Методические разработки уроков.
методическая разработка по обж

Былдый-оол Чечек-оол Хензигович

Презентации уроков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: «Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени» ОБЖ. 10 класс

Слайд 2

Учебные вопросы: Инженерная защита. Эвакуация населения .

Слайд 3

Инженерная защита населения и территории это - комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых заблаговременно, а также в оперативном порядке и направленных на предотвращение или максимальное снижение потерь населения при ЧС мирного и военного времени путем укрытия их в защитных сооружениях. 1.

Слайд 4

Защитное сооружение – это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий, катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районе размещения этих объектов, а также воздействия современных средств поражения (ГОСТ Р22.0.02-90)

Слайд 5

Какие поражающие факторы ОМП вы знаете?

Слайд 6

Классификация защитных сооружений по назначению: для укрытия населения; для размещения органов управления ГО; по защитным свойствам: убежища; противорадиационные укрытия (ПРУ); простейшие укрытия; по срокам строительства: построенными заблаговременно; быстровозводимыми; по обеспечению фильтровентиляционным оборудованием: ЗС, обеспеченные ФВО промышленного изготовления; ЗС, обеспеченные простейшими ФВО; по вместительности: малые – до 600 чел.: средние – от 600 до 2000 чел.; большие - - свыше 2000 чел..

Слайд 7

Убежищами называются защитные сооружения герметичного типа, обеспечивающие коллективную защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов современного оружия, высоких температур и продуктов горения при пожарах, от ОВ и АХОВ, радиоактивных веществ и биологических средств.

Слайд 8

Характеристика защитных сооружений

Слайд 9

Рис. Схема убежища для длительной защиты от воздействия оружия массового поражения. 1 – защитно-герметические двери; 2 – шлюзовые камеры; 3 – санитарно-бытовые помещения; 4 – помещение для укрываемых; 5 – галерея и оголовок аварийного выхода; 6 – фильтровентиляционные камеры (отсеки); 7 – медицинская комната; 8 – кладовая для продуктов; 9 – дизельная электростанция

Слайд 10

Убежище

Слайд 11

Убежище

Слайд 12

Убежище

Слайд 13

Противорадиационные укрытия (ПРУ) обеспечивают защиту: от ионизирующего излучения от светового излучения от проникающей радиации частично от ударной волны от попадания в органы дыхания, на кожу и одежду РВ, ОВ, БС.

Слайд 14

Противорадиационные укрытия

Слайд 15

Простейшие защитные сооружения Рис. Перекрытая щель. Схема щели (а) и ее перекрытие (б). Размеры даны в миллиметрах. Защищают: частично от всех видов оружия массового применения при наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Слайд 16

Простейшие укрытия

Слайд 17

2. Эвакуация населения

Слайд 18

Общая эвакуация в военное время– проводится на территории всей страны или на территории отдельного региона и предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением : нетранспортабельных больных и обслуживающего их персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания Общая эвакуация при ЧС природного и техногенного характера - - вывод из зоны ЧС всего населения

Слайд 19

Основные показатели марша пеших колонн при эвакуации: количество человек в колонне – 500-1000; скорость движения колонны – 3- 4 км/час; суточный переход (за 10-12 часов) – 30- 40 км; через 1-1,5 часа назначаются малые привалы на 15-20 мин.; в начале второй половины суточного перехода – большой привал на 1,5-2 часа; расстояние между колоннами – 500 м.

Слайд 20

ОГ оперативные группы по вывозу населения ГУ Группы управления на пеших маршрутах эвакуации ПЭП Приемные эвакуационные пункты ЭПК Эвакоприемные комиссии ЭК Эвакуационные комиссии СЭП Сборные эвакуационные пункты ППЭ Промежуточные пункты эвакуации Эвакуационные органы

Слайд 21

Вывод: Основным способом защиты населения от отравляющих веществ (ОВ), аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и радиоактивных веществ (РВ) является его укрытие в убежищах, ПРУ и простейших укрытиях.

Слайд 22

Вопросы для закрепления знаний: Как классифицируются защитные сооружения? Дайте характеристику основных видов защитных сооружений гражданской обороны и расскажите об их предназначении. Какие основные помещения предусматриваются в защитных сооружениях? Что такое «ПРУ» и от каких поражающих факторов оно обеспечивает защиту? От чего защищают простейшие защитные сооружения? Какие способы эвакуации населения вы знаете? Домашнее задание: стр.176 §.33, задания 1-4

Слайд 23

Используемые интернет ресурсы и литература Литература : Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 года « 303 «О порядке эвакуации населения материальных и культурных ценностей в безопасные районы» Приказ министра МЧС от 21.12.2005г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения СИЗ». Руководство по эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера. ВНИИ ГОЧС, 1996. Постановление Главы Администрации Ростовской области № 214 - 1994г. «О мерах по накоплению и использованию имущества ГО Ростовской области». Учебник «ОБЖ. 10 класс» авт. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников, «Просвещение»,2013г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. Ю.П.Подолян.10 класс. Интернет ресурсы: Портал МЧС России http://www.mchs.gov.ru/ Портал «Культура безопасности жизнедеятельности - http://www.culture.mchs.gov.ru/ Методические пособия для учителей http://spas-extreme.ru/obg#manuals г азета «Безопасность» №3 2015Г. мку «УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ г. РОСТОВА – на – ДОНУ». Фотографии с сайта МЧС России http://www.mchs.gov.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре. ОБЖ 11 класс

Слайд 2

Учебные цели: Ознакомить обучаемых с историей создания пожарной безопасности в России. Довести до учащихся основные причины возникновения пожара и общие действия населения при обнаружении пожара. Изучить с учащимися правила поведения при пожаре в различных условиях.

Слайд 3

Учебные вопросы: Пожарная безопасность. История пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. Памятка учащимся по соблюдению правил пожарной безопасности. Управление государственной противопожарной службы Ростовской области.

Слайд 4

Пожарная безопасность 21.12.1994 года Президентом РФ был подписан федеральный закон «О пожарной безопасности», который определяет: общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями… ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. 1вопрос. Пожарная безопасность. История пожарной безопасности.

Слайд 5

Указом Екатерины-II от 15 декабря 1763 года в Петербурге учреждается пожарная команда. В 1782 году по царскому указу в штат каждой полицейской части города Петербурга вводится брандмейстер или огнегасительный мастер. Для вывоза пожарного инвентаря при полицейских частях имелись специальные пожарные лошади.

Слайд 6

24 июля 1803 года впервые в России организуется профессиональная пожарная охрана. В 1863 году Московский машиностроительный завод Листа начал выпускать паровые пожарные насосы с конной тягой. Завод изготовлял также и центробежные насосы. 17 апреля 1918 года Председатель Совета народных Комиссаров РСФСР подписал Декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем".

Слайд 7

К концу 1927 года на вооружении пожарной охраны страны насчитывалось уже около 400 пожарных автомобилей. Организовалось массовое производство ручных пожарных насосов и огнетушителей. В 1994 году Государственной Думой принимается Федеральный закон "О пожарной безопасности" N69-ФЗ. День пожарной охраны отмечается ежегодно 30 апреля .

Слайд 8

Петровская пожарная часть в наши дни. Вывод: Несмотря на то, что за многие годы пожарная безопасность в России достигла больших результатов в своём развитии, в настоящее время продолжается поиск новых путей защиты от пожаров и способов их тушения.

Слайд 9

2-й учебный вопрос. «Правила поведения при пожаре». Статистика пожаров по России показывает, что более 70% пожаров происходит в жилье и в местах с массовым пребыванием людей. Здесь же гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10.

Слайд 10

Горение – это реакция окисления , сопровождающаяся интенсивным выделением теплоты и света. Пожар - это неконтролируемый , быстропротекающий при высокой температуре химический процесс , сопровождающийся выделением большого количества теплоты, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей. Как правило , пожар возникает из-за несоблюдения мер предосторожности при работе с огнём и нарушения правил противопожарной безопасности.

Слайд 13

Причины пожаров

Слайд 14

Причины пожаров

Слайд 15

Основными причинами пожаров являются: - неосторожное обращение с огнём, курение и приготовление пищи – более 40%; - аварийная работа электробытовых приборов – более 20%; - шалость детей с огнём – около 10%; - проведение электрогазосварочных и ремонтных работ – около 10%; - деятельность коммерческих структур, размещающих свои взрывопожароопасные производства – примерно 10%.

Слайд 16

При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.д.) необходимо: незамедлительно сообщить об этом в пожарную охрану, при этом назвать: 1. адрес объекта; 2. место возникновения пожара; 3. сообщить свою фамилию; принять меры по: 1. эвакуации людей; 2. тушению пожара (по возможности); 3. сохранности материальных ценностей.

Слайд 19

Помните, что пожар намного легче предупредить, чем потушить!

Слайд 20

3. ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Если ты почувствовал запах дыма или увидел огонь, сразу позвони пожарным. Если огонь тебе не угрожает, сделать это можно с домашнего телефона. В других случаях лучше сразу покинуть квартиру, а затем вызвать пожарных по телефону 01 . Обязательно сообщи о пожаре взрослым . По телефону ты должен точно назвать пожарным свой адрес: улицу, дом, квартиру. Чётко произнеси свои имя и фамилию. Если сможешь, объясни, что именно горит. Постарайся говорить спокойно и не торопясь. Постарайся ответить на все вопросы оператора - как лучше подъехать к твоему дому, какой код домофона и т. д. Знай: в это время опытные люди уже спешат к тебе на помощь. А всю дополнительную информацию пожарная команда получит от оператора по рации. Помни: любая твоя информация поможет специалистам быстрее справиться с огнем, оператор не задаст тебе ни одного лишнего вопроса.

Слайд 21

Выходя из горящего помещения , плотно закрой за собой все двери, чтобы задержать распространение огня на 10-15 минут - этого времени достаточно, чтобы дом смогли покинуть твои родные и соседи. Помни: от твоих первых действий зависит, насколько быстро будет распространяться дым и огонь по подъезду. ЗНАЙ : вызов пожарной команды просто так, из шалости или любопытства, не только отвлечёт спасателей от настоящего происшествия, но и будет иметь весьма неприятные последствия. Заведомо ложный вызов пожарных (так же, как и милиции, "скорой помощи", других специальных служб) является нарушением закона и наказывается штрафом, который придётся заплатить твоим родителям.

Слайд 22

Недопустимо: бороться с огнем самостоятельно, не вызвав пожарных; гасить водой воспламенившиеся электроприборы, не отключив от электросети (можно получить удар током!); открывать окна и двери, чтобы выпустить дым (горение усилится из-за притока воздуха!); пользоваться лифтом, если пламенем охвачена уже значительная площадь (можно застрять и задохнуться!); пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым токсичен, горячий воздух может обжечь легкие!); опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (падение почти всегда неизбежно!); прыгать из окна (выше 3-го этажа каждый второй прыжок смертелен!).

Слайд 23

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности ( глава 5 ФЗ «О пожарной безопасности» ст.37 ) Граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба причиненного пожаром; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности; участие в пожарной безопасности.

Слайд 24

Граждане обязаны ( глава 5 ФЗ «О пожарной безопасности» ст.37 ) : соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании) первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности; при обнаружении пожара немедленно уведомить об этом пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законодательные требования должностных лиц пожарной охраны. предоставлять в порядке, установленном законодательством РФ возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки по вопросам общественной пожарной безопасности.

Слайд 25

Вопросы для закрепления: Знаешь ли ты пути эвакуации из класса? Допустим, мы находимся: 1) в актовом зале, 2) в кабинете химии на третьем этаже. Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара, и на нём загорелась одежда? Ваши действия по порядку. Объяснить, на чём они основаны. Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог. Возникло возгорание спирта на твоём рабочем столе при выполнении практической работы по химии. Твои действия, как потушить пролитый горящий спирт. А как вообще правильно пользоваться спиртовкой?

Слайд 26

Вопросы для самостоятельной работы: Что такое пожар ? Перечислите все возможные средства тушения пожара. Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или из какого-то другого электроприбора пошёл дым? Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему? Как быть, если загорелся пролитый возле гаража бензин? Как правильно вызвать пожарную команду? Что делать при сильном задымлении квартиры едким густым дымом? Что необходимо предпринять, если произошла утечка газа в квартире? Домашнее задание: § 1-2 учебника ОБЖ 11 класс, стр. 6-17. Выполнить задание на стр. 10 с помощью интернета.

Слайд 27

Литература по теме: Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года., № 69-ФЗ; Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03; Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально- технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений. ППБ 101-89; НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях». СанПиН 2.4.2.1178-02, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». П.С.Савельев «Пожары - катастрофы», Москва, Стройиздат., 1983 год; В.С.Ложкин «Пожарная безопасность школ и внешкольных учебных заведений», издательство «Безопасность труда и жизни»., 2007 год; М.Б.Карницкий и др. «Огнёвщики», г. Ростов-на-Дону, издательский центр «Комплекс»., 1998 год; Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный учебник под редакцией А.Т.Смирнова, Москва, «Просвещение», 2015 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

землетрясения Материал к уроку по ОБЖ в 7 классе

Слайд 2

Изучаемые вопросы: Происхождение землетрясений. 2. Основные параметры землетрясений. 3. Последствия землетрясений. 4. Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясения.

Слайд 3

Сколько землетрясений в год происходит на земле? Ежегодно приборами регистрируется около 100 тыс . слабых толчков. Сильных землетрясений происходит в год около 100 по всему земному шару. Сильнейшие землетрясения сотрясают планету приблизительно 1 раз в 10 лет .

Слайд 4

Землетрясение – подземные колебания и толчки в результате сейсмических волн и подвижек определенных участков земной коры. Проявление : колебание земли, образование трещин, обвалы, оползни, сели и.д. Землетрясения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по человеческим жертвам и ущербу. 1. Происхождение землетрясений

Слайд 5

Причины землетрясений: извержения вулканов обрушения подземных пустот и рудников падения космических тел естественные глубинные тектонические процессы (изменения) в земной коре (главная причина!) ядерные взрывы большой мощности «Сейсмос» - по–гречески землетрясение. Сейсмология – наука о землетрясениях Эпицентр – участок поверхности Земли, находящийся над очагом землетрясения Сейсмограф – прибор, регистрирующий землетрясение.

Слайд 6

Сейсмическое районирование России

Слайд 7

Можно ли предсказывать землетрясения? Теории прогноза пока нет, она разрабатывается, но отдельные успешные опыты прогнозирования уже имеются. Сейсмографы Для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических волн используются специальные приборы - сейсмографы. В наше время это сложные электронные устройства. У современных сейсмографов были свои предшественники. Первый сейсмограф появился в 132 г. в Китае. Перед землетрясением могут неспокойно вести себя животные, птицы, лаять собаки.

Слайд 8

Природа землетрясений Сейсмические волны При землетрясении в очаге частицы горных пород перемещаются, колеблются. Они толкают, колеблют соседние частицы, которые передают колебания еще дальше в виде акустической волны. Акустические волны, которые возникают при землетрясении, называются сейсмическими . Верхнюю часть земной коры составляют около десятка огромных блоков - тектонических плит. Эти плиты перемещаются под воздействием конвекционных течений, поднимающихся из высокотемпературной мантии. Одни плиты двигаются навстречу друг другу (как, например, в районе Красного моря)

Слайд 9

2.Основные параметры землетрясений Мерой общей энергии сейсмических волн служит магнитуда землетрясения – условное число М, зависящее от максимальной амплитуды смещения частиц почвы. Чем больше амплитуда смещения частиц почвы, фиксируемая сейсмографом, тем больше количество выделившейся энергии и тем больше магнитуда. Существует специальная шкала оценки магнитуд – шкала Рихтера. Сила землетрясения оценивается в баллах (от1 до 12) по международной сейсмической шкале М S К -86 Баллы не являются физическими единицами, но служат для удобства определения силы землетрясения по внешним признакам: воздействие на людей, предметы, строения, природные объекты.

Слайд 10

12-ти бальная сейсмическая шкала бал- лы Наименование землетрясения Краткая характеристика 1 Незаметное Отмечается только сейсмическими приборами 2 Очень слабое Ощущается отдельными людьми в состоянии покоя 3 Слабое Ощущается лишь небольшой частью населения 4 Умеренное Легкое дребезжание и колебание предметов, посуды 5 Довольно сильное Сотрясение зданий, мебели, трещины стен, окон 6 Сильное Ощущают все, все падает, откалывается штукатурка 7 Очень сильное Трещины в стенах каменных домов 8 Разрушительное Трещины в сырой почве, опрокидываются памятники 9 Опустошительное Сильное повреждение и разрушение каменных домов 10 Уничтожающее Оползни, обвалы, разрушение каменных построек, ж.д. 11 Катастрофа Широкие трещины в земле, много оползней, обвалов 12 Сильная катастрофа Все сооружения разрушены, возникли водопады, отклонения течения рек, в почве огромные трещины

Слайд 11

Краткая характеристика землетрясения: Условно землетрясения подразделяются на : слабые ( 1 – 4 балла) сильные ( 5 – 7 баллов) разрушительные ( 8 и более баллов) Нефтегорск. 1995г. При землетрясениях лопаются и вылетают стекла, качаются люстры, в стенах появляются трещины, появляется запах газа. Все это сопровождается оглушительным шумом. После 10 – 20 секунд тряски подземные толчки усиливаются, в результате чего происходят разрушения зданий и сооружений. Всего десяток сильных сотрясений разрушает все здание. В среднем землетрясение длится 5 – 20 секунд. При землетрясении в г. Нефте- горске Сахалинской области под обломками разрушенного города погибло около 2 тыс. человек.

Слайд 12

Поражающие факторы: Основные опасности для жизни и здоровья людей создаются: в результате разрушения (обрушения) строительных конструкций зданий и сооружений: при разрушениях на потенциально-опасных объектах, нефтепродукто- и газопроводах; при разломах земной коры; при образовании завалов; при разрушении систем жизнеобеспечения. 7 декабря 1988 года сильное землетрясение произошло в Армении, одной из республик СССР. Землетрясение имело магнитуду около 7 по шкале Рихтера. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся в непосредственной близости от эпицентра землетрясения. Более 80% жилого фонда было разрушено в Ленинакане

Слайд 13

3. Последствия землетрясений: Их нужно хорошо знать, чтобы быть готовым действовать при возникновении угрозы землетрясения, во время него и в последующий период . Природные последствия: Последствия для городов и населенных пунктов: Последствия для человека: Трещины в почве, сотрясения почвы, толчки, провалы земной поверхности и морского дна, активизация вулканов, возникновение селей, оползней, обвалов, камнепадов, на море образование цунами, выход подземных газов, беспокойное поведение животных, реки могут поменять свои русла. Рушатся жилые дома, про изводственные здания и постройки, линии электропередач и газопроводы, что ведет к пожарам и взрывам. Могут происходить аварии на предприятиях, на АЭС, химически опасных объектах, прорывы плотин ГЭС, аварии на транспорте, объектах жизнеобеспечения, что может привести к эпидемиям При сильных землетрясениях- травмы (ушибы, перело- мы, порезы, сдавливания), а также гибель людей. Люди могут гибнуть по неосторожности, из-за паники, неумелого оказания помощи (само- помощи). Многие испытывают психичес- кие потрясения и рас- стройства, теряют работоспособность.

Слайд 14

ПОМНИ: ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЕГЧЕ ПЕРЕНОСЯТ те люди, которые хорошо знают о перечисленных возможных бедах, психологически готовы к ним, твердо знают правила поведения до и после землетрясения Перу, 1970г. 1 мая 1970 года в Перу произошло сильное землетрясение с магнитудой М=7.8 по шкале Рихтера. Это была величайшая сейсмическая катастрофа в Западном полушарии. Землетрясением оказалась охвачена территория размером 100 тысяч кв.км. Эпицентр находился в 25 км от берега к западу от Чимботе - морского порта с населением около 120 тысяч жителей. Человеческих жертв в Чимботе, к cчастью, было сравнительно немного: как только начались толчки, люди выбежали на улицы, погибло 500 человек.

Слайд 15

СССР, 1966г. 25 апреля 1966 года произошло землетрясение в городе Ташкент (СССР). Магнитуда землетрясения была небольшая, всего 5.3 по шкале Рихтера. Поскольку здания строились без учета сейсмической обстановки в этом районе, город был настолько разрушен, что его пришлось строить почти заново. Число жертв зависит не только и не столько от силы землетрясения (интенсивности колебаний на поверхности), сколько от плотности населения в пораженной местности, сейсмостойкости построек, оперативности спасательных работ и других факторов.

Слайд 16

Говорят очевидцы: Вот как очевидец описывает землетрясение: "Земля вздрогнула; ее первая судорога длилась почти 10 секунд: треск и скрип оконных рам, звон стекол, грохот падающих лестниц разбудили спящих… Как бумажный разрывался потолок… в темноте все казалось падало. Земля глухо гудела… Вздрогнув и пошатываясь, здания наклонялись, по их белым стенам, как молнии, змеились трещины, и стены рассыпались, заваливая улицы и людей среди них тяжелыми грудами острых кусков камня…" Иногда наблюдаются земные волны в буквальном смысле слова: волны движутся по земле как по озеру. Они особенно опасны. Они раскалывают строения, встряхивая их так, что рушатся даже прочные стены. В городских районах здания вибрируют настолько сильно, что распадаются на части. При этом часто возникают пожары, так как разрушаются газовые магистрали и происходят замыкания в электрических цепях.

Слайд 17

4. Рекомендации по правилам безопасного поведения при землетрясении Когда произойдет землетрясение, земля будет ощутимо сотрясаться в течение довольно короткого времени - быть может всего несколько секунд, а при сильном землетрясении - до минуты. Сотрясения могут Вас испугать, однако у вас нет другого выхода, как дождаться их окончания. Если вы будете действовать спокойно и продуманно, то увеличите свои шансы уберечься. Кроме того, ваше спокойствие передастся окружающим вас людям и поможет им успокоиться. В первые часы и дни в зоне землетрясения будет ощущаться нехватка воды и пищи, медикаментов, теплой одежды, мест для ночлега. Да! Человек пока слаб перед силами природы. Но не беспомощен!

Слайд 18

Как подготовиться к землетрясению Заранее продумайте план своих действий. Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки. Имейте дома запас питьевой воды и консервов в расчете на несколько дней. Уберите кровати от окон и наружных стен. Закрепите шкафы, полки и стеллажи, с верхних полок снимите тяжелые предметы. Все жильцы должны знать, где отключается электроэнергия, где находятся газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключить электричество, газ и воду. Опасные вещества (ядохимикаты, горючие жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте.

Слайд 19

Как действовать во время землетрясения Заставьте себя хранить спокойствие и не делать ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите и не мечитесь). Если вы находитесь в помещении, немедленно перейдите в безопасное место. Спрячьтесь, если возможно, под письменный или обеденный стол. Станьте в проеме внутренней двери или в углу комнаты. Оберегайтесь от падающих обломков или тяжелой мебели. Стойте дальше от окон и тяжелых предметов (станков, холодильников), которые могут опрокинуться или сдвинуться с места. Общее правило - не выбегайте из здания. Падающие рядом со зданием обломки представляют наибольшую опасность. Лучше искать спасения там, где вы находитесь, дождаться конца землетрясения и затем спокойно покинуть помещение, если это необходимо. Если вы находитесь в высоком здании, не бросайтесь к лестнице или лифту. Выходы скорее всего будут забиты толпой, а лифты по большей части прекращают работу. Ищите спасение там, где вы находитесь.

Слайд 20

Не пугайтесь, если выключат электричество или если начнут звонить сигналы тревоги лифтов, противопожарных установок или охранных систем, либо включатся противопожарные распылители воды; будьте готовы услышать звон бьющейся посуды, треск стен, грохот падающих предметов. Если вы находитесь в несейсмостойком кирпичном доме или другой небезопасной постройке, вы можете решить, что лучше оставить помещение, чем находиться внутри. В таком случае выбегайте быстро, но осторожно, уберегаясь от падающих кирпичей, оборвавшихся проводов и других источников опасности. Если вы проходите рядом с высоким зданием, станьте в дверной проем, чтобы уберечься от падающих обломков. Если вы находитесь вне помещения, постарайтесь выйти на открытое пространство, удалившись от зданий и линий электропередач. Если вы едете в автомобиле, спокойно остановитесь по возможности вдали от высоких зданий, путепроводов и мостов. Оставайтесь в машине до прекращения колебаний. Не удивляйтесь, если вы почувствуете новые толчки. После первого сильного толчка может наступить временное затишье, а затем новый толчок. Не пользуйтесь свечками, спичками, зажигалками – при утечке газа возможен взрыв и пожар!

Слайд 21

Как действовать после землетрясения Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия. Будьте готовы к сильным повторным толчкам, т. к. наиболее опасны первые 2 – 3 часа после землетрясения. Если вы оказались в завале, спокойно оцените обстановку, по возможности окажите себе медицинскую помощь Не отчаивайся, не плачь и не бойся. Может быть, через несколько часов, а вероятнее, через несколько дней тебя обязательно найдут! Экономь силы и не трать их попусту. Покричи или постучи по стене, по трубам, если услышишь голоса. Зажигать огонь нельзя, воду из бочка унитаза можно пить, а трубы и батарее можно использовать для подачи сигнала. Главный фактор выживания – это ты, твоя подготовленность, спокойствие, сообразительность и терпение! Человек может обходиться без пищи более полумесяца.

Слайд 22

Бывают ли землетрясения на Луне? Первый лунный сейсмограф был установлен американцами в 1969 г. Сейчас имеются свидетельства десятков лунотрясений, исходящих из ее недр, не говоря о десятков сотрясений от метеоритных ударов и ударов ракет. Еще больше загадок таят в себе Марс и Венера. На этих планетах, как оказалось, тоже происходят сотрясения.

Слайд 23

Вопросы для контроля Что такое: эпицентр ? сейсмология? сейсмограф? магнитуда? шкала Рихтера? Ответь на вопросы: Какие последствия землетрясений видны на фото и рисунках на стр. 33 – 39 учебника ОБЖ (7 класс)? Какие воздействия землетрясения и их последствия оказывают на здоровье и психику человека ?

Слайд 24

Литература ОБЖ, учебник 7 класс, Москва, издательство АСТ, 2005-2010г. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Выпуск 1, Москва, Папирус, 1998г. Энциклопедия для детей. Геология. Том 4, Москва, «Аванта+», 1995г. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера .Поражающие факторы. МЧС России. Москва, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...