Технологическая карта урока по ОБЖ. Тема урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».
план-конспект урока (7 класс)

Данцева Нина Ивановна

Тип урока - комбинированный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

1.Ф.И.О. учителя:  Данцева Нина Ивановна

2.Класс: 7

3. Дата: 13.12.2019г.

4. Предмет: ОБЖ

5. Тема урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».

6.Цели  и задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) урока:

Цели: создать условия, при которых обучающиеся  смогут сформировать общее представление о чрезвычайных ситуациях природного характера

Задачи:

Образовательная – способствовать формированию  представлений о лесных пожарах и их причинах, умению различать типы пожаров по их характерным признакам.

Развивающая – развивать мотивацию к учению, логическое мышление, внимание, зрительную память.

Воспитательная  - способствовать воспитанию  у обучающихся  любви к родной природе, заботливого и бережного отношения к ней.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:

учебник:

компьютер,

проектор,

презентация.

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

  1. Личностных результатов:

- складывание представления о чрезвычайных ситуациях природного характера.

2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

-  осуществлять целеполагание

-  планировать пути достижения цели

- самостоятельно анализировать условия  достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельно контролировать своё время

 - осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

 -  строить речевое высказывание в устной и письменной форме

-  владеть смысловым чтением

-  реализовывать исследовательскую деятельность

-  искать  информацию

- структурировать текст,  выделять главное и второстепенное, главную идею текста.

Логические:

- устанавливать  причинно-следственные связи.

- анализировать

  В области коммуникативных УУД:

- организовывать  учебное  сотрудничество со сверстниками

- участвовать  в коллективном обсуждении проблем

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

 - осуществлять взаимный  контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь.

В области личностных УУД:

-  осуществлять нравственно-этическое оценивание

- бережно относиться к природе

- выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.

3. Предметных результатов:

- создание у обучающихся представления о лесном пожаре и его причинах.

- умение различать виды и типы лесных пожаров по классификационным признакам.

- осознание, что самой главной причиной пожаров является человек.

Тип урока – комбинированный

        

Характеристика этапов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

Цель:

-содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствие. Выявление отсутствующих. Добрый день! Надеюсь, что вы пришли на урок с отличным настроением и готовы к интересной и продуктивной работе, а результат этой работы зависит от каждого из вас 

Приветствуют учителя. Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку.

Регулятивные: сформировать  взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

2. Актуализация знаний

Цель:

Определить качество усвоения пройденного материала.

Начнем   мы  наш   урок   с  повторения   пройденного.  На   прошлом  уроке мы изучали снежные лавины.   Тест по теме «Снежные лавины».

1. Где образуются лавины?

1) на горах с углом наклона до 10°
2) в лесных частях гор
3) на безлесных склонах гор

2. При каких условиях начинается сход лавины?

1) при слое любого снега от 20 см
2) при толщине старого снега более 40 см
3) при слое свежевыпавшего снега 30 см

3. Укажите наиболее благоприятную крутизну склона для образования лавины.

1) 10-15°
2) 20-30°
3) 30-40°

4. Укажите среднюю скорость схода лавины.

1) 20-30 м/с
2) 30-40 м/с
3) 40-50 м/с

5. Какой район России считается самым лавиноопасным?

1) Кольский полуостров
2) Северо-Западный федеральный округ
3) Черноморское побережье

6. Укажите причину схода лавины.

1) длительные дожди
2) интенсивное таяние снега
3) замерзание рек

Работают  с  тестом. Затем   обмениваются  в  парах   и   проверяют  ответы   друг  у   друга, выставляют  оценки   на  полях

Познавательные УУД:

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

работать  в  парах,  эффективно взаимодействовать  со  сверстниками.

3. Прогнозирование темы урока

Цели:

Подвести детей к формулированию темы урока

Сегодня мы продолжаем знакомиться с чрезвычайными ситуациями природного характера .Отгадав загадки, мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока.

В шубе - летом,

а зимой - раздетый. (лес).

Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Да сегодня мы будем говорить о лесе и не только!  

Чтобы узнать тему урока полностью, необходимо отгадать еще одну загадку.

 С языком – не лает,

Без зубов, а кусает.

Без рук, без ног, а бушует,

шипит и злится, а воды боится. (Огонь)

  И так, давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока. 

Тема нашего урока «Лесные и торфяные пожары и их характеристика». 

.Учащиеся отгадывают загадки и делают предположения относительно темы урока.

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь.

Презентация.

Регулятивные УУД:

- Прогнозирование (предвидение будущих событий и развития процесса)

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблемы

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные УУД:

Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме

4. Целеполагание.

Цели:

-подведение детей к формулированию цели и постановке задач урока;

 -организовать составление совместного плана действий;

Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока.

Ребята, как вы думаете, что мы должны знать о лесных и торфяных пожарах? (Учитель организует обсуждение)  

Вопросы:

  1. Что такое лесной пожар?
  2. Причины возникновения лесных пожаров.
  3. Виды пожаров.
  4. Последствия лесных пожаров.

Изучение особенностей лесных пожаров и будет целью нашего урока.

Новые знания, открытые на уроке мы оформим в кластер.

Участвуют в постановке цели и задач урока.

Коллективная работа обучающихся, обсуждение, выделение основных вопросов.

Вопросы:

  1. Что такое лесной пожар?
  2. Причины возникновения лесных пожаров.
  3. Виды пожаров.
  4. Последствия лесных пожаров.

Регулятивные УУД

- осуществление целеполагания

- планирование путей достижения цели.

Коммуникативные УУД:

- организация учебного сотрудничества со сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблемы

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные УУД:

Смыслообразование (создание условий, при которых ребёнок задумается, зачем ему изучать данную тему)

5. Открытие нового знания.

Цели:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

- содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Определяет задачу для обучающихся и способы её решения.

В словаре Ожегова «Пожар – пламя, широко охватившее и уничтожающее что-нибудь».

В Федеральном законе «О пожарной безопасности», принятом 18 ноября 1994 года Государственной думой дано следующее определение пожара. «Пожаром называется неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».

А что же такое лесной пожар? Давайте найдем ответ на этот вопрос в нашем учебнике на стр. 119. 

Наука о лесных пожарах – пирология.

Учащиеся зачитывают определение из учебника.

Работа учащихся  по группам с учебником.

1.Классификация лесных пожаров в зависимости от характера возгорания. (стр.120-121)

2. Классификация лесных пожаров в зависимости от скорости распространения пожара. (стр.122)

3.  Классификация лесных пожаров в зависимости от площади, охваченной огнём. (стр.122-123)

4.  Последствия лесных пожаров (стр. 123-124)

Познавательные УУД:

Общеучебные:

-  владение смысловым чтением

-  реализация исследовательской деятельности

- поиск информации

- структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

-использование  приема критического  мышления: кластер

Логические:

- анализ

- выделение  причинно- следственных связей

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные УУД:

 Нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД:

- самостоятельный анализ условий  достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельный контроль своего времени

6. Закрепление изученного материала

А теперь закрепим новый материал.

Тест по теме: Лесные и торфяные пожары

1. Неконтролируемый процесс горения, что это-

а) лесной пожар

б) пожар

в) торфяной пожар

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты -

а) при низовом

б) при верховом

в) при торфяном

3. При каком пожаре горят кроны деревьев -

а) при низовом

б) при верховом

в) при подземном

4. По скорости распространения огня низовые и верховые пожары подразделяются -

а) средние

б) устойчивые

в) беглые

5. Как тушат только что начавшийся пожар -

а) сбивая пламя веником из зелёных веток

б) накрывая пламя собственной одеждой

в) задувая пламя

6. Если вы попали в зону пожара -

а) надо идти в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара

б) никуда не  идти

в) идти по дороге

7.  Особую опасность на пути представляют –

а) падающие деревья

б) дым

в) река

Выполняют   в   тетрадях   тест, затем  в  парах   обмениваются   тетрадями  и  проверяют  правильность  выполнения  заданий, ставят   оценку.

В  конце   урока   сдают  тетради   на  проверку.

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

7. Рефлексия

Цели:

- выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;

-выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся;

-обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Итак, будем подводить итоги нашего урока. (учитель должен направить обучающихся:

  • уметь соотнести

полученный результат с

поставленной целью;

  • осуществлять

самоконтроль овладения

учебным материалом;

  • оценивать  результат

учебной деятельности;

  • оценивать свое

эмоциональное состояние)

-Вернемся к цели и задачам, которые мы ставили после объявления цели урока. Какие из них нам удалось решить, что нового мы узнали, чему научились?

1. Обучающиеся озвучивают результаты  своей работы, их соответствие цели.

2. Объявляют полученную оценку на уроке.

Регулятивные УУД:  саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

8.  Информация о домашнем задании

Параграф  5.1,  вопросы на стр. 124.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС. Тема урока "Тhe solar system".

Данная технологическая карта урока даёт возможость представить урок в соответствии со всеми имеющимися в нём этапами, проследить за ходом учебного занятия, грамотно его спланировать....

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Технологическая карта урока английского языка Тема урока: «Маленькая русалка»

Технологическая карта  урока английского языка  Тема урока:  «Маленькая русалка»...

Урок ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары и их характеристика"

Урок ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары и их характеристика". Презентация и конспект урока....

Презентация к уроку по ОБЖ 7 класс. : «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».

В состав презентации входит 5 слайдов. Имеются анимации....