовой культуры учащихся МОУ «СОШ№74»
- формирование понятия – уважение к закону
- формирование мотивов к активному изучению права как науки.
Задачи игры:
- закрепление основных прав человека, записанных в Конституции РФ, Конвенции о правах ребёнка
- развитие умений отстаивать и использовать гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека в конкретных жизненных ситуациях.
Оборудование к игре:
- Спроектировать на экран актового зала эпиграф:
Право-это искусство добра и справедливости. (Античный афоризм)
Право-это всё что истинно и справедливо. (В.Гюго)
- Над сценой повесить портрет А.Д.Сахарова-великого гражданина России.
Содержание игры:
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто незнание прав ведёт к отсутствию уверенности в себе. К, сожалению, очень часто российские граждане попадают в ситуацию нарушения своих прав, иногда даже не подозревая об этом в силу правовой безграмотности. Трудно общаться с другими людьми, заботиться о чьих то правах, когда не осознаёшь своих собственных. Но если человек владеет достаточным объёмом информации о своих правах, у него имеется не мало способов отстоять их, защитить себя и других. Наша игра позволит Вам использовать теоретические знания, применяя их к конкретным жизненным ситуациям!
Игра включает 7 этапов:
- Представление команд.
- Разминка.
- Конкурс «Вредные советы».
- Конкурс «Правовая сказка».
- «Заморочки»
- «Взрослые и дети».
- Литературная дуэль для спикеров команд. (Литературные вопросы, касающиеся закона и права).
Сейчас я попрошу вас разбиться на 4 команды.
Президентский совет получает специфическое задание, они являются журналистами, готовят репортаж с игры в школьную газету, а двое из них будут членами жюри и подведут итоги ролевой игры.
Ведущая: В добрый путь! Желаю удачи! Первый шаг по лабиринту - презентация команды. Название должно соответствовать теме: «Права человека». Высший бал-2 балла. (Команды представляют свои названия, например «Свободный выбор», «Профсоюз», «Гражданин», «Лига прав человека» ит.д.)
Ведущая: Второй шаг по лабиринту называется «Разминка». Он покажет ваши теоретические знания. Каждой команде предлагается 3 вопроса: 3понятия назвать на основе данного определения. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, у других есть право дать ответ. Право предоставляется первому, поднявшему руку. Эксперты, будьте внимательны!
Вопросы команде №1
- Система общеобязательных правил поведения, закреплённых в законе, установленных государством и обеспеченных принудительной силой государства (право).
- Основной закон государства, обладающей высшей юридической силой, документ, в котором определены принципы устройства государства, права и свободы граждан (конституция).
- Общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом, нравственно осуждаемое (преступление).
Вопросы команде №2
- Государство, где существует верховенство закона, неотъемлемость прав и свобод граждан, принцип разделения властей (правовое государство).
- Противоправное поведение гражданина (правонарушение).
- Законодательный орган власти в России (Федеральное собрание)
Вопросы команде №3
- Применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, ответственность перед судом, законом (правовая ответственность).
- Государство, в котором высшие органы власти избираются на определенный срок (республика).
- Международный документ о правах ребенка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году (Конвенция о правах ребенка)
Вопросы команде №4
- Организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории, организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей на этой территории (государство).
- Главные защитники прав ребенка (родители)
- Свод законов РФ, регулирующий семейные отношения (Семейный кодекс).
Ведущая: Третий шаг по лабиринту - Конкурс «Вредные советы».
Каждая команда получает по два совета на карточках. Перед вами начальные строки вредного совета в стиле Г.Остера. Вам необходимо продолжить данный совет. Максимальный балл, за самые оригинальные советы-5 баллов.
Команде №1
1.Если вдруг тебя решили
Прав каких-нибудь лишить…
2.Если жить на этом свете
Ты решился без друзей…
Команде №2
1.Если вдруг ты не согласен
С тем, что люди говорят…
2.Если ты не добрый малый.
Скажем прямо даже злой…
Команде №3
1.Если думаешь, что можно
Младших в школе обижать…
2. Если ты надумал в школу
Вдруг о бомбе позвонить…
Команде №4
1.Если ты такой хороший
И закон тебе не нужен…
2.Если вдруг тебя посмели,
В магазине обсчитать…
Ведущая: Четвёртый шаг по лабиринту – Конкурс «Правовая сказка».
Вы должны угадать название сказочного героя и название сказки. 2 балла за правильный ответ.
Команде №1
Он был приговорён к утоплению в пруду как беспаспортный, бездомный, беспризорный (Буратино).
Команде №2
Разыскивается сказочный герой. Ушёл из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с неизвестными, следующая встреча оказалась, видимо роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек («Колобок»).
Команде №3
В какой из сказок личность во всех отношениях очень серая осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё заканчивается благополучно? («Красная шапочка»).
Команде №4
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности, совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»).
Ведущая: «Заморочки».
В этом конкурсе, а это пятый шаг по лабиринту, Вам предлагаются вопросы, связанные с жизнью. Примените теоретические знания к конкретным жизненным ситуациям. Каждой команде выдаются задания. Время -3 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы команде №1
1.Почемузаконодательство не допускает приёма на работу лиц моложе 15 лет, а при определённых условиях- 14 лет? (Необходимость соблюдения права на образование, ст.43.п.4. Конституции РФ, недееспособность несовершеннолетних).
2.После школы Павел собирается поступить в институт, расположенный в другом городе. Эти намерения реализуемы лишь в том случае, если государством Павлу будут предоставлены следующие права…(Право на свободу передвижения и выбор места жительства, на получение высшего образования на конкурсной основе).
С какого возраста ребёнок приобретает право на уважение его человеческого достоинства? (С рождения).
Вопросы команде №2
1.Можно ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает всё наперекор родителям и не уважает их? (Да, воспитание - равное право и обязанность родителей).
2. Нина влюбилась в иностранца и собирается выйти замуж и уехать с ним на его родину. Помогут влюблённым следующие права…(Право свободного выезда за пределы России, семейное право).
3. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного разбирательства обязателен? (с 10 лет)
Вопросы команде №3
1.Нецензурная брань учащихся в школе - это издержки культуры или противоправное деяние? (противоправное деяние).
2.Григорий - страстный фотолюбитель. Помогут Григорию следующие права…(Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право частной собственности).
3.С какого возраста ребенок может самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд? (с 14 лет)
Вопросы команде №4
1.Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве 14-летним учащимся школы, не желающим писать контрольную работу? (Нет, это преступление, ст.20 УК РФ).
2.Могут ли вас сделать рабом? Конечно же, нет, если вы имеете права…(Право на свободу и личную неприкосновенность, принудительный труд запрещён).
3.Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (с разрешения родителей)
Ведущая: Жизнь каждого человека неразрывно связана с семьёй. Но не в каждой семье существуют отношения взаимопонимания, доброты между детьми и взрослыми. Взрослые часто убеждены, что имеют права собственников по отношению к своему ребёнку, забывая, что ребенок- это уникальная и самостоятельная личность. Чтобы показать значимость этой проблемы, вы должны будете придумать обращение несовершеннолетних детей к взрослым. Это и есть ваш шестой шаг по лабиринту. Оценивается оригинальность обращения и актуальность существующих проблем между детьми и взрослыми. (Например: Ах, взрослые, нам бы ваши проблемы! С нами может и трудно, но зато не соскучишься! Конечно, я не Ломоносов, но кое-что знаю. Давайте дружить! ит.д.)
Высший балл-3 балла.
Ведущая: Вы успешно миновали шесть трудных этапов, остался один. И сейчас я объявляю конкурс спикеров четырёх команд. Эрудированные спикеры, руководившие вашей работой, должны ответить на литературные вопросы, касающиеся закона, права. Конкурс называется «Литературная дуэль». За каждый правильный ответ -1 балл. Побеждает – набравший наибольшее количество баллов.
Вопросы дуэлянтам:
- Назовите фамилию судьи в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (Ляпкин-Тяпкин).
- Назовите автора высказывания: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов).
- Что означает выражение «Пуститься во все тяжкие?» (Сбиться с жизненного пути, вести праздный образ жизни).
- Назовите автора высказывания: «Человек- это звучит гордо» (А.М.Горький).
- Вспомните и назовите хотя бы одно литературное произведение, содержание которых связано с судом и следствием. (Ф.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Воскресенье», В.Липатов «И это всё о нём» и др.).
6. Назовите участников кулачного боя в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Допустимы ли кулачные бои с точки зрения современного права? (Купец Степан Калашников и опричник Кирибеевич; не допустимы – право на личную неприкосновенность (ст.22 Конституции РФ), право на жизнь как высшая ценность человека в современном мире).
7.Назовите автора строк и название стихотворения:
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков (Г.Державин «Властителям и суиям»)
8. Из русских писателей XIX века преследованию по обвинения в соучастии и убийстве подвергался: а) Н.Гоголь б) А.Островский в)А.Сухово-Кобылин
Ведущая: Ребята! Наш путь по правовому лабиринту сегодня завершён. Игра показала, что вы обладаете конкретными правовыми знаниями, которые позволяют Вам ориентироваться в сложных современных отношениях. Остаётся подвести итоги. Слово предоставляется членам жюри. Награждение лидеров, самых активных и знающих учащихся.
Список используемой литературы:
- Конституция Российской Федерации. М. 1999г.
- Правовое образование: организация внеурочной работы. Выпуск I,II. М. ООО Издательский дом «Новый учебник», 2002г.
- Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9 класс», М. Издательство Вита- «Пресс», 2000г.
За проведение ролевой игры было вручено благодарственное письмо «за активное участие в проведении Дня молодого избирателя» от Председателя ТИК Советского района города Астрахани С.В.Антонова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-турнир: «Восемь шагов по правовому лабиринту»
Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто не...
Конкурсно-игровая программа "Правовой лабиринт"
Конкурсно-игровая программа «Правовой лабиринт» направлена на формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения у детей младшего, среднего и старшего школьного возрас...
Литературно- правовой лабиринт
Игра для учащихся, проверяющая правовые знания на основе литературных произведений....
Презентация к игре "Литературно- правовой лабиринт"
Презентация поможет сделать игру более наглядной и зрелищной....
Игровая программа «Правовой лабиринт»
Игровая программа по праву для учащихся 6-9 классов...
Интеллектуально-правовая игра"Правовой лабиринт"
Интеллектуально-правовая игра....
Профилактическое мероприятие "Правовой лабиринт"
Проведено мероприятие правовой направленности «Правовой лабиринт». Главная цель проведения мероприятия – повышение правовой культуры воспитанников, формирование активной гражданской ...