Внеурочное мероприятие "Армейский калейдоскоп"
методическая разработка по обж (10 класс)
Викторина для 10-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_meropriyatie_armeyskiy_kaleydoskop.docx | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное мероприятие «Армейский калейдоскоп»
Данное мероприятие разработано для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Может быть использовано как в отдельном классе, так и для соревнований между классами одной или нескольких школ. Состав групп (команд) 4-6 человек. Проводится в форме викторины. За каждый правильный ответ команде насчитывается один балл. Победитель определяется по сумме баллов за все этапы викторины.
Цели:
- воспитание чувства гражданского долга и ответственности, понимания патриотизма как любви к родине;
- формирования убежденности в необходимости защиты Отечества.
Первый этап: «Разминка»
(Всем участникам предлагается закончить известные афоризмы)
Пуля-дура… (штык молодец).
Когда грохочут пушки… (музы молчат).
Дыма … (без огня не бывает).
Военное дело не учить… (битым быть).
Дисциплина… (мать порядка).
Надо бить умением… (а не числом).
Скорость нужна… (а поспешность вредна).
Увидеть… (победить).
Второй этап. «Вопрос-ответ».
(команды выбирают задание и отвечают по очереди)
1 вариант
1) Как официально называется газета Министерства обороны РФ?
а) «Андреевский флаг»;
б) «Красная звезда»;
в) «Голубой берет»;
г) «Маршальский жезл».
2) Как в Древней Руси называли отважного, доблестного воина, богатыря?
(Витязь.)
3) Какого полководца А.В. Суворов называл «своей правой рукой»?
(М.И. Кутузова.)
4) Название какого войскового соединения совпадает с названием производственной группы?
(Бригада. В России с начала 18-го века.)
5) При императоре Александре II срок службы солдата в русской армии уменьшился на 19 лет и составил 72 месяца. Сколько же лет служили в нашей армии до этого?
(19 + (72/12) = 19 + 6 = 25 лет.)
6) И при сходе на берег, и при подъёме на борт российские моряки должны отдать ему честь. Кому?
(Флагу.)
7) В российской армии есть подразделение со своим роддомом, где рождаются будущие солдаты. Кто в нём служит?
(Собаки и их проводники. Разумеется, кинологи рождаются в другом месте.)
8) Какую часть тела древнерусского воина защищала бармица?
а) Плечи;
б) Шею;
в) Локти;
г) Бёдра.
(Это кольчужная железная сетка, прикреплявшаяся к шлему воина
9) Какое оружие НЕ изображено на картине В. Васнецова «Богатыри»?
а) Копьё;
б) Меч;
в) Лук;
г) Секира.
10) Как в русской армии начала 20-го века называли воспитанников военного училища?
а) Юнга;
б) Юниор;
в) Юнкер;
г) Юннат.
2 вариант
1)Одна её часть состояла из «лучших» – бояр и начальных людей, другая – из «молодших» – отроков. Обе подчинялись только князю. О чём речь?
(О дружине – отборном княжеском войске.)
2) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» утверждается: «Солдаты шилом бреются». А чем же, согласно этой поэме, солдаты греются?
(Дымом.)
3) Кто командовал легендарной Первой конной армией, которая во время Гражданской войны с боями прошла по всему югу России?
(Семён Михайлович Будённый.)
4) Чему был равен шаг Александра Суворова на марше?
(Один аршин. В армии до сих пор говорят «суворовский шаг». 1 аршин = 71 см 12 мм.)
5) Назовите геометрическую фигуру на петлицах высших офицеров Красной Армии в беспогонную эпоху.
(Ромб.)
6) Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил России?
(Президент России.)
7) Назовите знаменитых российских хоккеистов с «армейскими» фамилиями.
(Старшинов Вячеслав Иванович, братья Майоровы – Борис Александрович и Евгений Александрович.)
8)Как в Древней Руси назывался вид железного шлема с острым верхом, наушниками и козырьком с наносником?
а) Чухонка;
б) Ерихонка;
в) Лоханка;
г) Ермолка.
9) Как называлось заграждение из деревьев, поваленных вершинами в сторону противника, известное на Руси с 13-го века и широко применявшееся в 16-17 веках?
а) Валежник;
б) Засека;
в) Просека;
г) Бурелом.
(В 20-м веке засеки обычно оплетали колючей проволокой
10) Какое почётное звание и значок существовали в СССР в 1932-41 гг.?
а) «Чапаевский рубака»;
б) «Будёновский наездник»;
в) «Ворошиловский стрелок»;
г) «Альпинист-суворовец».
(Для выполнивших установленные нормативы в стрельбе из винтовки.)
3 вариант
- Какой термин для наших предков означал «потерять в бою коня», а для нас – «растеряться от неожиданности»?
(Опешить.) - Гангутское сражение со шведами, разгром турецкого флота при Чесме, Синопское сражение. Какой предмет одежды не даёт забыть каждому матросу об этих трёх славных страницах русского флота?
(Воротник матроски с тремя полосками - Какой рукой отдают воинскую честь российские военнослужащие?
(Правой.) - О каком российском полководце писал лорд Байрон?
«Над ним посмеивались иногда, А он в ответ брал с ходу города...»
(О Суворове.)
- На каком знаменитом крейсере советские нахимовцы приобретали первичные навыки военно-морского дела?
(«Аврора».) - В 1903 году поручик русской армии Турчинович на радость солдатам изобрёл именно это. Что?
(Полевую кухню.) - Есть ли на вооружении в нашей сегодняшней армии стрелы?
(Да, это «Стрела-1», «Стрела-10». Эти современные стрелы представляют собой зенитные комплексы.) - Какая часть тела дала название древнему боевому оружию, применявшемуся на Руси?
а) Кисть;
б) Локоть;
в) Плечо;
г) Колено.
(Кистень. Это короткая палка, на одном конце которой на ремне или на цепи подвешен металлический шар, а на другом - петля для надевания на кисть руки.)
9) Кто в русской армии был облачён в металлический панцирь?
а) Гренадёры;
б) Кирасиры;
в) Драгуны;
г) Уланы.
(Вид тяжёлой кавалерии, в России с 18 в.)
10) Как называлась Советская Армия в период 1918-1946 гг.?
а) Белая Армия;
б) Красная Армия;
в) Красная гвардия;
г) Молодая Гвардия.
(Рабоче-Крестьянская Красная Армия – РККА.
4 вариант
1)Чьё имя должен был носить русский корабль, чтобы, по общему признанию моряков, никогда не мог утонуть?
(Святого Николая – покровителя моряков.)
2) На Руси боевые бронебойные стрелы изготовлялись из стали или железа и подвергались термической закалке, о чём свидетельствует и это их название. Какое?
(Стрелы калёные.)
3) Как при Петре I называли знаменосца?
(Когда-то на Руси называли знамя прапором. А при Петре I прапорщиком стали называть знаменосца.)
4) Вплоть до 1917 года этот офицерский военный чин в России существовал лишь в военно-морском флоте. Какой?
(Лейтенант.)
5)В 1813 году Александр I дозволил жителям Подольской и Волынской губернии вместо рекрутов направлять в армию именно их. За время войны их сильно поубавилось. Кто же они?
(Лошади.)
6)В нашем государстве есть Министр обороны. А есть ли у нас Министр нападения?
(Министра нападения у нас нет, так как наше государство ни на кого не собирается нападать.)
7)Назовите высший российский военный орден.
(«Победа».)
8) Как называется «бронежилет» времён Александра Невского?
а) Камзол;
б) Понёва;
в) Кольчуга;
г) Дублёнка
9) Как называется столица Республики Бурятии в составе РФ?
а) Драгун-Удэ;
б) Гусар-Удэ;
в) Улан-Удэ;
г)Кирасир-Удэ.
10) Военнослужащие каких войск называют себя «голубыми беретами»?
а) Десантники;
б) Моряки;
в) Лётчики;
г) Танкисты
5 вариант
- О чем эта старая русская загадка: «Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не пойдёшь»? (Ура – боевой клич при атаке)
- Когда в военной истории России опасность представляла... свинья?
(В Ледовом побоище, 5 апреля 1242 г., войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньёй».) - Какой высший военный титул, согласно Уставу 1716 года, мог принадлежать только царям и владетельным принцам?
(Генералиссимус.) - Подразделение кубанских казаков носило прозвище «черноморские пластуны». Отсюда пошёл этот всем известный армейский термин. Какой?
(Ползти по-пластунски – на локтях, прижимаясь к земле. ) - Какой советский маршал был также маршалом Польши?(Рокоссовский Константин Константинович.)
- Геральдический знак Вооружённых Сил России – золотой или серебряный двуглавый орёл под короной – держит в лапах эти два символа военной мощи и мира. Что это за символы?
(Меч и лавровый венок.)
7) Город с каким названием есть во Владимирской области РФ на реке Пекша?
а) Кольчугино;
б) Шинелино;
в) Гимнастёркино;
г) Мундирово. 8) Какой из этих российских флотов был создан первым?
а) Балтийский; б) Черноморский;
в) Тихоокеанский; г) Северный.
(Во время Северной войны 1700-21 гг.)
9) Чем раньше занимались ремонтёры?
а) Заготовкой съестных запасов;
б) Проведением ревизий;
в) Обучением новобранцев;
г) Закупкой лошадей.
(Офицер, занимающийся закупкой лошадей.)
10) Какое из этих званий в Российской Армии самое старшее?
а) Ефрейтор;
б) Рядовой;
в) Старшина;
г) Сержант.
6 вариант
- Это слово первоначально существовало в военном лексиконе лишь как обозначение участника «партии», то есть отдельного отряда. В Отечественной войне 1812 года оно приобрело принципиально новый смысл и сохранило его до наших дней в значении «народный мститель». Назовите это слово.(Партизан.)
- Изображение какого сказочного существа присутствовало на знамёнах драгунских полков?(Дракона, отсюда и их название.)
- Какой русский генерал принадлежал к династии, представители которой занимали грузинский престол с IX по XIX век?
(Багратион Пётр Иванович.) - Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров ТТ? (Она говорит и об имени изобретателя знаменитого пистолета и о не менее знаменитом месте его производства. Она расшифровывается «Тульский Токарева».)
- Назовите самое младшее по рангу генеральское звание в России?
(Генерал-майор.) - Кители солдат этой роты Президентского полка шьются по индивидуальным меркам, а сапоги стоят до 400 долларов. Что это за рота?
(Рота почётного караула.)
7) Укажите древнерусское название воинского знамени.
а) Флаг;
б) Прапор;
в) Стяг;
г) Вымпел.
(Стяг у русских дружин был с языческих времён. Представлял собой шест с пучком конских волос, клином яркой ткани и др. Слово это сохраняется и в наши дни.)
8) Какой чин имел Фёдор Фёдорович Ушаков, в то время, когда он командовал Черноморским флотом?
а) Вице-адмирал;
б) Адмирал;
в) Контр-адмирал;
г) Капитан бригадного ранга.
9) Что в XVII веке использовали на занятиях по строевой подготовке?
а) Рожь и пшеницу;
б) Сено и солому;
в) Кнут и пряник;
г) Лафет и пушку.
10) Какой срок обучения в Нахимовском училище?
а) Один год;
б) Два года;
в) Три года;
г) Четыре года
7 вариант
- В старой русской армии при высших командирах состояли специальные гонцы для передачи распоряжений и выполнения прочих обязанностей и поручений. Со временем название их должности превратилось в наименование воинского звания. Какое это звание?
(Поручик.) - Как воины Дмитрия Донского называли то, что мы зовём сегодня арбалетом?
(Самострел.) - Назовите воинское звание Екатерины II. (Полковник
- В чём состояло принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских?
(В них юношей готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.) - Назовите главного хирурга Советской Армии.
(Николай Нилович Бурденко. Участник 4-х войн: русско-японской, 1-й мировой, советско-финляндской, Великой Отечественной. Труды по военно-полевой хирургии, отец нейрохирургии, первый президент Академии медицинских наук.)
6) Кто из этих российских военачальников был кавалером ордена Святого Георгия всех четырёх степеней?
а) М.Б. Барклай-де-Толли;
б) П.И Багратион;
в) А.В. Суворов;
г) М.А. Милорадович.
7) Как назывался доспех древнерусского воина, представляющий собой кольчужную рубашку без рукавов с металлическими пластинами?
а) Колонтарь;
б) Колонок;
в) Кологрив;
г) Коллонтай.
(Всё остальное к военному делу не отношения не имеет.)
8) Суворов говорил: «Там, где пройдёт олень, там пройдёт и русский солдат, а там, где не пройдёт олень, ...» Продолжите слова полководца.
а) «никто уже не пройдёт»;
б) «всё равно пройдёт русский солдат»;
в) «пройдёт только леший»;
г) «только птица пролетит».
9) Из каких отрядов, созданных для военных игр Петра I, образовались Преображенский и Семёновский полки?
а) Потешных;
б) Куражных;
в) Увеселительных;
г) Клоунских.
10) В каком из перечисленных родов войск царской армии существовало звание корнет?
а) Пехота;
б) Флот;
в) Кавалерия;
г) Артиллерия.
Третий этап «Воинские звания»
(выполняется письменно)
Расположите в соответствии воинские звания военнослужащих сухопутных войск и ВМФ:
1. Генерал-лейтенант | А. Старшина первой статьи |
2. Капитан | Б. Главный корабельный старшина |
3. Подполковник | В. Вице-адмирал |
4. Прапорщик | Г. Контр-адмирал |
5. Сержант | Д. Мичман |
6. Генерал-майор | Е. Капитан второго ранга |
7. Старшина | Ж. Капитан-лейтенант |
8. Майор | З. Капитан третьего ранга |
Ответ: 1-В, 2-Ж, 3-Е, 4-Д, 5-А, 6-Г, 7-Б, 8-З
Четвертый этап «Исторический»
(отвечают устно, те, кто первым поднял руку)
1. Какие события произошли:
1 сентября 1939 г.
22 июня 1941 г.
2 февраля 1943 г.
9 мая 1945 г.
2 сентября 1945 г.
Ответ: (начало 2 мировой, начало ВОВ, окончание Сталинградской битвы, день Победы, окончание 2 мировой)
2. К какому виду войск относятся воздушно-десантные войска?
А) Сухопутные;
Б) Военно-космические;
В) Военно-морские;
Г) Иной ответ.
Ответ: г. (особый род войск)
3. Кто из полководцев имел самое высокое воинское звание:
Георгий Жуков, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Константин Рокоссовский, Иосиф Сталин, Михаил Кутузов.
Какое?
Ответ: (Александр Суворов, Иосиф Сталин - генералиссимус)
Пятый этап «Структура войск»
(выполняется письменно)
Расположите подразделения в порядке увеличения количества военнослужащих:
ВЗВОД, ОТДЕЛЕНИЕ, ПОЛК, БАТАЛЬОН, ДИВИЗИЯ, РОТА
Ответ: (ОТДЕЛЕНИЕ, ВЗВОД, РОТА, БАТАЛЬОН, ПОЛК, ДИВИЗИЯ)
Шестой этап «Города герои»
(выполняется письменно)
Выберите из списка города-герои:
ТВЕРЬ, МОСКВА, РЖЕВ, КЕРЧЬ, ТУЛА, КУРСК, СТАЛИНГРАД, БЕРЛИН, СМОЛЕНСК.
Ответ: (МОСКВА, КЕРЧЬ, ТУЛА, СТАЛИНГРАД, СМОЛЕНСК)
Седьмой этап «Конкурс капитанов»
(капитаны записывают ответ, а затем его озвучивают)
- Какие три слова А.В. Суворов выбрал своим девизом?
а) Сила;
б) Быстрота;
в) Натиск;
г) Дисциплина;
д) Хитрость;
е) Глазомер.
(«Глазомер, быстрота, натиск»)
- Какие войска в дореволюционной России назывались «инфантерия»?
а) Пехота;
б) Кавалерия;
в) Флот;
г) Артиллерия.
- Какие моря соединяет пролив Красной Армии?
а) Карское и Лаптевых;
б) Чёрное и Азовское;
в) Берингово и Охотское;
г) Белое и Баренцево.
Восьмой этап «Подведение итогов, награждение победителей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп школьных дел"
Программа содержит подробное планирование материала по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп»
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания детей, формируя у занимающихся целостное представление о физической культуре и её компонентах, о её возможностях в повышении ра...
Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).
Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
Программа по внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"
Расчитано на 2 часа в неделю...
Сценарий внеурочного мероприятия "Ритмический калейдоскоп"
Сценарий внеурочного мероприятия «Ритмический калейдоскоп» составлен для дошкольников и первоклассников, обучающихся в детских музыкальных школах и детских школах искусств. Разработан на основе трех в...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...
- Мне нравится (1)