ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по основам безопасности жизнедеятельности по теме «БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
план-конспект урока по обж (5 класс)

Карпухина Ольга Владимировна

Разработка урока ОБЖ в 5 классе на тему «Безопасность участников дорожного движения». Включает в себя технологическую карту урока с приложениями. В приложения входит оценочный лист учащихся с критериями и шкалой оценивания, а также задания для учащихся на знание дорожных знаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Лисинский центр образования»

МО Тосненский район Ленинградской области

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ТЕМЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

КАРПУХИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА,

УЧИТЕЛЬ ОБЖ

МКОУ «СОШ ЛИСИНСКИЙ ЦО»

МО ТОСНЕНСКИЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

пос.Лисино-Корпус

2024

Тема урока: «Безопасность участников дорожного движения»

Класс: 5

Цели урока:

1.        Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении новых  знаний по теме «Безопасность участников дорожного движения»

2.        Предметно-дидактическая: формирование знаний учащихся о дорожных знаках, факторах, повышающих степень безопасности участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов, водителей.

Планируемые образовательные результаты урока:

Предметные:

  • знают дорожные знаки и их классификацию;
  • понимают серьёзность соблюдения мер безопасности, которые необходимо соблюдать участникам дорожного движения;
  • знают сигналы светофора и регулировщика;
  • применяют знания правил безопасности участников дорожного движения.

Метапредметные:

  • участвуют в постановке темы урока, планировании собственной деятельности на уроке;
  • самостоятельно оценивают достигнутые результаты;
  • сравнивают группы дорожных знаков;
  • работают с различными источниками информации;
  • устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;
  • сотрудничают с одноклассниками (в паре);
  • выражают и аргументируют свои мысли;
  • оценивают правильность выполнения своих действий и заданий.

Личностные:

  • убеждаются в важности изучения правил дорожного движения и их практического применения;
  • повышают самооценку на основе успешности своей деятельности;
  • проявляют интерес к изучению правил дорожного движения.

Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: Урок формирования (усвоения) знаний.
  • По способу организации: комбинированный.
  • По ведущему методу обучения: репродуктивный.

Методы обучения:

  • Основной: объяснительно-иллюстративный.
  • Дополнительные: беседа, самостоятельная работа, работа в парах.

Основные вопросы урока:

  • Обобщение знаний о свойствах металлов и неметаллов.
  • Систематизация знаний количественных соотношений в химии.
  • Совершенствование умений решать задачи с применением физических величин: количество вещества, масса, объём и числа частиц вещества.

Средства обучения:

  • Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс/ А.Т. Смирнов - М.: Просвещение, 2016;
  • мультимедийное оборудование;
  • раздаточный дидактический материал для учащихся: карточки-дорожные знаки;
  • оценочный лист учащегося;
  • презентация для обучающихся по теме «Безопасность участников дорожного движения».

Ход урока:

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/

самооценки

учителя

ученика

 Организа-ционный

Фронтальный

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Регулятивные: Организуют  рабочее место

Актуализация опорных знаний и способов действий.

 

Беседа

Фронтальный

Организует работу в парах: повторите формулу безопасности.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Повторяем формулу вслух.

По формуле разбираем предметы, затем действия.

Я начинаю предложение, вы продолжаете:

- если ты возвращаешься из гостей поздно вечером…

 - если за тобой идет незнакомый человек…

- не входи в лифт с незнакомым человеком…

- не разговаривай с незнакомыми людьми…

- не садись в такси без взрослых...

- не играй на улице с наступлением темноты….

 - не гуляй с аудиоплеером…

- отправляясь на вокзал…

- если тебе предстоит куда-то идти в темноте….Привлекает учащихся к определению темы урока с помощью следующих вопросов:

- Как вы считаете, являются ли перечисленные вами сведения достаточными и системными?

- В таком случае, как мы можем сформулировать тему нашего урока, опираясь на опыт изучения простых веществ и количественных соотношений в химии?

Дает разъяснения по оформлению оценочного листа, критериев оценки и самооценки.

Обращает внимание учащихся на слайд: назовите слова, которые можно разобрать по формуле безопасности?  (дорога, машина, пешеход)

Кто догадался, о чем мы будем сегодня с вами говорить.

Тема урока: «Безопасность участников дорожного движения».

  1. Что вы уже знаете  о ПДД.

Что должны узнать?

Чему должны научиться?

Отвечают на вопросы,

Делают выводы: все предметы, которые окружают нас, могут быть опасными, если не соблюдать определенные правила поведения.

Ответы обучающихся

участвуют в обсуждении, предлагают формулировку темы урока.

Воспринимают дополнения и разъяснения учителя, начинают оформлять оценочный лист (прил. 1).

Предметные: Понимают смысл информации формулы безопасности Познавательные: Ставят задачи с учетом знаний, полученных на предыдущих уроках

Регулятивные: Умеют ставить учебную задачу, слушать в соответствии с целевой установкой; определять промежуточные цели.

Коммуникативные:

участие в определении темы и цели урока

Работа с оценочным листом

Целеполагание

и планирование

Ребята, подумайте и скажите, какая цель нашего урока?

Цель урока: познакомиться с основными Правилами дорожного движения для участников дорожного движения, рассмотреть факторы, повышающие степень безопасности на дороге.

План:

История правил дорожного движения.

Участники дорожного движения.

Кому и чему подчиняются участники дорожного движения.

Высказывают свои предположения и формулируют цель урока.

Работа с оценочным листом

Изучение  новой темы

Самостоятельная работа

Я думаю, что всем будет интересно узнать, когда появились первые правила дорожного движения.

На этот вопрос и другие вы мне ответите, поработав с текстом в учебнике на  стр. 29, раздел «Это интересно».

 Внимательно прочтите его и устно ответьте на вопросы:

- при каком правителе появились первые ПДД?

- о чем гласили первые ПДД.

Работают с текстом

Познавательные УУД:

смогут найти информацию в тексте смогут вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные: Понимают и воспринимают объяснение учителя

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Беседа

Обращает внимание  на слайд. В качестве кого человек участвует в дорожном движении?

 Для обеспечении безопасности и водители, и пешеходы должны подчиняться чему, кому?

Высказывают свои предположения

 

самооценка

Совершенствование умений

Что представляет собой дорожная разметка? (линии, стрелы, НАДПИСИ, КОТОРЫЕ НАНОСЯТСЯ НА РАЗЛИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОРОГИ).

Какую дорожную разметку вы встречали у нас в посёлке?

Назовите мне эти элементы (работа со слайдом)

 Каждый элемент дороги имеет свое предназначение. На партах в цветных конвертах название элементов дороги и их предназначение. Найдите соответствие (работа в парах)

Проверка

Высказывают свои предположения.

Работают в парах.

Коммуникативные УУД:

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, аргументировать свою позицию, адекватно оценивать свое поведение и окружающих

Взаимопроверка

Физкультминутка

Объявляет физкультминутку «Давайте разомнёмся»

Встают из-за парт и выполняют под видеоролик с мультипликационным персонажем разминку для глаз, рук, ног, шеи и головы.

Самостоятельная работа (в парах).

Какие бывают светофоры, что означают сигналы светофора.

Вы сказали, что и дорожные знаки тоже регулируют дорожное движение, а все ли дорожные знаки регулируют дорожное движение?

Посмотрите сколько их много, и как они различаются? По каким признакам?

Все дорожные знаки классифицируют (делятся) на группы.

Работы со знаками.

- Распределите знаки по цвету.

- распределите по форме.

- распределите по размеру.

Проверка.

Знакомство с классификацией дорожных знаков.

Какие знаки вы видели у нас в посёлке? Где они встречаются, что означают?

Кто такой регулировщик? Знакомство с сигналами регулировщика (работа со слайдами)

Работа в парах: показать друг другу несколько сигналов регулировщика.

Делает дополнения и разъяснения по заполнению оценочного листа по второму заданию (прил. 1). Организует взаимопроверку, используя слайды презентации (прил.6).

Отвечают на вопросы.        

-по цвету,

- по форме.

Практическая работа в парах

Осуществляют взаимопроверку.  Оценивают правильность выполнения задания по презентации (прил.6 ), воспринимают дополнения и разъяснения учителя, заполняют оценочный лист по второму заданию, делают выводы.

Предметные: совершенствуют умение классифицировать дорожные знаки

Регулятивные: Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные: Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осуществляют поиск информации

Коммуникативные: Понимают и воспринимают объяснение учителя;

Умеют работать в паре, сотрудничать с учителем и одноклассниками для достижения запланированных целей

Взаимопроверка и заполнение оценочного листа

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Просмотр видеоролика

Смотрят видеоролик, указывают на ошибки пешеходов, водителей  которые приводят к ДТП с участием пешеходов

самооценка

Рефлексия и оценивание

Ситуационные задачи:

1. Вам необходимо перейти проезжую часть улицы на регулируемом пешеходном переходе. Начали переход улицы – замигал зелёный свет светофора. Ваши дальнейшие действия?

2. Вам необходимо перейти проезжую часть улицы на нерегулируемом перекрестке. Ваши свои действия?

3. Объясните пословицу: «Выиграешь секунду – потеряешь жизнь».

Что нового вы узнали на уроке?

Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось, то почему?)

Приводят примеры.

Высказывают свое мнение, как бы они поступили в приведенных ситуациях.

Приводят возможные сценарии развития опасных ситуаций на пешеходных переходах.

Осуществляют взаимопроверку по презентации (прил.8) и выставляют баллы по критериям, указанным в оценочном листе.

 

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, выслушивать ответы одноклассников

Регулятивные: умеют адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Комментирование и выставление оценок.

Домашнее задание

Беседа

Объявляет отметки и комментирует их.

Даёт домашнее задание: составить ситуационную задачу по данной теме, к ней 3 решения.

Записывают домашнее задание в дневники, слушают рекомендации учителя по его выполнению.

Приложение 1

Оценочный лист учащегося

ФИО: _______________________________ Класс: _______   Дата____________

Критерии оценивания:                                                                        Шкала оценивания:

не справился с заданием (допустил более 3-х ошибок): 0 баллов;                        до 15 баллов: рекомендуется повторить материал;

допустил ошибки (до 3-х): 1 балл;                                                                15-20 баллов: отметка «3»;

справился с заданием: 2 балла;                                                                21-25 балла: отметка «4»;

могу объяснить его другому: 3 балла.                                                        26-30 баллов: отметка «5».

 

Задания по критериям оценивания

Ситуационные задачи

Общее количество баллов

Отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Самооценка

Оценка одноклассника (соседа по парте)

Оценка учителя

Приложение 2

Дорожные знаки

В ваших конвертах находятся разные дорожные знаки. Давайте посмотрим,  что они означают. Их можно разделить на несколько групп:

  1. Информационно-указательные
  2. Предписывающие
  3. Запрещающие
  4. Предупреждающие
  5. Знаки сервиса

Соедините линиями одинаковые дорожные знаки так, чтобы эти линии не пересекались. Это не просто, но вы постарайтесь, и у вас всё получится. Объясните, что эти знаки означают.

hello_html_5aeec506.png

(Слайд 6)

(Объяснить название группы; обратить внимание на форму и цвет; что означает каждый знак.) Слайд 7

Приложение 3

Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые могут встретиться на твоём пути в школу. В окне справа нарисуй дорожные знаки, встречающиеся тебе по дороге в школу.

hello_html_86b38fa.pnghello_html_m772816c8.png



Приложение 4

Практическое задание: макеты рисунка

Какие дорожные знаки следует расставить в местах, обозначенных кружочками? Слайд 8

hello_html_22e0b2d5.png



Приложение 5

Светофор

Уважаемые пассажиры, наша остановка. Выходим. Нам необходимо перейти на другую сторону улицы. Но в этот раз нам поможет наш друг. Отгадайте, о чем я говорю:

То моргнет он красным глазом,
То зеленым он моргнет.
Станет всем понятно сразу, 
Тем, кто едет и идет.
Что за чудо, что за он
С разными глазами?
Это чудо – … (
светофор)
Догадались сами?

КонструированиеСлайд 9

На ваших столах есть детали светофора . За 30 сек. нужно собрать светофор. Начали…

(Во время работы детей звучит песня о светофоре.Затем выбираем несколько моделей светофора, проверяем правильность расположения цветов, вспоминаем, что означают эти цвета.)

Какие существуют светофоры?

Как же переходить дорогу, если стоит светофор?

Ходить по улице опасно,

Когда у вас вниманья нет.

Но есть, друзья, зеленый, красный,

И очень нужный – желтый свет.

Сейчас проверим ваше внимание

Задание: Найдите 10 отличий. (Слайд 10)


hello_html_m3f1dfe72.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9 классов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме: «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ и ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Предлагаемый элективный курс составлен для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и предназначен для развития познавательных интересов учащихся. Учебная программа пр...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Задачи на движение по реке"

Коспект расчитан на урок продолжительностью 40 минут.  Есть индивидуальная работа, групповая, фронтальная....

Технологическая карта урока в 11 классе по теме «Энергия колебательного движения. Вынужденные колебания. Резонанс».

Тема  «Энергия колебательного движения. Вынужденные колебания. Резонанс».Тип урока:урок усвоения новых знаний.Цель расширение представления учащихся о механических колебаниях по...

«Основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Строевая подготовка. Движение строевым и походным шагом».

Цели урока:- образовательная: закрепить знания учащихся выполнению команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ВОЛЬНО, ЗАПРАВИТЬСЯ...

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасность жизнедеятельности по теме: "Чрезвычайные ситуации природного и техногенного хпрпктера"....

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности. Тема: "Виды и характеристики средств индивидуальной защиты".

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасность жизнедеятельности. Тема: "Виды и характеристика средств индивидуальной защиты"....

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности. Тема: "Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации".

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОП.12 Безопасности жизнедеятельности. Тема: "Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации"....