Цикл занятий по теме: Право на приватность"
методическая разработка по праву по теме

Цикл занятий по теме "Право на приватность" (создан в рамках проекта "Пермской гражданской палаты")

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВО НА ПРИВАТНОСТЬ»

Методические материалы для проведения занятий и игр со старшеклассниками

Автор: А.В.Летягин

Представленные материалы  содержат варианты  сценариев проведения занятий, деловых и ролевых игр со старшими школьниками по обсуждению ценности приватности, проблем и угроз обеспечению ее неприкосновенности, как в школе, так и вне ее.  

Краткие рекомендации организаторам  представляют советы по  формированию благоприятной среды для проведения занятий.

Чтобы более успешно ориентироваться в проблематике  приватности в школе, заинтересованные читатели  могут обратиться  к другим материалам  проекта, в особенности к Путеводителю «Лучше понимаем про неприкосновенность частной жизни» и Методике проведения гражданского контроля  над соблюдением неприкосновенности частной жизни в школе.

Содержание

1. Ролевая игра-дискуссия  «Один день из жизни…»

2. Деловая игра «День гражданского контроля в школе»

3. Занятия по теме «Право на неприкосновенность частной жизни»

4. Рекомендации организаторам

1. Ролевая игра-дискуссия «Один день из жизни…»

Игру можно проводить как в учебном учреждении, так и в лагере

Цель игры: Обратить внимание на нарушение права на приватность в повседневной жизни

Предварительная подготовка

Необходимо заранее дать «вводные» исполнителям сценок. При этом обговаривается только ситуация, которую надо сыграть. Алгоритм поведения в ситуации исполнители определяют сами.

Действующие лица:

  1. Подросток
  2. Мама
  3. Учитель
  4. Дежурный
  5. Медсестра
  6. Пассажир

Введение в игру

Педагог предлагает учащимся посмотреть и обсудить, с точки зрения нарушения права на частную жизнь, несколько ситуаций, случившихся в один день,  участником и свидетелем которых стал подросток (их ровесник).

Ход игры

Проблемы начались с утра…

1-я сцена

Утром, собираясь в школу, подросток надевает рваные джинсы (рубашку, не заправленную в брюки; футболку и т.д). Мама запрещает, мотивируя это тем, что в школу так не ходят.

На уроке…

2-я сцена

На уроке подросток пишет записку, которую забирает учитель. Учитель зачитывает текст записки перед классом. В записке написано: «Слушай, я вчера с такой тёлкой познакомился…(дальше не дописано)

На перемене…

3-я сцена

Дежурный по классу, которому учитель поручил на перемене отнести журнал в другой кабинет, смотрит в журнале, кто из родителей кем работает и комментирует эту информацию при всём классе…(у некоторых мамы работают уборщицами, а папы дворниками, кочегарами и ассенизаторами)

Все на медосмотр…

4-я сцена

В класс заходит медсестра и говорит о том, что все учащиеся обязаны пройти медосмотр с целью выявления наркоманов.

В автобусе…

5-я сцена

Подросток едет в автобусе. Рядом, близко прижимаясь к нему, стоит пассажир. Подросток переходит на другое место. Пассажир тоже…

Ожидание гостей…

6-я сцена

Подросток пригласил в гости друзей, и поэтому просит маму уйти из дома, объясняя это стеснительностью своих друзей.

Находка мамы…

7-я сцена

Мама, при подготовке одежды к стирке, случайно обнаруживает в кармане брюк сына пачку презервативов (сигарет, записку личного содержания…)

Примерные вопросы для обсуждения

Обсуждение происходит после каждой сцены

1-я сцена

  1. Может ли мама ограничивать подростка в выборе одежды для школы?
  2. Имеет ли право подросток на выбор одежды?
  3. Имеет ли право школа требовать определённую форму одежды от учащихся?
  4. Не являются ли ограничения при выборе одежды нарушением права на частную жизнь?

2-я сцена

  1. Имеет ли право учащийся на личную переписку во время занятий?
  2. Имеет ли право педагог забирать записку?
  3. Не было ли нарушения права на частную жизнь со стороны учащегося?

3-я сцена

  1. Имел ли право педагог отдавать журнал в руки дежурного
  2. Оцените поступок дежурного
  3. Могут ли учащиеся отказаться от предоставления сведений, необходимых для заполнения классного журнала?

4-я сцена

  1. Имеет ли право медицинский работник принуждать к прохождению медосмотра
  2. Имеет ли право учащийся отказаться от прохождения медосмотра?
  3. Кем и в каких ситуациях может быть принято решение о принудительном медосмотре или лечении?
  4. Могут ли быть в определённых ситуациях обнародованы сведения о заболеваниях конкретного человека? (если да, то в каких?)

5-я сцена

  1. Есть ли в этой ситуации нарушение права на частную жизнь?
  2. Как бы вы поступили в данной ситуации?
  3. Можно ли рассматривать данную ситуацию как посягательство на сексуальную неприкосновенность?

6-я сцена

  1. Не нарушает ли просьба подростка право матери на частную жизнь?
  2. Не нарушает ли отказ матери на просьбу подростка его право на частную жизнь?
  3. Как бы вы поступили на месте подростка? На месте матери?

7-я сцена

  1. Должна ли мама  потребовать объяснений от подростка?
  2. В каких ситуациях мама обязана вмешаться? (или таких ситуаций нет?)

Рекомендации организатору

Количество сцен и их содержание может меняться в зависимости от состава участников и времени, отводимого на игру. В рамках урока (40-45 минут) достаточно выбрать 2-3 сцены для обсуждения. Игру можно проводить также в лагере (длительность игры: 1,5 – 3 часа).

При определённой доработке и творческом подходе организаторов игра в лагере может проводиться по командам с прохождением этапов. На каждом  этапе команде предлагается обсудить одну из сцен. Продолжительность игры в данном варианте может быть увеличена.

И главное: подходите к игре творчески!

2. Деловая игра «День гражданского контроля в школе»

Игра «День гражданского контроля в школе» может проводиться как в школе, так и в учреждении дополнительного образования, а также в лагере и в учреждениях интернатного типа (при условии адаптации анкет и опросников)

Цель игры: повысить общественную активность учащихся через знакомство с технологиями гражданского контроля за соблюдением права  на приватность

1-е занятие: (40-45 минут)

Введение в игру:

Сегодня мы с вами проведём деловую игру «Гражданский контроль в школе». Однако сначала ответим на следующие вопросы:

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему игра называется деловой, (а не ролевой, например…)?

  1. Что такое «Гражданский контроль?»

  1. Как вы думаете, с какой целью проводится гражданский контроль?

  1. С какими нарушениями права на неприкосновенность частной жизни можно столкнуться в школе?

После обсуждения ответов на каждый из вопросов педагог обращает внимание на то, что:

  1. Деловая игра направлена на выявление и решение реально существующих в данной школе проблем,  связанных с нарушением права на частную жизнь

  1. Гражданский контроль – это непосредственное наблюдение представителями общественных организаций и инициативных групп за соблюдением прав и законных интересов граждан в учреждениях и органах власти
  2. Гражданский контроль проводится с целью прекращения или недопущения прав и законных интересов граждан, (а учащиеся тоже граждане своей страны!J)

  1. В школе можно столкнуться со следующими нарушениями права на неприкосновенность частной жизни: вмешательство в личную жизнь ученика и его семьи, нарушение тайны корреспонденции и телефонных переговоров, посягательство на частную собственность ученика, нарушение тайны медицинской информации об ученике (более подробно смотреть «Гражданский контроль за соблюдением неприкосновенности частной жизни в школе»,  издание Пермской гражданской палаты, стр. 8-9).

Инструктаж:

Класс делиться на 3 группы:  группу обследования помещений, группу выявления нарушений хранения и распространения информации об учащихся и родителях, группу анкетирования

Каждой группе даются «домашние» задания, которые необходимо выполнить до следующего занятия:

Группа обследования помещений:

Используя метод натурного наблюдения, группа должна обследовать: туалет, раздевалку для верхней одежды и раздевалку в спортивном зале. Результаты обследования зафиксировать в Карте наблюдения (п.1 приложения № 2 /в дальнейшем «Карта наблюдения»/ к изданию Пермской гражданской палаты «Гражданский контроль за соблюдением неприкосновенности частной жизни в школе»). Подготовить сообщение по результатам обследования.

Группа выявления нарушений хранения и распространения информации:

Используя методы изучения школьных документов и натурного наблюдения заполнить  пункты 2 и 4 Карты наблюдения. При этом следует ознакомить учащихся с подразделом «Изучение школьных документов»  (п. 5 издания Пермской гражданской палаты «Гражданский контроль за соблюдением неприкосновенности частной жизни в школе»). Подготовить сообщение по результатам работы.

Группа анкетирования:

Провести анкетирование среди учащихся своего класса, используя «Анкету для ученика» (приложение № 3 к изданию Пермской гражданской палаты «Гражданский контроль за соблюдением неприкосновенности частной жизни в школе»). Обработать анкеты и подготовить сообщение.

После проведения инструктажа педагог отвечает на вопросы на понимание и уточнение.

Внеучебное время:

Группы выполняют свои задания

2-е занятие: (40-45 минут)

Группы делают сообщение по итогам работы. После каждого сообщения группе могут быть заданы вопросы на понимание и уточнение. Основные проблемы фиксируются на доске.

После выступления групп ищутся пути решения выявленных проблем:

  1. Изменения в Уставе и других локальных актах
  2. Обращение в вышестоящие органы образования
  3. Обращение в правоохранительные органы
  4. Обращение в правозащитные организации
  5. Привлечение спонсоров (если речь идёт, например, о переоборудовании туалетов или раздевалок)
  6. Другие варианты…

При этом важно обратить внимание на то, что могут сделать сами учащиеся для изменения ситуации.

Рекомендации педагогу:

  1. Важно обратить внимание самих учащихся на корректность и уважительное отношение к респондентам при выполнении заданий
  2. Хотя бы одна проблема, выявленная в ходе игры,  должна быть решена!

Для игры необходимо:

  1. Издание Пермской гражданской палаты «Гражданский контроль за соблюдением неприкосновенности частной жизни в школе» с приложениями.

3. Занятия по теме «Право на неприкосновенность частной жизни»

1-е занятие: (45 минут) – «Частная жизнь – это…»

Цель занятия: сформировать понятие о частной жизни

Введение (5 минут)

Педагог в начале занятия задаёт вопрос: «Что вы понимаете под частной жизнью?»

Опросив несколько человек, педагог обращает внимание на различия в ответах и на сложность определения понятия «Частная жизнь»

Для того чтобы сформулировать, что такое частная жизнь, педагог предлагает учащимся разделиться на 3 группы и сформулировать определение частной жизни

Основная часть (5 минут)

Работа в группах

Учащиеся в ходе внутригрупповой мини-дискуссии и мозгового штурма определяют понятие «Частная жизнь»

Задача педагога: активизировать процесс, задавая вопросы и подбрасывая спорные идеи по поводу частной жизни.

Общее обсуждение (30 минут)

Работа действующих групп организуется следующим образом:

  1. 1-я группа презентует своё определение частной жизни
  2. Представители других групп и педагог задают вопросы на уточнение и понимание.
  3. 2-я группа находит «минусы» в представленном определении (то есть выступает с позиции «критиков»)
  4. 3-я группа обращает внимание на «плюсы» представленного определения (то есть выступает с позиции «адвокатов»)

Группы меняются местами:

 

  1. 2-я группа презентует
  2. Представители других групп и педагог задают вопросы на уточнение и понимание.
  3. 3-я  группа находит «минусы» в представленном определении (то есть выступает с позиции «критиков»)
  4. 1-я группа обращает внимание на «плюсы» представленного определения (то есть выступает с позиции «адвокатов»)

Группы снова меняются местами:

  1. 3-я группа презентует
  2. Представители других групп и педагог задают вопросы на уточнение и понимание.
  3. 1-я  группа находит «минусы» в представленном определении (то есть выступает с позиции «критиков»)
  4. 2-я группа обращает внимание на «плюсы» представленного определения (то есть выступает с позиции «адвокатов»)

Заключительная часть (5 минут)

Педагог, подводя итоги этого этапа работы, обращает внимание на то, что характерной чертой  права на неприкосновенность права на частную жизнь является сложность многозначность смысла его определения. Частная жизнь – это сфера жизни и быта, которая зависит от индивидуальных частных решений, это, прежде всего, сфера персонального выбора. Частная жизнь – это то, что человек определяет как своё личное дело.  В качестве домашнего задания педагог предлагает учащимся подумать о границах частной жизни.

Используемые издания Пермской гражданской палаты:

  1. Право на неприкосновенность частной жизни. Альбом схем. 2006 год
  2. Путеводитель «Лучше понимаем про неприкосновенность частной жизни»

2-е занятие: (45 минут) – «Границы частной жизни»

Цель занятия: сформировать у учащихся уважение к праву на приватность

Введение (5 минут)

Педагог напоминает учащимся о задании, подумать о границах частной жизни, и просит высказаться по вопросам:

  1. Как определить границы частной жизни?
  2. Должно ли ограниваться право на неприкосновенность частной жизни?
  3. Если да, то кто, и в каких случаях, может ограничивать право на неприкосновенность частной жизни?

Подводя итоги мини-дискуссии, педагог обращает внимание на различия в высказываниях и предлагает поиграть в игру «Гражданские слушания по теме «Определение границ частной жизни»

Для этого нескольким учащимся предлагается сыграть определённые роли и им выдаются отпечатанные на листочках вводные, составленные на основе материалов дискуссии «Россия, XXI век: неприкосновенность частной жизни: а) не нужна, б) невозможна» (Пермская гражданская палата)

Те, кому достались роли, обязательно выступают в ходе «Гражданских слушаний» в образе своих персонажей. Остальные учащиеся являются активными участниками дискуссии, задают вопросы выступающим, и высказывают собственное мнение по теме.

Примерные вводные:

  1. Правозащитник. Считает, что право на частную жизнь есть инструмент правовой защиты. Право, которое защищает человеческое достоинство. Все что вне конфликта личности и власти к проблематике нарушения приватности не относится. Подчеркивает разницу «понимания вещей, связанных с вопросами морали» и собственно права на частную жизнь.

  1. Функционер - общественник. Считает, что частная жизнь заканчивается там, где ты не можешь ее защитить. Существуют ситуации, в которых частная жизнь ущемляется и ограничивается. Ради интересов социума, ради гарантий безопасности и спокойствия соседей частная жизнь может ограничиваться. Сообщество имеет право диктовать свои условия и власти и отдельным индивидам, если сталкивается с несправедливостью или если имеет место конфликт интересов. «От соседей тайн быть не может… в рамках одного подъезда, при скученности – это ситуация с подводной лодкой или с камерой… в отдельно взятом подъезде соседи не могут не знать о соседях больше, чем они хотели бы от них скрыть, потому что они при случае являются источниками потенциальной опасности».

  1. Интеллектуал (интеллигент). Интеллектуал испытывает потребность в отграничении себя от толпы, в уединении. «Меня всегда пугало общество, которое на меня претендует, и я искал, как я могу защититься от общества, как я могу почувствовать себя человеком, как я могу выразить хоть какое-то слабенькое человеческое достоинство». Способом защиты становится уход в себя, а приватностью называется обретение целостности себя: «В себе, глубже, глубже, глубже, на границах себя  и не себя я нахожу ядро, вокруг которого я могу собрать всего себя и обрести некоторую целостность. Это для меня и есть приватность в собственном смысле этого слова». Частная жизнь сливается с базовой ценностью интеллектуалов - со свободой, она ее обеспечивает. Это «разветвленная система практик», которая учит «получать удовольствие от свободы». Под свободой понимается не только свобода от общества, но и, преимущественно, «от самого себя, от своих страстей, аффектов, амбиций, идеологий»: «если я марионетка своей установки, о какой частной жизни может идти речь, тогда она действительно не нужна». Частная жизнь – это то, что важно для страны. И хотя Россия – это «страна с глобальным свобододефицитом», и мы «народ в целом архаический» и поэтому «к частной жизни имеем косвенное отношение», но для страны нужно, чтобы было как можно больше свободных людей, «нам нужны люди, которые способны подать хороший пример, если такие люди есть, тогда все остальное приложится».

        

  1. Патриот. «В контексте приоритетов, о которых  у нас должна болеть душа, и чем мы должны заниматься, я категорически не согласен, что частная жизнь, это тот показатель, тот симптом, который отражает степень общественного здоровья и вообще степень процветания. За последние 10-15 лет, да, наверное, в плане частной жизни есть какие-то улучшения, люди стали более свободны, независимы. По всем остальным показателям – полная деградация и обвал».

  1. Ультра левый. Частная, личная жизнь представляется глобальным, абстрактным понятием, поэтому оценки ее строятся на ассоциациях: «типичная интеллектуальная игра» интеллектуалов и либералов; «то, что важно для первого мира, цивилизации, но никак не для простого народа»; «частная жизнь -  жизнь заведомого эгоизма, уход в себя, идеология отчуждения». Сами слова «частная жизнь», «личная жизнь» вызывают негатив и неприятие: «мы никогда не говорим, что это наша частная жизнь, наша жизнь общественная, только так мы реализуем свою личность». Однако само содержание права на неприкосновенность частной жизни близко: «культивировать какой-то принцип свободы, сопротивления государственному аппарату – это, я думаю, даже левые могут поддержать».

  1. Ультра правый (собственник). Считает, что частная жизнь - возможность организовать  свой мир, так как хочется, частная собственность является физической основой такой организации. Формула «а тебе какое дело?» воспринимается как незыблемый принцип. И этот принцип, и свое право частного мира он будет защищать. При этом считает, что не нуждается в каких-либо специальных правомочиях, поскольку по-настоящему свободный человек не боится быть таким, какой он есть
  2. Индивидуалист. Дополняет высказывания многих участников. Индивидуалисту неприкосновенность частной жизни нужна для того, чтобы защититься от общественного произвола и безнравственности толпы.

  1. Публичное лицо. Формулирует термин публичная частная жизнь – частная жизнь, предназначенная для публики: «есть публичная частная жизнь: я не могу рассчитывать, что мои интимные отношения с кем-либо, мое имущество, мое желание власти, мое желание карьеры не будет обсуждаться людьми, которым я вдруг помешал чем-то или я нарушил их частную жизнь или я им оказался интересен»

 

Основная часть (35 минут)

Игровая дискуссия, в ходе которой «актёры» озвучивают позицию своих  персонажей, а остальные участники задают вопросы на уточнение и понимание и выражают свою позицию.

В ходе дискуссии ведущий предлагает также обсудить, кто и почему имеет право нарушать право на неприкосновенность частной жизни («переходить границу»).

Заключительная часть (5 минут)

Подводя итоги занятия, педагог обращает внимание на разные подходы к определению границ частной жизни и противоречия в ходе дискуссии. Однако, несмотря на это, можно придти к следующим выводам:

  1. Границы своей частной жизни человек определяет для себя сам
  2. Человек имеет право на неприкосновенность своей частной жизни
  3. В определённых ситуациях, когда невмешательство в частную жизнь человека может угрожать соблюдению  прав других людей (например: насилие в семье), необходимо ограничение права на неприкосновенность частной жизни

В качестве домашнего задания педагог предлагает учащимся подумать о  существующих угрозах необоснованного нарушения права на неприкосновенность частной жизни

 

4. Рекомендации организаторам

Подготовительный этап

  1. Адаптировать сценарий с учётом особенностей (активность, опытность,  отношение к проблеме) предполагаемых участников
  2. Ведущий должен продумать свои действия, на случай непредсказуемого хода обсуждения.
  3. Если это необходимо сделать до игры, то ведущий ставит задачу исполнителям ролей
  4. Если необходим раздаточный вариант, то он готовится в необходимом объёме раздаточный материал
  5. Если необходимы технические средства, то необходимо проверить их исправность
  6. Если необходимо зафиксировать в ходе игры определённые моменты (цель игры, задачи группам, результаты работы групп, выявленные проблемы, выводы и т. д.) то необходимо решить каким образом это будет делаться (от обычной школьной доски и мела до демонстрации через проектор, вводя информацию в компьютер)
  7. Если фиксировать по ходу игры придётся много, то необходимо решить вопрос с помощником, отвечающим за оперативную запись.

  1. Оптимальное количество участников для занятий, проводимых в активной форме (ролевые, деловые, организационно-деятельностные игры; ток-шоу и др.): 15-25 человек (если иное количество участников не оговаривается в сценарии игры)
  2. Помещение должно соответствовать количеству участников (ситуация, когда 15 человек сидят в актовом зале, рассчитанном на 300 человек, создаёт дополнительные сложности ведущему: участники просто теряются в большом зале и их сложнее активизировать)
  3. Участники не должны сидеть как на уроке (каждый за отдельной партой и парты строго в ряд). Приветствуется неформальная, но компактная рассадка. Как вариант, участники сидят полукругом.
  4. Необходимое оборудование и технические средства должны быть подготовлены к работе

Ведущий

  1. От ведущего зависит ход игры или ток-шоу и достижение предполагаемого результата
  2. Ведущий не может быть безучастным созерцателем игры, и не может быть начальником игры.
  3. Ведущий координирует игру, в зависимости от ситуации, используя различные приёмы (активизируя или успокаивая игроков, провоцируя, акцентируя внимание, подводя итоги...)
  4. Ведущий может вмешиваться в работу групп, только в качестве консультанта, но ни в коем случае не навязывать своё мнение
  5. Ведущий не оценивает высказанные мнения, важно любое аргументированное мнение
  6. Давая задания группам, ведущий должен убедиться, что его правильно поняли
  7. Ведущий игры или ток-шоу по правам человека должен быть актёром, провокатором, психологом и аналитиком в одном лице! Да трудно, но иначе игра может не получится: участникам будет скучно, они могут не понять задания, говорить прописные истины, а не то, что думают и, в конце концов, пожалеть о потерянном времени!!!

Рефлексия

  1. После проведения игры должны быть подведены итоги: достигнута ли цель игры, в чём были сложности во время игры, дать экспертную оценку итогам групповой работы, решить, что делать с полученными результатами дальше
  2. Не обязательно в рефлексии должно быть всё вышеперечисленное (зависит от конкретной игры и участников), но в какой-то форме подведение итогов игры должно быть обязательно!

© А.В.Летягин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Правила дорожного движения"

Материал подготовлен для проведения занятия с учащимися предшкольного класса....

Цикл занятий по теме "Изонить"

Представлен цикл занятий по теме "Изонить":  «Техника изонити. Первые шаги», «Техника изонити. Выполнение элементов со сложной структурой», «Продолжение изучение техники изонити. Выполнение панно...

Цикл занятий по теме "Новый год у ворот"

Система занятий по ИЗО при подготовке к Новому году. Планированеи и презентация,...

Цикл занятий по теме "Собираемся на эко-пикник"

Цикл занятий по теме "Собираемся на эко-пикник" предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Методическая разработка цикла занятий по теме "Макраме.Мастерская Деда Мороза"

Методическая разработка цикла занятий по теме "Макраме.Мастерская Деда Мороза" включает в себя темы : "Плетение снежинки" и  коллективную работу "Первый снег"....

Цикл занятий на тему : "Значение музыки и песни в годы Великой Отечественной войны"

laquo;А песни ходят на войну,А песню любят свято…За всех людей, за всю странуОна хранит солдата!..»...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Правила внутреннего распорядка. Права и обязанности кадет

Ознакомить учащихся правилами внутреннего распорядка кадетской школы. Довести права и обязанности кадет...