Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 11 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
рабочая программа по обж (11 класс)

Шульдешов Иван Иванович

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 11-х  классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obzh_11_kl.docx55.76 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной

программе среднего общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения «Ларьякская средняя школа»

Рассмотренона заседании методического совета

Председатель Т.М.Ерохина

Протокол от 30.08.2022 № 1

Согласовано:

зам.директора по УР

Л.В.Прочаковская

Утверждено:

Приказ от 31.08.2022 № 103

Рабочая программа

по учебному предмету

«ОБЖ»

для 11 классов

срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Составитель:

Шульдешов И.И.

с. Ларьяк,2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 11-х  классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ); Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 января 2020 г. № 6 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утверждённой на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.»;

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11 классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Ларьякская СШ» на 2022-2023 учебный год.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели:
•освоение знаний  о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

•воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

•развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

•овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

• формировать у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формировать индивидуальную систему здорового образа жизни;        

• воспитать у обучающихся чувства ответственности за личную и     общественную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни;

•выработать у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Задачи:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;   ответственного  отношения   к  сохранению  окружающей  природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;   потребности   вести   здоровый   образ   жизни;    необходимых моральных, физических и психологических качеств для  выполнения  конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

2. Общая характеристика курса.

Особенность курса — в его практической направленности. Главными методами обучения являются рефлексивный анализ конкретных жизненных ситуаций, с которыми могут встретиться обучающиеся, а также практические занятия, на которых они получают умения и навыки, необходимые для возможного предупреждения чрезвычайных ситуаций, правильного поведения в том случае, если они произошли. В процессе изучения данного курса не только расширяются представления учащихся 11 классов о правилах безопасности в повседневной жизни человека. Обсуждаются конкретные реальные ситуации, связанные с бытовыми, природными и социальными явлениями, которые могут быть опасными для здоровья и жизни человека. Многие проблемы, раскрываемые в программе ОБЖ, особенно актуальны для старших подростков, так как связаны с вредными привычками, асоциальным поведением, чрезвычайными ситуациями социального характера. На практических занятиях у обучающихся развивается способность предвидеть опасность той или иной, казалось бы, обычной жизненной ситуации, происходит становление умений оказывать первую помощь (психологическую, организационную, медицинскую) в различных чрезвычайных ситуациях. Школьники получают элементарные знания о законах Российской Федерации, касающиеся безопасности граждан и противодействия чрезвычайным ситуациям.

 Место курса в учебном плане.

Учебным планом школы на изучение курса в 11 классе отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю)

Ценностные ориентиры содержания курса

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Планируемые результаты( личностные, метапредметные, предметные)

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного

и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
     Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
    Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
    1. В познавательной сфере:
  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В коммуникативной сфере:

  • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
    3. В эстетической сфере:
  • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
    4. В трудовой сфере:
  • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
  • умения оказывать первую медицинскую помощь.
    5. В сфере физической культуры:
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

11 класс

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать:

- правила личной гигиены;

- связь гигиены и физической культуры;

- роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний, передаваемых половым путём;

- основные положения законодательства о семье и браке.

- симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности;

- правила первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах;

- признаки остановки сердца и порядок действий при сердечно-лёгочной реанимации.

- структуру и содержание общевоинских уставов;

- условия и порядок приведения военнослужащих к воинской присяге;

- организацию призыва на военную службу;

- порядок поступления на военную службу по контракту и её прохождения;

особенности альтернативной гражданской службы по сравнению с военной службой

- требования к воину-специалисту;

- порядок подготовки по воинским специальностям;

- понятие и значение психологической готовности, способы её формирования;

- требования, предъявляемые к офицеру военной службой;

- важнейшие положения международного права войны.

Уметь:

- оказать помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте, при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах, при остановке сердца и прекращении дыхания.

- порядок определения годности к военной службе;

- цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе;

- назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе;

- порядок увольнения с военной службы и прохождение службы в запасе.

- работать с правовыми документами.

использовать приобретенные знания и умения на практике для:

• ведения здорового образа жизни;

• действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• полготовки граждан к военной службе;

• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

• оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;

• подготовки к профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

11 класс

Программа выстроена по двум логически взаимосвязанным разделам:

Раздел I. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства.

Глава1 . Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде.

Тема 1. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.

Тема 2.Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологии

Тема 3.Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

Тема 4. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.

Тема 5. Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания».

Глава 2.  Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности

Тема 6.Обеспечение национальной безопасности России.

Тема 7. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности.

Тема 8. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму

Тема 9. Защита населения и территорий в ЧС. Добровольчество.

Тема 10.Поисково-спасательная служба МЧС России.

Глава 3.  Экстремальные ситуации и безопасность человека.

Тема 11.Экстремальные ситуации криминогенного характера.

Тема 12.Экстремизм, терроризм и безопасность человека.

Тема 13.Наркотизм и безопасность человека.

Тема 14. Дорожно-транспортная безопасность.

Тема 15.Вынужденная автономное существование в природных условиях. Выживание.

Раздел2. Военная безопасность государства.

Глава 4. ВС РФ на защите государства от военных угроз.

Тема 16. Основные задачи ВС.

Тема17. Правовые основы воинской обязанности.

Тема 18. Правовые основы военной службы.

Тема 19. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.

Тема 20. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии

Тема21. Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.

Тема 22. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.

Тема 23. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.

Тема 24. Военные учения ВС РФ.

Тема 25.Боевая слава российских воинов.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и ЗОЖ

Глава 6. Основы ЗОЖ

Тема 26.Демографическая ситуация в России.

Тема 27.Культура ЗОЖ.

 Тема 28. Культура питания.

Тема 29. Культура ЗОЖ и репродуктивное здоровье.

Тема 30. Вредные привычки. Культура движения.

Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях

Тема 31. Медико-психологическая помощь.

Тема 32. Первая помощь при ранениях.

Тема 33. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических  и термических ожогах, обморожении.

Тема 34. Первая помощь при ДТП.

Тема 35. Первая помощь при остром отравлении наркотиком, алкоголем, лекарствами, ядами. Наркотическими веществами.

Тематическое планирование, 11 класс

11 класс

модуля,

раздела,

темы

Наименование, разделов, глав

Количество

часов

Р-1

Основы комплексной безопасности личности, общества, государства

15

Глава 1

Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

6

Глава 2

Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности

5

Глава 3

Экстремальные ситуации и безопасность человека

5

Р-2

Военная безопасность государства

9

Глава 4

ВС РФ на защите государства от военных угроз

4

Глава 5

Особенности военной службы в современной Российской армии

5

Р-3

Основы медицинских знаний и ЗОЖ

10

Глава 6

Основы ЗОЖ

5

Глава 7

Первая помощь при неотложных состояниях

5

Итого

34

8. Формы контроля и оценка достижения

Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим  работам. Предусматривается использование в практике семинаров-собеседований как средства рубежного контроля. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях.

В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме  тестирования.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

      4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа,   практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов

9. Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы

Учебники: 

1. Основы безопасности жизнедеятельности.10-11 классы: учебник : базовый уровень / С.В.Ким, В.А. Горский; -4-е изд., стереотип. – М. : Просвещение, 2021. – 396 , 4 с. : ил

10. Календарно-тематическое планирование, 11 клас

Номер

урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Задание на дом

Даты

проведения

Материально-техническое оснащение

Универсально учебные действия (УУД), проекты, ИКТ- компетенции, межпредметные понятия

план

факт

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (15 ч)

Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч)

1

Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. 

Вопросы для обсуждения:

• причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества;

• образование и социальное воспитание — основы культуры безопасности жизнедеятельности;

• личная ответственность — условие повышения общей безопасности жизнедеятельности.

Ключевые понятия темы:  институт социального воспитания; социальное взросление личности

1

П.1

01.09

Характеризуют причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества. Рассуждают, делают выводы. Анализируют образование и социальное воспитание, а также личную ответственность как условия повышения культуры безопасности жизнедеятельности

2

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий.

Вопросы для обсуждения:

• экологичность, биоэтичность, ориентиры и критерии развития науки и технологий;

• экологическая безопасность; • биоэтика — комплексная оценка культуры безопасности жизнедеятельности объектов техносферы. Ключевые понятия темы:  научная картина мира; биоэтика; ключевые вопросы биоэтики

1

П.2

08.09

Выявляют признаки современного экологического кризиса. Оценивают экологическую безопасность. Характеризуют биоэтику. Анализируют информацию из разных источников

3

Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Вопросы для обсуждения: 

• научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности;

• основные объекты общей теории безопасности жизнедеятельности и научные подходы к их изучению;

• закон сохранения жизни, энергии в системе «человек — среда обитания» и показатели благополучия и безопасности среды для человека. Ключевые понятия темы: моделирование; методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектный), синергетический.

1

П.3

15.09

Изучают основы общей теории безопасности жизнедеятельности. Рассматривают различные методологические подходы. Характеризуют показатели благополучия и безопасности среды для человека

4

Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. 

Вопросы для обсуждения:

• виды и источники антропогенных опасностей, критерии безопасности;

• антропогенные, техногенные, социогенные проблемы; • система принципов и системный подход в обеспечении безопасности.

Ключевые понятия темы:  безопасность; антропогенные опасности; потенциальная, реальная и реализованная опасности; идентификация; номенклатура опасностей; системный анализ безопасности

1

П.4

22.09

Характеризуют систему принципов и системный подход в обеспечении безопасности. Рассматривают антропогенные, техногенные, социогенные проблемы. Актуализируют знания о видах и источниках антропогенных опасностей

5

Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».

Вопросы для обсуждения:

 • системный подход к проектированию систем управления безопасностью;

• система принципов обеспечения безопасности, стратегия управления безопасностью жизнедеятельности;

• эргономические и психологические основы проектирования систем безопасности.

1

П.5

29.09

Ключевые понятия темы:  управление безопасностью жизнедеятельности; управление риском; уровни безопасности; виды совместимости; гигиеническое нормирование

Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности (5 ч)

6

Обеспечение национальной безопасности России.

 Вопросы для обсуждения:

• национальная безопасность России в современном мире;

• Стратегия национальной безопасности России;

Ключевые понятия темы:  национальные интересы; национальная безопасность;

Стратегия национальной безопасности; социальная безопасность; оборона

1

П.6

06.10

Обобщают и интерпретируют информацию с использованием учебной литературы и других информационных ресурсов. Работают с интерактивными объектами

7

Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности.

Вопросы для обсуждения:

• взаимосвязь социально-экономического развития и национальной безопасности: Стратегия социальноэкономического развития России;

• социальная безопасность и меры ее обеспечения;

• государственная безопасность и меры ее обеспечения. Ключевые понятия темы:  глобализация; социальная безопасность; социальный институт; государственная безопасность

1

П.7

13.10

Формируют основы научного типа мышления. Характеризуют и анализируют социальную, экономическую и государственную безопасность и меры их обеспечения

8

Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

Вопросы для обсуждения:

• роль государства в противодействии терроризму; ФСБ России; • Национальный антитеррористический комитет (НАК): задачи;

• контртеррористическая операция и взаимодействие властных структур государства. Ключевые понятия темы:  Пограничная служба ФСБ Росии; пограничная деятельность; терроризм; экстремизм; Национальный антитеррористический комитет; контртеррористическая операция

1

П.8

20.10

Рассматривают государственные меры по противодействию военным угрозам, эктремизму, терроризму. Характеризуют военно-силовые ресурсы государства в противодействии терроризму

9

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.

Вопросы для обсуждения: 

• государственные меры защиты населения и территорий: РСЧС; • деятельность «чрезвычайного министерства»;

• профессиональные и моральные качества спасателей — специалистов поисково-спасательной службы МЧС России.

Ключевые понятия темы:  поисково-спасательная служба МЧС; добровольная пожарная дружина; добровольчество

1

П.9

27.10

Анализируют и выявляют государственные меры защиты населения и территорий. Перечисляют профессиональные и моральные качества спасателей. Формируют нравственные ориентиры

10

Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

Вопросы для обсуждения: 

• документы международного права и внешняя политика России;

• гуманитарная помощь и миротворческая помощь; • участие России в деятельности Организации Объединенных Наций (ООН).

Ключевые понятия темы: национальные интересы России; Европейский союз (ЕС); Организация Объединенных Наций (ООН); гуманитарная помощь; волонтерское движение; гуманитарная миссия; гуманитарная катастрофа

1

П.10

10.11

Обобщают и интерпретируют полученную информацию. Анализируют и характеризуют внешнюю политику Российской Федерации

Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека (5 ч)

11

Экстремальные ситуации криминогенного характера.

Вопросы для обсуждения:

• характеристика чрезвычайных ситуаций криминогенного характера и уголовная ответственность несовершеннолетних;

• хулиганство, грабеж, разбой, воровство, насилие, вандализм; • самооборона и меры предупреждения криминогенной опасности.

Ключевые понятия темы:  криминальный; криминогенный; преступление; экстремальная ситуация криминогенного характера; самооборона

1

П.11

17.11

Актуализируют и дополняют материал по характеристике чрезвычайных ситуаций криминогенного характера и уголовной ответственности несовершеннолетних. Проектируют модели безопасного поведения

12

Экстремизм, терроризм и безопасность человека. 

Вопросы для обсуждения:

• зоны повышенной криминогенной опасности в городе; толпа как скрытая опасность, меры спасения в толпе;

• уголовная ответственность за совершение ряда преступлений;

• меры безопасности человека и общества в криминогенной ситуации.

Ключевые понятия темы:  зона повышенной криминогенной опасности; толпа; заложник; терроризм; психологическая готовность

1

П. 12

24.11

Закрепляют правила безопасного поведения в городе, в толпе. Расширяют знания о мерах безопасности личности, общества в криминогенной ситуации. Решают ситуационные задачи, формулируют выводы. Рассматривают законодательные основы уголовной отвественности за экстремизм, терроризм

13

Наркотизм и безопасность человека.

Вопросы для обсуждения:

• наркотизм как социальное зло, личная, общественная и государственная проблема;

• наркотизм и меры безопасности.

Ключевые понятия темы:  наркотики; наркотизм; наркомания; токсикомания

1

П.13

01.12

Раскрывают сущность наркотизма. Систематизируют знания. Анализируют масштабы данной общественной и государственной проблемы. Перечисляют меры безопасности, выполняют интера ктивные задания. Работают с дополнительными источниками информации

14

Дорожно-транспортная безопасность.

Вопросы для обсуждения:

• культура безопасности дорожного движения;

• роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения: федеральные целевые программы;

 • роль общественных организаций в повышении безопасности дорожного движения.

Ключевые понятия темы:  дорожно-транспортное происшествие (ДТП); дорога; участники дорожного движения; Правила дорожного движения (ПДД); Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)

1

П.14

08.12

Определяют уровень культуры безопасности дорожного движения. Анализируют роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения. Устанавливают роль общественных организаций в повышении безопасности дорожного движения. Приводят примеры, готовят учебные проекты

15

Вынужденное автономное существование в природных условиях.

Вопросы для обсуждения:

• причины и проблемы вынужденной автономии;

• меры преодоления страха, стресса, правила выживания;

• необходимые умения по обеспечению автономного существования в природной среде;

• подача сигналов бедствия.

Ключевые понятия темы:  выживание; вынужденное автономное существование; факторы выживания; стресс; страх; НАЗ (носимый аварийный запас)

1

П.15

15.12

Работают в группах. Характеризуют правила выживания в условиях вынужденной автономии. Отрабатывают необходимые умения. Вырабатывают в себе нравственные качества и убеждения

Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч)

Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч)

16

Основные задачи Вооруженных Сил.

Вопросы для обсуждения:

• история армии: история побед и реформ; • основные задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время;

• другие войска, воинские формирования и органы. Ключевые понятия темы:  рекрутский набор; всеобщая воинская обязанность; Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»; Вооруженные Силы Российской Федерации

1

П.16

22.12

Перечисляют основные задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время. Актуализируют ранее полученные знания из истории армии. Приводят примеры. Дискутируют

17

Правовые основы воинской обязанности.

Вопросы для обсуждения: 

• правовые основы воинской обязанности;

• воинский учет граждан России: назначение и содержание; • военная служба по контракту;

• Военная присяга: социальное и военное назначение.

Ключевые понятия темы:  воинская обязанность; воинский учет; военная служба по контракту; военный комиссариат; Военная присяга

1

П.17

12.01

Формулируют правовые основы воинской обязанности. Характеризуют особенности военной службы по контракту. Объясняют на значение и содержание воинского учета граждан России

18

Правовые основы военной службы.

Вопросы для обсуждения:

• федеральные законы и воинские уставы;

• взаимосвязь единоначалия и воинской дисциплины;

• права и свободы военнослужащих;

• увольнение с военной службы и запас Вооруженных Сил.

Ключевые понятия темы:

устав; мобилизация; запас Вооруженных Сил; воинский устав; внутренняя служба; увольнение с военной службы; военные сборы

1

П.18

19.01

Изучают федеральные законы и воинские уставы. Работают с текстом. Определяют взаимосвязь единоначалия и воинской дисциплины. Анализируют права и свободы военнослужащих. Размышляют, делают выводы

19

Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.

Вопросы для обсуждения:

• обязательная подготовка граждан к военной службе;

• добровольная подготовка граждан к военной службе;

• военно-учетные специальности.

Ключевые понятия темы: обязательная подготовка к военной службе; добровольная подготовка к военной службе; военно-учетная специальность

1

П.19

26.01

Анализируют особенности обязательной подготовки граждан к военной службе. Определяют особенности добровольной подготовки. Характеризуют военно-учетные специальности

20

Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

Вопросы для обсуждения:

• виды воинской деятельности и воинские обязанности;

• морально-психологические требования к военнослужащим;

• общие и специальные обязанности военнослужащих.

Ключевые понятия темы:  

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации; гарнизонная служба; караульная служба; боевое дежурство; коллективизм

1

П.20

02.02

Формулируют морально-психологические требования к военнослужащим. Перечисляют и анализируют виды воинской деятельности и воинской обязанности. Расширяют сведения об общих и специальных обязанностях военнослужащих

Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (5 ч)

21

Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.

Вопросы для обсуждения:

• прохождение военной службы по призыву;

• значение воинской дисциплины;

• значение принципа единоначалия в армии;

 • альтернативная гражданская служба.

Ключевые понятия темы: военная служба по призыву; воинская дисциплина; единоначалие; исполнительность; альтернативная гражданская служба.

1

П.21

09.02

Характеризуют значение воинской дисциплины. Изучают особенности прохождения военной службы по призыву. Расширяют знания об альтернативной гражданской службе

22

Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.

Вопросы для обсуждения:

• право войны и «горячие точки» в международной политике;

• гуманитарная помощь и миротворческие операции России.

Ключевые понятия темы: право войны; миротворцы; комбатант; «горячая точка»; гуманитарная помощь; гуманитарная катастрофа.

1

П.22

16.02

Раскрывают сущность миротворческих операций. Определяют особенности международной политики. Рассуждают, делают выводы, работают с дополнительными источниками информации

23

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.

Вопросы для обсуждения:

• участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом;

• роль руководителя в обеспечении успеха контртеррористической операции;

 • особый правовой режим контртеррористической операции.

Ключевые понятия темы:  контртеррористическая операция; группировка сил контртеррористической операции; бандит; бандформирование

1

П.23

23.02

Актуализируют знания об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Характеризуют понятие «контр террористическая операция». Рассуждают, делают выводы, работают с дополнительными источниками информации

24

Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения:

• военные учения;

• военная стратегия и тактика.

Ключевые понятия темы: военные учения; стратегия; тактика; стратегическая цель; театр военных действий; геополитика

1

П.24

02.03

Расширяют и актуализируют знания о военной стратегии и тактике. Работают с текстом, делают выводы. Приводят примеры, обобщают информацию

25

Боевая слава российских воинов.

Вопросы для обсуждения:

• «викториальные дни» России;

• Дни воинской славы Российской Федерации;

• традиции памяти — духовная связь поколений. Ключевые понятия темы: Дни воинской славы; «викториальные дни»

1

П.25

09.03

Формируют целостное представление о боевой славе российских воинов. Определяют личностную позицию и национальную идентичность. Работают с интерактивными объектами

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Глава 6. Основы здорового образа жизни (5 ч)

26

Демографическая ситуация в России.

Вопросы для обсуждения: • демография и здоровье россиян: причины, проблемы, решения;

• медицинское обеспечение населения России и культура здоровья.

Ключевые понятия темы:  демография; депрессия; транквилизаторы; астения (астенический синдром)

1

П.26

16.03

Анализируют демографическую ситуацию в России. Работают с дополнительными источниками информации. Характеризуют медицинское обеспечение здоровья населения. Выявляют проблемы, находят пути решения

27

Культура здорового образа жизни.

Вопросы для обсуждения: 

• компоненты культуры здорового образа жизни;

 • рациональная организация режима труда и отдыха;

• принципы рациональности режима дня и биологические ритмы.

Ключевые понятия темы: режим труда и отдыха; подростковый возраст; усталость; утомление, биологические ритмы.

1

П.27

23.03

Определяют и анализируют компоненты культуры здорового образа жизни. Характеризуют рациональную организацию режима труда и отдыха. Воспитывают ответственное отношение к собственному здоровью

28

Культура питания.

Вопросы для обсуждения:

• что означает понятие «культура питания»;

• главное правило рационального питания;

• основные принципы рационального питания. Ключевые понятия темы: рациональное питание; культура питания; главное правило рационального питания; здоровое питание; основные принципы рационального питания; умеренность в питании; сбалансированность питания; четырехразовое питание; полноценное питание; качество продуктов; диетология

1

П.28

06.04

Формулируют и характеризуют основные принципы рационального питания. Формируют культуру здорового питания. Делают выводы, выявляют причинно-следственные связи

29

Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.

Вопросы для обсуждения:

• подходы к пониманию сущности репродуктивного здоровья;

• биологическое и социальное взросление юноши и девушки;

• социальная обусловленность культуры в отношениях представителей противоположных полов.

Ключевые понятия темы: подростковый возраст; репродуктивное здоровье; репродуктивная система; целомудрие; духовность

1

П.29

13.04

Характеризуют сущность репродуктивного здоровья. Воспитывают в себе нравственные приоритеты. Анализируют, размышляют, делают выводы. Работают с интерактивными объектами и решают ситуационные задачи

30

Вредные привычки. Культура движения.

Вопросы для обсуждения:

• причины и последствия вредных привычек;

• двигательная активность и физическая культура — полезные привычки;

• как связаны культура движения и здоровье. Ключевые понятия темы: привычка; вредная привычка; полезная привычка; кинезофилия; культура движения; физическая культура; спорт

1

П.30

20.04

Формируют целостное представление о вредных привычках. Характеризуют влияние двигательной активности на здоровье человека. Интерпретируют информацию из дополнительных источников. Анализируют, сравнивают, делают выводы

Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч)

31

Медико-психологическая помощь.

Вопросы для обсуждения:

• права и обязанности очевидцев происшествия по оказанию первой помощи;

• психотравмирующие ситуации и первая психологическая помощь;

• медицина катастроф и службы экстренной медицинской помощи.

Ключевые понятия темы:  экстремальная ситуация; шок; травматический шок; первая помощь; кома; асфиксия; аспирация; первая психологическая помощь; медицина катастроф

1

П.31

27.04

Определяют психотравмирующие ситуации и особенности оказания психологической помощи. Решают ситуационные задачи. Формируют способность обосновать собственную точку зрения

32

Первая помощь при ранениях.

Вопросы для обсуждения:

• виды ран, их причины и особенности;

• осложнения при ранениях: столбняк, сепсис, газовая гангрена;

• первая помощь при ранениях: обработка ран и наложение повязок.

Ключевые понятия темы: поверхностное ранение; глубокое ранение; раны: колотая, резаная, рубленая, ушибленная, укушенная, огнестрельная; сепсис; столбняк; газовая гангрена; повязка

1

П.32

04.05

Расширяют и совершенствуют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при ранениях

33

Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении.

Вопросы для обсуждения:

 • последствия радиации, взрывов, отравляющих веществ;

 • первая помощь при комбинированных травмах, электротравмах;

• первая помощь при ожогах: термических, химических.

Ключевые понятия темы: комбинированная травма; ожог; ожоговый шок; отравление; яд; обморожение.

1

П.33

11.05

Актуализируют и расширяют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при электротравмах, ожогах, обморожении

34

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

Вопросы для обсуждения:

• правовые основы оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии;

• юридическая ответственность и безопасность очевидцев дорожно-транспортного происшествия;

• обязанности водителя при дорожно-транспортном происшествии и правило «золотого часа» при оказании первой помощи.

Ключевые понятия темы: участники дорожного движения; клиническая смерть; биологическая смерть; сердечно-легочная реанимация.

Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.

Вопросы для обсуждения: • острое отравление и его причины; • первая помощь при отравлении никотином; • первая помощь при отравлении алкоголем и его суррогатами; • первая помощь при отравлении лекарственными препаратами; • первая помощь при отравлении наркотическими веществами.

Ключевые понятия темы: острое отравление; никотин; этанол; суррогат алкоголя; метанол (метиловый спирт); этиленгликоль

1

П.34,35

18.05

Характеризуют правовые основы оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии. Формируют умение находить компромиссное решение в сложной ситуации. Решают ситуационные задачи, выполняют интерактивные задания

Актуализируют и совершенствуют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при отравлении никотином, алкоголем, лекарственными препаратами. Решают ситуационные задачи, работают в группах, делают выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа «составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 -9 клас-сы», под редакцией Б. М. Неменского «Изо...

Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения  «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...

Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 7-9 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по ОБЖ для 7-9 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения  «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...

Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...