УРОК-ИГРА по МГП и деятельности МККК
классный час по праву на тему

Маленко Оксана Викторовна

Материал может использоваться на уроке обществознания или во внеурочное время, а так же  классныим руководителями для проведения классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon МГП и МККК.doc457 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИГРА

«Каждый выбирает для себя!..»

по Международному гуманитарному праву, деятельности МККК

Рекомендации. Для проведения урока-игры необходимо подготовить:

- рисунки-иллюстрации к произведениям, изученным на уроках обществознания;

- красные и зеленые карточки (по колличесву участников);

- репродукции художников и портреты  (выводятся на экран);

- «черный ящик» и том «Война и мир»;

- жетоны, символы МККК.

Цели и задачи урока:

- заинтересовать школьников информацией о международном гуманитарном праве и принципах деятельности Международного Комитета Красного Креста;

- расширить кругозор учащихся и привлечь их внимание к проблеме вооружённых конфликтов;

- в игровой форме способствовать развитию творческих способностей школьников, проявлению их гражданской позиции;

- помочь учащимся формулировать собственную точку зрения на ситуации правового характера и овладевать в них навыками поведения, регулируемыми нормами и принципами МГП и деятельности МККК;

- провести урок в форме творческого соревнования, активизировать   мыслительную,   познавательную   деятельность учащихся на основе принципов личностно ориентированного образования и воспитания.

       

Много есть чудес на свете,

Человек всех интересней.

                                                                                  Софокл

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.

                                                                               Ю. Левитанский

Ход урока

Урок начинается с песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир...». Учитель читает стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя...», цели и правила  урока-игры.

«Верно - неверно»

Этот конкурс можно провести с помощью сигнальных карточек двух цветов, например, красного и зелёного. Учитель читает утверждения МГП, а все участники поднимают карточки красного цвета в случае неверного утверждения и зелёного, если с эти утверждением можно согласиться.

Утверждения МГП

1. Международное гуманитарное право запрещает ведение войны, так как война является неприкрытой формой варварства.

2. I Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года касается защиты жертв международных конфликтов.

  1. Международное гуманитарное право, которое называется так же правом вооружённых конфликтов, а ранее было известно под названием «право войны» - является особым разделом права, действующим в условиях вооруженных конфликтов.
  2. Вторая Женевская конвенция 1949 года содержит нормы, направленные на защиту военнопленных.
  3. В соответствии с нормами МГП для обеспечения уважения и
    защиты гражданского населения и гражданских объектов, стороны,
    находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между
    гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и, соответственно, направлять свои действия только против военных объектов.
  4. Международное гуманитарное право стремится смягчить последствия вооружённых конфликтов, во-первых, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий и, во-вторых, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.
  5. Международное гуманитарное право не может применяться на территории того государства, которое первым развязало вооружён
    ный конфликт.

Красные карточки: № 1,4,7.

Зеленые карточки: № 2,3,5,6

«В художественной галерее»

Перед вами репродукции картин русских художников. Вам предстоит назвать картину и её автора, раскрыть замысел художника, прокомментировать принципы, нормы, термины, понятия МГП, которыми может быть раскрыто содержание картины.

«Тёмная лошадка»

Этот конкурс содержит в себе вопросы, по которым можно угадать фамилию, имя, отчество человека, жизнь и деятельность которого так или иначе связана с МГП и МККК.

1 вариант

  1. Он родился 13 ноября 1730 года в Москве и умер 6 мая 1800
    года в Санкт-Петербурге.
  2. Родился в семье дворянина.
  3. В начале военной карьеры был капралом и дослужился до
    звания генералиссимуса.
  4. Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения
    войны и боя, воспитания и обучения войск.
  1. Самым любимым предметом была история, владел семью
    языками.
  2. Обладая сравнительно слабым здоровьем, постоянно закалял
    себя физически.
  3. Боевое крещение получил во время Семилетней войны.
  4. Особенно яркой победой стал стремительный штурм считав
    шейся неприступной турецкой крепости Измаил в 1790 году.
  5. Опережая свое время, тем не менее, смог развить и обогатить
    лучшие традиции русского военного искусства. Они были воплощены
    в знаменитом наставлении — книге «Наука побеждать».
  1. Не проиграл ни одного сражения.
  2. Более 50 лет своей жизни он посвятил военной деятельности,
    участвовал в семи войнах, провел 60 сражений, с его именем связаны
    самые блестящие страницы русского оружия.
  3. Похоронен в Александро-Невской лавре.
  4. Этому знаменитому человеку принадлежит известный афо
    ризм: «Пуля - дура, штык - молодец».

(Александр Васильевич Суворов.)

2  вариант

  1. Родился 8 мая 1828 г. в Женеве.
  2. Мать воспитала его в духе «сострадания по отношению к несчастным, обездоленным, униженным, угнетенным».
  3. Отец учит мальчика быть расчетливым, но в то же время
    стремиться к добру.
  1. И вот 24 июня 1859 г. из своего экипажа, несущегося по дорогам Ломбардии, он отчетливо слышит звуки канонады. Всего через
    несколько минут ему суждено увидеть то, что в корне изменит всю его
    жизнь.
  2. У него нет никаких медицинских знаний.

6.        В Женеве нужно организует небольшой комитет, который займется претворением в жизнь его идей.

  1. Впоследствии расскажет, какую нищету довелось ему испытать: он спит на скамейках в городских парках и в залах ожидания на вокзалах. Когда он проходит мимо булочных, желудок сводит от голода. Его носки протерлись до дыр, и он красит пятки тушью.
  2. Еще одна дата — и его общественная жизнь завершится. 1февраля 1875 г. в Лондоне собирается международный конгресс, цель
    которого — «полное и окончательное запрещение торговли неграми и
    работорговли».
  1. Умирает 30 октября 1910г.
  1. Написал книгу «Воспоминание о битве при Сольферино».
  2. Основал Международный Комитет Красного Креста.
  3. Лауреат Нобелевской премии.

(Анри Дюнан.)

3 вариант

  1. Годы его жизни 1810-1881.
  2. Основоположник военно-полевой хирургии, анатом, педагог,
    общественный деятель.
  3. Принимал активное участие в подготовке сестёр милосердия
    Крестовоздвиженской общины в России в период военных действий в
    Крыму.
  4. Первым применил наркоз в условиях полевого госпиталя.
  1. Участник Севастопольской обороны (1854-1855),    франко-прусской (1870-1871) и русско-турецких (1877-1878) войн.
  1. Ввел неподвижную гипсовую повязку.
  2. Предложил ряд хирургических операций.
  3. Член-корреспондент Петербургской АН (1846).
  4. Основал анатомо-экспериментальное направление в хирургии.
           10. Вел борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, за всеобщее начальное образование.
  1. Мировую известность получил его атлас «Топографическая
    анатомия».
  2. Основал Российское общество Красного Креста.

(Николай Иванович Пирогов.)

4 вариант

  1. Один из самых выдающихся полководцев истории.
  2. К 25 годам жизни завоевал 90% известного в его дни мира.
  3. В течение восьми лет его неукротимые армии двигались на
    Восток, к берегам мирового Океана.
  4. Он первым вступил на таинственную и загадочную землю Индии.
  5. В детстве с удовольствием слушал мифы о Трое, подвигах Геракла и Аполлона.
  6. Его имя упоминает Городничий в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
  7. Его шлем ищут герои художественного фильма «Джентльмены удачи».

(Александр Македонский.)

«Чёрный ящик»

В этом ящике лежит вещь, которая включает в себя слова, прямо зоположные по своему смысловому значению и имеющие прямое отношение к проблемам МГП. У неё есть автор — великий русский гуманист, создатель - многих знаменитых произведений. Все, кто  |знакомы с этой вещью, знают, что она раскрывает проблемы вооружённого конфликта, события происходят в 1805-1820 годах XIX века.

(Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир».)

«Словам узко - мыслям просторно»

Назовите авторов известных высказываний:

  1. «Пуля - дура, штык - молодец!» (А.В.Суворов)
  2. «Иду на вы!» (князь Святослав)
  3. «Все люди - братья!» (Анри Дюнан)
  4. «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» (кн. Александр Невский)

«И грянул бой...»

Дайте определение вооружённого конфликта с точки зрения Международного гуманитарного права и соотнесите известные вам события разных войн с фамилиями знаменитых полководцев, руководивших названными битвами и сражениями в истории России.

Название события

Полководец

1.

Александр Невский

Полтавский бой

2.

Дмитрий Донской

Великая Отечественная война

3.

Петр I

Русско-турецкая война

4.

А. В. Суворов

Куликовская битва

5.

М.И. Кутузов

Ледовое побоище

6.

Г.К. Жуков

Бородинское сражение

За правильный ответ – отличительный знак МККК

Подведение итогов.

Приложение 1.

ОТВЕТЫ.

«В художественной галерее»

Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» художника Виктора Михаиловича Васнецова.

Изображение непоколебимой стойкости русского человека в защите родной земли, способности сражаться до последней капли крови. Картина изображает степь с полегшими на ней русскими витязями и половцами. Художник стремится передать состояние природы, скорбящей о павших воинах.

Изображение последствий вооружённого конфликта. Жертвы войны. Многочисленные раненые и убитые с обеих сторон. Раненым не оказывается помощь, павшие не захоронены.

Картина «Богатыри» художника Виктора Михайловича Васнецова.

Изображение силы «заставы богатырской». Былинные защитники Руси: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - зорко наблюдают за окрестностями, охраняют русскую землю от кочевников. Они не пропустят «ни конного, ни пешего, ни зверя рыскучего, ни птицы летучей».

Перед нами «комбатанты», «вооружённые силы стороны, находящейся в конфликте».

Нормы МГП, обязывающие комбатантов отличать себя от гражданского населения, когда они участвуют в военной операции.

Картина Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Изображение старой, уходящей Руси в образе стрельцов и новой России в лице Петра I, его свиты и регулярного войска царя - полка преображенцев. Стрельцы изображены крепкими, сильными людьми, не желающими покориться новым порядкам, смириться с потерей своих привилегий. Хотя историческая правота, по мнению художника, на стороне Петра, но он отчётливо показывает, что исторический прогресс осуществлялся путём упорной и жестокой борьбы, ценой многочисленных жертв и тяжких страданий. Поэтому художник выдвинул стрельцов на передний план и с потрясающей силой показал горе и отчаяние их жен, матерей и детей, вынужденных быть свидетелями жестокой расправы.

Перед нами ситуация внутреннего напряжения, насилия внутри страны, к которой не применяются нормы МГП, однако, обратившись к этой картине, можно проиллюстрировать понятие «чрезмерная жестокость».

Перед нами чрезмерная жестокость власти при осуществлении
массовых казней стрельцов в Москве, личное участие царя и его приближенных в казнях.        

Картина Ф. Рубо «Семёновские (Багратионовы) флеши».

Перед нами панорамное изображение сражения на Бородинском поле. Это ведение войны по правилам комбатантами обеих сторон.

Картина В.В. Верещагина «Апофеоз войны».

Основа замысла художника: представить обобщающий образ результатов воинственной деятельности древних азиатских завоевателей   и одновременно показать осуждение всех войн, независимо от того,  кем и когда они велись и ведутся. На картине изображена пирамида из  иссеченных саблями черепов и кружащиеся над ней птицы.

Международное гуманитарное право обязывает гуманно относиться к поверженному противнику.

Если нельзя добиться повсеместного прекращения войн, необходимо с помощью норм международного гуманитарного права обеспечить защиту жертв вооружённых конфликтов, ограничить методы и  средства военных действий.

Картина «Таня». Кукрыниксы.

Изображение мужества советского человека, попавшего в руки врагов. Казнь Зои Космодемьянской (назвавшей себя врагу Таней)  фашистами в 1941 году у деревни Петрищево под Москвой.

С точки зрения МГП перед нами чрезмерная жестокость при обращении с задержанными лицами (следы пыток и избиений, отсутствие зимней одежды), показательная казнь как мера устрашения гражданского населения, унижение человеческого достоинства задержанной не  только в ходе дознания, но и в момент самой казни (дощечка с надписью «Партизан» на груди, бельевая верёвка на шее, офицеры делают любительские фотографии на месте казни и т.д.).

«И грянул бой!..»

Вооружённый конфликт - это столкновение двух противоборствующих сторон, наделённых боевой техникой, вооружением и претендующих на силовое превосходство.

Название события

Полководец

1.

Александр Невский

Ледовое побоище

2.

Дмитрий Донской

Куликовская битва

3.

Петр1

Полтавский бой

4.

А. В. Суворов

Русско-турецкая война

5.

М.И. Кутузов

Бородинское сражение

6.

Г.К. Жуков

Великая Отечественная война

Приложение 4.

Международный музей Красного Креста и Красного Полумесяца

Еще в 1815 году на Венском конгрессе для Швейцарии был установлен вечный нейтралитет, которого альпийская республика неукоснительно придерживается до сего дня. С тех пор мирная Швейцария стала родиной многих важных инициатив, призванных хоть как-то смягчить жестокости войны. Именно в Швейцарии Жан Анри Дюнан (1828—1910) основал Международный Красный Крест. В Швейцарии были приняты знаменитые Женевские конвенции о защите жертв войны. И именно в Швейцарии, все в той же Женеве, был основан Международный музей Красного Креста и Красного Полумесяца.

«Каждый перед всеми за всех и за все виноват». Это высказывание Ф.М. Достоевского помещено у входа в музей. Расположенный напротив Дворца Наций, он был открыт в 1988 году, чтобы отдать дань поистине героическим делам сотрудников Красного Креста — тех, кто даже в самые бесчеловечные времена и в самых бесчеловечных обстоятельствах несли милосердие страдающим людям.

Одиннадцать разделов музея рассказывают об истории создания Красного Креста, о его деятельности в самые тяжелые для человечества времена — в годы Первой и Второй мировой войн, о борьбе за гуманное отношение к пленным и гражданскому населению, о добровольцах, которые, рискуд собственной жизнью, отправлялись с гуманитарной миссией во все «горячие точки» планеты. Музей очень современен: здесь нет той застывшей ледяной чопорности, с которой у многих из нас ассоциируется само понятие «музей». Многочисленные фотографии, скульптуры, картины, флаги, документы, вещи дополняются аудио- и видеотехникой, демонстрацией фильмов и слайдов, компьютерными терминалами. Так — через образы, предметы и звуки — оживает история...

Международный Красный Крест был создан благодаря стараниям швейцарского предпринимателя Жана Анри Дюнана. Однако потребность сохранять человеческую жизнь, облегчать страдания людей сохранялась на всем протяжении истории. В числе предшественников Дюнана наиболее известны английская медсестра Флоренс Найтингел и русский хирург Николай Пирогов, заботившиеся о раненых на полях сражений Крымской войны (1853— 1856), американка Клара Бартон, взявшая на себя попечительство о страдающих людях в годы Гражданской войны в США (1861—1865). Между тем, начиная с середины XIX столетия, войны становились все более кровопролитными, вовлекая в конфликты не только тех, кто проливал кровь подолгу, но и мирное население, стариков, женщин, детей...

24 июня 1859 года в сражении при Сольферино (Италия) в один-единственный день было убито и ранено свыше 40 тысяч человек. Поле битвы было усеяно убитыми, умирающими, ранеными людьми, между которыми сновали кучки мародеров... Видевший эту картину Анри Дюнан ужаснулся. Он собрал местных крестьян и с их помощью начал разыскивать и выносить с поля тяжелораненных солдат, оказывая им помощь, какую был в силах предложить.

Вернувшись в Женеву, Дюнан написал статью «Память о Сольферино», в которой он призвал все государства мира «сформулировать некий международный принцип, оформленный в виде соглашения, который, будучи одобрен и ратифицирован всеми государствами, мог бы служить как основание для общественной помощи раненым». В 1863 году в Женеве был учрежден Международный Комитет Красного Креста. Его первыми членами стали Дюнан, генерал Дюфур, юрист Муанье и врачи Аппия и Мокуар.        

В течение последующих пятидесяти лет Международный Красный Крест был вовлечен в военные события на всех континентах, кроме Австралии. В фондах музея хранится множество экспонатов vf документов, связанных с этим периодом. Здесь можно посмотреть уникальные документальные киноленты тех лет. Трудным испытанием для работников Красного Креста стала Первая мировая война. Однако в эти же годы организация пережила бурный рост, в нее вступили тысячи добровольцев.

Одной из главных задач Красного Креста стала работа с военнопленными. Это была категория жертв войны, в то время еще не защищенная Женевскими конвенциями. Сотрудники созданного при Красном Кресте Международного агентства по делам военнопленных проделали гигантскую работу: они создали картотеку на семь миллионов человек, содержавшихся в лагерях для военнопленных, чтобы помочь каждому из них!

Опыт, приобретенный сотрудниками Красного Креста в годы войны, весьма пригодился и в послевоенное время. В 1919 году была создана Лига (ныне Международная Федерация) обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, целью которой стала социальная помощь нуждающимся и помощь терпящим бедствие. В 1929 году Красный Полумесяц был официально признан и принят всеми мусульманскими странами.

Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война втянула в свою орбиту 60 стран и унесла жизни почти 40 миллионов человек (включая б миллионов евреев, погибших в результате геноцида). В разделе музея, посвященного этим событиям, представлено множество уникальных материалов, кино- и фотодокументов, рассказывающих об отчаянных усилиях Красного Креста и Красного Полумесяца оказать помощь людям, брошенным в концлагеря, оказавшимся под пятой оккупации, военнопленным, интернированным. К сожалению, в то время не существовало никаких международных соглашений, позволявших хотя бы юридически защитить гражданское население. Красный Крест фактически не мог сделать ничего реального и для миллионов людей, находившихся в концлагерях. Лишь в 1949 году были приняты Женевские соглашения, включившие в себя статьи о защите гражданского населения.

Пять последних разделов музея посвящены деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца в послевоенный период: это не только забота о пострадавших в многочисленных региональных конфликтах, но и помощь страдающему от засухи населению Африки, жертвам стихийных бедствий в разных районах земного шара, создание медицинских центров и госпиталей, учебная и просветительская деятельность. Посетители музея могут в режиме реального времени получить доступ к самым последним новостям из жизни Международного Красного Креста, посмотреть фильмы, рассказывающие о важнейших гуманитарных акциях.

Основными спонсорами музея являются городской совет Женевы и швейцарское правительство. Их финансовый вклад в помощь музею постоянно увеличивается — ведь благородные идеалы Красного Креста родились на швейцарской земле. А это ко многому обязывает...

Приложение 5.

Словарь понятий по МГП и МККК

АГРЕССИЯ, Незаконное с точки зрения международного права примене
ние вооруженной силы одним государством против суверенитета, тер
риториальной неприкосновенности или политической независимости
другого государства.
перен. Открытая неприязнь, вызывающая враждебность.

АМОРАЛЬНЫЙ, Противоречащий морали, безнравственный.

БЕДА, То же, что несчастье.

БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ, Нарушающий правила нравственности, противоречащий им. Б. поступок. Безнравственно (нареч.) вести себя.

БЛАГОРОДНЫЙ, Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.
ВАНДАЛИЗМ, Бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство, прил. Вандалистский.

ВОЕННОПЛЕННЫЙ, Военнослужащий, взятый в плен. Лагерь для военнопленных.

ВОЙНА, Вооружённая борьба между государствами или народами, ме
жду классами внутри государства. Находиться в состоянии войны с
кем-н. Объявить войну. Вести войну. Пойти на войну. Вернуться с
войны. Погиб на войне. Не пришёл с войны кто-н. Победоносная в.
Региональные войны. В. за независимость. Гражданская в. (вооружён
ная борьба внутри государства).

ВЫБОР, То, из чего можно выбрать. Большой в. товаров.

ГРАЖДАНИН, Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного го
сударства, пользующееся его^ защитой и наделённое совокупностью
прав и обязанностей.

ГРАЖДАНСКИЙ,Относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями. Г. кодекс.

ГУМАННЫЙ, Направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманное поведение. Гуманные цели.

ДИКИЙ,Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некульти-
вируемый (о растениях), неприрученный, неодомашненный (о живот
ных) .

ДОГОВОР, Соглашение, обычно письменное, о взаимных обязательствах.

ДОСТОИНСТВО,1. Положительное качество. В спектакле много достоинств. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё д. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства. 3. Стоимость, ценность денежного знака (спец.).

ДОСТОЙНЫЙ,Заслуживающий чего-н. Д. похвалы. Д. порицания.

ДОСТУПНЫЙ,Такой, к к-рому или по к-рому можно пройти. Места, доступные для туристов.

ЕДИНСТВО, Общность, Полное сходство. Е. взглядов.

ЖЕРТВА,В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или
живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жерт
воприношение). Ж. богам.

ЗАБОТА, Беспокойство, беспокойное, обременительное дело.

ЗАКОН,Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая
непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования
данного явления, его связей и отношений с окружающим миром

КОНВЕНЦИЯ, Международный договор по ка-кому-н. определённому вопросу. Таможенная к. Железнодорожная к.

КОМБАТАНТЫ (от франц. combattant — воин/боец), в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников и некоторых др.), а также ополчений, партизанских отрядов и др.

КУЛЬТУРА,. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков

МИР,  Совокупность всех форм материи в земном и космическом
пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

МОРАЛЬ, Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая м. Человек высокой морали.

НЕЗАВИСИМЫЙ,Самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.
НРАВСТВЕННОСТЬ, Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, Ответственный.Необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчёт в своих действиях, поступках. Чувство ответственности.

ПРАВИЛО,Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное со
отношение  каких-н.  явлений.  

ПРАВО,  Совокупность устанавливаемых и охраняемых государст
венной власодо норм и правил, регулирующих отношения людей в
обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

СОСТРАДАНИЕ,Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.

Отдать справедливость кому-чему (книжн.) — признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, Разносторонний, охватывающий многое.

ЦЕННОСТЬ,  Важность, значение.

ЭТИКА, Философское учение о морали, её развитии, принципах, нор
мах и роли в обществе.

Отличительные знаки МККК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра. Восточные славяне в VI-IX вв. и деятельность первых русских князей.

Урок способствует обобщению пройденного материала по разделу. Позволяет наиболее эффективно подготовить детей к проведению итогового контрольного тестирования по данной теме. Активизирует изучение и з...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Урок-игра как средство активизации учебной деятельности

Как педагог, заинтересованный в активизации познавательного интереса и мотивации учащихся к изучению биологии и химии, я активно использую игровые технологии на своих уроках. Одной из любимых мной и д...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...