Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса (для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью)
методическая разработка по обж (8 класс)

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для  8 класса (для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью) разработана на основе, образовательной программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией/ под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p_obzh_2.docx70.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для  8 класса (для обучающихся с тяжелой  умственной отсталостью разработана  в соответствии с:

  • приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • распоряжением Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
  • распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
  • Письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05. 2014 г. «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов./ Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 г., № 7, пункт 5/»

Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для  8 класса (для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью) разработана на основе, образовательной программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией/ под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2012 г.в соответствии с  Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы  № 439 и календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год рассчитана на  2 часа в неделю (исходя из 34 недель ). 

Место  предмета в базисном  учебном плане.

Учебный план

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Развитие речи
и окружающий мир

3

2

2

2

3

2

2

2

18

Альтернативное чтение

4

4

4

2

2

2

2

2

22

Графика и письмо

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Математические представления
и конструирование

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Музыка и движение

1

2

1

1

1

1

1

1

9

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

2

1

2

2

1

11

Социально-бытовая ориентировка

1

2

2

3

3

3

4

3

21

Ручной труд

3

2

3

6

8

10

10

10

52

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Элементарная компьютерная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

7

Коррекционно-развивающие занятия

3

3

Итого:

23

23

23

26

28

30

31

31

215

Предельно допустимая  учебная нагрузка

23

23

23

26

28

30

31

31

215

Цель: формирование социально-значимых умений и навыков в повседневных жизненных ситуациях для обеспечения безопасной жизнедеятельности.

Задачи:

-приобретение элементарных знаний по  гигиене, использованию бытовых электроприборов, по поведению на улице;

-формированием практических знаний и навыков по работе с утюгом, при подготовке продуктов к употреблению, при чрезвычайных ситуациях как дома, так и на улице, обеспечивающих относительную самостоятельность;

- развитие социальнозначимых качеств личности, таких как ответственность, внимательность, наблюдательность.

При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с диагнозом F72, тяжёлая умственная отсталость).

Краткая характеристика детей  с тяжёлой умственной отсталостью.

 В 8 «Г» классе два мальчика и девочка в возрасте от14 до 15 лет с основным диагнозом в соответствии с МКБ-10 – F72.18 тяжелая умственная отсталость. Ученики  имеют следующие нарушения:

сочетанную патологию - 100 %;

сенсорные нарушения:

  • нарушение зрения –100%;
  • нарушение опорно - двигательного аппарата (ДЦП) –70%;
  • нарушение речи – 100 %;

аномалия развития:

  • нарушения развития  внутренних органов  и систем –50%

 Понимают обращённую речь на бытовом уровне. Воспринимают речь окружающих в виде отдельных коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу или читаемый текст  не воспринимают и не реагируют адекватно. Собственная речь отсутствует или представлена в виде звукокомплексов. Иногда при стимуляции взрослого возможна собственная речевая активность в виде отдельных слов. Почти все слова, звуки направлены  для сообщения о собственных желаниях и потребностях. Некоторые дети  пользуются неречевыми средствами: указательным жестом (показывают пальцем на нужный предмет или игрушку). 

  Знают и узнают знакомые предметы окружающей обстановки, показывают части тела: руки, ноги, глаза. Иногда показывают предметы одежды.

  Мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное.

Способны реагировать только на ярко окрашенные предметы, но и здесь внимание очень кратковременно.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

.

Обучающиеся должны знать:

- предметы гигиены;

- последовательность мытья посуды

- понятие режима питания и правила приёма пищи

- правила, которые нужно соблюдать, когда один дома

- средства и предметы ухода за одеждой

- алгоритм действий при стирке мелких вещей

- понятия: «незнакомые» и «знакомые» люди  

- правила поведенияс незнакомыми людьми

- понятия гигиена зрения и уход за глазами

- значение и назначение воды

- назначение моющих средств

- правила хранения продуктов

-понятие «витамины»

- правила первичной обработки фруктов и овощей

- правила пользования электрическими розетками

- алгоритм обращения с утюгом

- правила пожарной безопасности при пользовании утюгом

- знать как безопасно перейти через дорогу на регулируемом пешеходном переходе и на нерегулируемом

- понятие важности и назначение адреса в кармане-

Обучающиеся должны уметь:

-распознавать предметы гигиены

-выполнять действия с предметами домашнего обихода, личной гигиены,

-выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения.

- различать опасные ситуации от неопасных

- отличать знакомых и незнакомых людей по фотографиям

- делать гимнастику для глаз

- выполнять гигиенические процедуры по уходу за глазами

- дозировать моющие средства и пользоваться ими

-  безопасно включать и выключать электроприборы ( в присутствии учителя

- пользоваться утюгом ( в присутствии учителя)

- уметь отличать безопасный переход через дорогу

- составлять адрес по картинкам и другими способами

- действовать в ситуации, если ты потерялся

   Форма организации учебного процесса:

  1. Форма обучения  (урок закрепления пройденного материала, игра, практические занятие)  
  2. Методы и приёмы обучения (словесный, наглядно - иллюстративный, проблемный метод, репродуктивный, личностно-ориентированный подход…)
  3. Виды деятельности учащихся  на уроке (индивидуально-групповые, групповые, в парах)
  4. Формы текущего контроля знаний  в (8) классе (наблюдение)

Уроки строятся на основе следующих принципов:

• интегрирования (включение элементов игровой деятельности);

• системности;

• преемственности.

Формы работы. Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми

ситуациями. В ходе уроков используются психотерапевтические технологии,  доступные

учащимся. Обучение организуется с учетом традиций народного быта, а также

современных и традиционных арт. технологий.

В связи с моторной неловкостью, быстрой мышечной утомляемостью в уроки

включены физкультурные паузы с использованием технологий адаптивной физкультуры.

 Методы и приемы обучения

  • игровые 
  • дидактические игры
  • подвижные игры,
  • пальчиковые игры,
  • игры с предметами и различными материалами;
  • игры с образными игрушками,
  • словесные методы 
  • рассказ,
  • объяснение,
  • беседа;
  • наглядные методы 
  • показ, иллюстрация,
  • демонстрация,
  • использование ИКТ;
  • практические методы
  • рука в руку
  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • упражнения с пиктограммами (символами);

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

Формы текущего контроля успеваемости:

В конце четверти проводятся обобщающие  уроки промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал

(усвоил, частично усвоил, не усвоил).

По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала учащимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития учащегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого учащегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.

        

Содержание учебной программы.

8 класс
(65 часов, 2 часа в неделю)

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Формирование  культурно-гигиенических навыков

12

2

Уход за жилищем

12

3

Питание

13

4

Безопасность в доме и на улице и в природе

28

Итого:

65

Содержание программы

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Основные понятия:

Части тела, средства гигиены, действия

Практические действия:

Упражнения, настольно-печатные игры на узнавание и называние предметов гигиены с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации (пиктографические коды, словесное и жестовое обозначение).

Рассматривание рук до мытья и после гигиенических процедур; наблюдения за качеством воды при первичном намыливании рук и смывании мыла с рук; действия с предметами домашнего обихода, личной гигиены, выполнение

орудийных действий с предметами бытового назначения.

Уход за жилищем.

Основные понятия: Посуда и уход за ней. Вода для мытья посуды.

Практические действия:

Определение оптимальной температуры воды. Выявление последовательности мытья посуды (по пиктограммам).

Питание.

Основные понятия: Режим питания

Практические действия:

Повторение правил приема пищи

Безопасность в доме, на улице и в природе.

Основные понятия: 

«Незнакомые люди».

Практические действия:

 Моделирование следующих ситуаций: «Один дома», «Опасные предметы, которые нельзя брать», «В дверь позвонил незнакомый человек» и др. Уточнение поведения учащихся в этих ситуациях.

Выбор и номинация средств и предметов ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральная машина, утюг). Нахождение этих средств и предметов на картинках и в пространстве помещения комнаты.

Отработка алгоритма стирки мелкого белья: определение оптимальной температуры воды, безопасная дозировка порошка, соблюдение правил безопасности во время пользования порошком, действия в случае попадания в глаза мыльной воды

Беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофрагментов об опасных ситуациях на улице, во время поездок на природу и т. п. Дифференциация понятий «знакомые люди» и «незнакомые люди». Определение по фотографиям знакомых и незнакомых людей. Отработка алгоритма поведения

с незнакомыми людьми. Проигрывание ситуаций по пиктограммам,

в играх-драматизациях.

Наблюдение за движущимся транспортом и поведением пешеходов (с комментариями учителя). Чтение учащимся доступных их восприятию литературных произведений на тему безопасности жизнедеятельности. Ситуационные игры на темы безопасности в природе, на улице, в доме.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Основные понятия:

Гимнастика для глаз. Охрана зрения. Свойства воды

Практические действия:

Практические действия по отработке процедуры ухода за глазами. Гимнастика для глаз.

Дидактические игры и упражнения на уточнение представлений учащихся о том, что вода — важное средство поддержания чистоты тела и жилища, вещество, необходимое для жизнедеятельности всего живого.

Уход за жилищем.

Основные понятия:

Назначение моющих средств.

Практические действия:

 Дидактические упражнения

— выбор средств для мытья посуды. Практические действия (дозированное использование моющих средств, намыливание посуды специальной губкой, смывание теплой водой).

Питание.

Основные понятия:

Правила

хранения продуктов (хлеба, молочных продуктов). Витамины. Правила обработки фруктов и овощей)

Практические действия:

Подготовка овощей и фруктов к употреблению, определение доброкачественности продуктов.

Безопасность в доме, на улице, в природе.

Основные понятия:

Правила безопасности при пользовании

электрическими розетками.

Практические действия:

Включение учащимися различных бытовых приборов в розетки (вместе с учителем).

Закрепление установки на то, что по окончании пользованиябытовыми приборами штепсель должен быть выключен изрозетки.

Упражнения и беседы с учащимися для формирования алгоритма обращения с утюгом. Упражнения на закрепление навыка расположения утюга на гладильной доске.

Включение и выключение утюга под присмотром учителя.

Практические занятия: глажка носового платка.

Рассматривание картинок, на которых изображены сюжеты неосторожного обращения с электрическими приборами.

Выбор картинок с изображением правильного использования

бытовых приборов.

Проигрывание ситуаций «переход через дорогу» по переходному переходу по сигналу светофора, без светофора.

Экскурсия к пешеходному переходу. Наблюдение за переходом пешеходов. Тренировочные упражнения: переход через дорогу по сигналу светофора в специально обозначенных местах.

Закрепление представлений учащихся об адресе, о необходимости

хранить написанный на листочке адрес в кармане

и помнить о месте его хранения. Упражнения: записывание учителем фамилии, адреса учащегося, складывание записки, помещение ее в карман и доставание по просьбе учителя.

Обучение учащихся следующим действиям: составить свой адрес (название улицы) из букв разрезной азбуки; прочитать или найти карточку с названием улицы, номера дома и квартиры. Проговаривание адреса. Нахождение адреса по пиктограмме

Проигрывание с учащимися ситуации «Я заблудился.

К кому надо обратиться за помощью?».

Учебно-методический комплект,

обеспечивающий реализацию программы (включая электронные ресурсы)

Список литературы (основной)

  1. Программа  образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюпод   редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
  2. Липакова В. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с умеренной умственной отсталостью. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.
  3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  4. Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: Пособие для учителя / Под ред. П. В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2010.
  5. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.: Пособие для учащихся / Под ред. П. В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2010.
  6. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. — М.: ДРОФА, 2010.
  7. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010
  8. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях / Под ред. В. В. Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
  9. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
  10. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  11. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  12. Кислякова Ю. Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  13. Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2013.
  14. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями в ЛПЦ г. Пскова / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков, 2011.
  15. Пак ЧжэBy. Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2010.
  16. Петрова Е. А., Нисневич Л. А. Психолого-педагогическая диагностика «Карта наблюдений». — СПб., 2010.
  17. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков,В. И. Липакова и др.; Под.ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.— СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  18. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2010.
  19. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья / Под ред. Л. Б. Ба-ряевой, Ю. С. Галлямовой, В. Л. Жевнерова. — СПб.: ХОКА, 2009.
  20. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.: Академия, 2009.
  21. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. — СПб.: Речь, 2009.
  22. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановай. — СПб.: КАРО, 2009.
  23. Ушинский К. Д.Воспитание человека: Избр. / Авт. вступ. ст.
  24. Хилтунен Е. А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. — М.: Генезис, 2009.
  25. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: СОЮЗ, 2004.

Список литературы (дополнительный)

  1. Аким Я. «Случай про детей»
  2. Арефьева И. «Стихи про машины».
  3. Барто А. Стихи из серии «Девочка чумазая».
  4. Васильева С. «Пожарный».
  5. «Кошкин дом»
  6. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра».
  7. Калинина Н. «В лесу», «Как ребята переходили улицу»,
  8. Коростылёв В. «Королева Зубная щетка». Котова Е. «Лесной мастер».
  9. Маршак С. «Кошкин дом»,  «Пожар»
  10. Манакова М. «Мы — пешеходы», «Дорожные знаки», «Азбука дорожного движения», «Если начался пожар», «Знаки безопасности»
  11. Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  12. Михалков С. «Бездельник светофор», «Дядя Степа»
  13. Найденова Н. «Наши полотенца».
  14. Никонова Е. «Пожарные истории, рассказанные детям», «Чтобы не было беды»
  15. Пишумов Я. «Машины», «Это моя улица».
  16. Прокофьева С, Сатир Г. Мой приятель — светофор.
  17. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / Авт.-сост. О. В. Калашникова.
  18. Усачев А. «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».
  19. Фетисова Т. «Куда спешат красные машины».
  20. Хоринская Е. Спичка-невеличка.

        Сайты

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение

образовательного процесса

  1. Альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных и т. п
  2. Детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.).
  3. Детские бытовые приборы-игрушки (пылесос, стиральная машина, миксер, микроволновая печь и т. п.).
  4. Детские игровые комплекты: «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука пожарной безопасности».
  5. Диафильмы, видео и компакт-диски с фрагментами кинофильмов и телепередач, отражающих жизнь и деятельность людей, их отношение к здоровью, труд медицинских работников, спасателей, особенности жизни растительного и животного мира и т.
  6. Изделия народного творчества (игрушки, предметы быта и др.)
  7. Индивидуальные доски для рисования фломастерами, карандашами,
  8. Иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.,
  9. Куклы, отражающие различный возраст, половую принадлежность — средние (25-35 см)и большие (40-50 см).
  10. Картинки-пазлы предметные и сюжетные.
  11. Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях.
  12. Карточки с изображением различного количества предметов.
  13. Карточки с изображениями букв с недостающими элементами, букв, неправильно расположенных в пространстве.
  14. Карточки с буквами и буквы, выполненные из наждачной бумаги, картона, дерева и пластмассы, полистиролового материала и т. п.
  15. Карточки со слогами, словами, с пиктограммами.
  16. Кисти разной ширины и разного диаметра.
  17. Книжки-игрушки из клеенки, картона.
  18. Клеенки (индивидуальные пластиковые салфетки и др.).
  19. Компьютер, CD-диски, фотографии образцов построек из различного полифункционального модульного материала, последовательности сборки конструкций из палочек Кюизенера и т.п.
  20. Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики.
  21. Посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.).
  22. Муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы.
  23. Мягкий алфавит.
  24. Наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь, наборы цветных красок.
  25. Набор картинок с изображением знакомых детям объектов: магазин, детская площадка, детский сад, улица, поликлиника ит. п.
  26. Наборы картинок, пиктограмм, символизирующие место хранения предметов гигиены, бытовых предметов и т. п.
  27. Настенная доска для рисования мелом, расположенная на доступной учащимся высоте от пола.
  28. Настенное зеркало и индивидуальные зеркала, в том числе детское зеркало-книжка.
  29. Оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, сушилка для белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, игрушечная посуда разных размеров и т. п.
  30. Предметы личной гигиены (мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором и т. п.).
  31. Принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце и др.).
  32. Телефоны (стационарный, игрушечные мобильные). Трафареты цифр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный перечень детского литературного материала

  1. «Девочка чумазая»

Цель: Закреплять полученные умения по мытью рук на кукле.

Оборудование: кукла, тазик с водой, кусочек мыла, полотенце.

Инструкция: Педагог показывает куклу с грязными руками. Читает отрывок стихотворения А.Барто «Девочка чумазая».

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки,

На локтях – дорожки.

   Педагог предлагает рассмотреть куклу, найти части тела, запачканные грязью и умыть её.

В: - Что же нам потребуется?

    - Мыло, вода, полотенце.

   Педагог вместе с детьми рассматривает картинки с алгоритмом выполнения последовательных действий для мытья рук. Педагог вместе с ребёнком умывает куклу, любуется её чистотой.

Усложнение: Ребёнок самостоятельно (или с поддержкой взрослого) умывает куклу.

  1. « Водичка, водичка, умой Тане личико!»

Цель: Совершенствовать навыки умывания, усваивать последовательность выполнения действий (алгоритм).

Оборудование: кукла, мыло, полотенце.

Инструкция: Педагог  показывает куклу с грязным лицом, просит рассмотреть куклу и сказать, что с ней не в порядке.

Читает потешку:

Водичка, водичка

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтоб щёчки розовели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

   Педагог предлагает умыть лицо кукле, используя воду, мыло, полотенце, используя совместные действия с ребёнком.

Усложнение: Педагог оказывает помощь в виде словесного указания.

  1. «Купание кукол»                      

Цель: Закреплять навыки умывания (намыливать, смывать пену, вытирать тело полотенцем).

Оборудование: пластмассовый поросёнок, три куклы – голыша, мыло, мочалка, полотенце, ванна детская.

Инструкция: Педагог показывает ребёнку  грязного поросёнка и немытую куклу. Читает стихотворение:

Визжит поросёнок: «Спасите!»

Купает его в корыте.

Он в луже не прочь помыться,

А мыльной воды боится.

А в кухне купают Олю,

Воды ей нагрели вволю.

Но Оля кричит: «Уйдите!

Мочалкой меня не трите!

Я голову мыть не стану!

Не буду садиться в ванну!»

Вот оба они помыты,

Надуты, слегка сердиты.

С коленок отмыли пятна,

Купаться было приятно…

- Чего же ты, Оля, кричала? –

И Оленька отвечала:

- Кричал поросёнок Тошка,

А я помогала немножко!

   Педагог предлагает рассмотреть трёх грязных кукол и найти грязную часть тела, а затем предлагает выкупать ту куклу, которая больше всего понравилась . Педагог вместе с ребёнком выбирает необходимые принадлежности (мыло, мочалку, полотенце, ванна детская для купания). Обязательно  вспоминают алгоритм выполнения действий (налить воды в ванну, положить в неё куклу, намылить мочалку, мыть кукле  по очереди все части тела, сполоснуть куклу чистой водой, вытереть полотенцем).

Усложнение: Педагог перед ребёнком выкладывает карту с алгоритмом

действий и предлагает выполнить их по словесной инструкции самостоятельно.

  1.  «Что забыла надеть Маша?»                

Цель: Учить застёгивать «молнию» на кофточке кукле Маши, используя пинцетный захват, развивать мелкую  моторику рук.

Оборудование: кукла Маша, кофта с застёжкой «молнией».

Инструкция: Педагог читает рифмовку:

Куколка замёрзла,

Холодно играть.

Надо нашей Маше

Кофту быстро дать.

   Педагог предлагает помочь кукле Маше одеть на неё тёплую кофточку, обратив внимание ребёнка на то, что «молния» застёгнута. Педагог вместе с ребёнком следует алгоритму застёгивания «молнии».

Усложнение: Повторить игру с другими предметами одежды с «молнией» и использовать разные виды «молний».

  1. «Двери закрываются»                  

Цель: Совершенствовать навыки застёгивания и расстёгивания застёжек «молний», совершенствовать  координацию мелкой моторики пальцев.

Оборудование: автобус, сделанный из плотной ткани, в автобусе три двери, состоящие из двух половинок, соединяющихся между собой застёжкой «молнией».

Инструкция: Педагог с ребёнком рассматривают автобус, называют его части. Педагог  читает рифмовку, выполняет действия по его содержанию. На слово «закрываются» «молнию» застёгиваются,  молнии расстёгиваются – на слово «он на остановке стоит».

Автобус отправляется –

Двери закрываются.

На остановке он стоит,

Входите все – проход открыт.

Усложнение: выполнение действий по словесной инструкции.

  1. «Пристегни зайке ушки»

Цель: Совершенствовать умение застёгивать «молнию» разъёмную, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: вырезанный из плотной ткани заяц с пришитыми к верхней части головы левыми частями «молнии» два ушка, с пришитыми к ним правыми частями «молнии» («молния» должна быть короткая, разъёмная).

Инструкция: Педагог показывает ребёнку зайку без ушей и говорит, что зайчик потерял уши в лесу, просит найти ребёнка их.

Зайка по лесу гулял,

Где – то ушки потерял.

Сидит зайка на пеньке,

Горько там рыдает,

Тихо причитает:

Где же ушки, вот беда!

А без ушек – никуда!

   Ребёнок вместе с педагогом пристёгивает на «молнию» каждое ухо зайца.

Усложнение: выполнение по словесной инструкции с поддержкой педагога или самостоятельно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарно- тематическое  планирование по предмету

«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе 2016-2017г

(65 ч. в год, 2 ч в неделю)

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

(практич. и лабораторные работы)

1 четверть 17 часов

«Формирование  культурно-гигиенических навыков»

1

02.09

06.09

Игра « Назови предметы личной гигиены»

2

Упражнения, настольно-печатные игры на узнавание и называние предметов гигиены с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации (пиктографические коды, словесное и жестовое обозначение).

2

09.09

13.09

Игра « Проговаривание последовательности действий»

2

Действия с предметами домашнего обихода, личной гигиены, выполнение орудийных действий с предметами бытового назначения.

3

16.09

20.09

Упражнения по мытью рук. Наблюдение и оценка качества пены.

2

Рассматривание рук до мытья и после гигиенических процедур; наблюдения за качеством воды при первичном намыливании рук и смывании мыла с рук;

«Уход за жилищем»

4

23.09

27.09

Уточнение представлений об уходе за  посудой

2

Определение оптимальной температуры воды.

5

30.09

04.10

Игра «Последовательность мытья посуды» (по пиктограммам)

2

Выявление последовательности мытья посуды (по пиктограммам).

6

07.10

11.10

Упражнения по уходу за посудой.

2

Выявление последовательности мытья посуды (по пиктограммам).

«Питание»

7

14.10

18.10

Практические упражнения, уточнение поведения во время еды

2

Повторение правил приема пищи

8

21.10

25.10

Игра «Завтрак, обед или ужин?»

2

Повторение правил приема пищи , упражнения в сервировке стола

9

28.10

Заключительное занятие с отработкой действий перед едой во время еды с использованием рельефа

1

Повторение правил приема пищи , упражнения в сервировке стола

2 четверть 14 часов

«Безопасность в доме и на улице и в природе»

10

11.11

15.11

Ситуационная игра «Опасные предметы, которые нельзя брать»

2

Моделирование следующих ситуаций: «Один дома», «Опасные предметы, которые нельзя брать», «В дверь позвонил незнакомый человек» и др. Уточнение поведения учащихся в этих ситуациях.

11

18.11

22.11

Упражнения по подбору средств по уходу ха одеждой.

Выбор и номинация средств и предметов ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральная машина, утюг). Нахождение этих средств и предметов на картинках и в пространстве помещения комнаты.

2

Выбор и номинация средств и предметов ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральная машина, утюг). Нахождение этих средств и предметов на картинках и в пространстве помещения комнаты.

12

25.11

29.11

Упражнение «Безопасная стирка»

Отработка алгоритма стирки мелкого белья: определение оптимальной температуры воды, безопасная дозировка порошка, соблюдение правил безопасности во время пользования порошком, действия в случае попадания в глаза мыльной воды

2

Отработка алгоритма стирки мелкого белья: определение оптимальной температуры воды, безопасная дозировка порошка, соблюдение правил безопасности во время пользования порошком, действия в случае попадания в глаза мыльной воды

13

02.12

06.12

Ситуационная игра «Свои и чужие»

2

Беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофрагментов об опасных ситуациях на улице, во время поездок на природу и т. п. Дифференциация понятий «знакомые люди» и «незнакомые люди». Определение по фотографиям знакомых и незнакомых людей.

14

09.12

13.12

Упражнения по определению чужих и своих людей по фото

2

Отработка алгоритма поведения с незнакомыми людьми. Проигрывание ситуаций по пиктограммам, в играх-драматизациях.

16.12

20.12

23.12

Элементарные правила поведения на улице

3

Наблюдение за движущимся транспортом и поведением пешеходов (с комментариями учителя). Чтение учащимся доступных их восприятию литературных произведений на тему безопасности жизнедеятельности.

27.12

Заключительное занятие

1

Ситуационные игры на темы безопасности в природе, на улице, в доме.

3 четверть  20 часов

«Формирование культурно-гигиенических навыков»

17

13.01

17.01

Игра «Уход за глазами»

2

Практические действия по отработке процедуры ухода за глазами.

18

20.01

24.01

Гимнастика  для глаз

2

Гимнастика для глаз.

19

27.01

31.01

Беседа «Как сохранить зрение»

2

Дидактические игры и упражнения на уточнение представлений учащихся о том, что вода — важное средство поддержания чистоты тела и жилища, вещество, необходимое для жизнедеятельности всего живого.

« Уход за жилищем»

20

03.02

07.02

Игра «Вода  в жизни человека»

2

Назначение моющих средств.

21

10.02

14.02

Упражнения в выборе средств для мытья посуды и последовательности действий

2

Гигиенические процедуры

22

17.02

21.02

Гигиенические процедуры с водой по словесному описанию

2

Гигиенические процедуры

« Питание»

23

 28.02

03.03

Игра «Что храниться в холодильнике»

2

Правила

хранения продуктов (хлеба, молочных продуктов).

24

07.03

10.03

Игра «Витамины»

2

Витамины.

25

14.03

17.03

Упражнения в подготовке фруктов к употреблению

2

Правила обработки фруктов и овощей

26

21.03

24.03

Игра «Угощу друга»

2

Первичная обработка

4 четверть 14 часов

«Безопасность в доме и на улице и в природе»

27

04.04

07.04

Упражнения с соблюдением правил безопасности по включению различных бытовых приборов в розетки и их выключению.

2

Бытовые приборы

28

11.04

14.04

Упражнения  для формирования алгоритма обращения с утюгом. Практические занятия: глажка носового платка

         2

Правила безопасности при пользовании электрическими розетками.

29

18.04

21.04

Закрепление

правил пожарной безопасности при пользовании утюгом и другими электрическими приборами по картинкам.

2

30

25.04

28.04

19.05

Игра «Светофор»

3

Пешеходный переход, свет светофора

31

02.05

05.05

Игра «Мой адрес»

2

Адрес

32

12.05

16.05

Упражнения по составлению своего адреса по нарезанным буквам, пентаграмме.

2

33

23.05

Заключительное занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена в соответствии с:- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс базовый уровень, Телевных Елена Александровна - учитель ОБЖ...