Конкурсно-игровая программа "Правовой лабиринт"
методическая разработка по праву (6 класс) по теме

 

Конкурсно-игровая  программа «Правовой лабиринт» направлена на формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города  Прокопьевска

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»

(МКОУ «Детский дом № 6»)

Конспект

конкурсно – игровой  программы

«Правовой лабиринт»

Автор: Вершкова Татьяна Владимировна,

воспитатель МКОУ «Детский дом № 6»

Прокопьевск 2012

Конкурсно - игровая программа «Правовой лабиринт»

Цели: 

1. Формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения.  

2. Закрепление знаний Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека.

3. Развитие умения отстаивать свои права и воспитание чувства ответственности.

4. Воспитание  сознательного  отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Форма проведения: игра- конкурс

Участники: дети младшего, среднего и старшего школьного возраста

Оборудование: два больших стола, стулья; техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор; карточки с заданиями, бумага, ручки, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками, памятки, таблички с названием команд.

Ход мероприятия:                                                                                                                         

Слайд 2  

Выходят чтецы.

1-й чтец:  Всё лучшее, что в человеке есть:                                                                                                                                              Его права и жизнь его, и честь,                                                                                                                                                           А жизнью пользуясь по праву,                                                                                                                                                     Я гордо говорю: имею право!

2-й чтец: Свободно жить под солнцем и луной,                                                                                                                             И восхищаться красотой земной;                                                                                                                                                    Не быть рабом и пыток не терпеть,                                                                                                                                                                   А песню жизни вдохновенно петь;

1-й чтец:  Могу я погостить за рубежом,                                                                                                                                               Потом вернуться в свой любимый дом;                                                                                                                            Свободу мысли, слова я имею,                                                                                                                             Но совесть есть, грубить другим не смею.

2-й чтец: А подрасту - поможет мне держава                                                                                                                                             Работу выбрать – имею право.                                                                                                                                                                Ну а пока я – ученик:                                                                                                                                                                   Учу уроки, подаю дневник….                                                                                                                                                          Досугу - час,                                                                                                                                                                                                                         А школе - всё внимание.                                                                                                                                                 Использую я право,                                                                                                                                                                    На образование. 

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.

Слайд 3 

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека.  20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка.  В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять свои права и не нарушить права другого.

Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности. 

Слайд 4 

Чтобы вы смогли лучше разобраться в своих правах и обязанностях мы проведём  конкурсно - игровую программу  «Правовой лабиринт».                                                                                     Упражнение  «Кто пойдёт со мной в поход».                                                                                                 Вызываются два добровольца.  Ведущий  задаёт  им вопрос « Кого бы Вы взяли с собой в поход?».  Добровольцы  выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого  выбрали, задаётся следующий вопрос  « Кому бы, вы доверили нести  рюкзак?».  Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос  «Кому бы, вы доверили свой секрет?». Так участники игры делятся на команды.

Командам вручаются конверты. В них лежат карточки с названием  команды (всего две команды). Займите места за столом с соответствующим названием.

Следить за игрой и определять победителей будут люди, хорошо знающие законы и обязанности взрослых и детей. Это, завучи  по учебной и воспитательной работе,  библиотекарь.

Ведущий:  Игра начинается.

Слайд 5

1 Задание: «Азбука права».                                                                                                                                                                  Сейчас я буду читать  вопросы. Если вы готовы дать ответ, поднимите руку. Ваша задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово. Список слов вы видите на экране.                                           

- До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет) 

- Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. (Вандализм)

- Основной закон государства. (Конституция) 

- Совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения. (Право) 
- Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.
(Преступление)

- Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)

- Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами,

которые  его подписали. (Конвенция)

Слайд 6 (заставка)

Ведущий: А сейчас предлагаем вам посмотреть сценку  «Чужой телефон».

Выходят дети с портфелями и кладут их.

1 - Ты не пойдешь на физкультуру?

2 - Нет, я освобождена.

Все уходят, кроме 2. Она садится и начинает рисовать.

2 - Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у 1.

2  Начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит 1.

1 - Почему ты открыла мой портфель? И играешь моим телефоном?

2 - А что такого, я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

- На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята?

Высказываются дети.

- Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

2 Задание: « Шифровка».

Ведущий: Командам раздаются  конверты с шифровками. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 2 балла.

1 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного. Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить.

2 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны. Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными

3 набор: Изучать, не, того, решит, у, времени, не останется, кто, все, их, законы, нарушать. У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их нарушать.

4 набор: Закон, ничто, плохо, как, то, мы,  каждый, знать, должен, так, не знаем что. Ничто так плохо мы не знаем,  как  то, что каждый должен знать – закон.

Слайд 7

Ведущий: Пока команды выполняют задание, проведём игру со зрителями «Поможем сказочным героям отстоять свои права», пользуясь Конвенцией о правах ребёнка. Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребёнка»

  1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне свои денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребёнка каждый ребёнок имеет права на личное имущество.)
  2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребёнка каждый ребёнок имеет право на защиту от физического насилия.)
  3. Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции о правах ребёнка каждый ребёнок имеет право на защиту от физического насилия.)
  4. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребёнка, запрещена эксплуатация детского труда.)
  5. Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребёнок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не вправе разлучить их.)
  6. Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно Конвенции о правах ребёнка государство должно защищать всех детей.)

3 Задание: «Путешествие в сказку».

Со зрителями мы поиграли в игру и помогли  сказочным героям отстоять свои права. Сейчас задание для команд. Вы будите  рассматривать иллюстрации к сказкам. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои.

Слайд 8

Давайте посмотрим на слайд  «Красная шапочка» - каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Слайд 9 

«Буратино идёт в школу» - каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.

Слайд 10

«Гадкий утёнок» - все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Слайд 11

«Доктор Айболит» - право на получение медицинской помощи и лечения.

Слайд 12

«Золушка» -  право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.

Слайд 13

 «Ледяная избушка» - право на неприкосновенность жилища.

Слайд 14

Ведущий: Сегодня,  на наше мероприятие   мы пригласили гостя (…), которая занимается проблемами, возникающими у детей и подростков. 

Слайд 15

4 Задание: «Определи преступление».

Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно определённое  преступление команда получает 0,5 балла. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4 балла.

Преступления

Юридическое название

Иван исписал стены дома надписями «7а»  – самый лучший класс!»

Вандализм

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

Ведущий: Пока наши команды  выполняют задание, проведём игру  со зрителями «Это разрешается – это запрещается».

1. Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать –

Это …(разрешается)

2. Рисовать и петь, учиться.

Если заболел – лечиться.

Это … (разрешается)

3. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

4. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет  надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго …(запрещается)

5. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это …(разрешается)

6. Трудится маленький  ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Тоже … (запрещается)

7. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

5 Задание: «Отгадай кроссворд».

По горизонтали:

1. По Конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

 

Слайд 16

Ведущий: Пока наши команды выполняют задание,  проведём игру со зрителями  «Я знаю Конвенцию…». Попрошу сюда выйти тех детей, кому при входе были даны жетоны  (7 человек).  Необходимо, вынуть из мешка любой предмет и глядя на него сказать, какое право Конвенции  ООН  можно применить для данной игрушки.

п/п

предмет

Статьи  Конвенции…

1

Сердце (мягкая игрушка)

ст.6.  Право на жизнь…

2

Бейдж, паспорт ит.д.

 

ст.7. Право на имя…

3

Блокнот, телефон, фотоаппарат и т.д.

ст. 13. Право свободно выражать своё мнение, получать и передавать информацию…

4

Иконы (календарь)

ст. 14. Право на свободу мысли, совести и религии

ст. 30. Право пользоваться своей культурой…

5

Флакон с настойкой травы

ст.24. Право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения…

6

Нож  (игрушка)

ст. 19. Защита от всех форм насилия, оскорбления, грубого обращения…

7

Кисточка для рисования, карандаши, ручка т. д.

ст.28. Право на образования

Слайд 17

Ведущий: Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. В нашей Конституции записаны не только права, но и обязанности, которые  имеют непосредственное отношение к вам, детям.

- Подумайте, какие обязанности есть у каждого ребёнка?

(Обязанности: уважать старших и друг друга,  уважать взгляды, свободу и интересы других людей, культурно вести себя на уроках и на переменах, т.е. соблюдать правила поведения в школе, а так же и за её пределами, ходить опрятным, аккуратным, выполнять устав школы, выполнять все  поручения, в том числе и домашнее задание без всяких отговорок, беречь школьное имущество и все принадлежности.)

Слайд 18

Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности. Давайте их озвучим. (Озвучивают представители команд)

Ведущий: 

Наши поступки… Всегда ли они приносят добро людям? А себе самому? Ведь ещё Сократ много веков назад решил посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот. Кто не знает, что грабить, насиловать, убивать, красть… не только безнравственно, но и противоправно? А почему-то грабят, убивают, крадут… Скажете – это жизнь. Да, это и многое другое – красивое и безобразное, истинное и ложное, доброе и злое есть жизнь. Десятки, сотни, тысячи вопросов… Один другого мудрее, противоречивее, неразрешимее. Однако разрешать их надо, иначе  как  жить дальше? Хотелось бы закончить  нашу встречу притчей.

Слайд 19

Восточная  притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Слайд  20

Что ответил Мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

  1. Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
  2. Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Слайд 21

Человек всегда может сделать выбор.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».

Слайд 22

Ведущий: Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Порядочность.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. Справедливость.

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. Разумность.

4.Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. Воспитанность.

5. Такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются   Обязанности.

Слайд 23

Слово жюри, подведение итогов конкурса.

Слайд 24

Ведущий:  Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам законов, которые мы должны не только знать, но и соблюдать.  В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Пока мы не поймём этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеемся, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будите всегда исполнять свои обязанности. 

Слайд 25

Благодарим за внимание, знайте свои права и выполняйте обязанности!

Использованная литература:


1. Драхлер А.Б. Граждановедение. 5 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Я.В.    

    Соколова «Граждановедение». – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.

  1. Драхлер А.Б. Граждановедение. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение». – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
  2. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г.
  3. Я - ребёнок, я – человек // Ты имеешь право. - Минск, 2003.- С. 25-28.-

Праздник в школе

Источники Интернет:

  1. http://festival.1september.ru/articles/524684/ 
  2. http://festival.1september.ru/articles/104015/ 
  3. http://www.pravadetey.ru/
  4. http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_deti_konvenzia 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация конкурсно - игровой программы «Правовой лабиринт» Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» (МКОУ «Детский дом № 6») Автор: Вершкова Татьяна Владимировна, воспитатель МКОУ «Детский дом № 6» Прокопьевск 2012 Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» (МКОУ «Детский дом № 6»)

Слайд 2

Права ребёнка - твои права!

Слайд 3

Конкурсно - игровая программа «Правовой лабиринт»

Слайд 4

До 18 лет Вандализм Конституция Право Преступление Приговор Конвенция

Слайд 7

К аждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Слайд 8

К аждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.

Слайд 9

Гадкий утёнок Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Слайд 10

П раво н а получение медицинской помощи и лечения.

Слайд 11

Сказочные герои П раво на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.

Слайд 12

П раво на неприкосновенность жилища.

Слайд 13

«Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать закон». (О. Бальзак)

Слайд 14

№ Преступления Юридическое название 1 Иван исписал стены дома надписями «7а» – самый лучший класс!» 2 Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете 3 Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» 4 Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба 5 Коля заставил малыша дать 10 рублей 6 Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения 7 Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания 8 Витя отобрал у Кости CD -плейер

Слайд 15

«Если у тебя есть право - это значит, что у кого-то должна быть обязанность. Если мы говорим «право», то подразумеваем «обязанность».

Слайд 16

ОБЯЗАННОСТИ: уважать старших и друг друга; уважать взгляды, свободу и интересы других людей; выполнять правила внутреннего распорядка в школе и в детском доме, правила техники безопасности , санитарии , гигиены ; выполнять все поручения, в том числе и домашнее задание без всяких отговорок; беречь имущество школы и детского дома ; ходить опрятными, аккуратными.

Слайд 17

Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: « А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа ?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь , он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках : живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил Мастер ученику?

Слайд 19

Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор ».

Слайд 20

Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе . 2.Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. 3.Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. 4.Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. 5.Такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются Порядочность Справедливость Разумность Воспитанность Обязанности.

Слайд 21

Подведение итогов Конкурсно - игровой программы «Правовой лабиринт»

Слайд 22

Права ребёнка - твои права!

Слайд 23

Благодарим за внимание, знайте свои права и выполняйте обязанности!

Слайд 24

Интернет источники http://sredd-d.my1.ru http://papa-vlad.narod.ru http://lenagold.ru/ http://900igr.net/kartinki/chelovek/Prava- rebjonka.files /Prava-rebjonka.ht ml http://detsadkitty.ru/oformlenye/plakat/1506-konvenciya-o-pravax-rebyonka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-игровая программа "Женщина. Весна. Любовь"

Разработка классного часа с родителями, позволяет сблизить работу "Семья" - "Школа"...

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

Конкурсно-игровая программа "Арбузник"

Приходите веселиться и арбузом угоститься,Вместе дружно поиграете, много нового узнаете!...

конкурсно-игровая программа "Природа Подмосковья"

сценарий занятия-игры (занятие можно провести внутри учебной группы или применить для разработки массового мероприятия)...

Сценарий театрализованной конкурсно-игровой программы "Священный обряд племени Мумба-юмба по оздоровлению человеческого тела и души"

Данная театрализованная конкурсно-игровая программа, приуроченная к Году здоровья ребёнка, была разработана в мае 2012 года и проводилась в дни летних каникул для детей 8-12 летнего возраста, посещающ...

Конкурсно -игровая программа "Живая старина"

Конкурсно -игровая программа "Жили были" по краеведению...

Конкурсно -игровая программа "Жили были"

Конкурсно -игровая программа "Жили были" по краеведению...