Урок на тему "Лесные . степные, торфяные пожары"
план-конспект занятия по обж (9 класс)
- актуализовать знания о пожарах;
- овладеть правилами безопасного поведения в зоне пожара;
- воспитывать работать в команде для достижения цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnye_._stepnye_torfyanye_pozhary.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
- актуализовать знания о пожарах;
- овладеть правилами безопасного поведения в зоне пожара;
- воспитывать работать в команде для достижения цели.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятием «пожар»
- познакомить учащихся с лесными пожарами.
- Познакомить учащихся с последствиями пожаров и причинами их возникновения;
- Ознакомить учащихся с видами лесных пожаров и их разрушительным действием.
Воспитательные:
- Повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учащихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня безопасности;
- Воспитать бережное отношение к природе;
- Умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.
Развивающие:
- Умение действовать во время пожара;
- Знание причины его происхождения;
- Осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека;
- Привитие навыков осторожного обращения с огнем.
Оборудование:
учебник, тетрадь, презентация.
элементы | содержание | Методы и формы | УУД |
Организационный момент | Приветствие. Перекличка учащихся. Нацелить учащихся на урок | Словесный — объявление о начале урока | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. |
Проверка домашнего задания | Проверить знания учащихся по теме «Сели, цунами. Их характеристика» Пройти тест. ( в приложении № 1) Работа в парах: Ситуативные задачи Расскажите о своих действиях при получении сигнала оповещения о том, что: 1-ая задача: поступила информация, что через 2 дня к месту вашего проживания подойдет оползень. Ваши действия. 2-ая задача: через 30 минут в район, где вы находитесь предполагается прохождение селя. | Фронтальный опрос. Практический метод - Учащиеся отвечают на вопросы теста в тетрадях. | Регулятивные: целеполагание, самоконтроль, коррекция, самооценка, моделировать ситуации, сформировать взаимоотношения с окружающими Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Знать характеристику данных природых явлений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. |
Основная часть урока а) сообщение темы и задач урока | Чем сегодня будем заниматься на уроке? - пригодится ли эта тема в дальнейшем и где? - что включает в себя понятие «лесных и торфяных пожарах»? Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о пожарах. Дети высказывают свое мнение на поставленные вопросы. Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами безопасного поведения в пожаре. (Учитель записывает тему на доске, а учащиеся – тетрадях.) | Словесный — рассказ, объяснение Наглядный фронтальная беседа | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. |
б) изучение нового материала | Работа по теме урока: Учитель начинает рассказывать новый метриал. Лесной пожар – это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям. Торфяной пожар – вид лесного пожара, при котором горит слой торфа и корни деревьев. Дети записывают два определения в тетради. Классификация лесных пожаров: Различают низовые, верховые и подземные пожары. (Ученики записывают это в тетрадь). - низовые пожары – это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки. При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни. Высота пламени до 2 – 2,5 м. Температура горения 700 градусов, а иногда и больше. Скорость горения зависит от ветра, влажности и количества горючих материалов – чаще 1 км/ч, реже 3 – 5 км/ч. Бывают беглые пожары и устойчивые (медленные ). - верховые пожары – распространяются по кронам и стволам растущих деревьев. Сгорают хвоя, листья, ветки и вся кровля. Скорость горения составляет 5 – 25 км/ч. Температура – 900 – 1200 градусов. Вперед летят искры, головни, слышен шум. Пожары бывают ураганные и повальные ( устойчивые) . Повальные пожары идут с V = 5 км/ч и уничтожают насаждения целиком. Горят одновременно деревья, подлесок и напочвенный покров. Вал огня по кронам идет впереди наземного огня. Ураганные пожары идут с V = 7 – 30 км/ч. Верховые пожары – это завершающая стадия пожара. - подземные (торфяные или почвенные) пожары возникают на торфянистых почвах. Горит торфяной горизонт в почве с корнями растущих деревьев, которые затем падают. Такой пожар распространяется очень медленно, со скоростью 2-10 м в день, но его тушение требует огромных усилий. Характерная особенность подземных пожаров – беспламенное горение торфа с выделением большого количества тепла. Даже сильные дожди не могут их ликвидировать. Подземны пожары опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что их кромка не всегда заметна. Признаками подземного пожара служат горячая земля и дым, выходящий из почвы. Подземный торфяной пожар – самый сложный для тушения, так как горения находятся под поверхностью почвы. К тому же существует опасность провалиться в образовавшуюся пустоту и погибнуть. Классификация лесных и торфяных пожаров. (схема – приложение 2) (ребята переписывают ее в тетрадь) | Словесный: рассказ – обьяснение нового материала., наглядный – презентация, схемы в учебнике. | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Извлечение необходимой информации. |
в) обобщение и систематизация знаний | Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете руку, если оно разрешено и не поднимаете – если запрещено. 1.При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01. (+) 2.Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара. (+) 3.Бросать горячие спички, окурки. (-) 4.Небрежно и беспечно обращаться с огнем.(-) 5.Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара. (+) 6.Оставлять без присмотра горящий костер. (-) 7.Оставлять на месте костра тлеющую золу. (-) 8. Учиться пользоваться огнетушителем. (+) 9.В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления. (+) 10.В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). (+) 11.Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. (-) 12.В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись. (+) 13.При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижав к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. (+) 14. Отправить пострадавшего в больницу. (+) | Практический метод Словесный метод: опрос., | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. |
Проверка понимания новых понятий | Решение ситуативных задач Назовите ваши действия и их очередность в следующих ситуациях:
а) постараетесь быстро выйти из леса, двигаясь под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону (откуда дует ветер); б) определите направление распространения огня; в) выберете направление ветра.
а)быстро выйдите из зоны пожара; б)попытайтесь немедленно ликвидировать возгорание, сбить кромку огня ветками, забросать его землей или залить водой; в) если ликвидировать возгорание не удается, пошлите кого-нибудь в ближайший населенный пункт сообщить о возгорании и выйдите в безопасное место. Решение кроссворда (приложение 3) в тетрадях. | фронтальная беседа Практический метод: кроссворд | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. |
Подведение итогов | Есть ли вопросы по теме? Что вы не поняли? О чём вы сегодня узнали? | Словесный - беседа | Регулятивные: планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества. |
Домашнее задание | Параграф 8.1 Памятка для учащихся начальной школы «Берегите лес от пожара» | Словесный –объяснение задания | Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. Познавательные: Извлечение необходимой информации. |
Организованное окончание урока | Урок окончен. Спасибо за внимание | Словесный | Регулятивные: планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Тест.
Проверка домашнего задания.
- Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов, это:
а) шторм; б) моретрясение; в) цунами.
- По интенсивности цунами классифицируются:
а) очень слабые; б) слабые;
в) средние; г) крупные;
д) очень крупные; е) сильные;
ж ) очень сильные; з) катастрофические.
Найдите допущенные ошибки.
- Основными поражающими факторами цунами являются:
а) наводнение ; б) разряды статического электричества;
в) ударное воздействие волны; г) вихревые вращающиеся водяные потоки;
д) размывание.
- Действие цунами не опасно :
а)на равнинных побережьях;
б) на побережьях с пологим берегом.
- Признаки приближающегося цунами:
а) выпадение обильных осадков ( дождя, снега)
б) землетрясение;
в) извержение вулканов;
г) неожиданный ураган;
д) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей.
- Что необходимо сделать при заблаговременном оповещении о приближающемся цунами?
Разместить предложенные действия в логической последовательности:
а) запастись пищей и водой в герметичной таре;
б) укрепить (забить) окна, двери нижних этажей;
в) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;
г) отключить воду, газ, электричество, погасить огонь в печи;
д) выйти из здания и направиться в пункт сбора или в безопасное место;
е) взять необходимые вещи и документы;
ж ) эвакуироваться в безопасное место;
з) перенести на верхние этажи ценные вещи.
- При оповещении о внезапном приходе цунами вы приняли решение об эвакуации из здания.
Определите из предложенных вариантов порядок ваших действий:
а) при отсутствии возвышенности удалиться от берега на 2-3 км;
б)оставаться в безопасном месте в течении 2-3 часов, пока не пройдут все волны;
в) подняться на возвышенное безопасное место.
- При внезапном приходе цунами вы решили остаться в здании.
Разместить указанные ниже действия в порядке очередности:
а) закрыть двери на запоры;
б) оставаться в прочном здании, по возможности на верхнем этаже;
в) подняться на верхние этажи.
- Что нужно делать если вы оказались в волне цунами?
Определить очередность действий
а) сбросьте одежду и обувь;
б) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами;
в) сгруппируйтесь и закройте голову руками;
г) наберите в грудь как можно больше воздуха;
д) приготовьтесь к возвратному движению волны;
е) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место.
- Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:
а) стихийный пожар;
б) природный пожар;
в)лесной пожар.
- По характеру распространения лесные пожары разделяют на:
а) низовые;
б) наземные;
в) верховые;
г) подземные.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ВИДЫ ПОЖАРОВ |
| |
| Слабые (скорость распространения до 1 м/мин, высота пламени до 0,5 м) | |
НИЗОВЫЕ | Средние (скорость распространения от 1 до 3 м/мин, высота пламени от 0,6 до 1,5 м) | |
Сильные (скорость распространения более 3 м/мин, высота пламени выше 1,5 м) | ||
Слабые (скорость распространения до 3 м/мин) | ||
ВЕРХОВЫЕ | Средние (скорость распространения от 3 до 100 м/мин) | |
Сильные (скорость распространения более 100 м/мин) | ||
Слабые (скорость распространения до 0,25 м/мин) | ||
ПОДЗЕМНЫЕ (торфяные) | Средние (скорость распространения до 0,5 м/мин) | |
Сильные (скорость распространение более 0,5 м/мин) |
Приложение №3.
Кроссворд «Лесные пожары»
5
6 | ||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
7 | 2 | |||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
- Полоса из лиственных деревьев в хвойных лесах (противопожарная)
- Показатель большей или меньшей степени развития процесса загрязнения окружающей среды (индикатор)
- Пропаханная полоса земли, с которой удалена вся травяная растительность и лесная подстилка до минерального слоя ( минерализованная)
- Пожар, развивавшийся из низового в результате перехода огня на кроны деревьев (верховой)
- Очистка леса от усыхающих и сухостойных деревьев, кустарников, бурелома (санитарная)
- Подземный пожар, распространяющийся в гумусовом слое (почвенный)
- Подземный пожар, распространяющийся в торфяном слое (торфяной)
- Пожар, когда огонь распространяется по напочвенном покрове (низовой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"
Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...
Презентация к уроку ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары".
В работе рассматриваются два вопроса: общие понятия и определения по теме занятия; основные характеристики лесных и торфяных пожаров....
Тема 5 ЧС биологического происхождения Урок 21 Лесные и торфяные пожары, Профилактика, защита населения и ПБП
Презентация иллюстрируют материал из учебника «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (ЧС биологического происхождения, параграфы 5.1). Сог...
Урок ОБЖ в 7 классе. «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров».
«Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»...
Проект урока ОБЖ "Лесные и торфяные пожары"
Проект урока ОБЖ в7 классе "Лесные и торфяные пожары"...
Урок ОБЖ "Лесные и торфяные пожары"
Конспект урока ОБЖ по теме "Лесные и торфяные пожары"...
Технологическая карта урока по ОБЖ. Тема урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».
Тип урока - комбинированный...