Урок ОБЖ "Лесные и торфяные пожары"
план-конспект урока по обж (9 класс)
Конспект урока ОБЖ по теме "Лесные и торфяные пожары"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_lesnye_i_torfyanye_pozhary.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок основы безопасности жизнедеятельности в 9 классе на тему «Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре»
- ФИО учителя Комлев Иван Алексеевич
- Место работы МАОУ СОШ № 35
- Должность преподаватель-организатор ОБЖ
- Предмет основы безопасности жизнедеятельности
- Класс 9
- Тема Лесные и торфяные пожара, их характеристика
- Тип урока изучение нового материала
- Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в группах
- Необходимое техническое компьютер, экран, раздаточный материал (предметы – источники возгорания), карта России.
оборудование
Технологическая карта
Тема урока: «Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре»
- Цель урока: изучить материал по теме «Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре»; познакомить обучающихся с видами природных пожаров и их разрушительным действием;
- Задачи:
Метапредметные:
- сформировать умения находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- сформировать представления о ценности и уникальности природного мир, природоохранном, здоровьесберегающем поведении.
Предметные
- развить мыслительные операции: анализ, сопоставление разных видов пожаров, формирование навыка сравнения на примере пожаров разных видов и способов их распространения, прогнозирование последствий при возникновении лесных пожаров, совершенствование умений анализировать причины возникновения пожаров для разработки предупредительных мер.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные результаты | УУД | Ресурсы |
Организационный момент | Приветствие | Приветствие Проверяют готовность к уроку | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | ||
Проверка домашнего задания | Проверяет д/з по принципу «Опросная цепочка». Один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
| Отвечают на вопросы, внимательно следят за ответами одноклассников. | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию | ||
Мотивация учебной деятельности | Учитель направляет деятельность учащихся на получение новых знаний Один учащийся рассказывает сообщение «История огня» (Приложение 1) (Слайд 1) | Слушают сообщение | |||
Актуализация знаний | Подводит учащихся к знакомству с новой темой. Фронтальная беседа. Огонь это и друг и враг (Слайд 2). Когда же огонь является другом? Когда врагом? С тех пор как Прометей подарил людям огонь, человечество затрачивает уйму усилий в борьбе с ним. Показ видеофрагмента СМИ «Лесные пожары». | Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга. | Владение терминологией, ключевыми понятиями | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | |
Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока. - Мы не зря посмотрели этот сюжет. Я думаю многие уже догадались какой будет тема нашего урока. Сообщение темы урока «Лесные и торфяные пожары, их характеристика» (Слайд 3) (записать тему в тетрадь). Прошли тысячелетия как человечеству подарили огонь, а он так и не научился с ним обращаться. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. | Называют тему урока | Познавательные: - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации. | |||
Постановка учебных задач | Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть сегодня?
(Слайд 4) | Отвечают на вопросы. Самостоятельно изучают новый материал. | Развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьной программы | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. | |
Изучение нового материала | Показ презентации с элементами беседы «Лесные и торфяные пожары и их характеристика». Учитель задает вопросы: - Что, в основном, может гореть в лесу? (Слайд с изображениями веток, листьев, травы, торфа) (Слайд 5) - Что такое торф? Что вам о нем известно? (На прямоугольных листочках дано краткое описание торфа). Мы узнали, что может гореть в лесу. Давайте теперь дадим определение что же такое Лесной пожар. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. В какое время пожары возникают наиболее часто? (Слайд 6). Этот период называется пожароопасный сезон. Пожароопасный сезон – это период времени года с момента таяния снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова. В общем он длится с апреля по ноябрь. Мы уже выяснили, что может гореть в лесу. По причине возникновения пожары делятся на…. На этот вопрос мы попробуем ответить вместе. (Работа в группах. На столах изображения с различными предметами и действиями. Учащимся предлагается выбрать из них те, которые являются причинами пожаров и разделить их на две категории). Учитель просит учащихся назвать выбранные ими изображения и назвать критерий по которому они разделили их на две категории (естественные и антропогенные). (Слайд 7). - Естественные пожары (вызванные молниями) Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. - Антропогенные (вызванные людьми). Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет быстрое и широкомасштабное развитие. - Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных. | Просмотр презентации. Отвечают на вопросы. Работа учащихся с карточками с изображениями различных предметов и действий, являющихся причинами пожаров. Вывод (делают учащиеся): большая часть причин пожаров является антропогенной. | Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. | - развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни. Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими; Познавательные: познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; , готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения. | |
Физкультминутка | Предлагает учащимся выполнить разминку для глаз. (Слайд 8) 1. Посмотрите вверх-вниз. 2. Посмотрите направо, налево. 3. Посмотрите вдаль – на кончик носа. 4. Закройте глаза, не открываете, пока не досчитаете до 20. | ||||
Изучение нового материала | Обратим внимание на слайд «Низовые пожары» (Слайд 9). В каком ярусе леса происходит горение? -Что горит при низовом пожаре? Низовые пожары– это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, кустарников, кустарничков, подстилки. При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни. - Низовые пожары подразделяются на беглые и устойчивые (Слайд 10): - при беглом низовом пожаре сгорает живой и мертвый напочвенный покров, валежник, самосев леса, хвойный подрост и подлесок, но за счет более благоприятных условий (сухой лес, ветреная погода) такой пожар распространяется с повышенной скоростью и высотой пламени, обходя места с повышенной влажностью покрова. - при устойчивым низовом пожаре огонь распространяется по нижнему ярусу леса (горит напочвенный покров, подлесок, валежник) с малой скоростью, охватывая нижние части стволов деревьев и выступающие на поверхность корни. Посмотрите на слайд «Верховые пожары» (Слайд 11). - Как вы думаете, что может гореть при верховом пожаре? -От чего зависит скорость распространения пожара? -Чем опасны верховые пожары? - Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—70 км/ч. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар — это обычно завершающаяся стадия пожара. При верховых пожарах образуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летящих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а иногда за несколько сотен метров от основного очага. - Верховые лесные пожары так же как и низовые могут быть беглыми и устойчивыми (Слайд 12): - верховые беглые характеризуются горением и быстрым продвижением огня по кронам деревьев при сильном ветре. Скорость верхового пожара иногда достигает 400-500 м/мин. Как гласит народная мудрость, “от сильного верхового пожара не ускакать даже на быстром скакуне”. Во время беглого пожара ветер разносит горящие ветви и искры, которые поджигают лес на десятки, а порой и сотни метров вперед, создавая новые очаги пожара. - верховой устойчивый обладает наибольшей разрушительной силой, после него остаются лишь обугленные остатки стволов. -Вы видите горение без пламени. При каком виде пожара оно возможно (Слайд 13). - Как вы считаете, какой пожар наиболее опасный? - Что горит во время таких пожаров? - Почвенные пожары (торфяные) чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой). По интенсивности возгорания лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра. В каких регионах самая большая вероятность возникновения лесных пожаров? (Слайд 15). Наиболее высокая горимость лесов зарегистрирована на территории 8 субъектов Российской Федерации: Магаданская область, Хабаровский край, Амурская область, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Еврейская автономная область, Приморский край. Давайте найдем их на карте (Слайд 16). (На доске карта России. Нескольким учащимся, по желанию, необходимо вставить на свое место участки карты с регионами, в которых вероятность возникновения природных пожаров наиболее высока). Вывод (Слайд 17). Пожары приносят большой вред и самой природе, и человеку.
Неосторожность людей – главная причина всех тех бедствий, которые приносят пожары. А значит, в первую очередь надо бороться с неосторожностью людей и умышленными поджогами. На сегодняшнем уроке мы с вами выяснили: что такое лесные и торфяные пожары; по каким признакам классифицируются лесные пожары и дали краткую характеристику основным видам пожаров. | Просмотр презентации. Отвечают на вопросы. Работа учащихся с карточками с изображениями различных предметов и действий, являющихся причинами пожаров. Вывод (делают учащиеся): большая часть причин пожаров является антропогенной. Заполняют схему на печатной основе. | Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. | - развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни. Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими; Познавательные: познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; , готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения. | |
Первичное закрепление | Предлагает учащимся пройти опрос для закрепления изученного материала с последующим разбором каждого задания (Слайд 18). Правильны ли эти утверждения:
| Проходят опрос | Объективная оценка усвоения нового материала. | ||
Рефлексия | Насколько полно каждый из вас усвоил материал, покажет «Лист самоконтроля» (Приложение 2) | Заполняют лист самоконтроля. | Проверка способности самооценки, как личностный результат | ||
Подведение итогов. Домашнее задание | Выставление оценок. Комментирование. В Дневник.ру к д/з прикреплен кроссворд. Творческое задание: подобрать материал о лесных пожарах Тамбовской области. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"
Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...
Презентация к уроку ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары".
В работе рассматриваются два вопроса: общие понятия и определения по теме занятия; основные характеристики лесных и торфяных пожаров....
Тема 5 ЧС биологического происхождения Урок 21 Лесные и торфяные пожары, Профилактика, защита населения и ПБП
Презентация иллюстрируют материал из учебника «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (ЧС биологического происхождения, параграфы 5.1). Сог...
Разработка урока по ОБЖ 7 класс по ФГОС "Понятие лесных и торфяных пожаров и их классификация"
Пожар как неконтролируемый процесс горения. Особенности его классификации и отдельных видов. Специфика причин возникновения, приемов и средств ликвидации последствий...
Урок на тему Лесные и торфяные пожары и их характеристика
Разработка урока по теме лесные и торфяные пожары и их характеристика...
Урок "Лесные и торфяные пожары" 7 класс
План-конспект комбинированного урока в 7 классе по ОБЖ с применением ИКТ (презентация)...
Урок ОБЖ в 7 классе. «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров».
«Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»...